Меню
Поиск



рефераты скачать Межнациональные конфликты: историко-географический обзор

   Так  демонтаж памятника был осуществлен  27 апреля ночью, скрытно, в надежде на то, что общественное мнение смирится с совершенным беззаконием и надругательством над памятью павших советских солдат. Но такой расчет не оправдался и  на улицы Таллина и других эстонских городов вышли тысячи протестующих, требующих восстановления монумента и неприкосновенности мемориала. Этот стихийный протест был жестоко подавлен эстонскими властями с применением грубой, превысившей все допустимые пределы силы.                                    

   Такое  поведение  эстонского  правительства  по  отношению к  России  до  сих  пор  остаётся не  совсем  понятным, так  как   известно, что  около 40 - 50% населения Эстонии и Латвии составляют небалтийские этносы, в основном русский и близкие к нему. Но  за  последние годы неприязнь прибалтов к этим последним вошла в пословицу, и, хотя до открытого противостояния здесь не доходит, но ситуация остается очень сложной. На сегодняшний день Латвия и Эстония – единственные среди новых независимых государств, не давшие своего гражданства бывшим подданным СССР, проживающим на их территории. В то же время во Всеобщей декларации прав человека (1948г.) говорится: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его». К моменту получения независимости 30% населения Эстонии (по преимуществу русским, большинство которых родилось в этой республике) было отказано в гражданстве. Русские, как иностранцы, получили особые паспорта желтого цвета. Помимо этого, к ним применяют запреты на профессиональную деятельность: например, 700 тысяч русских, проживающих в Латвии, не могут заниматься 23 видами профессий. Политическое руководство страны закрывает глаза даже на то, что благодаря этому такие гиганты прибалтийской промышленности как Рижский радиозавод или Ингалинская АЭС лишаются нужного количества квалифицированных кадров. Фактически русские постепенно вытесняются из большинства сфер общественной жизни.

     Политическое руководство Латвии и Эстонии пытается искусственно создать мононациональные государства и таким образом отдалиться от «великого соседа», и причины стремления к разрыву прежде всего политические; разграничение населения по национальному признаку в данном случае носит скорее вспомогательную роль. Надо признать, что результаты такой     линии в этнополитике налицо – для прибалтийских государств был облегчен прием в Совет Европы, предоставлены все условия для скорейшей интеграции в европейские структуры. Очевидно, что для СЕ важны не сами Латвия или Эстония, а тот факт, что Россия лишается доступа к пяти первоклассным балтийским портам. Но политика политикой, а права человека продолжают нарушаться.

Глава 6. Русское  национальное  самосознание                                                                                                                                                 

Говоря   о  межнациональных  отношениях  в  нашем  государстве, мы  не  можем  не  остановиться  на  теме  национального  самосознания.                                Понятие "национальное самосознание" состоит из двух слов. Одно  из них, самосознание, означает способность "Я" сознавать самого себя как индивидуальность и как члена определенной общности. А иначе говоря, это  способность индивида идентифицировать себя с самим собой и с определенной общностью.                                                                                                                                                                                       Степень развитости самосознания может быть различной и зависит от глубины идентификации личности с самим собой и общностью.                                                                                            Чтобы верно построить концепцию национального самосознания, необходимо прежде определиться с понятием нация. Можно выделить два основных значения понятия нации. Во-первых, нация отождествляется с этнической общностью. Во-вторых, нация трактуется как гражданская общность. Мы  же  будем называть их соответственно этническим и национальным самосознанием. Так  как  речь   идёт о самосознании русских, то остановимся на его этническом и национальном аспектах.                                                                                                    Нужно ли в русском человеке акцентировать его этническое происхождение и способствовать актуализации его этнического самосознания? Да, безусловно, нужно и это связано с тем, что русские больше всех других народов бывшего СССР потеряли свои этнические качества, именно у русских оказалось размытым этническое самосознание. Русский был более советским человеком, чем представители других этносов. В результате этого он плохо различал  другие этнические группы и общности как в нашей стране, так и за рубежом. Этническое самосознание русским необходимо не для того, чтобы блюсти чистоту крови, но для того, чтобы знать себя и других. Однако, чтобы быть русским, мало иметь этническое самосознание. Русское национальное самосознание не тождественно этническому самосознанию.                                                                                                              Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру.                                                                                                                          Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Если гражданин России, независимо от места проживания и этнического происхождения, изъявляет готовность защищать ее интересы и действительно их защищает, то он, несомненно, имеет в себе очень важный компонент русского национального самосознания.                                                                                                    Во-вторых, важным фактором национального самосознания   для  граждан  любой  страны  является  их  родной  язык.( так  для  русских  граждан  это, конечно же,   наш  русский язык)  По-русски говорят и мыслят не одни этнические русские. Этнически не русские в той мере русские, в какой освоили русский язык. Так что можно быть одновременно осетином (принадлежать осетинскому этносу) и русским или, по крайней мере, русскоязычным.  Но  для того, чтобы быть не просто русскоязычным (каковыми, кстати, и, к сожалению, являются многие этнически русские люди), необходимо приобщиться в максимальной полноте к русской культуре, которая составляет третий важный компонент национального самосознания. Принадлежность же к русской культуре означает не эрудицию в области литературы, музыки, философии и т.д., даже не любовь к ней, а приятие и практическое утверждение ее основополагающих ценностей.                                                                                                                   Для русской культуры характерно свое специфическое понимание и переживание таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, свобода, справедливость, смысл жизни, любовь и другие. Важно отметить, что эти ценности по-разному преломляются в конкретных формах культуры: философии, морали, праве, искусстве, фольклоре, мифологии и даже науке.                                                                                      Чтобы их усвоить в процессе социализации, обучения и воспитания, необходимы специфические приемы и методики, свойственные  для каждой из названных форм культуры. Одно дело поучить знания по математике, другое - усвоить нравственные нормы и ценности, третье - овладеть правовой культурой, четвертое - приобрести художественный вкус и т.д. Самый лучший способ овладения русской культурой и параллельно с ним - формирования национального самосознания - это участие в процессе культурного творчества в продолжении  национальной традиции.                                                                               Так  же  надо  отметить  еще один  из  последних, но  не  маловажных  компонентов  национального самосознания русских, усвоение и принятие которого свидетельствует о полноте и предельной глубине национального самосознания. Это - религия. Для русских - это православие. Не случайно до революции считалось, что быть русским - это, значит, быть православным. Конечно, многие граждане России не могут принять православие как свою религию, ибо исторически связаны с другими религиозными  направлениями: исламом, буддизмом, иудаизмом и т.д., но уважать православие, знать его историю, основы вероучения, роль в жизни семьи, общества и государства должны все: верующие и неверующие, этнические русские и представители других народов.                                                                                                        Религиозный компонент национального самосознание необычайно важен, ибо только с позиции высшей Божественной истины каждый народ может осознать свою правоту, свои грехи и свое высшее предназначение на земле. Русское национальное самосознание нельзя себе представить без покаянного принятия своей судьбы. Смирение и покаяние - высшие религиозные переживания, которые являются предпосылкой для искупления грехов, для нравственного совершенствования, для развития во всех областях человеческой деятельности. Это касается и отдельного человека и нации в целом.                                                                                                                                          Таким  образом   мы  можем  выделить   такие особенности  русского  национального  самосознания  как  толерантность, умение  уживаться  рядом  с  другими  народами, уважать  их  культуру  и  историю.   Именно  эти  качества  на   протяжении  всей  нашей  истории  помогали  и  продолжают  помогать   русским  людям   мирно  сосуществовать  с  другими  этносами, не вступая в противостояние, умножать культурное наследие своего народа и рядом с  ним живущих народов.

Заключение

 

   Конфликт - это  всегда  противостояние двух ( или более )  сторон, не приносящее с  собой  ничего  кроме  дискомфорта. Данное  явление  обычно  не  проходит  в  стороне, а  с  каждым  последующим  разом  приобретает  характер массовости. Именно  по  такому  же  принципу  действует  и  межнациональный  конфликт. Из  всех  видов  конфликтов  он  по  истине  является  одним  из  самых  масштабных. Так  как  по  истечении времени  людей, принимающих  в  нём  участие, лишь  только  увеличивается, недовольство  возрастает, а  объём  ущерба  и  потерь становится  только  внушительней.         

  Проделав  большую  работу  над  рефератом, я  лишний  раз  убедилась  и  пришла  к  выводу, что :

  1)межнациональный  конфликт – это  явление  нежелательное и  крайне   

   разрушительное  в  жизни  общества, которое  является  своего  рода 

   тормозом  в  решении  проблем  общественной  жизни  людей  различных 

   национальностей.

2) В основе  межнационального  конфликта   лежат как объективные, так и     

    субъективные противоречия.

3)Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться

   месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой.

4)Негативные  последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются

   прямыми потерями. Так  как  возникают  массовые  перемещения 

   мигрантов, что существенно изменяет  количественный  состав населения.

   Также   к последствиям конфликтов   относятся   и    безработица среди

   молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения .

5)Избежать  межнациональный  конфликт  крайне  трудно, так как в  составе 

   каждой  нации  всегда  есть  группы, заинтересованные  в  утверждении 

   своей  нации  и  при  этом  грубо  нарушающие  принципы  справедливости,

   равенства  прав, суверенитета  других.  Правда  в  одних  странах  такие  

   группы  нередко  определяют  основное   направление  межнациональных 

   отношений; в  других – всегда  получают  решительный  отпор.                        Сейчас  мыслители, прогрессивные  политики  ведут  напряжённый  поиск  путей  выхода  из  многочисленных  современных  этнических  кризисов. Передовой  частью  мирового   сообщества   осознана  и   признана   ценность  гуманистического  подхода  к  этническим   проблемам. Суть  его  состоит, в  добровольном  поиске  согласия, в  отказе  от национального  насилия  во  всех  его  видах  и  формах, а  во-вторых, в  последовательном  развитии  демократии. Правовых  начал  в  жизни  общества. Обеспечение  прав  и   свобод  личности, независимо  от  национальной  принадлежности, есть  условие  свободы  любого  народа.


Список  использованной литературы


1. Бабаков В.Г. Межнациональные  противоречия  и  конфликты  в  России» //     

    Социально- политический  журнал.  1994, №8, стр. 16-30

2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные  конфликты  в  России//

    Общественные  науки  и  современность.  1996, №2, стр. 153- 164                         3.Комоцкая В.Д. Фактор  политической  культуры  в  межэтнических 

   конфликтах  на  территории  бывшего  СССР. М., 1998

4.Морозова  Л.А. Национальные  аспекты  развития  российской 

  государственности// Государство  и  право.  1995, №12, стр. 11-18

5.Шарафулин  М.М. Межнациональные  конфликты: причины, типология,

   пути  решения// Проблемы  образования, науки  и  культуры. М., 2006,    

  Политика  и  международные  отношения. Выпуск 20.

6. Шутов А.Д. Коренные  этносы  Балтии  и  русские: общие  интересы//

   М.,Социс. 1996, №9 стр. 113-116

Приложение  1. Умершие во  время  межнациональных  конфликтов  за  1980 – 1996 годы


Число погибших точно не установлено, но  дана  приблизительная  оценка  умерших  в  конфликтах  за 1980- 1996 годы (тыс. чел.)




1988-

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Всего

Карабах-

ский

0,1

0,4

0,5

7,0

14,0

2,0



24,0

Ферган-

ский

0,1








0,1

Ошский


0,3







0,3

Юго-Осе-

тинский



0,6

0,5





1,1

Приднест-ровский




0,8





0,8

Таджик-

ский




20,0

1,5

0,9

0,6

0,4

23,5

Абхаз-

ский




3,8

8,0

0,2



12,0

Осетино-ингушский




0,8

0,2




1,0

Чеченский






4,0

25,5

6,2

35,7

Всего

0,2

0,8

1,1

32,9

23,7

7,1

26,1

6,6

100,5



[1] Дружба народов. М., 1989, № 11;  1991, № 4; Паин Э. Чечня и другие конфликты в России // Междунар. жизнь. 1998, № 3, стр. 91–92.

[2] Паин Э. Чечня и другие конфликты в России. С. 91–92. 

[3] Государственные акты Карачаевской республики. Карачаевск, 1990; Обращение к жителям Карачаево-Черкесска // День республики. 1992, 11 марта; Аверин И. Казаки — этнос или сословие? // Независимая газета. М., 1992, № 93. 


[4] Cм.   Приложение  №1

[5] Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). – М., 1994 – С. 52.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.