Шестой этап - ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность
до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и
осуществлять действия по устранению потребности. (Приложение 4.)
Знание логики процесса мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в
управлении данным процессом. Здесь немаловажным фактором является неочевидность
мотивов. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их
“вычленить” трудно.
Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном
процессе конкретного человека в конкретных условиях.
Возникновение потребностей
|
|
Рис
2. Схема мотивационного процесса
Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и
зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы
управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового
поведения:
·
материальное
поощрение;
·
организационные
методы;
·
морально-психологические. [20]
Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования
является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в
год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей мотивирующей роли.
Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать
его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как
правило, составлять не менее 30% основного заработка (по Ф. Тейлору), при этом
на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на
высшем 15-50%. [4]
Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора
показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера
подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные
результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует
инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней
новых работников.
Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на
сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка,
можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного
предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием
нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В
этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей,
связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для
руководителя очень важно умение распознавать потребности работников.
Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность
следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение
человека. [1]
Конечно, ни одна система материального вознаграждения не может в полной
мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем
работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных
актах и должностных инструкциях.
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что
мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С
развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким
образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Как отмечалось, кроме экономических (материальных) способов мотивации
существуют не экономические, а именно: организационные и
морально-психологические.
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:
·
участие в
делах организации (как правило, социальных);
·
перспектива
приобрести новые знания и навыки;
·
обогащение
содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами
должностного и профессионального роста).
Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:
· создание условий,
способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности
за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);
· присутствие вызова, обеспечение
возможностей выразить себя в труде;
· признание (личное и
публичное) (ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п. За особые
заслуги – награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение
почетных званий и др.);
· высокие цели, воодушевляющие
людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент
вызова);
· атмосфера взаимного уважения,
доверия. [15]
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в
должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в
организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение
по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные
методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо
использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так,
использование только властных и материальных мотиваций не позволяет
мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации.
Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной
мотивации.
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в
России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной
экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления
неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и
результативность экономических мотивов, что позволит поставить каждого
работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться
возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако,
акцентирование внимания на экономических методах мотивирования, зачастую
приводит к снижению внимания к социально–психологическим аспектам мотивации,
определяющим внутреннюю мотивацию персонала. [23]
Приведенная схема классификации методов мотивирования является
классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов
мотивирования. Укрупненно все методы мотивирования можно так же сгруппировать в
следующие четыре вида:
1.
Экономические
мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную,
премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их
воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы,
признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения
(наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2.
Управление
по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление
для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи
организации (достижение определенных количественных или качественных уровней,
повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически
означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
3.
Обогащение
труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и
означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы,
значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании
ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря
уже о социальном статусе.
4.
Система
участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого
привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и
управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций
собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия). [13]
В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и
системы мотивирования персонала.
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах
психологии. Различные теории мотивации разделяют на две категории:
содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются
на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые
заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны
интересующие нас некоторые аспекты теорий Абрахама Маслоу, Дэвида
Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга и некоторых других исследователей. Более
современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на
том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные
процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, - это теория ожидания
Врума, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера. Первыми
ориентироваться на психологические характеристики деятельности человека начали
ориентироваться содержательные теории мотивации, возникшие вскоре после теорий
"кнута и пряника" и ей подобных. С того времени теории мотивации
стремятся к как можно большей степени учета различных потребностей и мотивов
деятельности людей, постоянно пытаясь выявить новые и преимущественные
побуждения, мотивы и потребности.
Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют
определению перечню и структуре потребностей людей.
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными
теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей,
однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что
заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей. Наиболее
распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу,
МакКлелланда и Герцберга. [18]
Теория мотивации по Абрахаму Маслоу
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей
Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более
ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что
предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе
же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять
групп:
·
физиологические
потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе
и т.д.;
·
потребности
в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и
других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что
физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,
·
социальные
потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми,
чувство «локтя» и поддержка;
·
потребности
в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
·
потребность
самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих
потенциальных возможностей. (Приложение 1)
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно
теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической
последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные
потребности, а вершиной являются вторичные.
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что
приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на
его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим
является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере
удовлетворения этих потребностей, становятся мотивирующим фактором и
потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека
как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс
мотивации человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими
подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым
из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности
работы сотрудников. [11]
Теория мотивации Дэвида МакКлелланда
С развитием экономических отношений и совершенствованием управления
значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких
уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его
утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:
стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении
успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как
личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать
в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность.
Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать
умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях,
а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером,
иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его
правильности.
Согласно теории МакКлелланда люди стремящиеся к власти, должны удовлетворить
эту свою потребность и могут это сделать при занятии пределенных должностей в
организации.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к
переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации,
направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют
широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны
способствовать этому. [1]
Теория мотивации Фредерика Герцберга
Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние
материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик
Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность
работой (Приложение 3).
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением
личности, ее внутренними потребностями. а также с окружающей средой, в
которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации
связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен
помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют
физиологическим потребностям,. потребности в безопасности и уверенности в
будущем.
Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу,
после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф.
Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что
мотивация неадекватна.
Страницы: 1, 2, 3
|