Масленица. История праздника и его традиции
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет управления
РЕФЕРАТ
Масленица. История праздника
и его традиции
Выполнила: студентка группы
7161
Чеботарькова М. Д.
Проверила: к.и.н., доцент
Дудкина С.А.
Сургут, 2008
Введение. 2
История масленицы.. 3
История происхождения блинов. 3
Распорядок проведения праздника. 3
Масленица в Польше. 3
Словарь. 3
Приложение. 3
Обряды в масленицу. 3
Катание с гор. 3
Чучело Зимы – главный символ Масленицы.. 3
Блины на Масленицу. 3
Зазывание Масленицы в гости. 3
В Заключение анекдоты про масленицу: 3
Использованная литература: 3
Содержание. 2
Введение
«Масленица... Я и теперь еще чувствую
это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во
мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда,
ухабистую снежную дорогу, уже замаявшуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми
санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми
переборами гармони. Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на
что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось —
«масленица"? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом
прянике, — на блине — от которого пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными
горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и
зайчики, — поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это
блистало, обвитое золотою канителью... В этом широком слове и теперь еще для
меня жива яркая радость...» И. С. Шмелев.
Масленица, сырная неделя (до реформы
орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен.
Ритуал связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица празднуется в
последнюю неделю перед Великим постом за семь недель до Пасхи.
Многие полагают, что масленица к вере
отношения не имеет, что это народный праздник встречи весны. Ей посвящены все
его ритуалы — блины, маскарад, драки и взятие снежного городка. Но вот в
православном церковном календаре читаем: «26 февраля - 11 марта. Седмица сырная
(масленица) — сплошная». И у церковной масленицы есть своя история, обряды и
свой смысл. Священник отец Владимир раскрывает православный календарь на дате
11 марта (нов. стиль) и закладывает страницу красной ленточкой:
Масленица — это подготовка к семи
неделям Великого поста, к которому верующие должны прийти со светлыми мыслями и
чистой душой, — поясняет отец Владимир.
Церковная масленица похожа на
сумерки. Плавно опускается ночь и густеют краски, медленно — ото дня ко дню
верующие ограничивают себя в пище, общении, неправедных мыслях и поступках. И
от службы к службе постигают смысл этого ограничения. Работа над собой
начинается задолго до наступления Сырной седмицы 24 февраля. В этот день в
храмах читается глава Евангелия, повествующая о том, как молились два человека.
В этот же день на вечерне к
привычной службе добавляется песнопение Великого поста. За покаянной Неделей о
мытаре и фарисее следует Неделя о блудном сыне (3 марта) — повесть о
возвращении грешного, но раскаявшегося человека к Богу. С этого воскресенья
богослужения ведутся по Постной Триоди, а к песнопениям добавляется 136-й
псалом — «На реках Вавилонских»
Третий акт — Вселенская Родительская
суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) — повествование о начале
и конце человечества. В родительскую субботу Церковь поминает всех от века
умерших православных христиан. А в воскресенье наступает мясопуст — день
прощания с мясной пищей, «отпускания» ее. Сырная седмица, вступающая в свои
права с понедельника, это, по сути, постный праздник, хотя пока еще разрешены и
молоко, и яйца. В церковных стенах Сырная седмица осенена молитвой святого
Ефрема Сирина о даре покаяния. Но за стенами православный люд, включая и
духовенство, веселится напропалую, будто стремясь наесться, нагуляться перед
Великим постом. Так было в 1476 году, когда Иван Грозный наблюдал, как в
кулачном бою его с речники кропят кровью лед Москвы-реки. Так было в 1722 году,
когда у Красных ворот был сооружен гигантский фрегат на его палубе паясничали
Петр I, Екатерина и придворные в масках волков, журавлей и драконов. Так
осталось и по сей день.
Многие проповедники обрушивались на
масленицу. В конце XVII в. Патриарх Андриан даже пытался запретить «бесовский
праздник», но не сумел — только сократил с четырнадцати до семи дней. А со
временем Церковь и вовсе смирилась с масленицей, и вот, приняла ее в число
своих обычаев.
Последний день масленицы — Прощеное
воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе
прощаются с зимой и еще одним прожитым годом. Гаснут масленичные костры. Люди
навещали могилы предков, а после спешат к вечерне. Воскресная служба начинается
как обычно: чтение Евангелия, золотистое облачение священников. Но вдруг все
меняется. Наступает новая неделя. Неделя Великого поста. Этот миг отмечен
обрядом преоблачения, когда священники выходят к молящимся в золоте, но в
фиолетовом — цвете ею скорби и вечности. Службу завершает чин прощения.
Батюшки, включая и настоятеля храма, выходят на солею (возвышение перед
иконостасом) и кланяются земным поклоном, прося друг у друга и у прихожан
прощения — за все обиды, вольные или невольные, за невнимание, за грехи... А
прихожане в свою очередь подходят к священникам, целуют Евангелие и произносят
главную формулу этого дня: «Простите меня, грешного, А в ответ: «Бог простит,
как я прощаю» — Это очень трудный обряд. Как это вдруг — поклониться кому-то в
ноги, попросить прощения? Непривычно. Но после на душе делается легко-легко.
Так говорит отец Владимир. У народа на все свои правила, и что широкая масленица
для того человеку и нужна, чтобы глубже впасть в грех и полнее раскаяться.
Традиционное кушанье масленицы –
блины. Они имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что
первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте
4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были
атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж
после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо
провожали, что после праздника говорили: «Масленица-объедуха, деньгам
приберуха!»
Как на масленой неделе
из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
вы блиночки мои…
И сыр, и творог, всё
летело под порог!
Вы блины, блины, блины,
вы блиночки мои…
Древние верили, что вместе с круглым,
румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и
могущества.
Понедельник — встреча. К этому дню достраивались
горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин
отдавался нищим на помин усопших. С понедельника
начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые
впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща,
чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свекор со свекровью
отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто
думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по
хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в
гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни
кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.
Все знают пословицу
"Первый блин комом". А, собственно, почему - разве дело только в
непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его
клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей
души блинок!" Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в
отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не
веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" - значит, не
мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.
Вторник — заигрыши. С утра молодые люди
приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де
горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться
прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе
поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в
нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков -
чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под
неусыпным родительским оком.
Среда — лакомки. В этот день зять приходил
«к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в
современных семьях зятьев немного - в лучшем случае, один-два. А раньше
накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка
"Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не попишешь:
"хоть себя заложи, а Масленицу проводи!" Тещины блины - это по обычаю
целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и
пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на
ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом
выслушивать.
Четверг — широкий разгул. С этого дня
Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам:
ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои
(стеношный бой), шумные пирушки. С четверга Масленица действительно становилась
широкой — гулянье на Девичьем поле привлекало все больше народу, билеты в театр
можно было достать только у барышников, на улицах чувствовалось приятное
оживление... Вот когда начинается настоящий разгул!
Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно
дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в
деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките
блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!"
Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица,
надо успеть нагуляться перед Великим постом.
Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в
гости своих тёщ, угощали их блинами. Говорят, "у
тещи зятек - любимый сынок". Пятница на «масленичной» недели по
народным поверьям зовется «тещины вечерки». Этими вечерками зятья приглашали
тещу с тестем в свой дом на блины. Это был целый ритуал со своими традициями,
передававшимися из поколения в поколения. В этот день молодые звали в гости не
просто так, на угощенья, но и еще для того, чтобы поучиться уму разуму у
старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся
молодым для дальнейшей жизни. И родители жены очень ждали этого дня и всегда
были рады и горды, что их дети не забывают о них и ждут их к себе в гости. Об
этом заранее оповещались все родные и родственники, и к вечеру уже вся деревня
знала, кто приглашен, а кто нет. И если приглашенья не последовало, то теща
была обижена на всю жизнь, и зять уже никак не мог исправить своей оплошности.
А сам ритуал состоял в следующем, каждая теща должна накануне, вечером отослать
в дом зятя всю утварь: сковороды, плошки, котел и т. д., для замеса теста, а
тесть в свою очередь должен был поставить все продукты, чтобы новоиспеченный
зять смог замесить опару и испечь вкусные блины к приходу дорогих
родственников. В пятницу уже закрывались конторы и магазины, прекращалась
работа в мастерских, даже дети освобождались от учения. Правда, эти дни ни
официальными, ни церковными праздниками не считались. Но кто же работал в конце
Масленой недели?
Суббота — золовкины посиделки. Молодые
невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была
подарить золовкам подарки. Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и
наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером
все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были
переполнены. По семейным домам созывались гости. Жутко себе представить,
сколько при этом съедалось блинов и выпивалось вина и водки. Это чрезмерное
невоздержание, этот масленичный разгул объяснялся упорно державшимся старинным
взглядом, что не потешиться в широкую Мастеницу — значит «жить в горькой беде и
жизнь худо кончить». После обильных застолий отправлялись в Зоологический сад с
ледяных гор кататься, потом на кулачках биться -"блины вытряхивать». Кулачные
бои на Масленицу — отголосок древней военной потехи — были очень
распространены. В них принимали участие мужчины без различия возраста и звания.
А проводились они обычно тремя способами: один на один, стенка на стенку и
свалка. Гвоздем же масленичных потех бывали грандиозные катания на тройках. В
Замоскворечье, на Рогожской и на Таганке, заселенных преимущественное богатыми
торговыми людьми, и у Московских застав, где жили в основном ямщики, эти
катания пользовались особен славой. На породистых рысаках, и санях, украшенных
пестрыми коврами и розанах, московское купечество выезжало напоказ. Мчались по
ухабистой снежной дороге развеселые тройки, разряженные цветными лентами и
бумажными цветами, цокали копыта коней с бубенцами под расписными дугами. Смех,
свист, озорство, удаль... Тут же во время катания устраивались смотрины
купеческих сынков и дочек для того, чтобы поженить их на Красную горку после
Пасхи. А на Москве-реке, прямо напротив Кремля, проходили конные бега. Hа льду
сооружали обнесенный изгородью круг для бегущих на приз лошадей, а набережные и
мосты служили трибунами для любопытствующих. Какой потрясающий крик вырывался
из тысяч грудей, какими оглушительными аплодисментами взрывалась публика, когда
стройно несущаяся лихая тройка птицей быстролетной первая ''подходила» к
столбу! Ибо, как заметил современник, «есть что-то азартное в русской тройке, чью-то
опьяняющее — кажется, оторвала бы от земли и унесся за облака. Русский человек
любит тройку как что-то широкое, разгульное, удалое, что захватывает как
вихрем, жжет душу огнем молодечества». Долго еще буйствовал праздник. И только
в воскресенье, ближе к вечеру город начинал затихать и смиряться. Оставалось
еще совлечь с себя греховный разгул, попросить прощениям ближних за причиненные
им обиды, попрощаться с друзьями и знакомыми. Чтобы заговеться и перейти с
блинов на хрен да на редьку. Впереди был долгий Великий пост...
Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В
последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают
зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от
грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог
простит». «прощенное», самый лучший день масленицы. В этот день принято просить
прощения за все плохое и прощать тех, кто просит прощения у тебя. А еще, было
принято сжигать масленицу из соломы, этим самым люди прогоняли зиму, и звали
весну. В последний день масленицы уже можно было пить спиртное и веселиться,
веселиться до упаду. Строили снежные городки, катались с горок, жгли костры,
пели песни: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле —
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо —
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
После блинов отправлялись на улицу
-''с гор покататься, сердцем потешиться». Потому и назывались праздничные
гулянья на Масленицу «масленичными потехами». На этих гуляньях устраивались
самые разнообразные увеселения и зимние народные забавы — борьба, кулачные бои,
медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор,
завоевания снежных городков-крепостей. На Девичьем поле в Москве возводились
временные дощатые балаганы, украшенные яркими вывесками, артисты в маскарадных
костюмах с музыкой и прибаутками зазывали публику, обещая веселое
представление, пантомиму, акробатов, фокусников и куплетистов. Тут же ставились
палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые
оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали
в воздух перекидные качели. Громадная площадь кипела народом, преимущественно
мастеровым и торговым людом. Купечество же с первого дня Масленицы посещало
театры и цирки, абонируя ложи для всего семейства. После театра за обыкновение
считалось заехать в Большой Московский трактир к Тестову или в какой другой —
поужинать. Половые в белоснежных рубашках легко, словно плавая, проносились по
залам, угощая гостей. Они имели обыкновение поздравлять посетителей с широкой
Масленицей, поднося на блюде поздравительную карточку со стихами, напечатанными
на красивой бумаге. На одной стороне карточки был рисунок с масленичным сюжетом
и наименованием трактира, а на другой — стихи незатейливого содержания:
Страницы: 1, 2
|