Муниципальные советы формируются на определенные сроки. В
США, например, органы местного самоуправления в зависимости от уровня
избираются на 2 – 4 года, в Великобритании – на 4 года, причем состав
муниципалитетов может обновляться по частям или переизбираться полностью. Численный
состав органов местного самоуправления также различен, как правило, от
нескольких депутатов до нескольких десятков. В муниципальные советы столиц
государств, как правило, избирается более ста советников. Выборные
муниципальные советы юридически возглавляет муниципальный аппарат управления,
который осуществляет оперативную работу по руководству всей деятельностью
муниципалитета. Срок полномочий депутатского корпуса органов местного
самоуправления различен. В ряде кантонов Швейцарии он составляет 3 – 4
года, в Швеции, Норвегии, Португалии, Испании, Великобритании, Дании,
Голландии, ФРГ (ряд земель) – 4 года, в Ирландии, Турции, Италии, на Кипре – 5 лет,
в ряде земель ФРГ, Австрии – 5 – 6 лет, в Бельгии, Франции,
Люксембурге – 6 лет.
Законодательством ряда стран предусмотрены особые требования
к лицам, намеревающимся занять должности в органах местного самоуправления:
годность к военной службе, обязательное проживание или место работы в пределах
территории органа местного самоуправления, уплата местных налогов и т.д. В
латиноамериканских странах в соответствии с местным законодательством не могут
быть избранными алькальдами и муниципальными советниками члены любых
законодательных органов, министры правительства, государственные служащие,
служащие в вооруженных силах и полицейских формированиях, служащие
муниципалитетов, члены судебной власти, нотариусы, их помощники, члены
избирательных комиссий и другие лица. Важно отметить, что в ряде зарубежных
стран законодательством предусмотрен порядок досрочного отзыва депутатов
местных представительных органов посредством голосования избирателей. А
характерной особенностью муниципального самоуправления Мексики, например,
является то, что председатели и советники муниципалитетов, избранные прямым
народным голосованием, не могут быть переизбраны на непосредственно следующий
срок. Должностные лица органов местного самоуправления, назначенные на
должность независимо от ее наименования, не могут быть избраны непосредственно
на следующий срок даже на другую должность в данном муниципалитете.
По-разному регулируется вопрос о совмещении депутатских
мандатов: от решения совмещать сразу несколько мандатов (в Дании – на местном,
региональном и парламентском уровне), а также системы двойного мандата на
местном и региональном уровне (Норвегия, Швеция, Дания, Великобритания,
Ирландия, Голландия, ФРГ) до одного депутатского мандата (Австрия, Бельгия,
Франция). Австрия в виде исключения допускает совмещение мандата самого нижнего
уровня с самым верхним (парламентским). В Италии не допускается совмещение
мандатов на одном уровне (региональном, провинциальном и муниципальном), а
также с мандатом члена парламента. В Люксембурге член местного органа
самоуправления может одновременно быть членом национального парламента и
Европарламента.
Очень часто численный состав органов местного самоуправления
может определяться в минимальном и максимальном исчислении, а постоянный состав
определяется численностью населения данного района. В Республике Перу,
например, прямо установлено, что в муниципалитетах с численностью до 500
человек избирается алькальд и 5 муниципальных советников, от 500 до 1000
человек избирается алькальд и 8 советников и т.д. Такая регламентация
численного состава местных представительных органов предохраняет от чрезмерного
увеличения их состава, и, следовательно, увеличения расходов на выборы.
На выборах в органы местного самоуправления обычно довольно
высок процент абсентеистов, т.е. не участвующих в голосовании (в США, например,
до 1/3 всех зарегистрированных избирателей). В странах, где введен обязательный
вотум, этот процент, разумеется, достаточно высок.
По структуре органы местного самоуправления, как правило, однопалатные.
Двухпалатное построение этих органов чрезвычайно редко (например, муниципальный
совет Нью-Йорка). Структура муниципального органа, как и его численный состав,
определяются размерами территории и численностью населения.
Основной формой деятельности органов местного самоуправления
являются сессии, проведение которых регулируется местным законодательством. В
низовых территориальных подразделениях эти сессии проводятся довольно часто (в
США – один – два раза в месяц, в Великобритании – ежемесячно). Сессии
вышестоящих органов проводятся 1 раз в квартал или полугодие. Могут проводиться
и внеочередные или чрезвычайные сессии по требованию определенного числа членов
представительного органа или по требованию местных исполнительных органов (мэр,
исполнительный совет и т.д.). Обычно чрезвычайные сессии собираются для решения
только строго определенных вопросов и решение других вопросов на них не должно
иметь юридической силы.
В пределах своей компетенции органы местного самоуправления
принимают решения, дают заключения, высказывают пожелания и рекомендации. Общий
принцип заключается в том, что местные сообщества и выражающие их волю
избираемые населением органы местного самоуправления обладают в рамках закона
полной свободой действий при осуществлении своей деятельности по любым
вопросам, которые не исключены из их компетенции или не переданы в
установленном порядке какому-либо другому органы власти. Сами полномочия могут
быть поставлены под сомнение или ограничены другим органом власти, центральным
или региональным, только в рамках закона.
Конституция Испании 1978 года, например, в специальной главе «О
местной администрации» гарантирует автономию муниципалитетов, которые обладают
всей полнотой прав юридического лица. По конституции руководство и управление
муниципалитетами осуществляются соответствующими муниципальными советами,
которые состоят из алькальдов и советников. Советники избираются жителями
муниципалитета путем всеобщего равного, свободного и тайного голосования в
соответствии со специальным законом. Алькальд (председатель совета) избирается
советниками или непосредственно самими жителями муниципалитета.
Решения органов местного самоуправления могут быть оспорены в
судебном порядке. Законодательством ряда стран (например, Италии) предусмотрена
возможность роспуска местных выборных органов в случае совершения ими действий,
противоречащих конституции, а также серьезных нарушений действующих законов,
отказа выполнять постановление центрального правительства и т.д.
Законодательством предусмотрена возможность роспуска исполнительного органа
местного самоуправления и отправка в отставку его председателя, совершившего
незаконные действия.
Роспуск органа местного самоуправления может быть осуществлен
в случае массовых отставок депутатов или полной неэффективности работы органа
местного самоуправления вследствие отсутствия устойчивого большинства, а также
по соображениям национальной безопасности. В Италии, например, такое решение
принимается мотивированным декретом президента республики после заслушивания
доклада специально образуемой комиссии центрального парламента. Декретом о
роспуске областного совета президентом страны назначается временная комиссия в
составе трех человек, обладающих полным объемом избирательных прав. Комиссия
назначает выборы нового областного совета в трехмесячный срок и занимается
обычной административной деятельностью, входящей в компетенцию исполнительного
органа (джунты). Комиссия принимает решения, которые не могут быть отменены
никаким другим органом и должны быть впоследствии представлены на утверждение
вновь избранного областного совета.
4. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Основной объем полномочий органов местного самоуправления
определяется национальным законодательством и может различаться даже в рамках
одной страны. Общее правило, касающееся полномочий местных сообществ,
заключается в том, что эти полномочия должны быть целостными и всеобъемлющими
во всем, что касается местных дел. Фактически они обладают полномочиями решать
только местные дела. Например, Конституция Баварии относит к вопросам, имеющим
местное значение и входящим в компетенцию общины, следующие: управление
собственностью общины и муниципальными предприятиями, местный общественный
транспорт, местное дорожное строительство, обеспечение населения водой, газом,
светом, питанием, местное планирование, строительство жилья и надзора за его
эксплуатацией, местная полиция, пожарная охрана, развитие культуры и
поддержание учреждений культуры, медицина, семейные консультации и защита
материнства, школьная гигиена и забота о молодежи, общественные бассейны,
погребение умерших, сохранение местных памятников и строений.
Американская структура местного самоуправления определяется
специальной хартией, принимаемой законодательным органом штата. Хартия обычно
устанавливает границы муниципалитетов, их функции, организационную структуру,
методы финансирования, систему назначения и выборов должностных лиц городских
органов местного самоуправления. Городские хартии закрепляют право граждан на
проведение референдумов по наиболее важным проблемам жизнедеятельности
населения, в том числе по налогообложению, изменению самой хартии и т.д.
Решение о проведении референдума может быть инициировано требуемым по закону
числом граждан путем подачи петиции в муниципальный совет. Как правило, органы
местного самоуправления не могут принимать решения или совершать действия,
носящие чисто политический характер и затрагивающие политические интересы
страны в целом. Однако на практике можно отметить факт принятия именно таких
решений. В частности, несколько муниципалитетов Японии принимали решения об
объявлении своей территории безъядерными зонами и протестовали против
американских военных баз на территории своих муниципалитетов.
Компетенция органов местного самоуправления распространяется
прежде всего на руководство и развитие коммунального хозяйства, охрану
окружающей среды, планирование размещения и строительства населенных пунктов,
общий надзор за градостроительством, развитие системы местного транспорта и
установление порядка регулирования его движения, местное дорожное
строительство, канализацию, водо - и газоснабжение, энергообеспечение,
очистку улиц, борьбу с загрязнением водоемов и т.д.
Значительны полномочия органов местного самоуправления в
социальной сфере, в частности, по оказанию социальной помощи малоимущим. Они
включают в себя строительство и содержание домов для престарелых, ночлежек,
строительство дешевого жилья, муниципальных школ, больниц, родильных домов за
счет муниципальных доходов и т.д.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной
собственностью. Они осуществляют деятельность в сфере местного хозяйства
(выдача разрешений на право открытия магазинов, зрелищных предприятий,
установление правил застройки городов и т.д.).
Полномочия в области охраны общественного порядка, защиты
прав и свобод граждан включают в себя установление правил поведения в
общественных местах, дачу разрешений или наложение запрета на проведение
митингов, собраний, шествий, демонстраций, пикетов и других форм
общественно-политической деятельности населения данного муниципального
образования, издание предписаний по осуществлению санитарного надзора,
медицинского обслуживания населения и т.д.
В ряде стран (США, Канада, Франция и другие) в ведении
органов местного самоуправления находятся полицейские силы, на которые
возлагается несение патрульной и охранной службы и другие виды полицейской
деятельности.
Важнейшие полномочия органов местного самоуправления
представлены в бюджетно-финансовой сфере. В соответствии с Европейской Хартией
о местном самоуправлении местные сообщества имеют право в рамках экономической
политики государства на собственные достаточные ресурсы, которыми они могут
свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.
Конституция Испании, например, прямо закрепляет положение о
том, что местные финансы должны быть достаточными для выполнения функций,
возлагаемых законов на соответствующие органы самоуправления, для чего
используются преимущественно местные налоги, а также участия в налоговых сборах
государства и региональных автономных объединений.
При определении финансовых взаимоотношений центрального
правительства и органов местного самоуправления в большинстве стран принят
принцип финансовой автономии местных самоуправляющихся единиц. Это означает,
что муниципальные образования являются независимыми в финансовом отношении, но
они не могут расходовать больше средств, чем это позволяет местный бюджет. При
определенных условиях, когда муниципальное образование оказывается не в
состоянии управлять своими финансами, государство обычно представляет ему
дополнительные субсидии, гарантирующие платежеспособность муниципального образования.
Мексиканские муниципии, например, самостоятельно
распоряжаются своими доходами, полученными от принадлежащего им имущества, а
также от налогов и других поступлений, которые устанавливаются в их пользу
законодательным органом штата. В обязательном порядке они получают налоги,
включая дополнительные сборы, установленные штатами на недвижимое имущество в
связи с его дроблением, разделом и т.д., налоги, которые устанавливаются при
изменении цен на недвижимость, федеральные поступления, которые предоставляет
муниципиям федерация в размерах и сроки, ежегодно устанавливаемые
законодательными органами штатов, и поступления, полученные от находящихся в их
ведении общественных служб.
В свою очередь, законодательные органы мексиканских штатов
имеют право в соответствии со специальным законом о доходах муниципий проверять
их годовые финансовые отчеты, обращая особое внимание на соответствие расходов
муниципии находящимся в ее распоряжении доходам.
Муниципальные образования для стабилизации своего финансового
положения обычно стараются привлечь средства частных кредиторов. Финансовые
вложения в строительство и ремонт местных дорог и возведение социального жилья
являются для муниципальных образований достаточно легким источником получения
финансовых средств, потому что это приносит значительную прибыль вкладчикам
капитала. Самой большой угрозой для финансовой деятельности муниципальных
образований является необходимость выплатить из собственного бюджета
значительные суммы на социальные нужды, особенно в связи с растущим уровнем
безработицы, увеличением числа бездомных, больных, инвалидов и т.д.
Составление и утверждение бюджета является прерогативой
местного представительного органа, который, таким образом, регулирует свои
полномочия в финансовой сфере и может определить финансово-экономическую
политику. Проект бюджета обычно готовит исполнительный орган муниципалитета с
учетом возможного роста затрат на непредвиденные расходы. Помимо ежегодного
бюджета обычно готовится и долгосрочный бюджет, рассчитанный на несколько лет,
и несколько дополнений к нему, содержащих информацию о расходах на содержание
кадров, капитальные затраты, ссуды, субсидии и т.д.
Действующими законами о муниципалитетах обычно предусмотрен
перечень обязательных расходов, которые должно понести муниципальное
образование и которые поэтому должны включаться в расходную часть местного
бюджета. В этот перечень обычно входят расходы на образование, жалование
представителям исполнительной власти (мэру, местному правительству и т.д.),
расходы на эксплуатацию дорог, содержание пожарной, полицейской, медицинской и
других служб, проценты и выплаты по ссудам, эпизодические расходы. Исходным
ориентиром при составлении ежегодного и перспективного бюджетов является
текущая политика и экономическое положение как страны в целом, так и
конкретного муниципального сообщества. При этом должен учитываться возможный
рост цен и повешение заработной платы, а также рост и сокращение числа
населения. Любые другие непредвиденные расходы проходят, как правило, по статье
эпизодических расходов. Основная цель ежегодного бюджета – показать соотношение
доходов и расходов данного муниципального сообщества. Но бюджет имеет и другое
важное предназначение. Ежегодный бюджет является основным предписанием для
исполнительной муниципальной власти, определяющим расходы по каждой статье. При
расходовании средств исполнительная власть должна строго придерживаться
установленных бюджетом сумм и не выходить за рамки утвержденных расходов по
каждой статье бюджета. В ежегодном бюджете должно быть продумано соотношение
различных статей доходной и расходной частей, учтены возможные и ожидаемые
доходы и расходы (например, увеличение налогов, рост безработицы и т.д.). Через
год ежегодный бюджет используется для отчетности и для сравнения его с бюджетом
других муниципалитетов, что дает основание улучшать проект нового ежегодного
бюджета.
Долгосрочный бюджет, как правило, имеет основной целью
создание запасов денежных средств для развития различных сторон последующей
деятельности муниципального сообщества. Этот бюджет позволяет предусмотреть
возможности экономии финансовых средств для осуществления новых видов
деятельности. Долгосрочный бюджет выступает в роли документа перспективного
планирования, определения приоритетных сфер деятельности муниципального образования,
позволяя определить настоящее финансово-экономическое положение муниципалитета
от его будущего положения. Долгосрочный бюджет опирается на такие показатели,
как количественный рост населения, рост жилищного строительства, изменение
индекса цен и рост процентной ставки, изменение расходов на содержание
персонала, различные эксплуатационные расходы, смету налогов и расходов,
увеличение новых видов деятельности в соответствии с избирательными программами
депутатов муниципальных представительных органов.
Для муниципальных образований существуют, как правило, два
вида источников доходов. Первый – это местные источники: налоги, компенсации и
пошлины, штрафные санкции и прибыли от муниципальных предприятий. Второй –
центральные источники: субсидии из муниципальных фондов, выделяемые центральным
правительством или его структурами (министерствами), как общие субсидии, идущие
на поддержку муниципалитетов, так и специальные, имеющие целевым назначением
образование, социальное благосостояние, жилищное строительство.
Муниципальные власти имеют право устанавливать свои
собственные налоги на недвижимость, доходы с капитала, строительство,
туристическую деятельность, рекламную деятельность, на владельцев собак и т.д.
Большинство местных налогов установлено в соответствии с законами о
муниципалитетах. Положения этих законов запрещают муниципалитетам вводить не
предусмотренные законом налоги. Наиболее важным среди перечисленных налогов
является налог на недвижимую собственность, плательщиками которого являются
пользователи недвижимой собственности, как физические, так и юридические лица.
Большое значение для доходов муниципалитетов имеют местные
источники доходов, такие, как компенсации за предоставленные муниципалитетами услуги.
Сюда входит плата за водоснабжение и канализацию, рыночные пошлины, плата за
парковку машин, выдачу дорожных документов и т.д. К числу местных муниципальных
доходов относятся пошлины за пользование спортивными сооружениями, плата за
право пользования музеями, плата за предоставленный сервис и т.д.
Исполнительная власть (мэр и его правительство) несут
ответственность за поступление доходов, а также за расходование бюджетных
средств. В конце бюджетного года мэр должен представить отчет представительному
органу об исполнении ежегодного бюджета. Как при осуществлении
финансово-экономической политики, так и при подготовке отчета мэр обычно
получает помощь от центральных органов управления, в частности, от департамента
финансов.
В органах местного самоуправления ряда зарубежных стран
избираются или назначаются специальные категории должностных лиц со своей четко
определенной компетенцией.
В американских графствах, например, существует большое число
выборных должностных лиц, таких, как казначей, инспектор, асессор, регистратор,
клерк, прокурор, шериф и др., полномочия которых определяются законодательством
соответствующего штата и которые входят в структуру местного самоуправления.
Казначей организует сбор налогов, хранение средств графства, выдачу средств,
ассигнованных на различные местные нужды, контролирует расходование этих
средств. Инспектор или инженер графства несет ответственность за проектирование
дорог, мостов, установление границ, землеустройство и т.д. Асессор занимается
выявлением и оценкой всех видов собственности, подлежащей налогообложению.
Регистратор занимается регистрацией покупок, продаж, разделов, закладов и иных
действий в отношении имущества, а также завещаний, свидетельств о браке,
разводе и т.д. Клерк отвечает за надлежащее хранение и оформление документов
графства, организацию регистрации избирателей, проведение голосования и подсчет
поданных голосов. Шериф возглавляет полицию графства, управляет тюрьмой
графства, осуществляет аресты. Прокурор осуществляет надзор за законностью,
представляет графство в суде, консультирует совет графства и должностных лиц по
юридическим вопросам.
Неотъемлемой частью структуры органов местного самоуправления
являются различные отделы и организации, аккумулирующие в себе различные сферы
деятельности. Наиболее распространенные – отделы здравоохранения, полиции,
финансов, пожарной охраны, общественных работ, социальных служб, рабочей силы,
транспорта, коммунальных услуг, отдыха населения, по делам потребителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая
Советом Европы 15 октября 1985 г.
2. Чудаков А., «Местное самоуправление и управление
за рубежом (некоторые вопросы теории)»/ Белорусский журнал международного права
и международных отношений, 1998 г., № 4.
3. Черкасов А., «Правовое регулирование местного
управления в странах современного мира»/ «Федерализм, региональное управление и
местное самоуправление», М., 2000.
4. Ковешников Е.,
«Муниципальное право»/ Норма – Инфра М, М., 2000.
5. Баглай Н., «Конституционное право зарубежных
стран»/ Норма –Инфра М, М., 2000.
Страницы: 1, 2, 3
|