Во многих аспектах интересы
стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.
Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и
направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних
международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий,
принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный
организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на
базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения
экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей
силы[3].
В настоящее время значительное число
учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных
группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых
ресурсов.
Так, Комиссия ООН по
народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого
используется на субсидирование национальных программ в области миграции
населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает
регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ
(Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые
касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО
имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и
членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является
обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация,
обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе
деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов,
занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Соответствующие документы
международных организаций имеют большое значение применительно к национальному
законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области
внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных
конвенций.
Одной из основных идей Конвенции
МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими
данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их
национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п.[4] Конвенция
содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых
трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства
права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов
обеспечивается:
• организацией бесплатных служб
для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
• принятием мер против
недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции
и эмиграции граждан (ст. 3);
• принятием мер, облегчающих все
стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);
• организацией соответствующих
медицинских служб (ст. 5);
• разрешением переводить на родину
заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).
Два приложения к Конвенции
касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно – вопросов ввоза
мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении
1, в частности, указывается, что посреднической деятельностью по
трудоустройству мигрантов могут заниматься:
• наниматель или лицо,
находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения
от компетентных властей и под их контролем;
• частное агентство, получившее
на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой
данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях,
которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории,
либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей
стран.
В данной Конвенции также
указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции,
подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость
письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права
трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма,
условий и содержания труда и уровня его оплаты.
Документы МОТ провозглашают
равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне
минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными
законодательствами, – возможность участвовать в процедурах по установлению
размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата
трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
Статья 9 Конвенции № 97
закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных
средств на родину.
Международными стандартами
предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование
или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для
мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к
получению образования.
Конвенция МОТ, принятая в 1962
г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без
гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие
настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого
другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном
обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства
по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий:
медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери
трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной
нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.[5]
Согласно Конвенции МОТ 1975 г.,
государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать
необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования,
предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости,
социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и
социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном
основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.
Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной
в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов
в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции – координация
национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях
развития отдельных стран.
Ратификация заинтересованными
государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой
миграции, является необходимым условием для их осуществления.
3.
Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов
Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые
постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою
иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования
численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
В качестве инструмента
регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты,
который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При
определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и
по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам,
образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных
рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
Иммиграционная квота может быть
распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов.
Например, в США в 1995 г. было принято следующее распределение иммиграционной
квоты: 71% – родственники граждан США, 20% – специалисты, в которых нуждаются
США, и 9% – прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в
США в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и
ужесточил требования к их качественным характеристикам[6].
Качественный состав
трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования
различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены
преференции, в части первоочередного получения въездной визы).
О высоких требованиях к качеству
прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры
признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной
подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз
является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить
разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.
Национальность иммигранта
является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от
национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения,
например, в США национального равновесия.
К числу других требований,
предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:
• требование хорошего состояния
здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и
США);
• дополнительные
профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий
(в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране
программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными
системами);
• ограничения личностного и
психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР
должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для
представителей любой из партий тоталитарного типа.
Значение того или иного
качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может
меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших
характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата,
обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования
достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной
политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным
категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом
получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие
открыть дело в стране пребывания.
Одной из целей иммиграционной политики
является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной
рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют
меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на
сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США
одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам
законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без
разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует
о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие
страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы
стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых
преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной
помощи и возможности приобретения профессии и т.п.)
4.
Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов
Международная организация труда
так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых
ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от
трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для
сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен
быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на
родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах
профессий и образования.
Современная международная
трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран –
экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для
достижения целей эмиграции, а именно:
• методы и средства защиты
интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования
масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны.
Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение
прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят
политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных
специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при
неблагоприятной демографической ситуации;
• методы использования эмиграции
в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных
средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают
эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им
выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров
и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает
трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда
дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы.
Государство привлекает также средства частных посреднических организаций,
занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных
вкладов и страховок;
• методы и средства по защите
прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и
контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана
обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной
плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому
обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов,
представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля
за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения
спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.
В посольствах и
представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду,
которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе
разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с
работодателями.
Заслуживает внимания опыт
создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением
прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда
благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания,
жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину
мигрантов;
• меры, способствующие как
защите государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.
Государство стремится выработать
такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту
государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации
данной задачи является введение порядка обязательного государственного
лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель
лицензирования – наделение правом посредничества при трудоустройстве за
границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями,
опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести
материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
• меры, направленные на взаимную
защиту интересов стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов
(например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных
перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).
5.
Миграционная политика Российской Федерации
Россия не осталась в стороне от
миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические
и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели
к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех
миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии,
не прекращаются.
Рост безработицы подтолкнул
сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов,
трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в
последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по
проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость
международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных
лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например,
афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты – вьетнамцы,
китайцы и т.д.).
Правительство Российской
Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную
миграционную политику, искать поддержки – материальной и финансовой – у
международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на
двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и
трудовых ресурсов.
Выход России на внешние рынки
труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики.
В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов,
основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных
актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в
страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному
контролю и т.д.
Разработана федеральная миграционная
программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области
миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование
миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся
процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации
прав мигрантов[7].
Практическому претворению в
жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских
граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные
международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией
и рядом других стран.
Федеральной миграционной службой
России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением
трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования
позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и
агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов,
требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и
организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.
Наиболее важные аспекты
российской миграционной политики:
• реализация гражданами РФ прав
на свободу перемещения;
• гарантия защиты и поддержки
трудящихся-мигрантов за рубежом;
• обеспечение беспрепятственного
возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.
Поскольку Россия в международной
миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке
российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию
многоцелевых направлений.
Так, в области импорта рабочей
силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт
зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от
избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по
регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции;
обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в
экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как
показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной
политики.
В области экспорта рабочей силы при
разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению
ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных
поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за
границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за
рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и
образования.
Принципиальное значение для РФ
имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования
в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру,
занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся
мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление
различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран
мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства
производства для последующей производственной деятельности.
С целью дополнительного
привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации
к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие
ряда мер, например:
• введение специальных
депозитных счетов;
• продажа земельных участков под
строительство;
• выдача на льготных условиях
ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных
банках;
• создание альтернативного
жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
• открытие валютного счета для
беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
• создание специального
пенсионного фонда.
Заключение
Подвижность населения и трудовых ресурсов –
одна из важных особенностей современных международных экономически отношений.
Страны-экспортеры и
страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции
совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных
процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом
национальных интересов.
Международная организация труда
является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при
разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают
равным количеством голосов с представителями правительств.
Мировой опыт свидетельствует,
что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим
рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и
острые социально-экономические проблемы.
Какие положительные последствия трудовой
миграции сегодня признаются и используются?
Прежде всего учитывается, что
процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы,
появлению для страны–экспортера рабочей силы дополнительного источника
валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими
знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего
класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные
рабочие места.
К отрицательным последствиям трудовой
миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей
средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение
квалификации работающих мигрантов и т.п.
Для нейтрализации отрицательных
последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате
трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в
выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде
роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся
мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких,
директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со
стороны государств и правительств.
В России создана правовая и организационная
база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная
миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по
миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования
России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций,
регламентирующих процессы трудовой миграции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.
Авдокушин Е. ф.
Международные экономические отношения. М., 1998.
2.
Буглай В. Б., Ливенцев Н.
Н. Международные экономические отношения М, 1998.
3.
Киреев Л. П. Международная
экономика. Ч. 1-2. – М., 1998.
4.
Международные
экономические отношения / Под ред. С.Ф. Сутырина. – СПб., 1997.
5.
Международные
экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
6.
Мировой
рынок труда. – М.: Наука, 1994.
7.
МТБ.
Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией труда.
1919-1986. - Женева, 1988.
8.
Неисповедимы
пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996.
9.
Сергеев Е.Ю. Международные
экономические отношения: Курс лекций. – М.: Информационно-внедренческий центр
«Маркетинг», 2000.
10.
Федеральная
миграционная программа //«Российская газета», 20 августа 1996.
11.
Федеральный
закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская газета», 16 августа 1996
г.
12.
Щербинин Ю.А., Рожков
К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения.
Интеграция. – М.: ЮНИТИ, 1997.
[1] Мировой
рынок труда. – М.: Наука, 1994, гл. 1–3.
[2] Сергеев Е.Ю. Международные экономические
отношения: Курс лекций. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг»,
2000. С. 251.
[3] Международные экономические отношения:
Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 197.
[4] Мировой
рынок труда. – М.: Наука, 1994, гл. 1–3.
[5] МТБ.
Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией труда.
1919-1986. - Женева, 1988. - С. 1428-1446.
[6] Неисповедимы
пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996., с. 3.
[7] Федеральный
закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская газета», 16 августа 1996
г.
Страницы: 1, 2
|