Шестой этап - ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность
до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и
осуществлять действия по устранению потребности.  (Приложение 4.) 
Знание логики процесса мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в
управлении данным процессом. Здесь немаловажным фактором является неочевидность
мотивов. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их
“вычленить” трудно. 
Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном
процессе конкретного человека в конкретных условиях. 
  
 
 
  
  
   
    | 
     Возникновение потребностей 
     | 
    
   
    | 
  
 
 
 
 
 
 
                  
                
  
 
 
 
            
 
                
  
 
  
  
 
Рис
2.  Схема мотивационного процесса 
 
Методы мотивирования персонала  могут быть самыми разнообразными и
зависят от проработанности  системы мотивирования на предприятии, общей системы
управления и особенностей деятельности самого предприятия.   
Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового
поведения: 
·    
материальное
поощрение; 
·    
организационные
методы;  
·    
морально-психологические. [20]  
Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования
является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в
год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей мотивирующей роли.
Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать
его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как
правило, составлять не менее 30% основного заработка (по Ф. Тейлору), при этом
на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на
высшем 15-50%. [4] 
Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора
показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера
подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные
результаты, гибкость критериев оценки достижений работника. 
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует
инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней
новых работников. 
Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на
сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка,
можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного
предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием
нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В
этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей,
связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для
руководителя очень важно умение распознавать потребности работников.
Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность
следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение
человека. [1] 
Конечно, ни одна система материального вознаграждения не может в полной
мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем
работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных
актах и должностных инструкциях. 
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что
мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С
развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким
образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен. 
Как отмечалось, кроме экономических (материальных) способов мотивации
существуют не экономические, а именно: организационные и
морально-психологические. 
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя: 
·    
участие в
делах организации (как правило, социальных); 
·    
перспектива
приобрести новые знания и навыки; 
·    
обогащение
содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами
должностного и профессионального роста). 
 
 
Морально-психологические методы мотивирования включают в себя: 
·     создание условий,
способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности
за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха); 
·     присутствие вызова, обеспечение
возможностей выразить себя в труде; 
·     признание (личное и
публичное) (ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п. За особые
заслуги – награждение орденами и медалями, нагрудными  знаками, присвоение
почетных званий и др.); 
·     высокие цели, воодушевляющие
людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент
вызова); 
·     атмосфера взаимного уважения,
доверия. [15] 
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в
должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в
организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение
по службе требует повышенных затрат на переподготовку. 
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные
методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо 
использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так,
использование только властных и материальных мотиваций не позволяет
мобилизовать творческую активность персонала на  достижение целей организации.
Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной
мотивации. 
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в
России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием   рыночной
экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления
неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и
результативность экономических мотивов,  что позволит поставить каждого
работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться
возможность наиболее полно сочетать личные интересы  с рабочими целями. Однако,
акцентирование внимания на экономических методах мотивирования, зачастую
приводит к снижению внимания к социально–психологическим аспектам мотивации,
определяющим внутреннюю мотивацию персонала. [23] 
Приведенная схема классификации методов мотивирования является
классической.  В современном менеджменте применяются и иные группировки методов
мотивирования. Укрупненно все методы мотивирования можно так же сгруппировать в
следующие четыре вида: 
1.    
Экономические
мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную,
премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их
воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы,
признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения
(наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени. 
2.    
Управление
по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление
для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи
организации (достижение определенных количественных или качественных уровней,
повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически
означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения. 
3.    
Обогащение
труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и
означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы,
значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании
ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря
уже о социальном статусе. 
4.    
Система
участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого
привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и
управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций
собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия). [13] 
В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются  отдельные методики и
системы мотивирования персонала. 
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах
психологии. Различные теории мотивации разделяют на две категории:
содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются
на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые
заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны
интересующие нас некоторые аспекты теорий Абрахама Маслоу, Дэвида
Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга и некоторых других исследователей. Более
современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на
том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные
процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, - это теория ожидания
Врума, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.  Первыми 
ориентироваться на психологические характеристики деятельности человека начали
ориентироваться содержательные теории мотивации, возникшие вскоре после  теорий
"кнута и пряника" и ей подобных. С того времени  теории  мотивации
стремятся к как можно большей степени учета различных потребностей и мотивов
деятельности людей, постоянно пытаясь выявить новые и преимущественные
побуждения, мотивы и потребности.  
Современные содержательные теории мотивации  основное внимание уделяют
определению перечню и структуре потребностей людей. 
Процессуальные теории мотивации  считаются наиболее современными 
теориями мотивации,  они так же признают мотивирующую роль потребностей,
однако, сама мотивация рассматривается в них с  точки зрения того, что
заставляет человека направлять усилия  на достижение различных целей. Наиболее
распространенными содержательными теориями мотивации являются  теории Маслоу,
МакКлелланда и  Герцберга. [18] 
 
Теория мотивации  по  Абрахаму  Маслоу 
 
Первая  из рассматриваемых теорий  называется иерархией  потребностей
Маслоу.  Сущность ее сводится  к изучению потребностей  человека. Это  более
ранняя теория. Ее сторонники, в  том числе  и Абрахам  Маслоу, считали, что
предметом психологии является  поведение, а  не сознание  человека. В  основе
же  поведения лежат  потре6ности человека, которые можно разделить на пять
групп:                     
·       
физиологические  
потребности,   необходимые   для   выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе
и т.д.;                
·       
потребности 
в  безопасности  и  уверенности  в  будущем -    защита  от  физических  и
других  опасностей со  стороны окружающего мира и уверенность в том, что
физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,    
·       
социальные 
потребности  -  необходимость  в  социальном окружении. В общении с людьми,
чувство «локтя» и     поддержка; 
·       
потребности  
в  уважении,   в  признании   окружающих  и стремлении к личным достижениям; 
·       
потребность
самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих
потенциальных возможностей. (Приложение 1) 
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно
теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической
последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные
потребности, а вершиной являются вторичные. 
Смысл такого иерархического построения заключается в  том, что
приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на
его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим
является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере
удовлетворения этих потребностей, становятся мотивирующим фактором и
потребности более высоких уровней.         
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека
как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс
мотивации человека через потребности бесконечен.                               
 
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими
подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым
из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности
работы сотрудников.   [11] 
 
Теория мотивации Дэвида МакКлелланда 
  
 С развитием экономических отношений и совершенствованием управления 
значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких
уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его
утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:
стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении
успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как
личные достижения  в результате активной деятельности, как готовность участвовать
в принятии  сложных  решений  и  нести  за них  персональную ответственность.
Стремление к власти должно не только говорить  о честолюбии,  но  и показывать 
умение человека  успешно работать на разных уровнях управления в организациях,
а стремление к признанию  -  его  способность  быть  неформальным  лидером,
иметь свое  собственное мнение  и уметь  убеждать окружающих  в его
правильности.                                          
   Согласно теории МакКлелланда люди стремящиеся к власти, должны удовлетворить
эту свою  потребность и  могут это сделать при занятии пределенных должностей в
организации. 
  Управлять такими  потребностями можно,  подготавливая работников к
переходу по иерархии на  новые должности  с помощью  их  аттестации,
направления  на курсы  повышения квалификации  и  т.д.  Такие  люди  имеют 
широкий круг  общения и стремятся  его расширить.  Их руководители  должны
способствовать этому.  [1]             
     
  
Теория  мотивации Фредерика  Герцберга 
 
Эта  теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить  влияние
материальных  и  нематериальных  факторов на  мотивацию человека. Фредерик
Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность
работой (Приложение 3). 
Первая группа  факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением 
личности,  ее  внутренними  потребностями. а также  с  окружающей средой,  в
которой  осуществляется сама работа. Вторая  группа факторов  мотивации
связана  с характером  и  сущностью  самой  работы. Руководитель  здесь должен
помнить  о    необходимости  обобщения  содержательной части работы.    
Гигиенические  факторы  Ф.  Герцберга,  как видно, соответствуют 
физиологическим  потребностям,. потребности  в безопасности и уверенности в
будущем.                           
Разница  в  рассмотренных  теориях  следующая:  по мнению А.  Маслоу, 
после  мотивации  рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф.
Герцберга, рабочий  начнет лучше работать только после того, как решит, что 
мотивация неадекватна.                                                  
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |