За
последние 15 лет серьезно пострадала и репутация Фонда. Поэтому с 2000 года наблюдается
тенденция снижения вмешательства Фонда во внутренние дела России и других
стран. МВФ пытается определить свое место в современной системе международных
экономических отношений и направляет свои усилия на предотвращение мирового
финансового кризиса, угроза которого становится все более отчетлива на фоне
роста мировых цен на энергоресурсы.
Основными
тенденциями развития мировых финансовых рынков аналитики МВФ считают:
процентные ставки, резкое падение доллара и терроризм. Из-за удерживания ФРС
США рекордно низких процентных ставок инвесторы стали сильно рисковать, они
ищут недооцененные активы, в результате чего могут появиться чудовищные
финансовые пузыри. Причиной обвала доллара может стать требование инвесторов
оплатить им риск владения американской валютой, что, в свою очередь, может быть
спровоцировано терроризмом.
Однако
в реальности угроза международного терроризма для мирового рынка капиталов не
столь высока. Риск учетных ставок и их повышения в США имеет под собой другую
основу - США вложили большое количество средств в неокупаемый проект сектора
высоких технологий, поскольку достаточного спроса мировая экономика на такие
продукты не предъявляет. Это легло серьезной нагрузкой на финансовую систему
США.
Назревает
серьезный финансовый кризис, выйти из которого можно только одним путем -
глобальной реформой системы международных финансов. О чем идет речь? В условиях
глобальных рынков может быть только одна резервная валюта. Если их несколько,
возникает тот же эффект, который часто возникает в большинстве стран мира: если
есть две валюты, слабая всегда гибнет под напором сильной, и это рождает
инфляцию. Возникло две таких резервных валюты, как минимум, доллар и евро.
Близки к этим позициям йена и юань, возможно появление других мировых валют,
например, рубля. В этой ситуации одна из валют неизбежно должна «обвалиться».
Сохраниться они могут лишь в том случае, если человечество вернется в мир
локальных валютных зон, как было в Британской колониальной империи,
Французской, Российской, Германской и колониальной империи США. Неизбежным итогом
таких отношений являются войны за передел мира.
Таким
образом, перед МВФ стоит сверхзадача - предотвратить глобальный финансовый
кризис, в результате которого наибольший удар может принять на себя доллар.
А
вероятность такого кризиса - более чем реальна. Хотя бы потому, что государственные
долговые обязательства США, объем которых превысил пять триллионов долларов,
составляют основу валютных резервов центральных банков большинства стран, являются
главным инвестиционным активом крупнейших паевых и пенсионных фондов, страховых
компаний.
Однако
превращение американских казначейских облигаций в груды бумаги - не самое
тяжелое испытание, которое предстоит выдержать мировой экономике. Удар будет нанесен
по всей сложившейся системе хозяйствования. Прежде всего, пострадает мировая
торговля: большинство расчетов ведется в американской валюте, замену которой
искать придется в пожарном порядке. Кроме того, американцы - главные в мире
потребители, и экономика многих стран ориентирована на экспорт продукции в США.
Основной экспортный товар американцев - доллар. Дав миру в пользование
практически безальтернативное мерило материальных ценностей, США извлекают из
этого неплохие дивиденды, позволяя себе и бюджетный дефицит, и отрицательное
сальдо внешнеторгового баланса. Любая другая страна выпускает в обращение то количество национальной валюты, которое необходимо
для ее собственной экономики, а США обеспечивают экономику не только национальную,
но и мировую. Однако подобная система может существовать лишь при условии, что
мерило это как минимум стабильно. В противном случае использовать его для международных
расчетов неудобно, а для вложения денег - разорительно. Массовый исход инвесторов
и может привести к краху. Поэтому эксперты МВФ призывают США сбалансировать
бюджет и предпринять шаги для укрепления доллара (вплоть до валютных интервенций).[49]
После
финансовых кризисов 90-х годов МВФ активно участвует в создании новой
международной финансовой архитектуры. При этом можно отметить прогресс в таких
областях, как повышение открытости информации, совершенствование стандартов и
усиление контрольной роли Фонда, расширение кооперации Фонда с другими
международными организациями. Вместе с тем, по-прежнему не решен ряд следующих
ключевых вопросов, непосредственно затрагивающих интересы России:
- обеспечение
своевременности и достоверности финансовой информации;
- методы
укрепления финансовых систем;
- контроль
за движением капитала и деятельностью оффшорных зон;
- выбор
режима валютных курсов;
- вовлечение
частного сектора в предотвращение и урегулирование кризисов.
В
настоящее время формирование новой международной финансовой архитектуры
вступило в стадию практической реализации. При этом необходимо отметить
заметный прогресс в ряде областей: в области повышения открытости информации,
улучшения стандартов и повышении контрольной роли Фонда. Активизировалась
деятельность по укреплению банковско-финансового сектора, улучшилось
сотрудничество в этой области между МВФ и другими МФО в рамках Комитета по
сотрудничеству в области финансового сектора (Financial Sector Liaison
Committee, или FSLC).
В
сотрудничестве с рядом институтов МВФ занимается тестированием «системы раннего
предупреждения» кризисов для развивающихся стран и стран с переходной экономикой,
ведется разработка системы более точной оценки адекватности валютных резервов.
Специалисты
Фонда пришли к выводу, что введение контроля за движением капитала не может
заменить правильную макроэкономическую политику, хотя и позволяет выиграть
время, необходимое для принятия антикризисных мер. При этом эффективность таких
мер серьезно различается в разных странах в зависимости от режима валютных
курсов, степени развития финансовых рынков, качества режима регулирования и
административных возможностей властей по обеспечению выполнения принятых
решений. Вместе с тем, страны, испытывающие серьезные макроэкономические
трудности без перспектив исправления ситуации в обозримом будущем не могут
приостановить отток капитала с помощью введения ограничений. В ряде случаев
введение контроля уменьшало непосредственное давление на правительства,
тормозило проведение реформ и приводило к усилению трудностей в других странах.
Таким
образом, можно сказать, что стратегия МВФ в наши дни меняется и приобретает
более взвешенный характер, учитывая интересы не только стран с развитой экономикой,
но и развивающихся стран.
Наш
анализ показал, что Международный валютный фонд прошел сложный путь развития. Его
появление как международного института было связано с необходимостью
упорядочивания открытых мировых экономических отношений между государствами, создания
международной денежной системы, которая бы обеспечила полную занятость и
стабильность цен в послевоенное время, предоставила бы отдельным государствам
возможность переживать периоды краткосрочных колебаний платежного баланса.
Однако
далеко не всегда деятельность МВФ шла на пользу отдельным странам-членам Фонда.
Результаты макроэкономических реформ в России и других странах с переходной
экономикой не совпали с предсказаниями, которые делались в процессе составления
программ и рекомендаций экспертов МВФ. Эти рекомендации подверглись критическому
пересмотру и, в конечном счете, поставили под сомнение всю совокупность рекомендаций
и требований Вашингтонского консенсуса.
Ситуация,
сложившаяся в 90-х годах в России, позволяет сделать вывод, что свободное
ценообразование, в целом осуществленное к 1997 г. и строгая бюджетная политика
не являются мерами, достаточными для того, чтобы деньги стали унифицированным
элементом системы обращения. Этот факт требует глубокого переосмысления всех
«за» и «против» рассуждений об обязательности сокращения бюджетных расходов.
Необходимо также отказаться от взгляда на денежную стоимость как причину дефицита
и воспринимать ее лишь как один из факторов в системе рыночных отношений:
только тогда можно будет адекватно оценивать экономические реалии.
Таким
образом, подход МВФ к регулированию денежно-кредитной политики некоторых стран
оптимальным признать никак нельзя. Для обеспечения работы рынков нужно нечто
большее, чем только низкая инфляция; для этого требуются: действенное финансовое
регулирование; политика, направленная на поддержание конкуренции; меры по стимулированию
передачи технологий и усилению «прозрачности» рынков.
Многие
проблемы, связанные с неадекватной реакцией Фонда на кризис, отсутствием
эффективных рекомендаций по его урегулированию, явились следствием политизации
и чрезмерной идеологизации МВФ. В политике МВФ акцент был смещен с поддержания
стабильности мировой финансовой системы на приспособление ее к либеральной
макроэкономической концепции.
МВФ
не вправе глубоко вмешиваться во внутренние дела стран-членов, за исключением
кризисных периодов, когда страна-член обращается к МВФ за содействием. Он вправе
направлять специалистов и проводить консультации, но у него нет ни мандата, ни
инструментов для вмешательства в обычное время. Его задача - управление
кризисом, а не предупреждение кризиса.
Еще
одна ключевая задача МВФ – разработать такой механизм регулирования, который
максимально снижал бы финансовые риски на мировых валютных рынках. Что же касается
вмешательства Фонда во внутренние дела государств – это недопустимо, поскольку,
во-первых, это противоречит международному праву, а во-вторых, в силу того, что
документами Фонда не предусмотрен механизм его ответственности за те
рекомендации, в результате которых страна-член Фонда понесла значительные
финансовые и социальные потери.
1.
Богуславский М. М. Практика применения принципа иммунитета государства
и проблема законодательного регулирования // Международное частное право:
современная практика: Сб. ст. / Под ред. М. М Богуславского и А. Г. Светланова.
М., 2000.
2.
Будс Р. Б. Бреттон Вудская конференция объединенных наций в 1944
г. (К истории создания Международного валютного фонда и Международного банка
реконструкции и развития) // Новая и новейшая история, 1992. № 2.
3.
«Вопросы экономики». 1998. № 8.
4.
Герчикова И. Международные экономические организации. – М., 2000.
5.
Голдман М.А. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные
ошибки? // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 4.
6.
Голдман М.А. Что нужно для создания в России нормальной рыночной
экономики // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - № 2.
7.
Доклад о работе 1 Сессии специальной рабочей группы по
сравнительному анализу опыта в области приватизации / Конф. ООН по торговле и
развитию, Женева. - НьюЙорк: ООН, 1993.
8.
Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В.
Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 1999.
9.
Международное публичное право: Учебник/ Под ред. К. А. Бекяшева.
М.,1998.
10. «Мировая
экономика и международные отношения». 1996. № 5.
11. Моисеев С.Р.
Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пос. – М.: Изд-во «Дело и сервис»,
2003. – 576 с.
12. «Независимая
газета» от 9.02.1999 г.
13. Нешатаева Т. Н.
О судебных иммунитетах // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. № 9.
14. «Новое время».
1995. № 28.
15. Ослунд А. Россия:
Рождение рыночной экономики. - М.: Республика, 1996. - 430 с.
16. Поумер М. К
пониманию переходной экономики // Экономическая наука современной России. -
1999. - № 2.
17. «Проблемы
прогнозирования». 1994. № 4.
18. Реддавей П. Корни
и последствия российского кризиса // Проблемы теории и практики управления. -
М., 1999. - № 2.
19. Реформы глазами
американских и российских ученых, С. 118.
20. Сайт
Международного валютного фонда - #"#">#"_Toc118906063">Приложение
1
Источник: Материалы сайта Международного валютного фонда -
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Сидоров А. А. Трудный путь в Бреттон Вудс: Соединенные Штаты и
создание международной валютной системы. // США и внешний мир. Материалы IV
научной конференции ассоциации изучения США. М., 1997. С. 36.
[2] Gardner R.
Sterling-Dollar Diplomacy in Current Perspective. New York, 1980.
P. 13-14.
[3] The Bretton Woods
Proposals. Washington, 1945. P. 21.
[4] Ibid. P.
34-37.
[5] Eckes A. A.
A Search for Solvency. London, 1977. Р.44.
[6] Fossedal G.
A. Our Finest Hour: Will Clayton, the Marshall Plan, and the Triumph of
Democracy. Stanford, 1993. P. 141.
[7] Будс Р. Б. Бреттон Вудская конференция объединенных наций в 1944 г. (К
истории создания Международного валютного фонда и Международного банка
реконструкции и развития) // Новая и новейшая история, 1992. № 2. С. 33.
[8]
Трахтенберг И. Проекты международных валютных соглашений // Мировое хозяйство и
международная политика. 1944. № 1. С. 40.
[9] Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 544 с.; С.425.
[10] Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О.
И. Тиунов. М., 1999. С. 313-314; Международное публичное право: Учебник/ Под
ред. К. А. Бекяшева. М.,1998. С. 239-240.
[11] Герчикова И. Международные экономические организации. – М., 2000,
С.115.
[12] Богуславский М. М. Практика применения принципа иммунитета государства
и проблема законодательного регулирования // Международное частное право:
современная практика: Сб. ст. / Под ред. М. М Богуславского и А. Г. Светланова.
М., 2000. С. 213, 233.
[13] Нешатаева Т. Н. О судебных иммунитетах // Вестник Высшего Арбитражного
Суда РФ. 1999. № 9. С. 57.
[14] Международное
право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. С. 313.
[15] С поправкой, вступившей в силу 28 июля 1969 года в результате
изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих N 23-5 от 31 мая 1968
года; с поправкой, вступившей в силу 1 апреля 1978 года в результате изменений,
утвержденных резолюцией Совета управляющих N 31-4 от 30 апреля 1976 года; с
поправкой, вступившей в силу 11 ноября 1992 года в результате изменений,
утвержденных резолюцией Совета управляющих N 45-3 от 28 июня 1990 года.
[16] Сайт
Международного валютного фонда - #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пос. –
М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003. – 576 с.; С.324-325.
[18] Там же.
С.326.
[19] Там же.
С. 326-327.
[20] Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. /Предисловие Г.Ю.Семигина
Национальный общественно-научный фонд. М.: Изд. "Мысль", 2003. 302
с.; С. 33-34.
[21] Там же.
С.72.
[22] Там же.
С.75.
[23] Реформы
глазами американских и российских ученых, С. 118.
[24] Эрхард Л. Цель - рыночное хозяйство. - М., 1995. С. 416-417.
[25] «Мировая экономика и международные отношения». 1996. № 5. С. 70.
[26] «Вопросы
экономики». 1998. № 8. С. 9.
[27] «Независимая газета» от 9.02.1999 г.
[28] Gould-Davis N., Woods
N. Russia and the IMF // International Affairs. 1999. Vol.75. # 1. P.3-4.
[29] Данные еженедельника «Итоги» 2000. 17 октября.
[30] Ellman M.,
Scharrenborg R. The Russian Financial Panic and the IMF // Problems of
Post-Communism. 1998. Vol. 45. # 5. P.20.
[31] Ослунд А. Россия: Рождение рыночной экономики. - М.: Республика, 1996.
- 430 с.
[32] См.:
«Проблемы прогнозирования». 1994. № 4.
[33] См.:
«Новое время». 1995. № 28. С. 24.
[34] Эффективная стратегия переходного периода: уроки экономической теории
обновления: (Докл. амер. экспертов) / Эмсден Э., Интрилигейтор М., Макинтайр
Р., Тэйлор Л. // Проблемы теории и практики управления - М., 1996. - N 2. - С.
30-36; N 3. - С. 20-25.
[35] Фридмен
М. Четыре шага к свободе. // «Независимая газета» от 4.12.1998 г.
[36] Голдман М.А. Что нужно для создания в России нормальной рыночной
экономики // Пробл. теории и практики упр. - М., 1998. - № 2. - с.19-24; С.24.
[37] Эффективная стратегия переходного периода: уроки экономической теории
обновления: (Докл. амер. экспертов) / Эмсден Э., Интрилигейтор М., Макинтайр
Р., Тэйлор Л., С.32.
[38] Реддавей П. Корни и последствия российского кризиса // Проблемы теории
и практики управления. - М., 1999. - № 2. - С. 24-27; С. 25.
[39] Доклад о работе 1 Сессии специальной рабочей группы по сравнительному
анализу опыта в области приватизации / Конф. ООН по торговле и развитию,
Женева. - НьюЙорк: ООН, 1993. - 17 с.; С.7.
[40] Поумер М. К пониманию переходной экономики // Экономическая наука
современной России. - 1999. - № 2. - С. 59-77; С. 60.
[41] Стиглиц
Дж. Куда ведут реформы? // Вопросы экономики. - 1999. - № 7. - с. 4-30; С.6-8.
[42] Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: Движение к «постВашингтонскому
консенсусу» // Вопросы экономики. - М., 1998, № 8. - С. 4-34; С. 31.
[43] См.:
«Независимая газета» от 30.01.1999 г.
[44] Голдман М.А. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные
ошибки? // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 4. - С. 22-27; С.
24.
[45] Голдман М.А. Что нужно для создания в России нормальной рыночной
экономики // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - № 2. - С.19-24;
С.20.
[46] Стиглиц Дж., Эллерман Д. Мосты через пропасть: макро- и микростратегии
для России // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 4. - С. 8-15;
С.3.
[47] Стиглиц Дж.
Глобализация: тревожные тенденции. С. 135.
[48] Akira Uegaki. Russia in World Capitalist Economy // Abstracts of the VI ICCEES World Congress, Tampere, Finland, 29 July - 3 August 2000. С.444.
[49] http://supernew.ej.ru/102/russia/dollar/index.html.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|