Моделирование экономических систем
Содержание
Введение. 3
1.
Микровоспроизводственные проблемы современной экономики. 5
1.1
Перспективы развития народного хозяйства Российской Федерации. 5
1.2
Обзор литературных источников по проблемам теории производства и
производственной функции. 11
2.
Моделирование поведения фирмы в различных рыночных ситуациях. 18
2.1
Общие сведения. 18
2.2
Определение оптимального объема производства предприятия в краткосрочном
периоде в условиях совершенной конкуренции. 19
2.2.1
Определение зависимости дохода, совокупных издержек и прибыли предприятия от
объема выпуска продукции. 19
2.2.2
Методика установления оптимального выпуска продукции на основе совокупных,
средних. Предельных издержек, цены и предельного дохода. 24
2.3
Определение объема производства минимизируещего убытки конкурентного предприятия. 26
Заключение. 31
Библиографический
список. 32
Введение
Деятельность
любой фирмы развертывается в постоянно меняющейся экономической ситуации. В
зависимости от отрасли, рынка, государственного регулирования фирмы оказывается
в условиях той или иной рыночной модели в чистом виде или в смешанных формах.
Модель
поведения фирмы представляет собой набор ответов на совокупность вопросов:
1.Следует ли производить?
2. Если да, то в каких количествах?
3.
На какую прибыль можно рассчитывать? Какой убыток придется
покрывать? Ответы даются применительно к той конкретной рыночной
ситуации, в которой действует фирма: (чистая) конкуренция, монополия,
монополистическая конкуренция, олигополия.
Моделирование
является одним из важнейших методов изучения экономических явлений, особенную
значимость оно приобретает в условиях неопределенности и риска, чем
характеризуется рыночная конъюнктура переходного периода экономики РФ.
Зависимость
деятельности, фирмы от внешних условий определяет основную особенность ее
функционирования, поэтому важно знать состояние экономики, стратегию и тактику
и проводимых в стране экономических реформ. Изучение и описание этого вопроса
необходимо для раскрытия темы курсовой работы.
Перед
автором работы поставлены следующие задачи:
ü
рассмотреть
основные направления деятельности Правительства РФ для обеспечения
экономического роста страны;
ü
проанализировать
подходы к проблемам теории производства и производственной функции;
ü
определить
оптимальный объем производства предприятия в краткосрочном периоде в условиях
совершенной конкуренции;
ü
определить
объем производства, минимизирующего убытки конкурентного предприятия.
Для
написания данной работы использовались литературные источники, а также издания
периодической литературы.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Микровоспроизводственные
проблемы современной экономики
1.1 Перспективы развития
народного хозяйства Российской Федерации
В последние годы
российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая
макроэкономическая стабильность характеризовалась снижением темпов инфляции,
устойчивостью национальной валюты, профицитом федерального бюджета и ростом
доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Это достигалось в
основном за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, имевшихся
запасов и резервов свободных мощностей в производстве и инфраструктуре, роста
внутренних рынков и вследствие девальвации рубля. Благоприятная
макроэкономическая конъюнктура позволила Правительству Российской Федерации
осуществить структурные и институциональные преобразования, сформировать
нормативную базу, необходимую для дальнейшего развития экономики.
Сложившаяся
модель роста, опирающаяся на наращивание экспорта сырья, не сможет в дальнейшем
обеспечить высокие темпы экономического роста на уровне 7-8 процентов, а также
высокий уровень доходов для большинства населения и создать условия для
формирования среднего класса.
Даже при
благоприятной конъюнктуре мировых рынков сырья и энергоносителей темпы роста валового
внутреннего продукта могут в перспективе составить 5-6 процентов в год.
Вместе с тем
российская экономика обладает значительными возможностями для ускорения
экономического роста, в том числе сформированной нормативной правовой базой,
научно-техническим, кадровым и природным потенциалом.
За счет
реализации крупных проектов на прорывных направлениях развития ежегодные темпы
роста валового внутреннего продукта могут быть увеличены в среднесрочной
перспективе дополнительно на 2,5 - 3 процентных пункта по сравнению с
инерционным развитием. Это позволит выйти на траекторию роста, соответствующего
решению задачи удвоения валового внутреннего продукта за 10 лет, даже в
условиях ухудшающейся конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья.
Для решения общенациональных
задач деятельность Правительства Российской Федерации должна быть сосредоточена
на активизации необходимых институциональных преобразований и реализации
национальных проектов.
В связи с этим
приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации,
позволяющими обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста,
являются:
-
повышение
уровня жизни населения, содействие развитию "человеческого капитала".
-
устранение
структурных ограничений экономического роста.
-
содействие
повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на
внутреннем и внешнем рынках.
-
социально-экономическое
развитие регионов Российской Федерации.
-
рациональная
интеграция России в мировую экономику.
Ускорение
экономического роста возможно только на основе макроэкономической стабильности,
базирующейся на следующих принципах:
- последовательное снижение
уровня инфляции;
- проведение взвешенной
денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости
рубля без его чрезмерного укрепления;
- поддержание
сбалансированного федерального бюджета при дальнейшем снижении налоговой
нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.
Конкурентоспособность
России на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших
научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью
инновационных процессов. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов и
развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами,
требующими принятия новых решений, определения государственных приоритетов
научно-технологического и инновационного развития страны. Необходимо определить
оптимальный состав государственного сектора науки и сосредоточить усилия на
ограниченном числе стратегически важных направлений, решить проблемы повышения
эффективности управления и финансирования научно-технической и инновационной
деятельности.
Финансирование
сферы НИОКР и фундаментальной науки в настоящее время составляет около 1
процента валового внутреннего продукта против 2-3 процентов валового
внутреннего продукта в технологически развитых странах, доля инновационной
продукции в структуре промышленного производства оценивается соответственно в
4-5 процентов против 30-35 процентов.
Структурные и
технологические преобразования, необходимые для повышения темпов роста
экономики до 7 - 8 процентов в год, также требуют партнерства бизнеса и
государства в сфере научно-исследовательской деятельности на основе широкого
привлечения внебюджетных ресурсов, но при условии сохранения в государственной
собственности стратегических объектов. Оно должно ориентироваться на реализацию
крупных национальных инфраструктурных проектов и создание новых источников
роста в сфере высоких технологий и "экономики знаний".
В этих целях
необходимо:
разработать и
приступить к реализации долгосрочной (до 2010-2015 годов) стратегии развития
инноваций;
обеспечить
функционирование системы институтов развития и венчурных фондов, отработать
механизмы финансирования инновационной сферы на долгосрочной основе;
сосредоточить
усилия на стратегически важных направлениях фундаментальных и прикладных
исследований, что потребует концентрации соответствующих финансовых ресурсов
государства, создания условий для увеличения инвестиций на финансирование
научных исследований и разработок, а также укрепления связи образования с
экономикой путем создания интегрированных научно-образовательных структур;
использовать весь
набор таких оправдавших себя инструментов реализации инновационной политики,
как федеральные целевые программы, программы развития наукоградов, конкурсы
инновационных проектов, создание технопарков.
Следует
разработать нормативно-правовое обеспечение и начать создание
научно-производственных и технико-внедренческих зон.
Усилия
государства на этом направлении должны обеспечить увеличение к 2010 году доли
финансирования НИОКР в валовом внутреннем продукте до 1,5-2 процентов как за
счет государственных, так и за счет внебюджетных средств.
В среднесрочной
перспективе необходимо сосредоточить внимание на таких важных направлениях
развития высокотехнологичного сектора, как развитие оборонно-промышленного
комплекса, атомной и авиакосмической промышленности, связи и телекоммуникаций,
фармацевтики и биотехнологии, производства программного обеспечения.
Следует
содействовать серийному производству новых отечественных магистральных и
региональных самолетов, обеспечив расширение использования лизинга авиационной
техники и привлечение частных инвестиций в авиастроение.
Средства
государственного заказа и федеральных целевых программ в сфере авиационной
техники, информатизации и телекоммуникаций должны быть сконцентрированы на
проектах, способных дать в перспективе значимый макроэкономический эффект.
В целях
реформирования оборонно-промышленного комплекса, повышения
конкурентоспособности выпускаемой продукции и обеспечения потребностей
Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо:
сосредоточить
усилия и ресурсы на разработке и создании многофункциональных и
высокоэффективных типов вооружения, а также на производстве продукции двойного
назначения;
развивать
критические технологии, обновлять и совершенствовать экспериментальную и
испытательную базы;
продолжить
структурные преобразования в оборонно-промышленном комплексе путем формирования
ограниченного количества системообразующих интегрированных структур
(научно-производственных комплексов);
осуществить
диверсификацию производства в целях наращивания объемов выпуска
высокотехнологичной гражданской продукции, разработки и использования технологий
двойного применения для технологического перевооружения оборонно-промышленного
комплекса и создания высокотехнологичной продукции гражданского назначения;
совершенствовать
порядок конкурсного размещения и реализации государственного оборонного заказа.
Развитие
наукоемких гражданского и оборонного секторов должно быть поддержано как
финансовыми ресурсами, так и установлением ясных правил участия в этих секторах
негосударственных институтов. Следует четко определить приоритеты государства,
а также условия реализации проектов, в том числе с участием бизнеса. Необходимо
установить области, в которых перспективные разработки будут осуществляться
исключительно силами Российской Федерации, привлекать к этой работе
квалифицированных профессиональных менеджеров и тем самым повышать качество
управления наукоемкими государственными проектами.
В области нефтегазового
сектора и транспортной инфраструктуры прежде всего необходимо расширить
возможности экспорта нефти в европейские страны за счет ввода новой очереди Балтийской
трубопроводной системы. Наряду с поставками нефти через черноморские проливы
целесообразно расширить возможности нефтяного экспорта в южном направлении за
счет строительства соответствующих трубопроводных систем.
До конца года
требуется решить вопрос о строительстве нефтепровода в восточном направлении.
Предстоит рассмотреть планы строительства нефтепровода Западная Сибирь -
Баренцево море.
В газовой сфере
необходимо проработать стратегию экспорта газа, включая вопросы строительства
Северо-Европейского газопровода и поддержки проектов производства и экспорта
сжиженного газа.
Необходимым
условием развития трубопроводной инфраструктуры является сохранение за
государством управления и контроля за магистральными нефте- и газопроводами.
Правительство Российской
Федерации должно сконцентрировать ресурсы на завершении в ближайшие 2 года
следующих инфраструктурных проектов:
строительство
морского торгового порта Усть-Луга (Ленинградская область), реконструкция и
развитие подходных каналов и акваторий морского порта Санкт-Петербург;
создание
железнодорожного паромного комплекса в порту Балтийск (Калининградская
область);
развитие портов
Дальневосточного региона.
Приоритетным
проектом также является создание национальной сети автомобильных дорог.
Ежегодная общая сумма потерь и упущенной выгоды, связанных с недостаточным
развитием дорожной сети и ее техническим состоянием, оценивается в 450-500
млрд. рублей. Учитывая высокую капиталоемкость строительства дорог, следует
разработать механизмы привлечения средств как частных инвесторов, так и
государства, а также осуществить строительство платных участков (с сохранением
возможности проезда в заданном направлении по бесплатной автомобильной дороге).
Разработка и
реализация проектов в области транспортной инфраструктуры будут осуществляться
с учетом интересов обороноспособности страны.
За последние годы
в агропромышленном комплексе страны наметились положительные тенденции,
сократилось количество убыточных хозяйств, улучшились условия кредитования
товаропроизводителей, повысилась рентабельность производства.
Однако, несмотря
на позитивные сдвиги в развитии сельского хозяйства, в агропромышленном
комплексе сохраняется низкий уровень развития социальной сферы и
материально-технического обеспечения сельского хозяйства.
В связи с этим
Правительству Российской Федерации необходимо выработать эффективные меры,
направленные в том числе на:
повышение
конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов на внутреннем и внешнем рынках;
внедрение новых
ресурсосберегающих технологий и эффективных методов хозяйствования;
совершенствование
механизма зерновых интервенций;
повышение уровня
обеспеченности села объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
совершенствование
кооперации и агропромышленной интеграции, создание интегрированных
агропромышленных структур.
1.2 Обзор литературных
источников по проблемам теории производства и производственной функции
Микроэкономическая
теория производства представляет собой изучение закономерностей преобразования
ресурсов в продукт, происходящее в рамках отдельной фирмы. Основным
инструментом теории является производственная функция, из которой потом
выводятся функции затрат. В конечном счете, теория производства позволяет понять,
как при ограничениях, задаваемых производственной функцией и носящих
технологический характер, происходит решение задачи максимизации прибыли или
минимизации затрат.
Для экономистов
доклассического периода производство часто отождествлялось с сельскохозяйственным
производством и добывающей промышленностью, так как слово production означало
именно рождение новых материальных благ. У классиков производством считалось
любое материальное производство (в том числе обрабатывающая промышленность), но
транспорт, торговля и сфера услуг считались отдельными «непроизводственными»
занятиями. В неоклассической теории производством стали называть вообще любое
превращение ресурсов в продукт, в том числе нематериальный.
Страницы: 1, 2, 3
|