Массовое увольнение работников
Самарский Институт Управления
Доклад
На тему:
“Массовое увольнение”
Выполнила:
студентка 4курса,
Группы
УП87, Щербинина А.
Самара 2008
В
случаях ликвидации организаций, реализации предпринимателями (работодателями)
с учетом экономических интересов права отказаться от избыточной рабочей силы
государства - члены МОТ должны принимать меры по обеспечению права на труд,
социальной поддержке увольняемых работников на основе сотрудничества в сфере
занятости государственных служб, работодателей и представителей работников.
В большинстве стран массовые увольнения
работников по экономическим, организационным, технологическим причинам регламентируются
отдельно от индивидуальных увольнений работников, а также посредством
социального партнерства. По свидетельству И.Я. Киселева, исключение составляют Германия
и Израиль, где коллективные увольнения рассматриваются как автоматическая
сумма (кумуляция) индивидуальных
увольнений. В 21-й из 27 промышленно развитых стран законодательство о
коллективных увольнениях применяется уже при увольнении 10 работников, а в
Чешской республике, Мексике, Португалии, Италии, Греции и Австрии число
одновременных увольнений может быть даже ниже этого порога. В США вопросы
коллективных увольнений регулируются в основном коллективными договорами.
При
массовых увольнений работников в постсоветской России пришелся на 1993-1998
гг., когда вследствие падения производства в период экономического кризиса,
изменения форм собственности, начавшейся структурной перестройки производства,
тысячи предприятий были ликвидированы, существенно сократили численность либо
штат работников. В настоящих условиях немало организаций, особенно крупных
корпораций, реализуют программы развития и в процессе реструктуризации
стремятся оптимизировать численность и состав работников, решая таким образом
и проблему повышения заработной платы персонала.
Основными актами, регламентирующими вопросы
массового увольнения работников, являются Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №
1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и несколько устаревшее
Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового
высвобождения, утвержденное постановлением Совета Министров Российской
Федерации от 5 февраля 1993 г. № 99. Наряду со специальными нормами и ряда
указанных иных правовых актов должны соблюдаться общие нормы об индивидуальных
увольнениях работников по инициативе работодателя в случаях ликвидации
организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (п.
1 ст. 81 ТК РФ) или сокращения численности либо штата работников организации
(п. 2 ст. 81 ТК РФ). Некоторые особые правила выполнения работодателем своих
обязательств перед работниками применяются при осуществлении процедур
банкротства и ликвидации организаций, признанных в установленном порядке
несостоятельными.
Заметная роль в регулировании массового
увольнения работников принадлежит актам социального партнерства, особенно
коллективным договорам. В соответствии со ст. 82 ТК РФ критерии массового
увольнения работников определяются в
отраслевых и (или) территориальных
соглашениях. Тем самым принимают во внимание отраслевую специфику
организации труда, состояние рынка труда. Так, стороны Федерального отраслевого
соглашения по организациям печати, телерадиовещания и средств массовой
коммуникации на 2004-2006 гг. договорились, что к массовому высвобождению
работников относится увольнение в учреждении
10 и более человек. При отсутствии отраслевого и (или) территориального
социально-партнерского регулирования применяются показатели массового
увольнения, предусмотренные Положением об организации работы по содействию
занятости в условиях массового высвобождения. В социально-партнерских
соглашениях большое значение придается осуществлению мониторинга за состоянием
рынка труда, обеспечению оптимального уровня занятости в организациях. Финансирование
мероприятий, включаемых в отраслевые и территориальные соглашения, определяется
решениями сторон в процессе переговоров при заключении этих соглашений.
Коллективные договоры организаций могут
содержать критерии массового увольнения, улучшающие положение работников,
отражающие особенности организации труда в малом и среднем бизнесе. В
договорах, не носящих формального характера, важное место занимают меры по
предупреждению массовых увольнений и социальной поддержке работников и их
семей в случае прекращения трудового договора. Эти меры должны соответствовать
финансово-экономическому положению организаций и их подразделений, учитывать
уровень менеджмента, эффективность маркетинга, возможность привлечения
инвестиций и т.д. Несмотря на социально-экономическую значимость, в том числе
в плане обеспечения благоприятного психологического климата в организации,
формирования ее положительного имиджа, коллективные договоры охватывают не все
организации, особенно в сфере торговли, общественного питания. Не получили
должного распространения социальные планы организаций, разработка которых
(прежде всего по вопросам занятости) предусмотрена Генеральным соглашением
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями
работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы.
Как сказано в ст. 180 ТК РФ, при угрозе массовых
увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной
организации принимает необходимые меры, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными
законами, коллективным договором, соглашением. Это может быть переход на
неполное рабочее время вследствие изменения определенных сторонами условий
трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или
технологических условий труда, в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. Ограничивается
прием на работу в организации новых работников и привлечение иностранной рабочей силы, не возобновляются срочные трудовые
договоры, более широко используются нестандартные формы занятости (деление рабочего
места, работа на дому и др.).
Содействуют занятости, но не должны приходить в
противоречие с экономическими интересами работодателя такие практикуемые в
организациях меры, как ликвидация совместительства, сверхурочных работ,
совмещения профессий, многостаночничества, передача работникам работ по ранее
заключенным договорам с другими организациями. Не отвечают законодательству
включаемые до сих пор в коллективные договоры условия о предоставлении работникам
отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя.
За рубежом сокращения персонала хорошо
сочетаются с применением заемного труда, стратегией аутсорсинга, облегчающей
процесс избавления от избыточной рабочей силы. Очень часто приводят пример фирмы Benetton, которая использует труд 12 тыс.
работников, однако непосредственно в своем штате имеет лишь 1500 человек. Ее
стратегия франшиз (более 3 тыс. в 50 странах) - другая грань аутсорсинга. Она
позволяет компании освободиться от той ответственности, которая возникает, когда огромный персонал находится в постоянном штате.
В России применение заемного труда тормозит отсутствие законодательного регулирования
этого вида атипичной занятости.
Во многих странах основным механизмом по
предотвращению коллективных увольнений служит дополнительный этап согласования
решения работодателя с профсоюзом или рабочим советом. В Израиле, например,
согласно общей практике в каждом случае коллективных увольнений работодатель
обязан провести предварительные консультации и переговоры с соответствующим
профсоюзом в отношении списка увольняемых сотрудников. В Германии это право
имеет представительный орган работников (Совет предприятия), без согласия
которого не могут быть уволены лица, пользующиеся особой защитой: женщины,
находящиеся в отпуске по беременности и родам; инвалиды; лица, отбывающие
обязательный срок службы в армии, а также
члены Совета предприятия и других представительных органов трудящихся.
Согласно ст. 82 ТК РФ работодатель обязан в
письменной форме сообщить о предстоящем массовом увольнении работников выборному
органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за три месяца до
начала проведения соответствующих мероприятий. В Федеральном законе РФ от 12
января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» круг оснований для письменного уведомления профсоюзов
работодателем определен более широко. Работодатель обязан не менее чем за три
месяца уведомить соответствующие профсоюзы о ликвидации организации, ее
подразделений, изменении формы собственности или организационно-правовой формы
организации, полном или частичном приостановлении производства (работы),
влекущих за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда (ст. 12). В целях повышения
уровня защиты прав и интересов работников следовало бы аналогичные положения
включить в ТК РФ.
Российские профсоюзы вправе принимать участие в
разработке государственных программ занятости, проводить независимую экспертизу полученных от работодателей материалов,
предлагать меры по социальной защите работников, включая создание фондов социальной
поддержки (фондов солидарности) работников, осуществлять профсоюзный контроль
за соблюдением законодательства в области
занятости. Так, профсоюз может проконтролировать соблюдение гарантий
при расторжении трудового договора по
инициативе работодателя, установленных в ст. 261 ТК РФ, для беременных
женщин, женщин, имеющих детей, и лиц, воспитывающих детей без матери.
В научной литературе отмечается, что
единственной страной, где работодатель обязан согласовать увольнение каждого
работника с государственной службой занятости, является Норвегия. Обойти это
правило норвежские работодатели могут, лишь обращаясь за разрешением на
увольнение в местные суды, однако эта процедура требует дополнительных затрат. Во Франции до 1987 г. при любом увольнении,
индивидуальном или коллективном, по экономическим причинам или в связи со
структурными изменениями (за исключением случаев банкротства или ликвидации
имущества) требовалось разрешение компетентных административных органов.
Практика показала, что при требовании множества согласований процедура
увольнения затягивается. В последние годы за рубежом происходит либерализация
законодательства о защите занятости, чтобы устранением излишних ограничений
при расторжении трудового договора сохранить стимулы работодателей к приему на
работу работников.
В Российской Федерации работодатель в случае
ликвидации организации, сокращения численности или штата, которое может привести
к массовому увольнению работников, должен предоставить информацию по установленной
форме в органы службы занятости не позднее чем за три месяца до начала проведения
соответствующих мероприятий, а о каждом конкретном работнике - не позднее чем
за два месяца (п. 2 ст. 25 Закона о занятости населения). На этом этапе органы
службы занятости могут предоставить кандидатам на увольнение информацию о
вакантных рабочих местах, ознакомить их с законодательством о занятости
населения, организовать консультации по профориентации, переподготовке,
переобучению, созданию собственного дела, оказать содействие в трудоустройстве,
организовать консультации психолога.
Органы исполнительной власти, работодатели
проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов
работников взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам
консультаций могут приниматься программы, заключаться соглашения,
предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения, источники их финансирования.
Обязательное заключение принятых в некоторых восточноевропейских странах,
например в Польше, соглашений работодателей с профсоюзами по вопросам массовых
увольнений работников не предусмотрено.
В период массовых увольнений возрастает роль
координационных комитетов содействия занятости в городах, районах и субъектах
Российской Федерации. Подлежат согласованию позиции работодателей,
представителей работников, органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении
деятельности по предупреждению и смягчению негативных последствий массовых
увольнения работников. Так, в связи с ликвидацией в 2002 г. разреза
«Черемховский» ОАО «Востсибуголь» по инициативе Иркутского областного
координационного комитета содействия
занятости было разработано соглашение между администрацией ОАО
«Востсибуголь», Черемховским городским муниципальным образованием, Теркомом
профсоюза угольщиков и Черемховским городским центром занятости населения о
мероприятиях по содействию занятости и социальной поддержке увольняемых
работников. В результате успешной реализации соглашения из 828 работников,
состоящих в списке на увольнение, в качестве безработных были зарегистрированы
102 человека.
По сравнению с Положением об организации работы
по содействию занятости в условиях массового высвобождения Закон о занятости
населения в действующей редакции не предусматривает права органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления принимать решения по предложению
профсоюзов о приостановлении массового увольнения или о поэтапном увольнении работников.
Это расширяет предпринимательскую свободу и усиливает социальную ответственность
работодателей за решение кадровых вопросов.
Значительный
опыт высвобождения персонала в условиях реструктуризации накоплен в крупных
российских корпорациях. Этот опыт обобщен аналитическим центром «Эксперт» и
содержит немало положительного. Так, в компании «Илим Палп», чтобы
предотвратить закрытие предприятий и увольнение 2 тыс. человек, нацелены на
сопряженную с большими финансовыми затратами модернизацию не отвечающего
экологическим стандартам производства.
Защите
занятости и вместе с тем экономических интересов работодателей эффективно
служит перепрофилирование отдельных производств, цехов, участков на выпуск
продукции и товаров, оказание услуг с учетом конъюнктуры рынка.
Социальные партнеры вправе заключить или внести
изменения и дополнения в коллективный договор, предусмотреть порядок профессиональной
подготовки и переподготовки работников, повышенные по сравнению с законодательством
размеры выходного пособия, первоочередное трудоустройство в организацию
уволенных работников при появлении вакансий, право работников пользоваться
детскими дошкольными учреждениями после увольнения и др.
Следует заметить, что в Западной Европе
государство предоставляет финансовую помощь в сфере занятости как
государственным, так и частным предприятиям. Это могут быть выравнивающие
надбавки (при разнице в оплате труда на прежнем и новом рабочем месте),
субсидии, компенсации при переобучении работников.
Предусматриваются льготы в области налоговой и кредитной политики для
работодателей, содействующих занятости, создающих или сохраняющих рабочие
места.
Положение о порядке организации работы в
условиях массового высвобождения работников сохраняет норму о том, что
региональные органы государственной власти могут оказывать финансовую помощь
предприятиям, планирующим массовое высвобождение, в виде гарантии займов,
льготных кредитов, субсидий, отсрочек платежей по налогам. Сказано, что
работодателям могут возмещаться расходы на проведение мероприятий по
содействию занятости, а также выплата работникам некоторых видов компенсаций,
предусматриваемых в коллективном договоре, за счет средств соответствующих
бюджетов.
Профессиональное обучение в России незанятого
населения, не зарегистрированного в качестве безработных, осуществляется за счет
средств организаций. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой
прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на
профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников
(п. 1 ст. 25 Закона о занятости населения). С 1 января 2005 г. утратил силу п.
3 ст. 26 данного Закона о том, что при необходимости органы службы занятости
могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на
опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения
их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан,
высвобожденных из других организаций.
Страницы: 1, 2
|