Моделирование информационно-коммуникативного пространства
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт
высшего и послевузовского образования
Р Е Ф Е
Р А Т
по
дисциплине «Теоретико-методологические основы исследования информационных
процессов»
на
тему:
Моделирование
информационно-коммуникативного пространства
как прикладной метод
информационной аналитики
_______________
(оценка)
|
Выполнила
студентка
4-го курса группы № 12
факультета
«Государственное и муниципальное управление»
специализация «Государственное управление и информационные процессы»
Климанова
Т.В.
|
Научный
руководитель: Силкин В.В.
Москва
2007
Содержание
Введение
Глава
1. Информационно-коммуникативное пространство в контексте развития
информационных технологий и связанных с ними социальных изменений
1.1.Информологический
инструментарий как базис построения информационно-коммуникативного пространства
1.2.Особенности
моделирования информационно-коммуникационного пространства в условиях его
виртуализации и глобализации
1.3.Возможные
модели коммуникации. Цели и условия их создания
Выводы
Глава
2. Моделирование информационно-коммуникативного пространства на пути перехода
от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу
2.1.
Роль информационно-коммуникативных технологий при формировании нового страта в
обществе
2.2.
Развитие единого информационно-коммуникативного пространства как вызов
времени
2.3.
Семиосфера в условиях возрастающих темпов информатизации прогресса
Выводы
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Понятие
«информационно-коммуникативное пространство» вслед за привнесенным в научный
оборот в начале 1990-х годов понятием «информационное пространство» –
неотъемлемый фактор развития теории информационного общества и наблюдаемых
каждым членом социума процессов глобализации.
Чтобы информационно-коммуникативное
пространство, автоматически возникающее вокруг любого вида деятельности, работало
не против, а во благо, было конструктивным, важно создать подконтрольную модель, в которой с максимальной эффективностью осуществляются
контакты между различными субъектами информации и коммуникации. И, кроме того,
функционирует структура субъект-субъектных и субъект-объектных отношений.
Грамотно выстроить и использовать ее должна помочь
информационная аналитика, задачами которой являются как информационно-структурные,
так и информационно-вспомогательные функции, направленные на упорядочивание
информационно-коммуникативного пространства, оптимизацию движения
информационных потоков, сохранение накопленных информационных ресурсов, решение
ряда других задач.
Актуальность
темы настоящего исследования обусловлена рядом причин. Основная из них заключается
в необходимости моделирования информационно-коммуникативного
пространства во все ускоряющемся и усиливающемся потоке информации, при бурно
развивающихся технико-информационных средствах связи и в условиях глобализации,
процессы которой затрагивают в том числе и информационную сферу.
Современный этап развития практики моделирования, в том числе
коммуникативного, характеризуется значительным разбросом в отношении
определения понятия, классификации и функций моделей и моделирования.
Поэтому цель исследования – выявить
возможные подходы к моделированию информационно-коммуникативного пространства
для практического применения научно обоснованных подходов при построении
взаимодействия заинтересованных в этом структур (любых - властных,
экономических и т.д.) и гражданского общества. Достижение поставленной цели
предполагает решение таких задач, как:
1)
раскрытие условий создания
информационно-коммуникативных моделей и выявление способов их упорядочения;
2)
выявление механизмов знаковой системы процесса
коммуникации и выделение ее специфических черт;
3)
определение функций средств массовой информации
в изменении информационно-коммуникативного пространства.
Для
достижения поставленной цели и решения задач исследования важно помнить, что
релевантность информационно-синергетического подхода для исследования структуры
информационно-коммуникативного пространства основывается на следующих
положениях:
1)
коммуникативное пространство – открытая
самоорганизующаяся система, при изучении которой следует обратиться к
постнеклассической методологии, которая откроет возможность исследования
нелинейной динамики сложных открытых систем;
2)
механизмы самоорганизации сложных систем –
информационные процессы. В теории управления ими принято выделять три основные
парадигмы информационного воздействия на массовое сознание: механическую,
марковскую и немарковскую, адекватные соответственно классической,
неклассической и постнеклассической методологии[1].
Кроме
того, в ходе написания работы использовались общенаучные методы анализа —
формально-логический, сравнительный, метод систематизации.
Объект
исследования – информационно-коммуникативное пространство в условиях социальных
изменений и применения новых технологий.
Предмет
исследования - структура информационно-коммуникативного пространства и влияние
на его формирование информационной аналитики.
Изучение
данной темы потребовало привлечение источников и литературы, содержащих
теоретические концепции общественных изменений и изменения форм и «технологий
организации» процесса администрирования в условиях широкого применения
информационно-коммуникативных технологий.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ
ПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ
СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
На
информационном уровне человек удовлетворяет свои потребности в актуализации,
раскрытии своих талантов и способностей, творчестве, познании и
самосовершенствовании. Методологические аспекты коммуникативной рациональности,
ее обоснование в контексте современной философской мысли, практика
коммуникативного моделирования стали предметом дискуссий.
Исследователи
указывают на многочисленность междисциплинарных подходов в изучении вопроса
информационно-коммуникативного пространства в общем и его моделирования для
последующего практического использования в частности. Анализ источников,
характеризующих парадигмы информационного воздействия, семиотики как науки,
такого междисциплинарного научного направления, как синергетика, и
непосредственно связанных с раскрытием сущности понятий «модель» и
«моделирование» в практике философской мысли, свидетельствует прежде всего о многогранности
исследуемой темы. Но вместе с тем показывает актуальность введения практики
информационно-коммуникативного моделирования.
Рассматривая
информацию как гносеологическую категорию и метасредство интеллектуального
освоения мира, информологический подход в настоящей работе может быть
реализован на основе разработки информологического инструментария —
определенного набора форм и объектов информационного пространства, используемых
для развития и структурирования представлений о ее интегративном образе.
Реализация
такого инструментария основывается на диалогическом сопряжении
междисциплинарной информации, а также связана с воспитанием деятельностной
ориентации на определенные нормы, образцы и эталоны, заданные культурной
традицией и составляющие систему ценностей, принятую обществом. Формируемая
таким образом медиакультура противостоит монологическому догматизму — она
основывается на установлении связей и взаимодополнительности между
технократизмом и гуманизмом, между прямой и дистанционной связью субъектов и
объектов информационного взаимодействия, знаково-математической и когнитивной
художественно-графической компьютерными моделями, математическим и натурным
моделированием.
1.1.
ИНФОРМОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КАК БАЗИС
ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА
Если
понимать информационную аналитику и ее субстрат (информацию) как
производство нового знания на основе переработки имеющейся
информации в целях оптимизации принятия решений, то смело можно утверждать, что
в условиях современного развития коммуникационных каналов во всех узлах
информационной инфраструктуры (во всех сферах деятельности) концентрируются,
перерабатываются мощные информационные потоки в целях принятия социально
значимых управленческих решений. А в их основе лежит та или иная модель
информационно-коммуникативного пространства.
И здесь
информационно-вспомогательная природа информационной аналитики, роднящая
последнюю с другими видами информационно-инфраструктурных,
информационно-вспомогательных служб, традиционно упорядочивающих информационное
пространство, оптимизирующих и направляющих движение информационных потоков, обеспечивающих
сохранение накопленных информационных ресурсов и т.п., позволяет выполнять
сущностную, базовую функцию по преобразованию информации: информационное
свертывание, консолидацию больших информационных массивов в виде баз и банков
данных и их структурное упорядочение.
Таким образом, активно
оперируя информационными продуктами и услугами, информационная аналитика
выполняет прежде всего задачу качественно-содержательного преобразования
информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство
нового знания) и управленческой (разработка вариантов решений, сценариев)
деятельностью.
Информационная аналитика,
опирающаяся на герменевтические методы, то есть в широком смысле - на
интерпретацию текстов, если последние трактовать универсально-информологически
как документы, тексты, данные, сообщения о событиях и т.п., а также к тем
разделам науки, видам научных задач, когда выводное знание получают не
опытно-экспериментальным путем, а на основе анализа и интерпретации
существующих теорий, описаний фактов, средствами информационного моделирования
реальности, призвана выявлять объективные закономерности и тенденции,
определяет движущие ими механизмы, причинно-следственные связи.
Достижение этой цели возможно
в случае, если в основе лежит выстроенная информационная модель, в которое
отражены объективные закономерности и тенденции, определены движущие ими
механизмы, причинно-следственные связи. Таким образом создается новое знание,
которое может стать информацией и далее посредством информационно-коммуникативных
каналов будет доставлено потенциальному потребителю.
Но прежде чем это произойдет
должна стать ясной пространственная организация информации. Она наряду с
закономерностями пространственного построения информационных систем является
объектом изучения информологии – общенаучного, теоретического направления, в
современном представлении репрезентирующего такие определения-функции, как
«пространство – это организованная среда» и «информация – это состояние
пространства»[2].
Такой
подход предполагает как минимум информологическую компетентность, которая
определяет развитие моделируемого пространства получения и распространения
информации, адекватного условиям информационно-коммуникативной реальности.
Важнейшей
составляющей информологической компетентности в свою очередь является
информационно-коммуникационная компетентность, которую можно рассматривать как
«комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию,
анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и
проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере
индивидуальной и групповой человеческой деятельности»[3].
Вместе
с тем, информологическая компетентность представляет собой более глубокое
понятие, отражает утверждение многозначного понятия информации в статусе
категории наряду с материей, энергией, пространством и временем и проявляется в
формировании индивидуальной информационной картины мира – интегративного образа
информационно-коммуникативной реальности как средства интеллектуального
освоения мира.
1.2.
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ЕГО ВИРТУАЛИЗАЦИИ И
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Информационно-коммуникационные
технологии и, в частности, глобальная сеть Интернет, становясь неотъемлемым
атрибутом взаимодействия как на неофициальном (бытовом), так и на официальном
уровне, заставляют переосмыслить подходы к моделированию пространства как
информационного, так и коммуникативного с учетом появления и устойчивого
функционирования виртуального пространства.
Современные
концепции управления, в том числе и в информационно-коммуникационной сфере,
неразрывно связаны с повышением роли в обществе
социальной коммуникации как таковой и, в частности, средств массовой
коммуникации. Коммуникативные процессы, объединяющие общество на всех уровнях,
пронизывающие социальную среду, распределяющие и транслирующие значимую
информацию, оказывают существеннейшее влияние на жизнь общества. Растущая
информатизация социальной жизни ведет к повышению воздействия интерпретационных
схем и парадигм на чувства и настроения больших масс людей, сближает ранее
закрытые друг для друга культурные миры, не исключая, а, напротив, активно и
целенаправленно применяя методы манипулирования массовым сознанием.
Поэтому нельзя не согласиться с мыслью о том, что «в технотронном
обществе информационная власть все больше вторгается во все сферы общественных
отношений»[4].
Роль коммуникации в развитии глобализационных процессов в
последнее время привлекает к себе все большее внимание. Отсюда вытекает
актуальность обращения к социально-философскому исследованию феномена
коммуникации. Она определяется назревшей потребностью в осуществлении
теоретической рефлексии над изменениями, происходящими в сфере коммуникации, и
сопутствующими им социальными изменениями; в осмыслении открывающихся
возможностей социальной регуляции, связанных с новой фазой развития
коммуникации и сопряженных с ней опасностей ограничения свободы индивидуального
сознания. Все эти факторы не могут не отразиться на принципах моделирования
информационно-коммуникативного пространства, в рамках которого регулируется
взаимодействие индивидов, групп и общностей в современном обществе,
подверженном глобализационным деформациям.
Наблюдаемые мировые процессы уже не исчерпываются пониманием того,
что СМИ имеет прямым назначением создание единого информационного пространства
и способно реализовать эту задачу.
Подтверждение этому можно найти в данных социологических
исследований, которые свидетельствуют о том, что «сегодня пресса, как печатная,
так и электронная, утрачивает, причем по собственной инициативе, главную для
общества функцию – коммуникативную»[5].
О том, что современные СМИ утратили функцию обратной связи между
обществом и властью свидетельствуют результаты социологических исследований,
приводимых в статье «Менталитет и информационное поле: проблема взаимодействия
в условиях Московского мегаполиса» Л.В. Лесной и С.С. Соловьева[6].Согласно
приведенным данным, лишь 4,5% россияе называют средства массовой информации в
числе тех социальных институтов, которые могут их защитить и оказать помощь в
решении жизненных проблем, причем отмечается, что провинциалы более привержены
к традиционным формам советской культуры.
Реферативное изучение существующих в сфере коммуникации научных разработок,
основанных на методологическом синтезе идей постструктурализма в исследовании
коммуникации как социолингвистического феномена, базисном представлении о
структурном характере коммуникации, о зависимости культуры и социального
действия от символического потенциала коммуникативных кодов, о
полилингвальности современного общества как сложной структуры дискурсов, а
также использование феноменологического (применительно к исследованию
виртуальной реальности) и конкретноисторического (применительно к рассмотрению
генезиса человеческой коммуникации) методов позволяет сделать вывод о том, что
феномен виртуальной реальности имеет вполне ясные перспективы дальнейшего
формирования единого коммуникативного пространства информационного общества в
ходе развития сетевых технологий и распространения глобализационных процессов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|