1.2.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Различные подходы
к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в
моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической
формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем
разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты,
которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948г.
американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена
как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по
какому каналу — кому — с каким эффектом.
Массовая
информация —
это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным
во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Природа массовой
информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных
социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее
специфику подвиды — экономическая, политическая,
художественная, религиозная, и др.
Социальный
характер циркулирующей в обществе массовой информации обусловлен следующими
факторами, определяющими ее сущность и специфику:
содержание (как данная информация отражает общественные процессы); субъект
использования и назначения (как данная массовая информация используется людьми
в чьих-либо интересах); специфика обращения (как данная информация добывается,
фиксируется, обрабатывается и передается).
Цели массовой
информации определяются через субъекта, использующего данную информацию; через
призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с
ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная
информация имеет прямую или косвенную цель — управление обществом или его
подсистемами, общностями, ячейками и т.д.
Количественная
характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая
от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMК, а также
от индивидуальных особенностей реальных потребителей.
Ценность
массовой информации базируется на следующих принципах:
·
диалектическое
единство ее количественных и качественных характеристик;
·
органическая
взаимосвязь и взаимозависимость всех видов массовой информации, циркулирующих
в обществе;
·
постулирование
эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей
информации;
·
наличие
объективной стороны при оценке массовой информации (когда ценность
рассматривается как свойство самой информации);
·
наличие
субъективной стороны при ее оценке, поскольку ценности отражают воззрения
индивидов и не имеют смысла без их сторонников.
Средства
передачи массовой информации. Современная система СМК подразделяются на три вида: средства
массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.
СМИ — это
организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю
передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и
музыкальной информации.
Структура
современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы,
дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение,
документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные
агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и
ассоциации).
Пресса — это
массовые периодические печатные издания. Пресса — единственное средство, дающее
потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий,
обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе
периодических изданий занимают газеты.
Радио — это
массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его вездесущности и
общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку,
развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио — одно из
важнейших средств социального контроля (в частности, государственного),
благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого
числа людей.
Телевидение — это
аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более
широкие коммуникативные возможности.
Информационные
службы — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они
составляют основу национальной и международной систем распространения новостей.
Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем
перепродаются подписчикам — газетам, журналам, государственным органам, телеком-паниям,
коммерческим и другим структурам.
PR-фирмы — это
организации, разрабатывающие и предлагающие руководству коммерческих,
политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или
отдельные рекомендации в сфере связей с общественностью.
Паблик рилейшнз
(PR) — это специальная система управления инфор-мацией (в том числе и
социальной), где под управлением понимается процесс создания информационных
поводов и информации заинтересованной в ней стороной; распространение готовой
информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного
формирования желаемого общественного мнения.
Типология
рекламных сообщений может различаться: 1) по способу воздействия на аудиторию —
информативное (взывающее к разуму потенциального клиента); механистическое
(апеллирование к уже сложившимся в сознании образам и стереотипам,
ориентирование на все знакомое, многократный повтор); суггестивное
(ориентирование на подсознание и основные инстинкты); 2) по способу выражения —
«жесткая» (привлечение сиюминутного внимания аудитории), «мягкая» (создание
благоприятной атмосферы аудитории вокруг продукции, формирование определенного
вкуса у потенциальных потребителей); 3) по целям и задачам: имиджевая реклама
(«раскрутка» благоприятного образа продукции); стимулирующая реклама (стимулирование
определенных потребностей у аудитории); реклама стабильности (акцент на
стабильном положении производителя продукции); внутрифирменная реклама (внушение
сотрудникам веры в собственное предприятие); реклама в целях расширения рынка
сбыта продукции; увещевательная реклама (выделение данного продукта,
антиреклама или контрреклама по отношению к другим продуктам); сравнительная
реклама (противопоставление «хорошего» и «плохого»); напоминающая реклама (длительный
повтор сообщений); подкрепляющая реклама (то есть подкрепление веры клиентов
в то, что они сделали правильный выбор); информирующая реклама (заведомо
дорогая броская реклама, говорящая о превосходстве данного предприятия); 4) по
возможности обратной связи с потребителями — с обратной связью (через общение с
рекламодателями) и без обратной связи.
Объект рекламы
может быть представлен в двух видах: как вещь с ее характеристиками и
достоинствами; как вещь для кого-либо (акцент на характеристики и достоинства
потенциального клиента).
Большинство
современных СМИ немыслимы без рекламы. Реклама не только дает финансовую
подпитку СМИ, но и ориентирует на гедонизм и сопричастность к самым вожделенным
потребностям аудитории. Анализируя роль рекламы в СМИ, можно обнаружить как
позитивные, так и негативные ее проявления. К позитивным относятся
экономический рост, стимул к снижению цен, увеличение выпуска продукции
потребления, субсидии СМИ, динамизм экономического соревнования, расширение
рынка, создание дополнительных рабочих мест, продуманный выбор, свобода решения
потребителя, формирование новой культуры и эстетики.
Однако реклама
имеет ряд очевидных негативных тенденций и среди них: упор на второстепенные
показатели, манипуляция сознанием и обман аудитории, стимулирование
перепроизводства, увеличение расходов на рекламу и как следствие рост цен на
продукцию, рост «бесполезного» потребления и беспечное отношение к природным
ресурсам, невнимание к социальным нуждам, прививание «дурного вкуса» аудитории,
угроза упадка культуры и нравственности.
Телекоммуникация
— это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты по
телекоммуникации — инженеры и техники. Они в основном работают с кодами,
сигналами, шумами. Традиция поиска в области кодирования информации, экономии и
надежности ее передачи уходит во времена посольств и секретных служб,
использовавших шифровку и кодирование для написания секретных писем.
Информатика —
это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин
(компьютеров). Информатика в историческом плане продолжает так называемую культуру
очевидности, где на первом месте — истина, научные исследования и доказательства
существования естественных ограничений. Данное СМК занимается исследованием
человеческого языка и его логических основ точки зрения проблемы создания
нового языка и воплощения его коммуникативных функций.
Для специалистов
в сфере информатики (программистов) главное — поиск логического смысла, анализ
и сохранение информации. Важным выступает вовлеченность в научно-техническую
революцию, венцом которой является создание совершенного искусственного разума.
В отличие от СМИ и телекоммуникаций профессионально в область информатики
вовлечено гораздо меньше людей.
Все виды СМК объединены
в открытой информационной среде социальных коммуникаций — Интернете.
Интернет —
относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Это гигантская сеть
компьютеров, размещенная по всему миру и создающая новое информационное
пространство (киберпространство), в котором можно обмениваться посланиями за
считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к удаленному
компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные; подписываться
на дискуссионные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении различных
вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски
новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.
Развитие WWW
(World Wide Web) — относительно новое средство Интернета. Это гипертекстовая
информационная система с элементами мультимедиа. Гипертекст — это набор
текстовых, звуковых и видеодокументов, материалов, связанных взаимными ссылками
и переходами, в том числе и на удаленных компьютерах. На страницах WWW
размещается все больше и больше информации организаций и компаний
разных стран. На страницах WWW различные организации помещают свои новости,
экономическую и коммерческую информацию. Создание страниц WWW организациями и
отдельными лицами является средством формирования имиджа и рекламы. Материал страницы
может обновляться с периодичностью от нескольких раз в день и реже. Индустрия
новостей развитых стран все увереннее размещается в Интернете.
СМК составляют
особую систему, в которой соединились следующие четыре измерения:
-
общая
базовая техника (прежде всего электроника), без которой невозможна работа СМИ,
телекоммуникаций и специалистов по информатике;
-
особая
методология автоматической и логической обработки информации;
-
связанная и универсальная система отображения мира (новая технократическая
философия);
-
общие
стратегические и экономические цели системы СМК.
В этих условиях
цифровая парадигма, представляющая весь окружающий мир в форме цифровых кодов,
— это не только феномен электроники, но и определенная система ценностей, в
которой совокупность естественных явлений (биологических, социальных, гуманитарных)
материализуется с помощью логических расчетов.
Массовые
аудитории. Создание
и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано с
психологическими процессами восприятия и усвоения. Главную роль в процессе ее
потребления играют аудитории — непосредственные потребители этой информации.
Аудитории могут
быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте
обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и
получателя информации.
Особенности
аудитории во многом зависят от ее социально- демографических характеристик
(пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение,
профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации
поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер
(уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). О значимости самой
массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные
параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.
В основе
типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным
источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы
аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются CMИ);
регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является
аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).
Анализ аудиторий,
как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления
информации разными социальными общностями; по способам оперирования полученной
информацией.
В процессе
потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия
аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с
самой информацией, прием информации, освоение информации, формирование
отношения к информации.
По доступу к
источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и
не-аудиторию. Причем не-аудитория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет
доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный
доступ к СМК — нет денег на газеты, компьютер и т.д.)
Продукция СМК,
формально доступная большинству населения, потребляется по-разному. Так, французский
социолог А. Турэн выделил четыре культурно-информационные страты современного
общества:
-
низший
уровень — представители уходящих в прошлое форм общественной жизни,
периферийные по отношению к современному информационному производству,
фактически исключенные из сферы потребления массовой информации (иммигранты из
развивающихся стран, представители пожилого населения, деградирующие сельские
общины, люмпены, безработные и т.д.);
-
низко квалифицированные
рабочие (в основном ориентированы на развлекательную продукцию);
-
активные
потребители продукции СМК — служащие, ориентированные на вышестоящих
начальников, исполняющие чужие решения (сюда относятся журналисты и пиармены);
«технократы» (управленцы, производители новых знаний и ценностей, сочетающие
профессиональные интересы и аристократическое искусство).
Важнейшим
показателем уровня подготовленности аудитории является ее информированность.
Степень информированности может варьироваться от полной информированности до
ной неинформированности. В настоящее время наблюдается повышение уровня
информированности аудитории благодаря таким факторам, как повышение уровня
образования; потребность в повышении информированности населения в силу достижений
научно-технического прогресса во всем мире и изменений в профессиональной
деятельности; активное участие индивидов и социальных групп в
общественно-политической жизни.
В целом
потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически
активный процесс, дифференцирующий аудиторию в соответствии с
социально-демографическими, культурными, экономическими и другими
характеристиками. Именно процесс потребления массовой информации сопряжен с тем,
что сами аудитории производят массовую социальную информацию как направленную
по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы
управления), так и «неканализированную» (диффузную), циркулирующую в слабо
структурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.).
Реакция
аудитории.
Анализ сложившейся социальной реальности позволяет выделить пять основных типов
реакций на массовую информацию:
·
реакции,
связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях:
когнитивные (изменение информированности, стимуляция интеллектуальной
деятельности, активизация познавательной деятельности, повышение интереса к информации
и создание новой информации с элементами полученной); ценностные (создание
новых идей и установок, а также новых ценностных систем, изменение или
закрепление уже сложившихся ценностей, побуждение к выражению личных взглядов
и к дискуссиям); организационные (утилитарные) (практические действия в
соответствии с полученной информацией в общественно-политической, экономической
и других сферах жизнедеятельности); тонизирующие (изменение или поддержание
психофизиологического состояния индивидов и масс); коммуникативные
(распространение и обсуждение полученной информации, установление обратной
связи с источниками информации);
Страницы: 1, 2, 3
|