|
* Украина в цифрах 2003. Важнейшим центром тракторостроения есть Харьков, где вырабатывают не только разные модификации колесных и гусеничных тракторов, а и двигатели для них. Колесные тракторы вырабатывают в Днепропетровске, тракторные агрегаты - в Винницы, комплектующие для тракторов - на специализированных предприятиях Симферополя, Кременчуга, Чугуева, Луганска, Белой Церкви, Одессы. В Украине есть возможности для наращивания производства тракторов, обеспечения ними собственных потребностей и экспорта в другие государства. Автомобилестроение в Украине, как и во всем бывшем Союзе, никогда не было развито на надлежащем уровне (см. табл. 1). Это касается прежде всего качества и ассортимента продукции, что в условиях общего экономического кризиса привело к значительному упадку отрасли. К автомобилестроительному комплексу относятся 4 автомобильных завода, 94 предприятия, которые выпускаю комплектующие, 150 заводов бывшей оборонной промышленности и 160 предприятий других отраслей. В Украине существует производство собственных двигателей для автомобилей на Мелитопольском заводе. Однако объемы этого производства недостаточны, а качество двигателей не соответствует европейским энергетическим требованиям. Большая себестоимость и низкое качество продукции отрасли в целом по сравнению с зарубежными образцами не способствуют ее экспорту. Наши машины покупают преимущественно страны СНГ, до 50% общего количества двигателей идет в Россию. Реконструкция автомобилестроения в Украине будет способствовать улучшению ситуации в этой области. Планируется производство автомобилей типа "пикап" и микроавтобусов (на 8 пассажиров) и на их базе – автомобилей скорой помощи с перспективой их экспортирования. Одной из самых трудных проблем отрасли остается выпуск комплектующих. На традиционных моделях часть отечественных комплектующих составляет 80%, но они дороже импортных. Металл и резинотехнические изделия для автомобилестроения в настоящее время выгоднее покупать в Польше (дешевле на 25%). Автобусный парк Украины составляет приблизительно 20 тыс. машин, но из них реально могут работать около половины. Потребности страны в этом виде транспорта составляют около 28 тыс. шт. Одной из сложнейших проблем развития транспортных средств для городов долгое время оставалось производство троллейбусов. Во времена Советского Союза Украина не имела собственного производства троллейбусов, недостаточно развито было оно и в самом Союзе. Украина покупала необходимые ей машины в Чехии, Румынии, России. Поэтому в стране было налажено собственное их производство (это один из немногих примеров быстрого решения проблемы в последние годы). Кроме троллейбусов, Украине нужно производство трамваев. Самолетостроение. По уровню развития самолетостроения Украина принадлежит к наиболее развитым странам мира. Подобную промышленность имеют 5-6 стран, которые применяют так называемые "высокие технологии". Некоторые модели "АНов" опережают аналогичные мировые образцы на 3-4 года. Самолетостроение – одна из наиболее прибыльных отраслей машиностроения. По мировым данным, процент прибыли с единицы продукции в самолетостроении в 10 раз больше, чем в электронной промышленности и в 100 раз больше, чем в автомобилестроении. Вместе с этим это одна из наиболее дорогих отраслей. В авиапромышленности Украины 39 предприятий. Еще 28 изготавливают агрегаты, узлы, бортовое электро- и радиооборудование. Абсолютное большинство (78%) работников авиакосмической промышленности работают на 10 больших предприятиях, 5 из которых – авиастроительные. Сотрудничество с Россией в этой сфере необходимо в связи с падением объемов производства За последние годы количество заказов уменьшилось (на 25%), а в авиационной промышленности работает до 25% занятых в машиностроительном комплексе. Зарубежные фирмы вытисняют Украину не только с мирового рынка, но и с рынка СНГ, который пока еще имеет значительные перспективы развития. Пассажирооборот в странах СНГ в 6-10 раз меньше, чем в США и Канаде. Космический комплекс. Украина входит в семерку космических государств мира. Она известна изготовлением запускающих ракетоносцев, а также спутников. Во времена Союза Украина ежегодно выпускала около 100 боевых стратегических ракет. В отрасли предусматривается организационная перестройка, которая будет состоять в выделении специализированных производств в непосредственно государственные предприятия. Так на "Южмаше" только 14% общего производства приходится на военно-космический комплекс. Выделенные производства будут объединены в специализированные холдинговые компании. Между Украиной и США существует договор о запуске коммерческих спутников с использованием украинских ракетоносцев. Подобные договорные отношения с США имеют только Россия и Китай (сотрудничество с США имеет большое значения для нашей страны, поскольку они контролируют производство 80% космических аппаратов в мире). Продукция и услуги отечественной космической промышленности пользуются большим спросом на мировом рынке. Самая высокая конкуренция имеет место на рынке коммерческого запуска космических аппаратов. Покупаются преимущественно спутники связи и телекоммуникационных услуг, которые связаны с наземными терминалами и работают в системе связи. Кроме того, существует спрос на осуществление самого процесса запуска спутников, предоставление услуг по наблюдению за ними с Земли. Украинские и российские спутники Земли уступают по качеству спутникам, созданным высокоразвитыми государствами, но Украина и Россия могут конкурировать с последними в запуске спутников. Военно-промышленный комплекс. Украина была и остается известным производителем военной техники и оружия. На Украины приходилась 1/3 военно-космического потенциала Союза. В создании ракет и спутников было задействовано более 140 предприятий и институтов и 200 тыс. работников. Наиболее перспективными являются предприятия, которые производят авиационные двигатели, спрос на которые на мировом рынке растет. Популярны также модернизированные танки, которые выпускает Харьковский завод им. Малышева. Большое значение может иметь продажа запасных частей к оружию и технике, которая имеется в других странах мира. Кроме того, к конкурентоспособной продукции эксперты относят акселерометры, датчики давления и источники питания ("Ритм"), головки самонаведения ракет классу "земля-воздух", аварийные радиобуи севастопольского концерна "Муссон" (система "Коспар-сарсат"), радиолокационные ответчики, пассивные станции радиотехнического контроля, комплексы глушения радиосвязи оперативной и технической цепи. Производство бытовой техники за последние годы значительно уменьшилось(см. рис. 3.2.2.): холодильников на 58%, стиральных машин, мясорубок, кофемолок, духовок - в 4,8-4 раза, электрических соковыжималок, вентиляторов, бритв, утюгов, кофеварок – в 11,8-35,8 раза. Производство бытовых швейных машин осваивают ПО "Киевский радиозавод" и ПО "Львовприбор". В перспективе объемы этого производства могут составить 200-250 тыс. шт. в год. В Украине необходимо организовывать производство новых современных кинескопов. Выпуском новых видов телевизоров занимается СП "Никонд" (совместно с Литвой). Радиотехническая промышленность. До 1991 года в Украине практически не производились технические средства связи. В результате конверсии ВПК налажено производство множества видов продукции. В частности, на Днепропетровском машиностроительном заводе начали выпускать цифровые электронные АТС, которые по качеству и экономичности не уступают мировым аналогам. На Роменском заводе АТС, ПО "Монолит" (Харьков), Львовскому заводе телеграфной аппаратуры выпускают коммутационное оборудование для сельской местности и небольших городов. На рис. 3.2.3. представленно производство радиоприемных устройств. Производство медицинской техники. Уровень развития этой отрасли невысок. Это касается прежде всего качества и ассортимента продукции. Медицинское оборудование выпускают 67 предприятий. Сейчас отрасль переживает упадок. Особенно тяжелое положение имеет место на ПО "Полярон", Львовском заводе РЕМА, Киевском радиозаводе, Киевском заводе реле и автоматики, Изюмском оптико-механическом заводе. Уменьшились объемы производства Старосамбирского завода "Экватор", Харьковского НПО "Турбоатом". Выпуск инвалидных колясок сократился наполовину (из-за недостатка соответствующего металла, который поступает из России). В Украине не было производства стоматологических кресел. Теперь начато их производство на Харьковском протезном и Новомосковском механическом заводах. В Киеве осваивается выпуск аппаратов искусственной почки. 3.3. Общее машиностроение. В структуре общего машиностроения ведущее место занимают транспортное, судостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Предприятия этих областей ориентируются в своем размещении в основном на потребителя готовой продукции, а также на наличие металла. Сырьевой фактор является довольно важным для производства транспортных средств, в особенности грузовых вагонов, цистерн, локомотивов, тракторов. Украина имеет довольно благоприятные условия для развития общего машиностроения, которое и оказывало содействие концентрации их производства на его территории еще во времена Советского Союза. Транспортное. Основные центры транспортного машиностроения представлены в таблице 3.3.1. Тепловозы производят на двух кооперированных предприятиях в Луганске и Харькове. Промышленные электровозы выпускают в Днепропетровске. Здесь же, а также в Луганске возможно создание производства магистральных электровозов, для сбыта которых Украина имеет собственный большой рынок. В крупных железнодорожных узлах – Львове, Киеве, Полтаве, Днепропетровску, Запорожье, Одессе, Дружковке и Конотопе есть предприятия для ремонта тепловозов. Грузовые вагоны вырабатывают в Кременчуге, Днепродзержинске, Киеве – на Дарницком вагоноремонтном заводе, большегрузные вагоны – в Стаханове, цистерны – в Мариуполе. В Кременчуге целесообразно было бы наладить производство отечественных пассажирских вагонов, для чего есть все предпосылки, в том числе большой рынок сбыта. Вагоноремонтные заводы размещаются, кроме Киева, во Львове, Харькове, Одессе, Полтаве, Запорожье, Днепропетровску, Конотопе (Донецка обл.). Таблица 3.3.1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продукция |
центры производства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тяжело грузовые автомобили |
Кременчуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
автокраны |
Дрогобыч |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
автозапчасти |
Краснодон, Чернигов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
локомотивы |
Харьков |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вагоностроение |
Днепродзержинск, Кременчуг, Стаханов |
Основные центры предприятий транспортного машиностроения.*
*
Л.Г. Чернюк, Д.В. Клиновый «РПС»-Киев Цул 2002г.
Судостроение. Украина имеет хорошо развитое морское и речное судостроение. Размещение этих областей ориентируется на морское побережье и внутренние магистральные водные пути. Основным центром морского судостроения является Николаев, где работают 3 судостроительных заводов, которые выпускают разнообразные океанские и морские суда-танкеры, сухогрузные дизельэлектро-ходы, воинские судна. Вторым центром является Херсон, в котором на двух судостроительных заводах выпускают разные типы океанских и морских судов, доки для морских портов и портовые краны. В Керче выпускают танкеры, в Киеве - морские траулеры. Судоремонт и производство небольших морских судов осуществляется в Одессе, Ильичевск и Мариуполе. В Севастополе производят морские краны. Морское судостроение - одна из немногих областей машиностроения Украины, которая производит конкурентноспособную продукцию на мировом рынке. Речное судостроение развитое в Херсоне, где выпускают катера, теплоходы, судна озерного типа, земснаряды, и в Киеве, где на судостроительном заводе "Ленинская кузница" вырабатывают траулеры, рефрижераторы, буксирные и пассажирские суда. Речное судостроение и судоремонт существуют в Измаиле и Вилково (на Дунае), а также в Запорожье.
Сельскохозяиственное машиностроение занимает важное место в структуре не только общего машиностроения, но и всего комплекса Украины. Оно ориентируется на районы производства сельскохозяйственной продукции, а его размещение связано с зональностью специализации сельского хозяйства.
К основным производителям сельскохозяйственных машин в Украине преналежит Кировоградское ВАТ "Красная зоркая", Одесский завод сельскохозяйственных машин", ВАТ "Херсонские комбайны", ВАТ "Тернопольский комбайновый завод", ВАТ "Коломиясельмаш", Бердянское ВАТ "Первомайский завод сельскохозяйственных машин", Днепропетровский комбайновый завод, ВАТ "Новоград-Волынский завод Сельскохозяйственного машиностроения", Винницкий завод тракторных агрегатов. Продукция этой отрасли очень разнообразна(см. таблицу 3.3.2.)
Таблица 3.3.2.
Виды продукции тракторного машиностроения и основные центры предприятий*
Харьковский тракторный завод, который работает в кооперации с предприятиями в Харькове(двигатели, самоходные шаси)
Тракторные гидроагрегаты
Кировоград и Мелитополь
Тракторные агрегаты
Винница
Бурякособирательные комбайны
Днепропетровск и Тернополь
Кукурузо- и хлебособирательные комбайны
Херсон
Землеобрабатывающие машины
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.