Мореходные качества судна "Андрей Бубнов"
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
1.1. Основные
характеристики и размерения т/х «Андрей Бубнов»
1.2.
Грузовместимость и грузоподъемность судна
2. Контроль и
регулирование плавучести и посадки
3. Контроль и
регулирование остойчивости судна
3.1. Построение
диаграммы статической остойчивости
3.2. Построение
диаграммы динамической остойчивости
3.3. Расчет общей
продольной остойчивости
4. Контроль и
обеспечение непотопляемости судна
5. Качка и
безопасное штормование судна
5.1. Расчет
амплитуды качки
5.2. Определение
опрокидывающего момента с учетом б.к
5.3. Особенности
плавания в штормовую погоду
6. Контроль и
регулирование прочности корпуса судна
7. Контроль и
регулирование движения судна
7.1. Двигатели и
движители
8. Заключение
9. Используемая
литература
1. Вступление
Современное
морское судно представляет собой сложное в конструктивном плане сооружение,
которое в процессе эксплуатации подвергается одновременному воздействию двух
движущихся сред – воды и воздуха.
Каждое судно характеризуется навигационными (мореходными) и
эксплуатационно-экономическими качествами.
К навигационным качествам судна относят:
·
плавучесть
— способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды
при заданной нагрузке;
·
остойчивость
— способность судна, наклоненного внешними силами, возвращаться в исходное
положение равновесия после прекращения их действия;
·
непотопляемость
— способность судна оставаться на плаву и сохранять необходимую остойчивость
после затопления одного или нескольких отсеков корпуса;
·
ходкость
— способность судна развивать заданную скорость в определенных путевых
условиях при затрате минимально необходимой мощности энергетической установки;
·
управляемость
— способность судна сохранять заданное направление движения или изменять его в
соответствии с желанием судоводителя;
·
плавность
качки — способность судна при плавании на взволнованной воде раскачиваться с
возможно меньшей частотой и амплитудой;
·
прочность
— способность корпуса судна не разрушаться и не изменять своей формы под
действием внешних сил, появляющихся при эксплуатации.
К эксплуатационно-экономическим качествам судна относят следующие:
·
Грузоподъемность
— масса груза, принимаемого на борт судна при заданной высоте надводного борта.
Различают дедвейт — предельную грузоподъемность судна, при которой его осадка
соответствует установленной грузовой марке, и чистую грузоподъемность -
предельную массу груза, которую может принять судно, погруженное по грузовую
марку, при необходимом запасе топлива, питьевой воды, продовольствия и наличия
на борту полного экипажа.
·
Грузовместимость
— объем помещений (трюмов) судна, предназначенных для размещения груза.
Валовая вместимость — объем помещений судна, определяемый по специальным
Правилам обмера и служащий для расчета сбора в портах. При этом учитывается объем
всех помещений под верхней палубой, в надстройках и рубках, за исключением
междудонного пространства, топливных и балластных цистерн. Чистая вместимость
учитывает объем только коммерчески эксплуатируемых помещений. Валовая и чистая
вместимости измеряются в регистровых тоннах, являющихся единицами объема: 1
рег. т = 2,83 м3 (100 фут3).
Основными
задачами, стоящими перед мореплавателями и перед всем морским транспортом
Украины является обеспечение своевременной доставки грузов морем согласно
действующим рейсовым план-графиком и безаварийность плавания.
Остойчивость
судна должна быть проверена перед выходом в море и должна удовлетворять
требованиям Регистра и «Правилом безопасности морской перевозки грузов».
Теплоход «Андрей
Бубнов» был построен в 1976 году и спущен на воду под названием «Волго – Балт
197», в последствии был передан АСК «Укрречфлот» и переименован – «Андрей
Бубнов».
Утверждая
неизменный статус Украины как морской державы, Компания АСК «Укрречфлот»
стремится максимально удовлетворить спрос партнеров на фрахтовом рынке,
гарантируя при этом своевременную и качественную перевозку, переработку и
хранение грузов по схеме "от двери до двери". Компания имеет статус
национального перевозчика Украины и сертифицирована на соответствие международному
стандарту качества ISO 9001. За 35 лет успешной деятельности на Европейском
фрахтовом рынке АСК "Укрречфлот" превратилась в мощную корпорацию, в
состав которой входят более 200 грузовых и пассажирских судов различного класса
и назначения, которые в 2004 году перевезли 9 млн. тонн различных грузов, 7,0
тысяч круизных туристов и около 1,7 млн. пассажиров. Это составляет более 55 %
от общего объема перевозок, осуществляемых всем морским и речным транспортом
Украины. Регион работы нашего грузового и пассажирского флота - порты более чем
сорока стран Волжского, Днепровского, Дунайского, Черноморско-Азовского,
Средиземноморского, Балтийского, Северного и других бассейнов Мирового океана.
Помимо флота, в состав "Укрречфлота" также входят Херсонский, Николаевский,
Днепропетровский, Запорожский и Черниговский речные порты; страховая,
экспедиторская, фрахтовая, брокерская и агентские компании; туристическое бюро,
судоремонтно-судостроительные предприятия на Днепре и Дунае.
Освидетельствование
судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности,
заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя как
минимум:
·
проверку
наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и
комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов
судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;
·
наружный
осмотр, измерения, проверку в действии и испытания;
·
оформление
и выдачу документов Речного Регистра.
Каждое судно
ставится на классификационный учет инспекции:
1) после
постройки судна;
2) после смены
пункта приписки и перехода в связи с этим в район деятельности другой
инспекции;
3) при переходе в
класс Морского Регистра из класса другой классификационной организации;
4) если судно
ранее было снято с учета или не состояло на учете какой-либо инспекции;
5) при смене
судовладельца.
На судне должен
храниться акт о проверке судовладельцем пригодности судна к эксплуатации перед
началом навигации.
1.1 Основные
характеристики и размерения судна
Тип судна – стальное,
однопалубное, двухвинтовое грузовое судно, без седловатости, с двойным дном,
двойными бортами. С баком и ютом, с машинным отделением и рубками,
расположенными корме, с 4 грузовыми трюмами.
Название –
«Андрей Бубнов»
Назначение –
перевозка навалочных и генеральных грузов.
Класс – КМ * Л4
М-СП
Год постройки –
1976, г. Комарно, Чехословакия.
Запасы 100% - 180
тонн, включая 110 тонн топлива.
Длина наибольшая
– 114 м.,
Ширина – 13 м.,
Высота борта –
5,5 м.,
Осадка по гр.м. в
сол. Воде – 3,63 м.,
Осадка в балласте
– 2,55 м.,
Водоизмещение по
гр.м. – 4460 т.,
Дедвейт – 3208
т.,
Водоизмещение
порожнем – 1252 т.,
Мощность СЭУ – N
= 1020 кВт.,
Скорость в грузу
– 13,8 уз.
Экипаж – 15
человек.
1.2.
Грузовместимость и грузоподъемность судна.
Таблица статей нагрузок
Таблица статей
нагрузок взята из «Информации об остойчивости судна при перевозке навалочных
грузов» т/х «Андрей Бубнов»
Загрузка
навалочных грузов УПО 1,35 м3/т
Составляющая нагрузки
|
Р, т.
|
Х, м.
|
Z, м.
|
P*x, тм,
|
P*Z, тм
|
Запасы
|
180,3
|
- 34,21
|
2,39
|
- 6168
|
431
|
Груз
|
Трюм №1
|
605,3
|
35,8
|
2,87
|
21670
|
1737
|
Трюм №2
|
896
|
16,85
|
3,42
|
15098
|
3064
|
Трюм №3
|
637
|
- 3,15
|
2,85
|
- 2007
|
1815
|
Трюм №4
|
889
|
- 22,8
|
3,63
|
- 20269
|
3227
|
Палубный груз
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Балласт
|
Балласт 0 (танк №0)
|
0
|
0
|
2,02
|
0
|
0
|
Балласт 1,2 (танк №1,2)
|
0
|
35,8
|
1,9
|
0
|
0
|
Балласт 3,4 (танк №3,4)
|
0
|
16,65
|
1,9
|
0
|
0
|
Балласт 5,6 (танк №5,6)
|
0
|
- 3,15
|
1,9
|
0
|
0
|
Балласт 7,8 (танк №7,8)
|
0
|
- 23,4
|
1,83
|
0
|
0
|
Обледенение
|
0
|
3,45
|
7,39
|
0
|
0
|
Судно порожнем
|
1252,4
|
- 7,6
|
4,29
|
- 9518
|
5373
|
Водоизмещение
|
4460
|
- 0,27
|
3,51
|
- 1195
|
15648
|
Водоизмещение
судна в грузу со 100% запасами находятся как сумма масс всех нагрузок на судно:
D = SP1 + SP2 + SP3
где P1
= 605,3 + 896 + 637 + 889 = 3024,3 т. – масса перевозимого груза.
SP2
= 180,3 т. – масса запасов, в том числе 110 т. топлива.
SP3
= 1252,4 т. – водоизмещение судна порожнем
D = 3027,3 + 180,3 +
1252,4 = 4460 т.
Статические
моменты водоизмещения судна относительно миделя рассчитываем по формуле:
Мх = Мх1
+ Мх2 + Мх3
где Мх1
= 21670 + 15098 + (- 2007) + (- 20269) = 14492 тм – статический момент от
перевозимых грузов.
Мх2 =
- 6168 тм – статический момент от запасов.
Мх3 =
- 9518 тм – статический момент судна порожнем.
Мх =
14492 + (- 6168) + (- 9518) = - 1195 тм
xg = Mx / D = - 1195 / 4460 = - 0,27 м.
Статический
момент водоизмещения судна в грузу относительно основной плоскости определяется
как сумма статических моментов нагрузок:
Мz = Mz1
+ Mz2 + Mz3
где Mz1
= SPZ = 1737 + 3064 + 1815 +
3227 = 9843 тм – статический момент от перевозимых грузов.
Mz2 = PZ = 431 тм – статический момент от
запасов.
Mz3 =
5373 тм – статический момент судна порожнем.
Mz =
9843 + 431 + 5373 = 15648 тм
Zg = Mz / D = 15648/4460 = 3,51 м.
2. Контроль и регулирование
плавучести и посадки.
Перед загрузкой
судна в порту и в море на промысле составляется грузовой план и рассчитывается
остойчивость судна в соответствии с данными Информации об остойчивости. После
погрузки судно не должно иметь крена, а его дифферент должен быть в допустимых
для нормальной эксплуатации пределах. При всех изменениях нагрузки,
обусловленных проведением грузовых операций в море, принятием на борт улова или
сдачей его на другие суда, грузовой план корректируется, а при значительных
изменениях весовых нагрузок составляется заново. В плавании и на стоянке судна
надлежит осуществлять контроль его посадки и остойчивости по результатам
расходования запасов топлива, воды и т.п. Во всех условиях загрузки судна
необходимо следить, чтобы оставался надводный борт, достаточный для сохранения
необходимого запаса плавучести, и грузовая марка, установленная для данного
сезона и района плавания, не оказалась под водой. При балластировке судна,
расходовании запасов, перекачке топлива и воды необходимо следить за
остойчивостью, руководствуясь данными Информации об остойчивости. В необходимых
случаях для повышения остойчивости балластировка судна водой должна
производиться в наиболее низко расположенные танки (цистерны). Не заполненные
доверху танки и цистерны могут быть опасными, они снижают остойчивость, поэтому
нужно всегда стараться иметь минимальное количество частично заполненных
танков. Заполнение танков и цистерн и любые другие работы, которые могут
привести к изменению остойчивости, крена или дифферента, должны производиться
только с разрешения капитана и с уведомлением вахтенного помощника капитана.
При больших кренах или недопустимых дифферентах во время грузовых операций
прежде всего должны быть приняты меры по выявлению причин их появления и только
после их устранения следует с осторожностью производить спрямление судна. При
отрицательной начальной остойчивости попытки выпрямить судно перекачкой
балласта с борта на борт приводит к перекрениванию судна; при этом судно у
причала может удерживаться в прямом положении за счет натяжения швартовов. При
обрыве швартовов судно может резко накрениться, приняв воду в открытые
иллюминаторы или другие отверстия, что, в конечном счете, приводит к
опрокидыванию судна и его затоплению.
Во время плавания
всегда должны быть закрыты водонепроницаемые двери ниже палубы переборок,
клинкеты и клапаны, установленные на водонепроницаемых переборках, втором дне,
палубах и платформах, клапаны переточных каналов водоотливной и осушительной
системы.
В плохую погоду
все входы в рубки и надстройки, бортовые иллюминаторы и другие отверстия, через
которые вода может проникнуть внутрь корпуса, должны быть закрыты. Также должны
быть закрыты крышки воздушных трубок топливных цистерн.
Перед началом
загрузки трюмов и других грузовых помещений второй помощник капитана вместе со
старшим помощником обязан осмотреть их, чтобы убедиться в отсутствии
водотечности наружной обшивки, водонепроницаемых переборок, второго дна, палуб,
трубопроводов. После выгрузки осмотр должен произвести второй помощник
капитана. До начала погрузки необходимо очистить отверстия сеток приемных
колодцев водоотливной и осушительной системы, проверить их действие, закрыть
решетки колодцев во втором дне, тщательно осмотреть и очистить льяла, проверить
целостность льяльных лючин и пайолов. Периодически должен производиться ряд
проверок, служащих обеспечению непотопляемости судна. Не реже одного раза в
семь дней проверяется исправность и герметичность водонепроницаемых и
противопожарных закрытий, иллюминаторов, запорных устройств вентиляционных
трубопроводов и наружных грибков. Проверку обязаны производить заведующие
соответствующими помещениями. Ежедневно должна проверяться исправность действия
и герметичность водонепроницаемых дверей с дистанционным приводом, не реже
одного раза в семь дней, а также перед выходом в рейс – навесных дверей в
главных поперечных переборках. Старший помощник вместе со старшим механиком
обязан один раз в месяц проверять состояние водонепроницаемых дверей судна и о
результатах проверки докладывать капитану. Недостатки должны быть немедленно
устранены, о чем делается запись в судовом журнале и в журнале технического
состояния судна. Производство на судне, находящемся на плаву, работ, связанных
с нарушением водонепроницаемости подводной части корпуса судна, а также ремонт
и регулирование закрытий подводных отверстий производятся только с разрешения
капитана под постоянным контролем вахтенной службы. До начала работ капитан
обязан дать указания вахтенной службе и назначить ответственного за обеспечение
безопасности судна из числа лиц командного состава.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|