Поскольку потребности вызывают у человека стремление к
их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые
позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности
посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.
СЛОЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ
Важно отметить, что не все работники испытывают
высокую потребность в достижениях и независимости. Существует огромное
количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей,
которые, по разумению каждого человека, приводят к удовлетворению его
потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей. Анализируя эту
проблему, Стефан Кэрролл и Генри Тоси отмечают: “Структура потребностей
человека определяется его местом в социальной структуре или ранее приобретенным
опытом. Следовательно, между людьми существует множество различий в отношении
тех потребностей, которые для них важны. Что еще более важно, так это то, что
есть множество путей и способов удовлетворения потребности конкретного типа.
Например, потребность в утверждении собственного “я” одного человека можно
удовлетворить, признав его лучшим работником данной службы. А удовлетворить
аналогичную потребность какого-то другого — означает признать лучшим фасон его
одежды, объявив всем, что он девается лучше других в группе. Конкретный способ,
которым человек может удовлетворить свою конкретную потребность, определяется
им исходя из его жизненного опыта.
Таким образом, создание рабочих мест с более сложными
задачами и большей ответственностью имеет положительный мотивационный эффект
для многих работников, но отнюдь не для всех. Руководитель должен всегда иметь
в виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа.
То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается
совершенно неважным для других. Кроме того, организации по своей природе
усложняют практическую реализацию теорий мотивации, ориентированных на
отдельных индивидов. Взаимозависимость работ, недостаток информации о
результатах работы отдельных людей, частые перемены в служебных обязанностях
из-за специфики технологии обслуживания в гостинично-ресторанном хозяйстве —
все это усугубляет сложность мотивации. Пример 1 знакомит с возможностями
улучшения трудовой этики.
Пример 1. Что нужно и не нужно делать
для улучшения трудовой этики
Увязывайте вознаграждение непосредственно с той
деятельностью, которая приводит к увеличению производительности и эффективности
работы предприятия в целом.
Выражайте публичное и ощутимое признание тем
людям, чьи усилия и полученные результаты превосходят средние показатели для
работников данной категории.
Всеми силами реализуйте принцип, по которому
каждый работник должен явным образом получать свою долю от увеличения
производительности организации в целом.
Поощряйте работников участвовать вместе с
руководителями в разработке целей и показателей, по которым можно достоверно
оценить результаты деятельности сотрудников.
Обращайте особое внимание на те трудности, с
которыми сталкивается руководитель среднего звена при проведении программ
перестройки и совершенствования должностных обязанностей и рабочих мест.
Не допускайте возникновения и развития
ситуаций, при которых интересы сотрудников могут приходить в противоречие с
целями повышения благосостояния фирмы (например, не следует вводить новую
технологию, которая уменьшает безопасность труда или заставляет работать
сверхурочно).
Не пытайтесь повысить стандарты качества до той
поры, пока вы не будете в состоянии полностью оплатить все связанные с этим
издержки (т.е. перевести на другую работу или уволить людей, не способных
выполнять работу качественно).
Не воздавайте значительного разрыва между
декларациями руководства и фактической системой вознаграждения.
Не старайтесь представить дело так, что
программы повышения производительности труда фактически направлены на повышение
удовлетворенности работой и ее значимости.
Не поддерживайте создание каких-то
специальных привилегий для руководства, которые расширяют разрыв между ними и
теми, кто действительно выполняет работу.
Вознаграждения
В ходе анализа проблем мотивации необходимо ссылаться
на применение вознаграждений для побуждения людей к эффективной деятельности. В
разговоре о мотивации слово “вознаграждение” имеет более широкий смысл, чем
просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это слово ассоциируется.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия
ценности у людей специфичны, а следовательно, и различна оценка вознаграждения
и его относительной ценности. Вот простой пример: весьма состоятельный человек,
возможно, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценными для
себя, чем крупная сумма денег.
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
Руководитель имеет дело с двумя главными типами
вознаграждения: внутренним и внешним. ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ дает сама
работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и
значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в
процессе работы, так же рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее
простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения — создание
соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Внешние вознаграждения — это такой тип вознаграждения,
который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слово “вознаграждение”.
ВНЕШНЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ возникает не от самой работы, а дается организацией.
Примеры внешних вознаграждений — зарплата, продвижение по службе, символы
служебного статуса и престижа (такие как личный кабинет), похвалы и признание,
а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата определенных
расходов и страховки).
Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно
применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, администрация
должна установить, каковы потребности ее работников. В этом и состоит цель
содержательных теорий мотивации.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Содержательные теории мотивации в первую очередь
стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при
определении объема и содержания работы. При закладке основ современных
концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама
Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Иерархия потребностей по Маслоу
Одним из первых бихевиористов, из работ которого
руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на
мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы,
Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал
также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта
мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда,
Мурреем.
1. Физические потребности являются
необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище,
отдыхе и сексуальные потребности.
2. Потребности в безопасности и
уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических
опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические
потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности
в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с
хорошими видами на пенсию.
3. Социальные потребности, иногда называемые
потребности в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к
чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального
взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают потребности в
самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны
окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения — потребность в реализации
своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Мотивация и иерархия потребностей
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить
в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис. 1.
Само-
выражение
|
Уважения
|
Социальные
|
Безопасности и защищенности
|
Физиологические
|
Рис.1. Иерархия потребностей по Маслоу.
Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней
требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде,
чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый
конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той
потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем
потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в
поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер
Линдсей: “Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены,
возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за
ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую
ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека”.
Поскольку с развитием человека как личности
расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда
не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения
через потребности бесконечен.
Для того чтобы следующий, более высокий уровень
иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно
удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом,
иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно
начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут
обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их
физиологические потребности.
Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей
может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.
Более того, Маслоу отмечает: “До сих пор мы говорили, что иерархические уровни
потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия далеко
не такая “жесткая”, как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с
которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в
том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для
которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь”.
Использование теории маслоу в управлении
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в
понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители
различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким
спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека,
руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие
потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению
целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать
подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку
поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней.
Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным
благам даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы
организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как
отмечает Теренс Митчелл: “В нашем обществе физиологические потребности и
потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для
большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения
руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный
для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней
могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней.
Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о
мотивах их деятельности”.
В итоге можно сделать вывод, что руководителю
предприятия индустрии гостепиимства, необходимо тщательно наблюдать за своими
подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со
временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация,
которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. В табл. 1. в
сводном виде перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители
могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе
трудового процесса.
Таблица 1. Методы удовлетворения потребностей высших уровней
Социальные потребности
|
1. Давайте сотрудникам такую
работу, которая позволила бы им общаться
|
2. Создавайте на рабочих местах дух
единой команды
|
3. Проводите с подчиненными
периодические совещания
|
4. Не старайтесь разрушить
возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального
ущерба
|
5. Создавайте условия для
социальной активности членов организации вне ее рамок
|
Потребности в уважении
|
1. Предлагайте подчиненным более
содержательную работу
|
2. Обеспечьте им положительную
обратную связь с достигнутыми результатами
|
3. Высоко оценивайте и поощряйте
достигнутые подчиненными результаты
|
4. Привлекайте подчиненных к
формулировке целей и выработке решений
|
5. Делегируйте подчиненным
дополнительные права и полномочия
|
6. Продвигайте подчиненных по
служебной лестнице
|
7. Обеспечивайте обучение и
переподготовку, которая повышает уровень компетентности
|
Потребности в самовыражении
|
1. Обеспечивайте подчиненным
возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью
использовать их потенциал
|
2. Давайте подчиненным сложную и
важную работу, требующую от них полной отдачи
|
3. Поощряйте и развивайте у
подчиненных творческие способности
|
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРИ РАБОТЕ
В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ
Менеджеры, действующие на международной арене
(например, менеджеры отелей, состоящих в гостиничной цепи), также как и их
коллеги, действующие внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности
для удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку в различных странах
относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители
организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и
принимать их в расчет.
К сожалению, систематических исследований мотивации на
международном уровне не проводилось. Тем не менее, можно заключить, что
руководители, действующие на международном уровне, должны постоянно учитывать,
понимать и внимательно относиться к культурным отличиям потребностей людей, с
которыми они взаимодействуют. Руководители должны всячески избегать явного
предпочтения сотрудников одной национальности другой. Нельзя рассчитывать на
то, что люди за рубежом обладают теми же потребностями, что и у вас в стране.
Что же делать? Руководитнли должны обеспечивать удовлетворение потребностей
людей, которыми они управляют, если они работают эффективно.
Критика теории маслоу
Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей
Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации,
последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью.
Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой
категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего
уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по
Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и
концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной
потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей
следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|