Миссия и цели менеджмента
Вопросы
по дисциплине «Менеджмент»
- Предмет и задачи курса.
- Сущность менеджмента.
- Область профессиональной деятельности
менеджера и требования к нему.
- Организация как объект управления: понятие,
структура, классификация.
- Формальные и неформальные организации.
- Основные модели управления в организации, их
взаимосвязь.
- Ролевая модель управленческого процесса.
- Функциональная и уровневая модели
управленческого процесса.
- Основные этапы формирования и развития
теории менеджмента.
- Школа научного управления и научная
организация труда.
- Классическая (административная) школа
управления.
- Поведенческие подходы и школа человеческих
отношений.
- Исследование операций и количественный
подход.
- Интеграционные подходы в теории управления
организацией и причины их возникновения.
- Процессный подход в науке управления.
Функции менеджмента.
- Системный и ситуационный подходы к процессу
управления.
- Внутренняя среда организации. Основные
внутренние переменные.
- Внешняя среда организации и ее
характеристика и структура.
- Коммуникации в организации: классификация и
роль в управлении. Коммуникационный процесс.
- Сущность и виды управленческих решений, их
роль в процессе управления.
- Процесс принятия и реализации управленческих
решений, его этапы.
22.Сущность и
цели стратегического и оперативного управления организацией
- Структура процесса стратегического
планирования: циклическая и иерархическая модели
24. Миссия и цели
организации
25. Оценка и анализ
внутренней и внешней среды организации.
26. Стратегические
альтернативы.
27. Инструменты
реализации стратегического плана.
28. Сущность
функции организации.
29. Делегирование,
ответственность, полномочия. Классификация полномочий.
30. Типовые
организационные структуры управления предприятием.
31. Методы
проектирования организационной структуры организации.
32. Понятие
мотивации: основные элементы и механизмы
33. Основные
современные теории мотивации.
34. Способы
мотивации.
35. Понятие руководства
и лидерства.
36. Классическая и
современная классификации стилей руководства и их характеристика.
37. Методы влияния
и формы власти руководителей
38. Спецификация
управления неформальной структурой организации
39. Конфликт в
организации: понятие, природа и классификация.
40. Методы
разрешения конфликтной ситуации в организации.
41. Контроль как
функция управления, его задачи и содержание.
42. Модель процесса
контроля и его основные этапы.
43. Внутрифирменная
культура и имидж организации.
44. Особенности
подготовки менеджеров за рубежом и в России. Национальные и международные
центры менеджмента
1.Предмет и задачи курса
Предмет науки менеджмент состоит из
совокупности принципов, методов, средств и форм управления организациями,
объединенных общей целью повышения организационной эффективности. Предметом
изучения дисциплины «Менеджмент» являются теоретические и практические вопросы
функционирования и развития системы управления в различных типах организаций и
условия ее эффективной деятельности.Цeли oблaдaют pядoм xapaктepиcтик: кoнкpeтныe
и измepимыe цeли. Выpaжaя цeли в кoнкpeтныx измepимыx фopмax, pyкoвoдcтвo
coздaeт чeткyю бaзy oтcчeтa для пocлeдyющиx peшeний и oцeнки xoдa paбoты. Тaкжe
бyдeт лeгчe oпpeдeлить, нacкoлькo xopoшo paбoтaeт opгaнизaция в нaпpaвлeнии
ocyщecтвлeния цeлeй; opиeнтaция цeлeй вo вpeмeни. В пepвyю oчepeдь
фopмyлиpyют дoлгocpoчныe цeли, зaтeм выpaбaтывaютcя cpeднe- и кpaткocpoчныe
цeли для oбecпeчeния дoлгocpoчныx; дocтижимыe цeли. Цeли ycтaнaвливaют
тaк, чтoбы oни нe пpeвышaли вoзмoжнocти opгaнизaции; взaимнo пoддepживaющиe
цeли. Дeйcтвия и peшeния, нeoбxoдимыe для дocтижeния oднoй цeли, нe дoлжны
мeшaть дocтижeнию дpyгиx.
Согласно такому определению, менеджмент является более узким понятием, чем
управление вообще, но при этом более широким, чем тот смысл, который в него
вкладывают традиционно – основные правила и рекомендации этой науки применимы
не только на производстве или в бизнесе, но и для любых других организаций. Зaдaчи
в cиcтeмe мeнeджмeнтa. Пoнятиe «зaдaчa» oтличaeтcя oт пoнятия «цeль»
cлeдyющим oбpaзoм: зaдaчи — этo цeли, дocтижeниe кoтopыx жeлaтeльнo к
oпpeдeлeннoмy мoмeнтy вpeмeни в пpeдeлax пepиoдa, нa кoтopый paccчитaнo
yпpaвлeнчecкoe peшeниe. Зaдaчa yкaзывaeт нa нeпocpeдcтвeнныe цeли opгaнизaции,
пoддaющиecя кoличecтвeннoй xapaктepиcтикe. Зaдaчy чacтo oпpeдeляют кaк
пpeдпиcaннyю cepию paбoт, кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в oгoвopeнныe cpoки. С
тexничecкoй тoчки зpeния, зaдaчи пpeдпиcывaютcя нe paбoтникy, a eгo дoлжнocти.
Кaждaя дoлжнocть включaeт pяд зaдaч, paccмaтpивaeмыx кaк нeoбxoдимый вклaд в
дocтижeниe цeлeй opгaнизaции.Зaдaчи opгaнизaции дeлятcя нa тpи кaтeгopии. Этo
paбoтa c людьми, пpeдмeтaми и инфopмaциeй. Cовокупность принципов, методов,
средств и форм управления экономическим субъектом для улучшения эффективности
его деятельности, снижения затрат и увеличения прибыли. Основными методами М.
являются: ситуационный подход, стратегическое планирование и целевое
управление. Основными задачами М. являются принятие и реализация принятых
решений. Решение задач М. достигается путем определения способов осуществления
целей, выполнением управленческих решений, подготовкой и переподготовкой
работников, контролем и корректировкой реализации решений.
2. Сущность менеджмента
Менеджмент - это управление
социально-экономическими и социально-техническими системами для получения
конкретного результата.Менеджмент - это особый тип управления организацией в
рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:рыночные механизмы
развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы
предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы
при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою
очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы па
рынке, что невозможно без: ориентации на человеческий фактор, высокого
профессионализма, творчества менеджера. Любое предприятие для поддержания
своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности,
называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал
и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать,
организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Менеджмент - это процесс управления в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди, составляющие орган управления. В менеджменте, как науке об управлении в организациях разделяют общий и специальный менеджмент. Общий менеджмент - изучает принципы и закономерности управления социально-экономическим процессами, функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство. Специальный менеджмент - рассматривает управление специфическими объектами (менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент), Объекты общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Объект спец. менеджмента - особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций, а так же некоторые виды специальных процессов (направленные финансовые потоки или инвестиционные процессы). Предметом менеджмента является совокупность элементов системы управления: экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях и др.
Функции менеджмента: целеполагание,
прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений,
мотивация, контроль и учет.
Выделение функций менеджмента происходит
в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Применяются
различные классификации функций управления.
Планирование - это вид управленческой
деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса
планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные
планы, планы работников и т. п.
Организовывание (организация) - это вид
управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению
полномочий и ответственности.
Мотивация - это вид управленческой
деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную
целевую направленность.
Контроль - это вид управленческой
деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.
Деятельность по выполнению функций
является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно
процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость
функций управления.
Процесс менеджмента отражает
рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее
последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление
многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
Этот цикл управления является
универсальным по отношению к объекту управления, которым является не только
организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н.
Связующими процессами являются процесс
коммуникаций и принятия решений. Процесс коммуникаций - это процесс обмена
информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникациям руководители
(аппарат управления) получает информацию, необходимую для принятия решений, и
доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на
предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.
Процесс принятия решений - это выбор
альтернативы.
В процессе выполнения функций управления
менеджерам приходится принимать большое количество решений:при планировании:
постановка целей, определение необходимых ресурсов, выбор способов достижения
целей и задач; при осуществлении функции организовывания: структура
производства, структура управления, организация производственного процесса,
вспомогательных служб и обслуживающего производства, организация труда рабочих
и специалистов.
Таким образом,
менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются
как взаимозаменяемые понятия.
3. Область профессиональной деятельности
менеджера и требования к нему.
Менеджмент нередко отождествляют с людьми
(менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как
субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:роль
принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области
принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов,
осуществление оперативной деятельности и т. п.; информационная роль.
Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для
принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется
недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность
менеджера использовать современные информационные технологии, средства
коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей
являются необходимым условием успеха; межличностные роли. Менеджер
формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями
которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но
"один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими
личностными характеристиками, как высокое чувство долга и преданностью делу;
честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; умение выражать свои
мысли и убеждать; уважительное отношение к персоналу; способность быстро
восстанавливать свои физические и душевные силы и др. В зависимости от позиции
менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но
каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и
руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с
персоналом.
3. Менеджер и его функции. Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами. Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности. К менеджеру предъявляются требования: наличие общих знаний в области управления предприятием; компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности; владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении; наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов; умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции. Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы. Каждый менеджер и прежде всего руководитель высшего звена управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.
4. Организация как обьект управления
–понятие, структура, классификация.
Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с: целями; функциями; процессом управления; квалификацией менеджеров; распределением полномочий для достижения определенных целей.В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих. Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. / Под структурой управления организации (организационной структурой) понимается состав ее подразделений, а также отдельных руководителей и их регулярные информационные взаимосвязи по совместному существлению управленческой деятельности. Организационная структура направлена на установление четких взаимосвязей между подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственностью. Из определения структуры управления следует, что ее элементами могут быть как отдельные работники, занимающие определенные должностные позиции, так и специальные подразделения (органы аппарата управления).Структура управления зависит от масштаба предприятия, от выпускаемой продукции, от технологического процесса, от механизации и автоматизации.Существуют несколько организационных структур:Линейная, характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.Функциональная структура, выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов (отдел маркетинга, бухгалтерия и т.п.), а общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Матричная структура, построена на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственно руководителю подразделения, с другой стороны – руководителю программы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки и качество. Дивизионная структура, совокупность самостоятельных подразделений, входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы. Программно-целевая структура, необходимость в ней возникает когда в организации возникает сложная проблема, которая должна быть решена в короткий срок. Для этого разрабатывается специальная программа на основе целевого подхода, а руководство и ответственность за ее выполнение поручается организационной структуре, названной программно-целевой. Факторы воздействия на организационную структуру управления: 1) Сама организация: статус организации (коммерческая и некоммерческая, крупная, средняя и малая) 2) Стадия жизненного цикла организации (уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации). По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.) 3) Изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. 4) Уровень развития информационных технологий. (орг. структура привязана к той технологии, которая используется в организации, она должна способствовать технологическому развитию и технологического обновления). Это относится, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников.Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий: рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача - выход на рынок; детство и юность: главная цель - получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача - укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда - планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу; зрелость: главная цель - систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача - рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда - разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами; старение организации: главная цель - сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях; возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача - омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование. 1. Экономические методы управления Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы..2. Организационно-распорядительные методы управленияЭто методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.К числу организационных методов относят:- организационное проектирование,- регламентирование,- нормирование.При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.Распорядительные методы реализуются в форме:- приказа,- постановления,- распоряжения,- инструктажа,- команды,- рекомендации.Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства..3. Социально-психологические методы управления Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.К ним относятся:- моральное поощрение,- социальное планирование,- убеждение,- внушение,- личный пример,- регулирование ежличностных и межгрупповых отношений,- создание и поддержание морального климата в коллективе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|