• сохранение МВФ и МБРР в качестве гарантов мировой
валютной системы[3].
При сопоставлении Бреттон-Вудской
и Ямайской систем прослеживается преемственность. В частности, несмотря на
тенденцию к плюрализму валют, де-факто сохраняются позиции доллара как главного
платежного и резервного средства, так как за стандартом СДР скрывается именно
американская валюта. Золото по-прежнему рассматривается в качестве валютного
товара при чрезвычайных обстоятельствах (войны, кризисы и т. п.). Наконец,
созданные в 1944 г. международные координирующие организации – МВФ и МБРР – не
только не исчезли, но и расширили свои функции.
Вместо золотодевизного стандарта
был введен стандарт специальных прав заимствования (СПЗ), созданных еще в
конце 60-х годов и представляющих собой международные активы в виде записей на
специальных счетах в Международном валютном фонде. Стоимость 1 единицы СПЗ
определяется на основе валютной корзины, в состав которой в настоящее время
входят (в процентах) американский доллар (39), японская иена (18), немецкая
марка (21), английский фунт стерлингов (11) и французский франк (11). В связи
с переходом к стандарту СПЗ юридически завершился процесс демонетизации
золота, т. е. утраты им денежных функций. Были отменены золотые паритеты.
Страны–члены МВФ получили право выбора любого режима валютного курса[4].
Все отмеченные факторы заставили
западноевропейские страны вести дело к формированию собственной региональной
валютной системы (ЕВС). За прошедшие двадцать лет, с момента создания в 1979
г., ЕВС окрепла и в настоящее время вступает в новую стадию своего развития –
ликвидации национальных валют 15 государств – членов ЕС и введения
универсальной денежной единицы евро. Современный этап существования Ямайской валютной
системы характеризуется рядом особенностей.
1. За счет бывших социалистических стран, которые
присоединились к соглашению 1976–1978 гг. и вступили в МВФ в конце 80-х –
начале 90-х гг., расширилось количество государств-участников.
2. Хозяйственные трудности развивающихся стран и
переходных экономик вызвали обострение нестабильности на мировых валютных
рынках.
3. Появилась реальная альтернатива монопольному положению
американского доллара со стороны новой коллективной европейской валюты.
4. Развиваются процессы информатизации и компьютеризации
валютно-расчетных отношений, ускоряющие финансовые операции.
5. Возросло значение международных организаций и
интеграционных группировок в регулировании валютно-финансовой сферы.
В Западной Европе в конце 70-х
годов была юридически оформлена региональная Европейская валютная система
(ЕВС), которая отразила углубление интеграционных тенденций в этом регионе.
Денежной единицей в ЕВС стал экю, условная стоимость которого определяется по
методу валютной корзины, в которую входят денежные единицы стран Европейского
Союза. В середине декабря 1996 г. лидеры Евросоюза приняли решение о переходе с
1 января 1999 г. к единой валюте стран ЕС – евро. Валютная система России находится
в стадии формирования. Ее основой является рубль, который после обособления, а
фактически отделения РФ от денежно-кредитных систем республик бывшего СССР постепенно
превратился в частично конвертируемую валюту по текущим операциям с сохранением
ряда валютных ограничений.
1.2. Международный валютный фонд – ведущий институт
международной валютной системы
Международный валютный фонд (International Monetary Fund (IMF)),
созданный в 1945 г. по решению конференции в Бреттон-Вудсе, начал осуществлять
операции с 1946 г. Он является межправительственной организацией, специализированным
учреждением ООН, сочетающим в своей деятельности регулирующие, консультативные
и финансово-кредитные функции. В центре внимания МВФ – проблемы мониторинга
валютной политики стран – членов фонда, которых в настоящее время насчитывается
181. Штаб-квартира Фонда расположена в Вашингтоне.
МВФ является институциональной
основой современной МВФС. Каждое государство, вступая в эту организацию,
осуществляет определенный денежный взнос – подписную квоту, которая подлежит
пересмотру каждое пятилетие. Размер квоты (выраженной в СДР) соответствует
доли страны в мировом ВВП и определяет количество голосов, которое закрепляется
за ней в Фонде, выступающем, с точки зрения экономики, как международное акционерное
общество. Распределение голосов означает на сегодняшний день преобладание
нескольких государств: 17,7% голосов приходится на США, по 5,5% – на Германию и
Японию, по 4,9% – на Великобританию и Францию, 3,4% – на Саудовскую Аравию,
3,1% – на Италию, 2,9% – на Россию. Структура МВФ включает Совет управляющих
– высший орган, состоящий из представителей стран – членов фонда и их
заместителей, назначаемых своими государствами на пять лет. Обычно в этом
качестве выступают министры финансов или главы центральных банков. Форма
работы Совета – ежегодные сессии[5].
Вся текущая деятельность МВФ
направляется Исполнительным советом, которому Совет управляющих вправе
передать решение любых вопросов, кроме отдельных, наиболее важных (например,
прием новых членов, пересмотр размера квот и т. п.). Исполнительный совет
включает в свой состав директора-распорядителя и 24 директора-исполнителя. Он
проводит свои заседания не менее трех раз в неделю. Кроме названных элементов
Фонд имеет в своей структуре ряд других органов: Временный комитет, Комитет
по развитию и Комитет по статистике платежных балансов, в компетенцию
которых входит осуществление специфических функций.
Источниками финансирования МВФ,
кроме членских взносов, являются займы у наиболее развитых стран мира (так
называемая "группа 10", к которой с 1984 г. присоединилась
Швейцария), которые производятся в соответствии с заключенным в 1962 г. Генеральным
соглашением о займах. В настоящее время собственный капитал МВФ достигает 290
млрд долл. Важнейшая функция Фонда – кредитование правительств на льготных условиях
по различным взаимосогласованным средне- и долгосрочным программам с целью
содействия в выравнивании платежных балансов и поддержания валютного курса.
Кредиты предоставляются как из собственных, так и привлеченных средств Фонда в
виде траншей или долей, составляющих 25% квоты соответствующего члена МВФ.
Комиссионный сбор установлен в размере 0,5% от объема кредита, а процентная
ставка формируется с учетом ставок по аналогичным кредитам на открытом рынке и
колеблется в пределах 6–8% годовых, что существенно ниже уровня многих
коммерческих банков. В зависимости от условий предоставления кредиты МВФ
бывают:
• в размере до 25% квоты (так называемой резервной
доли). Как правило, такой кредит предоставляется сроком на 1 год, с
возможностью продления до 4–5 лет;
• в расширенном варианте – до 300% национальной квоты
(обычно в течение трех лет),
• в виде компенсационных или экстренных выплат из
специальных фондов;
• в форме финансирования буферных (сырьевых) запасов;
• через Фонд структурной перестройки, созданный в 1987
г. для стран с низким уровнем душевого дохода
Использование страной ресурсов МВФ
сопровождается принятием ею на себя весьма жестких обязательств в области
макроэкономического регулирования экономикой, и, прежде всего, проведения
валютно-финансовой политики, согласованной и патронируемой этой организацией.
Стандартный механизм кредитования предусматривает заимствование (покупку)
нуждающимся правительством у Фонда определенной суммы иностранной валюты либо
СДР в обмен на эквивалентное количество национальной валюты, которая зачисляется
на счет МВФ в центральном банке данной страны. В свою очередь, возврат кредитов
для стран с неконвертируемыми валютами состоит в обратном их выкупе с расчетом
в СКВ. Международный валютный фонд оказывает также техническое содействие
своим членам и занимается подготовкой кадров через Институт МВФ в Вашингтоне
со специализацией по финансовому анализу, статистике и бухучету. Большой
интерес для экономистов представляют обзоры, доклады и периодические издания
Фонда.
Россия стала членом МВФ в 1992 г. За прошедшие годы
суммарный объем кредитов, полученных нашей страной по линии Фонда, достиг более
12 млрд долл. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. серьезно подорвал кредитную
репутацию России в МВФ, что значительно затруднило развитие сотрудничества с
этой организацией.
2. Стоимость валюты и
валютный курс
2.1. Основные характеристики валютного курса
Национальные денежные единицы
приравниваются друг к другу в определенных пропорциях. Соотношение между
двумя валютами (своеобразная «цена» одной валюты, выраженная в денежных
единицах другой страны), которое устанавливается в законодательном порядке
или складывается на рынке под влиянием спроса и предложения, называется
валютным курсам.
Курс национальной валюты может
выражаться в денежной единице другой страны, том или ином наборе валют
(«валютной корзине») или в международных счетных единицах.
Формирование валютного курса
испытывает на себе воздействие многочисленных факторов. Общей его основой
является покупательная способность валюты, в которой отражаются средние
национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Однако его конкретная
величина зависит также от темпа инфляции, разницы в уровнях процентных ставок,
состояния платежного баланса. Большое влияние на валютный курс оказывают деятельность
валютных спекулянтов и валютные интервенции (вмешательство центрального банка в
операции на валютном рынке). В отдельные моменты резко возрастает значение такого
фактора, как степень доверия к национальной и иностранной валюте. Весьма
сильное воздействие нередко оказывают ожидания тех или иных изменений в
экономической политике страны. В условиях переходной экономики России для
формирования валютного курса имеет значение и неодинаковая вовлеченность различных
сфер народного хозяйства в мирохозяйственные связи.
Итак, валютный курс – это
связующее звено между национальной и мировой денежными системами, выражающее
соотношение платежных единиц разных стран. Он необходим для установления
мировых цен на экспортную продукцию, выработки кредитной политики, адекватной
конъюнктуре рынка, стимулирования развития сферы услуг и информационно-технологического
обмена. Стоимостной основой валютного курса является покупательная способность
валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги и капиталы.
Таким образом, через валютный курс производители и потребители сравнивают
внутренние ценовые пропорции с мировыми. В итоге оценивается степень
прибыльности выпуска и экспорта/импорта данного товара, а также эффективность
инвестиционных проектов.
К основным характеристикам
валютного курса прежде всего относят его номинальное и реальное значения. Номинальное
значение валютного курса определяется ежедневно публикуемой средней
"ценой" национальной валюты, формируемой торгами на межбанковской
валютной бирже (при различных масштабах конвертации) или устанавливаемой
центральным банком (в случае необратимости валюты). Реальное значение
рассчитывается через умножение номинального курса на соотношение цен в двух
странах либо на базе сопоставления средних национальных цен в государствах –
торговых партнерах.
Числовая запись (котировка)
пропорций валют имеет различный вид. При прямой котировке иностранная валюта
приравнивается к национальной (как правило, с точностью до четырех знаков после
запятой). Например: 1 долл. США за 7,3450 российских руб. Гораздо реже
используется обратная (косвенная) котировка, когда твердая сумма в отечественных
денежных единицах соотносится с эквивалентом в иностранной валюте, например: 1
ф. ст. за 1,6503 долл. США. Такая форма характерна для Великобритании и ряда ее
бывших доминионов, а также для внутреннего оборота США. Наконец, в банковской
практике существуют так называемые кросс-курсы (перекрестные котировки) двух
иностранных валют, ни одна из которых не является национальной денежной
единицей для участника сделки, фиксирующего курс. Так, в России за основу
курса рубля берется соотношение доллар – рубль, зарегистрированный на торгах
ММВБ, а прочие курсы определяются по методу кросс-котировки
"доллар-валюта". Другой отличительной чертой валютного курса служит
его двойственная сущность, которая проявляется в момент совершения сделки как
курс продавца и покупателя. Например: котировка 7,3451–7,5600 руб. за 1 долл.
США в России означает, что банки приобретают доллары у клиентов по курсу
покупки, равному 7,3451, а продают их всем желающим по курсу продажи – 7,5600.
Разница между ними, называемая маржей, составляет доход финансово-кредитного
учреждения. Она служит важным средством страхования потерь при изменении номинального
курса валюты. Поэтому возрастание размеров маржи говорит о кризисном характере
ситуации на валютном рынке. Среднее арифметическое значение курсов покупки и
продажи представляет собой так называемый средний курс национальной валюты,
показатель которого используется при экономических сопоставлениях на длительную
перспективу. В практике финансово-валютных отношений широко применяется так
называемый фиксинг, состоящий в процедуре определения и регистрации
межбанковского курса путем последовательного соотнесения объема спроса и предложения
по каждой валюте, что позволяет устанавливать курсы продавца и покупателя,
которые публикуются в официальных изданиях.
2.2. Факторы, влияющие на валютный курс
Как и всякий элемент хозяйственной
макросистемы, валютный курс не может существовать в отрыве от реально
протекающих экономических процессов на национальном, региональном и глобальном
уровнях. Поскольку он является в своей сути ценовой пропорцией, то,
следовательно, объективно подвержен возможности колебаться вокруг своей
стоимостной основы – покупательной способности валюты, которая
измеряется количеством обмениваемых на единицу валюты материальных и иных благ.
На валютный курс оказывают воздействие многие факторы. Наиболее важны
следующие:
1. Уровень инфляции (чем он выше, тем ниже курс
национальной валюты).
2. Состояние бюджета, особенно платежного баланса страны
(активный баланс повышает курс данной валюты).
3. Различие в национальных процентных ставках (их
повышение привлекает иностранные капиталы, что укрепляет валютный курс).
4. Спекулятивные операции на рынке (возрастание их
объема говорит о нестабильности в экономике страны и способствует падению
курса ее валюты).
5. Степень доверия и масштаб использования валюты в
международных расчетах (чем он шире, тем выше валютный курс).
6. Использование практики ускорения или задержки
платежей (первое в ожидании падения курса, второе – при его росте).
7. Валютная политика правительства.
Последний фактор нуждается в
раскрытии, так как валютная политика может приобретать довольно разнообразные
формы, к которым обычно относят:
• дисконтирование – изменение учетной ставки центрального
банка;
• девизную политику – куплю-продажу иностранной валюты
государственными органами на национальном рынке, получившую название валютной
интервенции;
• диверсификацию валютных резервов – практику включения
в их состав валют разных стран;
• применение валютных ограничений;
• использование различных режимов установления валютного
курса;
• девальвацию и ревальвацию – хорошо известные и
традиционные методы, означающие соответственно снижение или повышение курса
национальной валюты по отношению к иностранной.
Помимо экономических факторов
важную роль в формировании курса национальной валюты играют политические
факторы (кризисы, конфликты), а также изменения массовой психологии людей
(приливы и отливы определенных настроений, интересов и вкусов). Не следует
забывать, что, с другой стороны, резкие изменения курса национальной валюты
воздействуют на развитие МЭО. Хаос в сфере МВФС, как показывает опыт мировых
войн, приводит к дезорганизации межгосударственных хозяйственных связей, свертыванию
всех форм сотрудничества. Валютный курс выступает в качестве ориентира при
осуществлении внешнеэкономической политики, он способен усилить или подорвать
позиции национальных экспортеров на мировых рынках, наконец, через действие
механизма курсового сопоставления происходит перераспределение совокупного ВВП
планеты между странами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|