Я называю брахманом того, кто отрешился от
мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего
страдания.
Я называю брахманом того, кто среди взволнованных
остаётся невзволнованным, среди поднимающих палку – спокойным, среди
привязанных к миру – свободным от привязанностей.
Я называю брахманом того, кто говорит
правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую.
Я называю брахманом того, кто знает своё
прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи
мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто
совершил всё, что возможно совершить».
2. Будда реальный и Будда из легенд.
В биографии Будды отражена судьба реального человека в
обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших
историческую фигуру основателя буддизма.
Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на
северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после долгого
ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц
жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное,
сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.
Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и
смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на
поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но
зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сегодня называется
Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения
человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. Он
странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились
ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя,
которого и стали называть Буддой.
В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после
смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они
создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.
Таковы факты реальной биографии Будды – человека, ставшего основателем
новой религии.
Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно
легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83
раза был святым, 58 – царём, 24 – монахом, 18 – обезьяной, 13 –
торговцем, 12 – курицей, 8 – гусем, 6 – слоном; кроме того, рыбой,
крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.п.). Так было, пока
боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека,
спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье
кшатрия было его последним рождением.
Для высшего я веденья родился,
Для блага мира – и в последний раз.
Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели).
В момент рождения Будды цветы падали с неба, играла прекрасная
музыка, а из неведомого источника исходило необыкновенное сияние.
Мальчик родился с тридцатью двумя признаками «великого мужа
(золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг
волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т.п.).
Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт
великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным
правителем (чакра-вартином), способным установить праведный порядок на
земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала
участия в воспитании Сиддхартхи – она скончалась (а по некоторым
легендам удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном)
вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Отец Шуддходана
желал, чтобы сын пошёл по первому из предсказанных ему путей. Однако
аскет Асита Девала предрёк второе.
Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал
всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына
чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу
вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира.
Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия
отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три
раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного
и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека
недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не
вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему
недолговечность человеческой жизни.
Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни – старости –
смерти. По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что
навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира,
ведя уединённый и созерцательный образ жизни.
Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29
лет. Покинув дворец, старого отца, жену и маленького сына, Сиддхартха
стал бродячим отшельником (шрамана). Он быстро овладел самой сложной
аскетической практикой – контролем дыхания, чувств, умением переносить
голод, холод, жару, входить в транс (особое состояние, когда человек
глубже проникает в свои ощущения и как бы сливается с высшим миром)…
Однако его не покидало чувство неудовлетворённости.
После шести лет аскетической практики и очередной неудачной
попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился,
что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы,
он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с
этого времени называется деревом Бодхи, т.е. «деревом Просветления») и
погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его
собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех
живых существ, а потом открылась высшая истина – Дхарма. С этого
момента он и стал Буддой – Просветлённым, или Пробуждённым, – и принял
решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их
происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста,
характера, темперамента и умственных способностей.
В своей первой проповеди Будда говорил о двух «крайностях»
в поведении людей, которые мешают им встать на путь религиозного
спасения.
«Есть, о братья, две крайности, которых должен избегать
удалившийся от мира. Какие эти две крайности? Одна крайность
предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими
наслаждениями; это жизнь тёмная, низкая, заурядная, неблагая,
бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это
жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избегая этих двух
крайностей, Татхагата (Так ушедший – эпитет Будды) во время
Просветления постиг срединный путь – путь, способствующий постижению,
пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению,
к нирване».
Свой путь Будда называл «срединным», поскольку он лежал
между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, минуя
крайности того и другого. 45 лет Будда провёл, распространяя своё
учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев
среди самых разных слоёв общества; в число последователей буддизма
входило множество богатых и влиятельных людей, включая царя
государства Магадха Бимбисару и его сына Аджаташатру.
Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику
Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда
горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной
смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время
которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим
мясом, попросил отдать всё мясо ему. Не желая, чтобы пострадали
спутники, Будда съел его. Перед смертью Будда сказал любимому
ученику: «Ты, верно, думаешь, Ананда: «Смолкло слово Господина, нет у
нас больше Учителя!» Нет, не так вам следует думать. Пусть Дхарма и
Виная (дисциплина), которые я возгласил и которым наставил вас, будут
вашим учителем, после того как не станет меня» («Сутра великой
кончины»). Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по
обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями,
шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в
восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были
воздвигнуты мемориальные надгробия – ступы. Согласно легенде, один из
учеников из погребального костра зуб Будды, который стал главной
реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на
острове Шри-Ланка.
УЧИТЕЛЬ? БОГ? ИЛИ… Смерть, ил, как считают буддисты,
освобождение – нирвана (или даже паринипвана, т.е. «великая нирвана»),
Будды стала началом отсчёта времени существования буддизма как
религиии. Кто же всё-таки Будда для буддистов – Учитель, Бог или
всего лишь рядовой представитель довольно многочисленной категории будд
– достигших Просветления личностей, проживающих в разных мирах
вселенной?
Несомненно, что Будда – Учитель, ибо он не только открыл
Путь, но ещё и учил, как надо идти по нему. Сложнее ответить на
вопрос, Бог ли Будда, ибо буддисты отрицают само понятие божества.
Однако Будде присущи такие качества, как всемогущество, способность
творить чудеса, принимать разный облик, влиять на ход событий и в
здешнем мире, и в других мирах. Это те самые качества, которыми
наделены боги, во всяком случае так считают люди, исповедующие разные
религии.
Буддизм признаёт существование неисчислимого количества будд –
в разных мирах и в разных промежутках времени. Есть будды прошлого,
настоящего и будущего. Есть группа в тысячу будд; есть будды,
олицетворяющие различные виды деятельности и явления природы; будда
врачевания и будда неизмеримого света, будда несокрушимой истины и
вселенский, космический будда. Но только для одного из них – того, кто
стал Учителем человечества, – этот эпитет является первым и главным
именем.
3. Учение Будды
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от
самых тягостных сторон человеческого существования – страданий, невзгод,
страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не
считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в
стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки
зрения буддизма и других индийских религий – это лишь бесконечная
череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения
принят термин «сансара».
Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием
его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая
плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо,
вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального
воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в
будущих перевоплощениях.
Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра
– «колесо жизни» (оно же круговорот бытия или круг сансары).
Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение (авидья)
обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание
(виджняна); сознание определяет характер нама-рупы – физического и
психического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести
чувств (аятана) – зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и
воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само
чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь
порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём
мыслит человек. Привязанность приводит к хождению в существование
(бхава), следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение
влечёт за собой старость и смерть
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль,
каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит
человека к следующему воплощению. Цель буддиста – жить так, чтобы
оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его
поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам
желаний.
«Нет уз у тех, у которых нет приятного или неприятного».
«Из привязанности рождается печаль, из привязанности
рождается страх; у того, кто освободился от привязанности, нет
печали, откуда возьмётся страх?» «Как дерево, хотя и вырванное,
продолжает расти, если корень его не повреждён и крепок, так и
страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к
желанию».
«Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с
уничтожением желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого
назову я учителем?» Так сказано в «Дхаммападе».
Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении
от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека,
достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме – нирваной.
Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что
нирвана – это смерть. Неверно. Нирвана – это покой, мудрость и
блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной
части эмоций, желаний, страстей – всего того, что составляет жизнь
обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в
ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.
Буддизм не относится ни к монотеистическим
(признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во
многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других
сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде
животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию
кармы и, несмотря на все свои
сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от
перевоплощений. Только человек способен «встать на путь» и,
последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь
нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам
придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут
появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие
Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто
откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.
Может сложиться представление, что буддам и бодхисаттвам принадлежит
в буддизме то же место, которое в других религиях занимают боги или
единый Бог. Но это не совсем так. Будды не могут, как боги других
религий, создавать мир, управлять стихиями; они, как правило, не могут
карать грешников или награждать праведников. Буддизм — и в этом ещё
одно его отличие от других религий — не признает провидения и
подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных
усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэтому в
«Дхаммападе» сказано: «Строители каналов пускают воду, лучники
подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют
самих себя».
4. Дхарма – закон, истина, путь
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно
олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем
существам. «Дхар-ма» буквально означает «опора», то, что поддерживает».
Слово «дхарма» означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего —
это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны
подражать. Кроме того, дхармы — это конечные элементы, на которые, с
точки зрения буддистов, разбивается поток существования.
В своей первой речи после Просветления Будда сравнивает
способности разных людей к постижению Дхармы с разнообразием лотосов в
пруду:
«И оглядев мир своим оком Просветлённого, Благословенный, преисполненный
сочувствия ко всем живым существам, увидел существа, умственный взор
которых лишь чуть запорошён пылью, и существа, чей умственный взор покрыт
густым слоем пыли; увидел существа с острой восприимчивостью и с
восприимчивостью вялой, существа, имеющие благоприятную форму, существа,
легко поддающиеся внушению и трудно поддающиеся внушению, а также
увидел существа, пребывающие в страхе перед иным миром и в страхе
перед грехом.
Подобно тому как в пруду, заросшем голубыми лотосами, или
в пруду, заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде,
выросшие в воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде,
выросшие в воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи,
рождённые в воде, выросшие в воде, поднявшись над водой, стоят так,
что вода их не касается»
Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не
похожи друг на друга и нельзя к ним подходить с одной и той же
меркой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на
лету, третьим потребуется привести множество примеров, четвёртых
придётся учить йоге и т. п. Не существует единого, универсального свода
буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формулы
Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложенная с учётом
индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Поэтому буддийское
учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной
речью, в стихах и в прозе, изображено на священной диаграмме (мандале) и
на красочной картине.
Разные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью
всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно — это под силу лишь самым
упорным и одарённым. Для простых людей, не способных на значительные
духовные усилия в нынешнем своём состоянии, промежуточным этапом может
стать воплощение в лучших условиях или возрождение на небесах
какого-нибудь будды, с помощью которого они в дальнейшем достигнут
нирваны.
5. Четыре благородные истины
Проповедь своего учения Будда начал с «четырёх благородных
истин»:
о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания
и о пути к прекращению страданий. Обращаясь к ученикам (бхикшу), он говорил:
«А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует страдание. Рождение
— страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание;
соединение с тем, что неприятно, — страдание; разъединение с тем, что приятно,
— страдание; когда нет возможности достичь желаемого — это тоже страдание.
А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание имеет свою
причину. Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и
страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает
трёх видов: жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда
существования.
А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание может быть
уничтожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ
от них, отречение от них, освобождение от них, отвращение от них.
А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует путь,
ведущий к уничтожению страдания».
Согласно первой истине, всё существование человека есть
страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его
жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с
«разъединением с приятным». Хотя страдание универсально, оно не является
изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою
причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе
привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная
истина.
Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря
следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку
она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им
же и устранена — чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо
прекратить испытывать желания.
О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина,
указывающая восьмеричный благородный путь:
"Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды,
правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный
образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное
сосредоточение».
Таким образом, восьмеричный путь включает три основных
упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру поведения
(правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные
осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).
Культура поведения — это пять (или десять) основных заповедей
(панчашила); не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй;
а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п.
Культура медитации — это система упражнений, ведущих к достижению
внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.
Культура мудрости — знание четырёх благородных истин.
Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный благородный
путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о
возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый
человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь
свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других
известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек
может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.
Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека —
выходу из круговорота перерождений (сансары), а значит, к прекращению
страданий и достижению состояния освобождения — оно и есть нирвана.
Следование только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.
Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения:
история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт
лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем,
который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей
от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно
работать над собой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования
о предметах, которых они не знают по собственному
опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом,
который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу,
начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала
сделана и т. п.
Другими важными положениями учения Будды являются три
характеристики бытия (трилакшана): страдание (духкха), изменчивость
(анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а также учение о
взаимозависимом возникновении всех вещей (пратитъя самутпада).
В мире нет ничего вечного — всякое существование имеет
начало и конец, а раз так, то не может быть и неизменной души.
Человек состоит из пяти скандх: телесного (рупа), ощущений (ведана),
распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна).
После смерти большая часть скандх разрушается.
Существует мнение, согласно которому этика Будды
принципиально безличностна. Оно по меньшей мере односторонне.
Действительно, восхождение к нирване означает погружение в абсолютно
безличное, внутренне нерасчленённое состояние. В этом заключается
спасение человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате
усилий самого человека, на основе его свободного индивидуального
выбора. Всё определяется мерой добродетельности намерений и поступков
индивида, обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих
рождений. Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна
ему самому и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его
собственных грехов и ошибок, то по этому признаку этику Будды вполне
можно квалифицировать как этику личности. Как полагает Будда, человек,
чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, должен победить
самого себя как обособленного эмпирического индивида. В этом смысле
его можно упрекнуть в том, что он предельно этизирует понятие
личности.
Учение Будды нацелено на прекращение
человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В
его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует
Будду прежде всего в её практически действенном выражении, как путь
спасения. Вопросы её философско-доктринального обоснования он оставляет
в стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выражен
религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в
монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением – одно
из трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во
времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и
соответствующего образа жизни; составленный им устав общины
основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании
не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем.
Это предопределило его удивительную пластичность, способность к
изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и
исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он разделился
на ряд течений, из которых наиболее значительными стали северный
буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и южный
буддизм (хинаяна, «малая колесница»). Одновременно происходило
обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное
мировоззрение и практику. В таком виде он дошёл наших дней. Буддизм
имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень заметным,
значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного мира.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
А.А. Гусейнов. Великие
моралисты. Москва 1995г.
2.
А.А. Гусейнов. Этика.//
Вопросы философии.1999г. №8
3. Основы этических знаний. Уч-к для ВУЗОВ.
4. Этика
5. Энциклопедия. Религии мира. Том 6. Часть первая.
М: «Аванта+», 1996г.
6. Словарь по этике. Под ред. Кона. М: 1981г.
Страницы: 1, 2
|