Меню
Поиск



рефераты скачать Малоотходные и безотходные технологии

·        переработка в полном объеме всех доменных и ферросплавных шлаков, а также существенное увеличение масштабов переработки сталеплавильных шлаков и шлаков цветной металлургии;

·        резкое сокращение расходов свежей воды и уменьшение сто­чных вод путем дальнейшего развития и внедрения безводных технологических процессов и бессточных систем водоснабжения;

·        повышение эффективности существующих и вновь создавае­мых процессов улавливания побочных компонентов из отходя­щих газов и сточных вод;

·        широкое внедрение сухих способов очистки газов от пыли для всех видов металлургических производств и изыскание более совершенных способов очистки отходящих газов;

·        утилизация слабых (менее 3,5% серы) серосодержащих газов переменного состава путем внедрения на предприятиях цветной металлургии эффективного способа — окисления сернистого ан­гидрида в нестационарном режиме двойного контактирования;

·        на предприятиях цветной металлургии ускорение внедрения ресурсосберегающих автогенных процессов и в том числе плавки в жидкой ванне, что позволит не только интенсифицировать процесс переработки сырья, уменьшить расход энергоресурсов, но и значи­тельно оздоровить воздушный бассейн в районе действия предпри­ятий за счет резкого сокращения объема отходящих газов и получ­ить высококонцентрированные серосодержащие газы, используе­мые в производстве серной кислоты и элементарной серы;

·        разработка и широкое внедрение на металлургических пред­приятиях высокоэффективного очистного оборудования, а также аппаратов контроля разных параметров загрязненности окру­жающей среды;

·        быстрейшая разработка и внедрение новых прогрессивных малоотходных и безотходных процессов, имея в виду бездомен­ный и бескоксовый процессы получения стали, порошковую ме­таллургию, автогенные процессы в цветной металлургии и дру­гие перспективные технологические процессы, направленные на уменьшение выбросов в окружающую среду;

·        расширение применения микроэлектроники, АСУ, АСУ ТП в металлургии в целях экономии энергии и материалов, а также контроля образования отходов и их сокращения.

4.     Химическая и нефтеперерабатывающая промышленность.

В химической и нефтеперерабатывающей промышленности в более крупных масштабах необходимо использовать в техноло­гических процессах: окисление и восстановление с применением кислорода, азота и воздуха; электрохимические методы, мемб­ранную технологию разделения газовых и жидкостных смесей; биотехнологию, включая производство биогаза из остатков ор­ганических продуктов, а также методы радиационной, ультра­фиолетовой, электроимпульсной и плазменной интенсификации химических реакций.

5.     Машиностроение.

В машиностроении в области гальванического производства следует направлять научно-исследовательскую деятельность и разработки на водоочистку, переходить к замкнутым процессам рециркуляции воды и извлечению металлов из сточных вод; в области обработки металлов шире внедрять получение деталей из пресс-порошков.

6.     Бумажная промышленность.

В бумажной промышленности необходимо в первую очередь внедрять разработки по сокращению на единицу продукции рас­хода свежей воды, отдавая предпочтение созданию замкнутых и бессточных систем промышленного водоснабжения; максималь­но использовать экстрагирующие соединения: содержащиеся в древесном сырье для получения целевых продуктов; совершен­ствовать процессы по отбеливанию целлюлозы с помощью кис­лорода и озона; улучшать переработку отходов лесозаготовок биотехнологическими методами в целевые продукты; обеспечи­вать создание мощностей по переработке бумажных отходов, в том числе макулатуры.

IV.   ПЕРЕРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТХОДОВ.

Отходы производства — это остатки сырья, материалов, по­луфабрикатов, химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утра­тившие полностью или частично исходные потребительские свой­ства. Отходы потребления — изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа.

Отходы производства и потребления являются вторичными материальными ресурсами (ВМР), которые в настоящее время могут вторично использоваться в народном хозяйстве.

Отходы бывают токсичные и опасные. Токсичные и опасные отходы — содержащие или загрязненные материалами такого рода, в таких количествах или в таких концентрациях, что они представляют потенциальную опасность для здоровья человека или окружающей среды.

В Российской Федерации ежегодно образуется около 7 млрд. тонн отходов, при этом вторично используются только 2 млрд. тонн, т. е. около 28%. Из общего объема используемых отходов около 80% — вскрышные породы и отходы обогащения — направляется для закладки выработанного пространства шахт и карьеров; 2% — находят применение в качестве топлива и минеральных удобре­ний, и лишь 18% (360 млн. т.) используются в качестве вторич­ного сырья, из них 200 млн. т. в стройиндустрии.

На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. т. твердых отходов, при этом изымаются из хозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земель; сконцент­рированные в отвалах, хвостохранилищах и свалках отходы яв­ляются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений.

Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных и экологически опасных отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. т., что может привести к необратимо­му загрязнению окружающей среды. В России ежегодно образуется около 75 млн. т. высокотоксичных отходов, из них перерабатывается и обезврежи­вается лишь 18%.

Общая площадь организованных хранилищ для токсичных отходов составляет 11 тыс. га, при этом не учитываются неор­ганизованные хранилища и свалки, на которые, по некоторым данным, вывозится около 4 млн. т. высокотоксичных отходов.

Следует также выделить проблемы, связанные с образова­нием твердых бытовых отходов (ТБО) и осадков сточных вод. Ежегодно в Российской Федерации образуются 140 млн. м3 ТБО. Около 10 тыс. га дефицитных пригородных земель отчуждены для размещения полигонов ТБО, не считая множества «диких» свалок. Проблема переработки ТБО в России практически не решается, общая мощность мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов составляет около 5 млн. м3/год, т. е. всего 3,5% общего объема образующихся ТБО.

Суммарное годовое количество осадков сточных вод состав­ляет 30—35 млн. м3, или в пересчете на сухое вещество — 3-3,5 млн. т.; они разнообразны по качественному составу и свойст­вам и содержат значительные количества ионов тяжелых метал­лов, токсичных органических и минеральных соединений, нефте­продуктов. На подавляющем большинстве очистных сооружений не решены вопросы удаления и переработки образующихся осад­ков, что приводит к бесконтрольному сбросу жидких токсичных отходов в водные объекты.

Большая доля загрязнения окружающей среды — неорганизо­ванные свалки вокруг садовых кооперативов и дачных участков. Во многих городах в каждом дворе, вокруг каждого дома образовались огромные «залежи» не убираемых и гниющих месяцами бытовых отходов. В ряде городов случайно были обнаружены подземные озера масел, дизельного топлива. Около Курской нефтяной базы на глубине 7 м обнаружено «месторождение» дизельного топлива и бензина объемом около 100 тыс. т, занимающее площадь до 10 га. Аналогичные «месторождения» найдены в Туле, Орле, Ростове и на Камчатке.

От неучтенных сбросов гибнут малые реки, особенно в Кал­мыкии, Башкирии, Белгородской, Воронежской, Саратовской, Челябинской, Вологодской областях.

Все эти примеры можно отнести к неучтенным загрязнениям окружающей среды — это хроническая экологическая бесхозяйст­венность. Если условно принять за 100% общий экологический беспорядок, то значительная его часть — 30-40% приходится на последствия местной бесхозяйственности. Это огромный резерв улучшения сферы обитания человека.

Проблема переработки скапливающихся отходов становится в современных условиях одной из первоочередных проблем, ко­торые необходимо решать немедленно для сохранения окружаю­щей среды и своего собственного здоровья.

V.        ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ОТХОДЫ».

1.     Общие положения.

В целях реализации норм и положений Закона «Об охране окружающей природной среды» Министерством охраны окру­жающей среды и природных ресурсов разрабатывается Россий­ская Государственная программа «Отходы». Основная цель этой программы состоит в обеспечении одного из условий экологиче­ски безопасного развития страны: стабилизации, а в дальнейшем сокращении загрязнения окружающей среды отходами и эконо­мии природных ресурсов за счет максимально возможного вто­ричного вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

Программа предусматривает решение следующих задач:

·        снижение объемов образования отходов на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий;

·        сокращение на основе применения новых технологических решений видов и объемов токсичных и опасных отходов;

·        повышение уровня использования отходов;

·        эффективное использование сырьевого и энергетического по­тенциала вторичных материальных ресурсов;

·        экологически безопасное размещение отходов;

·        целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на удаление отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот.

Программа должна предусмотреть единую научно обоснован­ную систему формирования и реализации федеральной, регио­нальных и отраслевых программ, охватывающих комплексное решение проблемы на различных уровнях управления. По отходам, переработка которых требует создания регио­нальных специализированных предприятий или объемы образо­вания которых таковы, что предприятия не могут самостоятель­но решить проблему использования отходов, разрабатываются региональные программы.

Отраслевые министерства и ведомства разрабатывают науч­но-техническую политику в области снижения объемов образова­ния отходов и повышения уровня их использования по обез­вреживанию отходов на предприятиях этих отраслей, а также соответствующие научно-технические и экологические програм­мы и участвуют в разработке и реализации федеральной и реги­ональных программ.

Реализация Государственной программы «Отходы» предус­матривается до 2010 г.

В концепции определены цели, задачи и структура програм­мы, а также задания, необходимые для ее разработки и реа­лизации.

2.     Информационное обеспечение.

Своевременное информацион­ное обеспечение программы — это одно из важнейших условий ее успешной разработки и реализации.

В Российской Федерации отсутствует единая информа­ционная система по отходам. Такая информация частично соде­ржится в статистической отчетности, а также в экологических паспортах пред­приятий. Однако зачастую эти паспорта не заполняются и не всегда отражают истинное экологическое состояние предпри­ятий. В некоторых отраслях промышленности и в регионах раз­работаны и функционируют автоматизированные банки данных по отдельным видам отходов. Однако отсутствие единой систе­мы накопления информации и обмена ею, а также координации деятельности указанных банков снижает их информационную ценность, приводит к дублированию информационных докумен­тов и не позволяет обеспечить полное информационное обслужи­вание.

В целях повышения эффективности информационного обес­печения программы должны быть разработаны система единого государственного информационного банка «Отходы» и ее струк­тура, включающая создание информационных систем на уровне предприятия, региона, отрасли и Российской Федерации в це­лом. Информационный банк должен содержать сведения об отходах, технологиях, оборудовании и эффективности перера­ботки, сведения об отечественном и зарубежном научно-тех­ническом потенциале, о проводимых и внедренных НИР и ОКР, о конъюнктуре отечественного и зарубежного рынка вторичного сырья и пр.

Создание единой информационной системы предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: научно-методическое обеспечение системы, формирование специализированных банков и справочно-информационное обес­печение потребителей.

3.     Научно-методическое обеспечение системы.

Заключается в раз­работке документов, определяющих организационно-функцио­нальную структуру системы, основные принципы и направления ее развития, а также комплекса нормативно-технических и мето­дических документов, обеспечивающих техническую и языковую совместимость и взаимодействие подсистем.

В состав специализированных банков должны входить:

·        банк сведений по полигонам, хранилищам, отвалам и другим местам хранения и захоронения отходов;

·        банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов;

·        банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР;

·        банк патентно-информационных документов;

·        банк сведений об отечественных и зарубежных фирмах, пред­приятиях и организациях, занятых вопросами сбора, переработки и реализации отходов;

·        банк сведений о конъюнктуре отечественного и международ­ного рынков отходов.

Банк отходов должен содержать сведения об объемах отходов и источниках их образования, об объемах и направлениях их использования, лимитах размещения и размерах платежей, о физико-химических свойствах и классах токсичности, сведения о полигонах, шламо- и хвостохранилищах, свалках, объектах раз­мещения и уничтожения отходов на уровне предприятий, регио­нов и в целом по России.

Основой формирования информационного банка отходов могут служить данные действующих форм статистической отчетности, данные эко­логических паспортов предприятий, а также данные инвентаризации токсичных отходов пред­приятий.

Банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов должен содержать данные об основных технико-эконо­мических показателях производств, сведения об организациях-разработчиках и предприятиях, внедривших разработки, с указа­нием их адресных данных и года внедрения разработки.

Банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР должен содер­жать сведения об организациях-разработчиках и сроках выполне­ния работ, о проектных технико-экономических показателях и стадиях разработок.

Банк патентно-информационных документов, характеризую­щих научный потенциал в области удаления отходов, должен содержать сведения об авторах разработки, ее сущности, новизне и источнике информации.

Банк сведений об отечественных и зарубежных фирмах, пред­приятиях и организациях должен содержать сведения о направле­нии их деятельности, научном и финансовом потенциалах, а также данные, характеризующие выпускаемую ими продукцию, адресные данные и пр.

Банк сведений о конъюнктуре отечественного и международ­ного рынков отходов должен содержать сведения о спросе и предложении на конкретные виды отходов, сведения о купленных и проданных лицензиях и ценах на продукцию, об оборудовании и технологиях по переработке отходов и пр.

4.     Научно-техническое обеспечение.

В настоящее время в Россий­ской Федерации научные исследования и разработки в области удаления отходов осуществляются практически во всех отраслях народного хозяйства, на региональном уровне, на отдельных предприятиях, в созданных в последние годы ассоциациях и т. п. Однако разрабатываемые ими проекты касаются, как правило, только тех видов отходов, переработка которых оправдывает себя с экономической точки зрения.

При наличии множества выполненных НИР и ОКР зна­чительная их часть остается нереализованной из-за отсутствия материальных и финансовых средств на развитие производ­ственных мощностей по переработке отходов. К тому же от­раслевой подход к переработке многих видов многокомпо­нентных отходов не позволяет осуществить их комплексную переработку.

Учитывая, что научно-технический прогресс является одним из важнейших путей успешной реализации программы, необходи­мо предусмотреть выполнение следующих мероприятий:

·        создание единого координирующего органа по формирова­нию технической политики в области удаления отходов;

·        определение видов отходов, имеющих большое значение в качестве сырьевых ресурсов, а также отходов, вызывающих наибольшее загрязнение окружающей среды и обеспечение науч­ных исследований в направлении их использования и размеще­ния;

·        обеспечение материально-технической базы научных и произ­водственных организаций и предприятий, деятельность которых связана с удалением отходов;

·        определение источников финансирования научных исследова­ний из федерального и регионального бюджетов, а также из экологических фондов, привлечение средств отечественных ком­мерческих структур и зарубежных инвестиций и других источ­ников. При этом следует иметь в виду, что должны финан­сироваться не только проекты по переработке отходов, но и проекты, предотвращающие образование отходов;

·        разработку системы финансовых и налоговых льгот для пред­приятий и организаций, осуществляющих научные исследования и разработки в области удаления отходов. При этом научные исследования, помимо разработки технологических процессов и оборудования, должны включать фундаментальные исследова­ния в области предотвращения образования отходов, исследова­ния по совершенствованию экономического, правового, норма­тивно-методического механизмов управления отходами, работы по информационному обеспечению всех видов деятельности в области удаления отходов.

Проблемные научно-технические разработки имеют большое значение для предприятий различных регионов и отраслей эко­номики, однако реализация их связана с определенным эконо­мическим риском, а проведение таких разработок требует прив­лечения высококвалифицированных специалистов. Исходя из этого, подобные разработки должны финансироваться из цент­рализованных источников. К числу таких разработок относятся переработка и обезвреживание трудноперерабатываемых и мно­гокомпонентных отходов, отходов межотраслевого характера, особо токсичных и пр.

5.     Совершенствование системы управления отходами.

В условиях радикальной экономической реформы в России вопросы исполь­зования отходов по существу выпали из сферы централизован­ного государственного управления. Разработка программы «От­ходы» потребовала формирования структуры и определения функ­ций управления и координации деятельности в области образова­ния, использования и размещения отходов. Это, в свою очередь, вызвало необходимость создания в Минприроды России или при нем специального подразделения (управления), которое осуществ­ляло бы государственную политику в области отходов. Аналогич­ная задача стоит и перед территориальными комитетами по эко­логии и природным ресурсам.

Поскольку проблема отходов масштабна, то в ее решении должны принимать участие и другие государственные органы управления: Минэкономики России, Минфин России, отраслевые министерства, Минздравмедпром России и его территориальные департаменты, а также санитарные службы, Госкомстат России с подразделениями на местах и Госстандарт России.

Важную роль в решении поставленных задач должны играть органы законодательной и исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных об­разований, городов.

При разработке системы государственного управления отхода­ми следует исходить из того, что объектами управления являются как все источники образования отходов, так и их потребители, а управляющее воздействие должно осуществляться по трем страте­гическим направлениям:

1)     создание условий для снижения количества отходов;

2)     обеспечение роста объемов использования отходов;

3)     создание экологически безопасных условий хранения и захоро­нения отходов.

В условиях рыночной экономики приоритет в государственном регулировании должен принадлежать правовым, нормативным и экономическим методам управления. При этом должны исполь­зоваться не только меры экономического стимулирования, но и меры экономического воздействия (платежи за загрязнение окру­жающей среды, штрафы и санкции за нарушение экологического законодательства и т. п.)-

К административным методам управления относятся проведе­ние государственной экспертизы деятельности предприятий, раз­работка и осуществление государственных программ в области образования и использования отходов, а также координация де­ятельности как государственных органов управления, так и ком­мерческих структур.

Одним из важных направлений управления является организа­ция подготовки кадров — специалистов различных отраслей про­мышленности и сферы услуг, связанных с проблемами образова­ния, обезвреживания и использования отходов. Программа долж­на предусматривать различные формы обучения специалистов го­сударственных и коммерческих структур, а также подготовку студентов вузов и техникумов.

В настоящее время сбором, заготовкой, переработкой, обез­вреживанием и размещением отходов занимаются как государст­венные организации и предприятия, так и новые коммерческие структуры, такие, как оптово-посредническая производственно-заготовительная фирма «Вторресурсы», концерны «Вторчермет», «Вторцветмет», «Вторнефтепродукт», биржи и т. д.

Программой «Отходы» предусматриваются совершенствова­ние экономического механизма управления отходами; разработка основ эколого-экономической оценки мероприятий, включаемых в программу; совершенствование правового регулирования образо­вания, использования и размещения отходов; создание системы мониторинга по отходам; разработка мероприятий по экологически безопасному размещению отходов; разработка предложений по конкретным видам отходов.

VI.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Современное экологическое состояние территории России мо­жно определить как критическое. Продолжается интенсивное за­грязнение природной среды. Спад производства не повлек анало­гичного снижения загрязнений, поскольку в экономически кризис­ных условиях предприятия стали экономить и на природоохран­ных затратах. Разрабатываемые с начала перестройки и частично реализуемые экологические государственные и региональные программы не способствуют улучшению в целом экологической обстановки, и с каждым годом на территории России все больше регионов, городов и поселков становятся опасными для прожива­ния населения.

В Российской Федерации за последние несколько десятилетий в условиях ускоренной индустриализации и химизации производ­ства подчас внедрялись экологически грязные технологии. При этом недостаточно внимания уделялось условиям, в которых будет жить человек, т. е. каким воздухом он будет дышать, какую воду он будет пить, чем он будет питаться, на какой земле жить. Однако эта проблема беспокоит не только россиян, она актуаль­на и для населения других стран мира.

Человечеству необходимо осознать, что ухудшение состояния окружающей среды является большей угрозой для нашего буду­щего, чем военная агрессия; что за ближайшие несколько десяти­летий человечество способно ликвидировать нищету и голод, избавиться от социальных пороков, возродить культуру и вос­становить памятники архитектуры лишь бы были деньги, а воз­родить разрушенную природу деньгами невозможно. Потребуются столетия, чтобы приостановить ее дальнейшее разрушение и отодвинуть приближение экологической катастрофы в мире.

В данной работе рассмотрены принципы внедрения малоотходных и безотходных технологий, как наиболее перспективные направления бережного природопользования и сохранения окружающей среды.



Список литературы.


1.     Федеральный закон РФ «Об отходах производства и потребления».

2.     Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

3.     Виноградова Н.Ф., «Природопользование». – М., 1994.

4.     Кикава О.Ш. и др. «Строительные материалы из отходов производства» - «Экология и промышленность России», 12, 1997.

5.     Протасов В.Ф., Молчанов А.В. «Экология, здоровье и природопользование в России» - М., «Финансы и статистика», 1995.

6.      «Экология». Учебное пособие, под ред. С.А.Боголюбова - М., «Знание», 1997.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.