Меню
Поиск



рефераты скачать Международная валютная система

• сохранение МВФ и МБРР в качестве гарантов миро­вой валютной системы[3].

При сопоставлении Бреттон-Вудской и Ямайской сис­тем прослеживается преемственность. В частности, несмотря на тенденцию к плюрализму валют, де-факто сохраняются позиции доллара как главного платежного и резервного средства, так как за стандартом СДР скрывается именно американская валюта. Золото по-прежнему рассматрива­ется в качестве валютного товара при чрезвычайных об­стоятельствах (войны, кризисы и т. п.). Наконец, созданные в 1944 г. международные координирующие организации – МВФ и МБРР – не только не исчезли, но и расширили свои функции.

Вместо золотодевизного стандарта был введен стандарт спе­циальных прав заимствования (СПЗ), созданных еще в конце 60-х годов и представляющих собой международные активы в виде записей на специальных счетах в Международном валют­ном фонде. Стоимость 1 единицы СПЗ определяется на основе валютной корзины, в состав которой в настоящее время входят (в процентах) американский доллар (39), японская иена (18), немецкая марка (21), английский фунт стерлингов (11) и фран­цузский франк (11). В связи с переходом к стандарту СПЗ юри­дически завершился процесс демонетизации золота, т. е. утраты им денежных функций. Были отменены золотые паритеты. Страны–члены МВФ получили право выбора любого режима валютного курса[4].

Все отмеченные факторы заставили западноевропейс­кие страны вести дело к формированию собственной регио­нальной валютной системы (ЕВС). За прошедшие двадцать лет, с момента создания в 1979 г., ЕВС окрепла и в настоя­щее время вступает в новую стадию своего развития – ликвидации национальных валют 15 государств – членов ЕС и введения универсальной денежной единицы евро. Со­временный этап существования Ямайской валютной систе­мы характеризуется рядом особенностей.

1. За счет бывших социалистических стран, которые присоединились к соглашению 1976–1978 гг. и вступили в МВФ в конце 80-х – начале 90-х гг., расширилось количе­ство государств-участников.

2. Хозяйственные трудности развивающихся стран и переходных экономик вызвали обострение нестабильности на мировых валютных рынках.

3. Появилась реальная альтернатива монопольному по­ложению американского доллара со стороны новой коллек­тивной европейской валюты.

4. Развиваются процессы информатизации и компьюте­ризации валютно-расчетных отношений, ускоряющие фи­нансовые операции.

5. Возросло значение международных организаций и интеграционных группировок в регулировании валютно-финансовой сферы.

В Западной Европе в конце 70-х годов была юридически оформлена региональная Европейская валютная система (ЕВС), которая отразила углубление интеграционных тенденций в этом регионе. Денежной единицей в ЕВС стал экю, условная стои­мость которого определяется по методу валютной корзины, в которую входят денежные единицы стран Европейского Союза. В середине декабря 1996 г. лидеры Евросоюза приняли решение о переходе с 1 января 1999 г. к единой валюте стран ЕС – евро. Валютная система России находится в стадии формирования. Ее основой является рубль, который после обособления, а фактиче­ски отделения РФ от денежно-кредитных систем республик бывшего СССР постепенно превратился в частично конверти­руемую валюту по текущим операциям с сохранением ряда ва­лютных ограничений.


1.2. Международный валютный фонд – ведущий институт

международной валютной системы


Международный валютный фонд (International Monetary Fund (IMF)), созданный в 1945 г. по решению конференции в Бреттон-Вудсе, начал осуществлять операции с 1946 г. Он является межправительственной организацией, специали­зированным учреждением ООН, сочетающим в своей дея­тельности регулирующие, консультативные и финансово-кредитные функции. В центре внимания МВФ – проблемы мониторинга валютной политики стран – членов фонда, ко­торых в настоящее время насчитывается 181. Штаб-квар­тира Фонда расположена в Вашингтоне.

МВФ является институциональной основой современ­ной МВФС. Каждое государство, вступая в эту организа­цию, осуществляет определенный денежный взнос – под­писную квоту, которая подлежит пересмотру каждое пя­тилетие. Размер квоты (выраженной в СДР) соответствует доли страны в мировом ВВП и определяет количество го­лосов, которое закрепляется за ней в Фонде, выступаю­щем, с точки зрения экономики, как международное акцио­нерное общество. Распределение голосов означает на сегод­няшний день преобладание нескольких государств: 17,7% голосов приходится на США, по 5,5% – на Германию и Японию, по 4,9% – на Великобританию и Францию, 3,4% – на Саудовскую Аравию, 3,1% – на Италию, 2,9% – на Россию. Структура МВФ включает Совет управ­ляющих – высший орган, состоящий из представителей стран – членов фонда и их заместителей, назначаемых сво­ими государствами на пять лет. Обычно в этом качестве выступают министры финансов или главы центральных бан­ков. Форма работы Совета – ежегодные сессии[5].

Вся текущая деятельность МВФ направляется Испол­нительным советом, которому Совет управляющих впра­ве передать решение любых вопросов, кроме отдельных, наиболее важных (например, прием новых членов, пере­смотр размера квот и т. п.). Исполнительный совет включа­ет в свой состав директора-распорядителя и 24 директора-исполнителя. Он проводит свои заседания не менее трех раз в неделю. Кроме названных элементов Фонд имеет в своей структуре ряд других органов: Временный комитет, Комитет по развитию и Комитет по статистике пла­тежных балансов, в компетенцию которых входит осуще­ствление специфических функций.

Источниками финансирования МВФ, кроме членских взносов, являются займы у наиболее развитых стран мира (так называемая "группа 10", к которой с 1984 г. присоеди­нилась Швейцария), которые производятся в соответствии с заключенным в 1962 г. Генеральным соглашением о зай­мах. В настоящее время собственный капитал МВФ дости­гает 290 млрд долл. Важнейшая функция Фонда – креди­тование правительств на льготных условиях по различным взаимосогласованным средне- и долгосрочным программам с целью содействия в выравнивании платежных балансов и поддержания валютного курса. Кредиты предоставляются как из собственных, так и привлеченных средств Фонда в виде траншей или долей, составляющих 25% квоты соот­ветствующего члена МВФ. Комиссионный сбор установлен в размере 0,5% от объема кредита, а процентная ставка формируется с учетом ставок по аналогичным кредитам на открытом рынке и колеблется в пределах 6–8% годовых, что существенно ниже уровня многих коммерческих бан­ков. В зависимости от условий предоставления кредиты МВФ бывают:

• в размере до 25% квоты (так называемой резервной доли). Как правило, такой кредит предоставляется сроком на 1 год, с возможностью продления до 4–5 лет;

• в расширенном варианте – до 300% национальной квоты (обычно в течение трех лет),

• в виде компенсационных или экстренных выплат из специальных фондов;

• в форме финансирования буферных (сырьевых) за­пасов;

• через Фонд структурной перестройки, созданный в 1987 г. для стран с низким уровнем душевого дохода

Использование страной ресурсов МВФ сопровождает­ся принятием ею на себя весьма жестких обязательств в области макроэкономического регулирования экономикой, и, прежде всего, проведения валютно-финансовой полити­ки, согласованной и патронируемой этой организацией. Стандартный механизм кредитования предусматривает заимство­вание (покупку) нуждающимся правительством у Фонда определенной суммы иностранной валюты либо СДР в об­мен на эквивалентное количество национальной валюты, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке дан­ной страны. В свою очередь, возврат кредитов для стран с неконвертируемыми валютами состоит в обратном их выку­пе с расчетом в СКВ. Международный валютный фонд ока­зывает также техническое содействие своим членам и за­нимается подготовкой кадров через Институт МВФ в Ва­шингтоне со специализацией по финансовому анализу, ста­тистике и бухучету. Большой интерес для экономистов представляют обзоры, доклады и периодические издания Фонда.

Россия стала членом МВФ в 1992 г. За прошедшие годы суммарный объем кредитов, полученных нашей страной по линии Фонда, достиг более 12 млрд долл. Финансовый кри­зис 17 августа 1998 г. серьезно подорвал кредитную репута­цию России в МВФ, что значительно затруднило развитие сотрудничества с этой организацией.

 


2. Стоимость валюты и валютный курс

 

2.1. Основные характеристики валютного курса


Национальные денежные единицы прирав­ниваются друг к другу в определенных пропорциях. Соотноше­ние между двумя валютами (своеобразная «цена» одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны), которое ус­танавливается в законодательном порядке или складывается на рынке под влиянием спроса и предложения, называется валютным курсам.

Курс национальной валюты может выражаться в денежной единице другой страны, том или ином наборе валют («валютной корзине») или в международных счетных единицах.

Формирование валютного курса испытывает на себе воздей­ствие многочисленных факторов. Общей его основой является покупательная способность валюты, в которой отражаются сред­ние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Однако его конкретная величина зависит также от темпа ин­фляции, разницы в уровнях процентных ставок, состояния пла­тежного баланса. Большое влияние на валютный курс оказывают деятельность валютных спекулянтов и валютные интервенции (вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке). В отдельные моменты резко возрастает значение такого фактора, как степень доверия к национальной и иностранной валюте. Весьма сильное воздействие нередко оказывают ожида­ния тех или иных изменений в экономической политике страны. В условиях переходной экономики России для формирования ва­лютного курса имеет значение и неодинаковая вовлеченность раз­личных сфер народного хозяйства в мирохозяйственные связи.

Итак, валютный курс – это связующее звено между национальной и мировой де­нежными системами, выражающее соотношение платеж­ных единиц разных стран. Он необходим для установления мировых цен на экспортную продукцию, выработки кредит­ной политики, адекватной конъюнктуре рынка, стимули­рования развития сферы услуг и информационно-техноло­гического обмена. Стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги и ка­питалы. Таким образом, через валютный курс производители и потребители сравнивают внутренние ценовые пропор­ции с мировыми. В итоге оценивается степень прибыльнос­ти выпуска и экспорта/импорта данного товара, а также эффективность инвестиционных проектов.

К основным характеристикам валютного курса прежде всего относят его номинальное и реальное значения. Номи­нальное значение валютного курса определяется ежеднев­но публикуемой средней "ценой" национальной валюты, формируемой торгами на межбанковской валютной бирже (при различных масштабах конвертации) или устанавлива­емой центральным банком (в случае необратимости валю­ты). Реальное значение рассчитывается через умножение номинального курса на соотношение цен в двух странах либо на базе сопоставления средних национальных цен в госу­дарствах – торговых партнерах.

Числовая запись (котировка) пропорций валют имеет различный вид. При прямой котировке иностранная валюта приравнивается к национальной (как правило, с точностью до четырех знаков после запятой). Например: 1 долл. США за 7,3450 российских руб. Гораздо реже используется об­ратная (косвенная) котировка, когда твердая сумма в оте­чественных денежных единицах соотносится с эквивален­том в иностранной валюте, например: 1 ф. ст. за 1,6503 долл. США. Такая форма характерна для Великобритании и ряда ее бывших доминионов, а также для внутреннего оборота США. Наконец, в банковской практике существуют так на­зываемые кросс-курсы (перекрестные котировки) двух ино­странных валют, ни одна из которых не является нацио­нальной денежной единицей для участника сделки, фикси­рующего курс. Так, в России за основу курса рубля берется соотношение доллар – рубль, зарегистрированный на тор­гах ММВБ, а прочие курсы определяются по методу кросс-котировки "доллар-валюта". Другой отличительной чертой валютного курса служит его двойственная сущность, кото­рая проявляется в момент совершения сделки как курс про­давца и покупателя. Например: котировка 7,3451–7,5600 руб. за 1 долл. США в России означает, что банки приобретают доллары у клиентов по курсу покупки, равному 7,3451, а продают их всем желающим по курсу продажи – 7,5600. Разница между ними, называемая маржей, составляет до­ход финансово-кредитного учреждения. Она служит важ­ным средством страхования потерь при изменении номи­нального курса валюты. Поэтому возрастание размеров мар­жи говорит о кризисном характере ситуации на валютном рынке. Среднее арифметическое значение курсов покупки и продажи представляет собой так называемый средний курс национальной валюты, показатель которого используется при экономических сопоставлениях на длительную перспек­тиву. В практике финансово-валютных отношений широко применяется так называемый фиксинг, состоящий в проце­дуре определения и регистрации межбанковского курса пу­тем последовательного соотнесения объема спроса и пред­ложения по каждой валюте, что позволяет устанавливать курсы продавца и покупателя, которые публикуются в офи­циальных изданиях.


2.2. Факторы, влияющие на валютный курс


Как и всякий элемент хозяйственной макросистемы, валютный курс не может существовать в отрыве от реаль­но протекающих экономических процессов на националь­ном, региональном и глобальном уровнях. Поскольку он яв­ляется в своей сути ценовой пропорцией, то, следователь­но, объективно подвержен возможности колебаться вокруг своей стоимостной основы – покупательной способности валюты, которая измеряется количеством обмениваемых на единицу валюты материальных и иных благ. На валютный курс оказывают воздействие многие факторы. Наиболее важны следующие:

1. Уровень инфляции (чем он выше, тем ниже курс национальной валюты).

2. Состояние бюджета, особенно платежного баланса страны (активный баланс повышает курс данной валюты).

3. Различие в национальных процентных ставках (их повышение привлекает иностранные капиталы, что укреп­ляет валютный курс).

4. Спекулятивные операции на рынке (возрастание их объема говорит о нестабильности в экономике страны и спо­собствует падению курса ее валюты).

5. Степень доверия и масштаб использования валюты в международных расчетах (чем он шире, тем выше валют­ный курс).

6. Использование практики ускорения или задержки платежей (первое в ожидании падения курса, второе – при его росте).

7. Валютная политика правительства.

Последний фактор нуждается в раскрытии, так как ва­лютная политика может приобретать довольно разнообраз­ные формы, к которым обычно относят:

• дисконтирование – изменение учетной ставки цент­рального банка;

• девизную политику – куплю-продажу иностранной валюты государственными органами на национальном рын­ке, получившую название валютной интервенции;

• диверсификацию валютных резервов – практику включения в их состав валют разных стран;

• применение валютных ограничений;

• использование различных режимов установления ва­лютного курса;

• девальвацию и ревальвацию – хорошо известные и традиционные методы, означающие соответственно сниже­ние или повышение курса национальной валюты по отно­шению к иностранной.

Помимо экономических факторов важную роль в фор­мировании курса национальной валюты играют политичес­кие факторы (кризисы, конфликты), а также изменения массовой психологии людей (приливы и отливы определен­ных настроений, интересов и вкусов). Не следует забывать, что, с другой стороны, резкие изменения курса националь­ной валюты воздействуют на развитие МЭО. Хаос в сфере МВФС, как показывает опыт мировых войн, приводит к дезорганизации межгосударственных хозяйственных связей, свертыванию всех форм сотрудничества. Валютный курс выступает в качестве ориентира при осуществлении внеш­неэкономической политики, он способен усилить или подо­рвать позиции национальных экспортеров на мировых рын­ках, наконец, через действие механизма курсового сопо­ставления происходит перераспределение совокупного ВВП планеты между странами.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.