Массовая коммуникация
СОДЕРЖАНИЕ
Массовая коммуникация:
1.1.
Понятие
массовой коммуникации 3
1.2.
Структура
и функции массовой коммуникации 11
1.3.
Эффективность
массовой коммуникации 23
Заключение
29
Список использованной литературы 30
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
1.1.
ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Массовая
комуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей,
моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио,
телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой
коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым
продит распространение информационных сообщений на большие территории.
Массовая
коммуникация прежде всего характеризуется:
·
наличием
технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;
·
социальной
значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой
коммуникации;
·
массовостью
аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует
тщательно продуманной ценностной ориентации;
·
многоканальностью
и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и
вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
Главным условием,
определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и
коммуникатора.
Таблица №1. Характеристика массовой
и межличностной коммуникации
Массовая коммуникация
|
Межличностная
коммуникация
|
Опосредованность
общения техническими средствами
|
Непосредованный контакт
в общении
|
Общение больших социаль-ных
групп
|
Общение в основном от-дельных
индивидов
|
Ярко выраженная социаль-ная
ориентированность общения
|
Как социальная, так и
индивидуально-личностная ориентированность общения
|
Организованный, институ-циональный
характер общения
|
Как организованный, так
и (в большей мере) спонтанный характер общения
|
Отсутствие
непосредствен-ной связи между коммуникато-ром и аудиторией в процессе общения
|
Наличие
непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе
коммуникативного акта
|
Повышенная требователь-ность
к соблюдению принятых норм общения
|
Более «свободное»
отноше-ние к соблюдению принятых норм общения
|
Одноправленность инфор-мации
и фиксирование коммуникативных ролей
|
Переменная смена направ-ленности
информации и коммуникативных ролей
|
«Коллективный» характер
коммуникатора и его публичная индивидуальность
|
«Индивидуальный» харак-тер
коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
|
Массовая, стихийная,
ано-нимная, разрозненная аудитория
|
Реципиент – отдельный
конкретный человек
|
Массовость,
публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений
|
Единичность,
приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность,
необязательная периодичность
|
Преобладание двухсту-пенчатого
характера восприятия сообщения
|
Преобладание непосредст-венного
восприятия сообщения
|
Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов
социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции
психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации
являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.
Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими
свойствами:
- диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому
сообщение сохраняется во времени;
- диатопность – коммуникативное свойство, позволяющее информационным
сообщениям преодолевать пространство;
- мультиплицирование – коммуникативное свойство, благодаря которому
сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным
содержанием;
- симультанность – свойство коммуникационного процесса, позволяющее
представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;
- репликация – свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой
коммуникации.
История исследования проблем массовой коммуникации. Начало
исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М.
Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в
социалогическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на
различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена
социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к
журналисту, обосновал метод анализа прессы.
Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У.
Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману,
мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких
реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует
определенные стереотипы – иллюзорные конструкторы в сознании человека,
заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности
самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление
основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в
создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В
современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя
«псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по
Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и
феномен массовой коммуникации.
В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось в трех аспектах
– теоретическом, прагматическом и эксперементально-прикладном.
Известные теории построены главным образом на функциональном подходе к
пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании
доминирующей функции и последствий ее актуализации. Несмотря на множество
интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в
соответствии с доминирующей функцией: 1) функция политического контроля, 2)
функция опосредованного духовного контроля, 3) культурологическая функция.
Особое место занимает теория «информационного общества», в рамках которой
исследуется роль массовой коммуникации. Рассмотрим эти теории вкратце с тем, чтобы
выделить теоретические проблемы массовой коммуникации и подходы к их решению.
В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как
функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти,
выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является
материально-экономический, во второй – идеологический. К первой подгруппе
относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на
марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в
капиталистическом обществе являются частной собственностью.
Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии
авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются
интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают
политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает
роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль
СМК: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой –
помогают людям выжить в трудных условиях.
Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно
используются марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов,
определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, поскольку СМК
находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются
английские социологи Г. Мердок и П. Голдинг. К политико-экономической теории
относятся также экономико-социологическую традицию изучения массовой коммуникации
и политико-социологическое направление.
Экономико-социологическая традиция изучения массовой коммуникации (Ж.
Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) в прцессе
реализации социокультурных функций (информирование аудитории о событиях на локальном,
национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет
цели, связанные с формированием потребительского поведения, стереотипов
восприятия экономической реальности и образа жизни, а также рассматривает
процессы производства, распределения и потребления продуктов СМК (информации,
развлечения и социокультурных образцов) в обществе как нематериальных
общественных или частных благ. В этом контексте СМК являются «четвертой
властью» в том смысле, что не зависят от традиционных трех, не сливаются с
ними, но обладают собственной «властью» над умами людей.
При этом государство может выступать как арбитром, задающим правила игры
участникам рыночных отношений — продюсерам, телевизионным и радиоканалам,
газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и самостоятельным
субъектом, участвующим от имени общества в процессе создания общественных благ,
производимых СМК через общественные каналы массмедиа. Именно в этом контексте
западными учеными проводится анализ тенденций коммерциализации СМК, их
дерегуляции и намечающегося повторного усиления регулирования.
Соответственно процессы регулирования взаимодействия СМК, общества и
государства представители этого направления связывают с регулированием
отношений и прав собственности на каналы массовой коммуникации.
Ко второй
подгруппе относятся теория «гегемонии» и теория массовой коммуникации,
построенная на основе марксистской методологии.
Теория гегемонии
СМК носит условное название, в котором слово «гегемония» интерпретируется как
господствующая идеология. Импульсом для возникновения данной теории явилось
положение критической теории о СМИ как мощном механизме, способном реализовать
изменения в обществе. Наиболее последовательные представители этой теории —
греческий социолог-политолог Н. Пулантзас, живший во Франции, и французский
философ Л. Альтюссер.
Во второй группе
наиболее значительным являются теории, разработанные на основе методологии
структурного функционализма.
Для теорий
третьей группы характерен социокультурологический подход к пониманию массовой
коммуникации и роли СМК. В настоящее время этот подход явно набирает силу, что
объясняется новой волной интереса к человеческой личности и общей тенденцией к
гуманитаризации наук.
Теории
«информационного общества» выделены в отдельную группу. Основой этих теорий
является концепция постиндустриального общества, разработанная американским социологом
Д. Беллом. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятся к следующему:
Ø
информация
является главным источником и средством производства, а также и его продуктом;
Ø
СМК
являются мощным стимулом для потребления информации и ее оценки, они также
стимулируют коммуникативные технологии, благодаря чему создаются вакансии для
работы (в США до 50% работающих так или иначе связаны с процессом подготовки,
переработки и распространения информации);
Ø
изменения
в обществе, «революционные потенции» заложены не в содержании информации, а в
способах и средствах ее передачи и дальнейшего ее применения (иначе говоря, не
важно что, а важно как).
Рассмотренные
теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом
ориентированы на роль СМИ. В плане прогнозирования одни ученые предсказывают
усиление дифференциации власти над СМК, упадок культурного уровня общества, так
как культурологическая функция никем не контролируется, и ослабление интеграции
общества, поскольку оно будет привязано к своим локальным интересам. Другие,
напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации,
так как в этих условиях можно избежать централизованного давления СМК, а
интеграция, хотя и сузится, в новых условиях будет более глубокой и устойчивой.
Это противопоставление восходит к различию так называемых критических и
административных исследований, которое было обосновано американским социологом
П. Лазарсфельдом еще в 1941 г.
Идеи Лазарсфельда
способствовали развитию так называемого позитивистского подхода к исследованию
массовой коммуникации. Согласно данному подходу, СМИ осуществляют передачу
информации аудитории с помощью «установления повестки дня». Причем СМИ
специально «раздувают» какую-либо проблему, посвящая ей все свое время,
искусственно возвышая ее над другими событиями, конструируя таким образом
особую реальность. Механизмы конструирования искусственной реальности являются
предметом изучения представителей данной школы.
Специалист в
области массовой коммуникации Мак-Квейл дает ряд конструктивных предложений для
теоретических исследований:
ü
поиск
сближения социального и индивидуального использования коммуникации;
ü
создание
концепции соотнесенности информации и культуры в плане их объективных
возможностей и условий функционирования;
ü
более
тщательный анализ отношений в процессе коммуникации с тем, чтобы сбалансировать
практикуемую передачу информации и реальные запросы общества.
За этими
предложениями просматривается главная проблема — как совместить массовое и
индивидуальное в коммуникации с наибольшей пользой для общества и индивида, как
избежать дегуманизации общества в условиях научно-технического прогресса и потребительства.
Практически-прикладные
методы исследования массовой коммуникации. Что касается методов исследования
массовой коммуникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести:
наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами;
эксперименты («полевые» и лабораторные) с участниками коммуникации; описание
СМК в их историческом развитии и выявление их функций; системно-теоретический
анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе.
Исследование
массовой коммуникации может также использовать методы различных
социогуманитарных наук, например, методы исследования фокус-групп,
анкетирование и опроса аудитории СМК — из социологии; методы беседы с
коммуникаторами и реципиентами — из социолингвистики и др.
Страницы: 1, 2, 3
|