Логистические системы в теории и на практике
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.
Поясните связи логистики с функциями управления
промышленным
предприятием.
1.
Система логистики является одной из главных
обеспечивающих
подсистем
функционирования промышленных предприятий. Она оказывает прямое и
непосредственное влияние на эффективность производственной деятельности; на
себестоимость производимой продукции, на сроки выполнения заказов. Таким
образом, существует достаточно сильная взаимосвязь между работой системы
логистики и производственной деятельностью предприятия.
Формирование источников
финансирования деятельности промышленного предприятия, в последнее время все
больше происходит на открытых рынках капитала, на которых действуют жесткие
условия отбора, и проявляется четкая зависимость стоимости финансовых ресурсов
от эффективности деятельности предприятия. Данная ситуация заставляет
руководителей повышать эффективность не только основных, но и вспомогательных
бизнес-процессов. В этой связи, совершенствование системы логистики является не
только задачей соответствующих подразделений предприятия, но и всей системы на
уровне топ-менеджмента.
Промышленные
предприятия, деятельность которых связана с обширными поставками сырья и
комплектующих, давно испытывают на себе трудности регулирования взаимоотношений
с поставщиками и подрядчиками. Повышение эффективности взаимодействия и переход
на использование прозрачных механизмов заключения сделок позволят не только
снизить риски, обусловленные системой логистики, но и снизить фактическую
себестоимость производимой продукции.
Инвестиционная
привлекательность является косвенным параметром, позволяющим с достаточной
степенью достоверности определить общую эффективность деятельности
промышленного предприятия. Анализ инвестиционной привлекательности и проведение
сравнительных исследований, позволяют руководству промышленного предприятия
оценить не только основные результаты деятельности, но и правильность
выбранной стратегии, а также собственную квалификацию.
В условиях фондовой
открытости крупных хозяйствующих субъектов на первый план выходят
взаимоотношения с рынком. Изменение приоритетов внешней среды по отношению к
промышленному предприятию должно вызывать адекватную реакцию и рост усилий,
направленных на повышение эффективности.
Снижение потерь при
транспортировке и хранении материальных ценностей является одним из наиболее
доступных резервов повышения эффективности производственной деятельности.
2.
Назовите состав тароупаковочных материалов.
2. На практике применяются
различные типы тары и упаковки. Например: из бумаги и картона, полимерных
материалов, металла, стекла и их комбинаций и т.д.
Остановлюсь поподробнее
на следующих тароупаковочных материалах:
- Пластики. Литьевые
термопластичные материалы, обычно подразделяются на несколько групп (классов).
Современная промышленность выпускает большое количество типов полиолефинов,
важнейшими из которых являются группы полиэтиленов и полипропиленов.
Многочисленные типы материалов представлены в группах стирольных пластиков ,
полиамидов , сложных полиэфиров. К сложным полиэфирам относятся
полиэтилентерефталат и поликарбонат.
- Полиолефины.
Наиболее известные их представители: полиэтилен низкой плотности, полиэтилен
высокой плотности, линейный полиэтилен низкой плотности, полипропилен,
сополимеры этилена с другими мономерами, полибутен, метилпентен и т.п.
- Виниловые полимеры.
Наиболее известные представители: поливинилхлорид, поливинилиденхлорид,
сополимеры винилхлорида, полистирол и его сополимеры. Полистерольные пластики
представляют собой многочисленную группу термопластичных материалов, химический
состав полимерной части которых содержит мономер стирол или продукты его
сополимеризации.
- Полиэтилентерефталат
– сложный полиэфир, выпускается в России под названием «лавсан», за рубежом –
«майлар», «терилен».
- Поликарбонат –
линейный полиэфир угольной кислоты. Он очень необычен из-за сочетания высокой
термостойкости, высокой ударной вязкости и прозрачности.
- Полиамиды – это
группа пластмасс с известными названиями: «капрон», «нейлон», «анид» и др. ПА
обладают высокой прочностью при ударе и продавливании, легко свариваются
высокочастотным методом. ПА обладают очень высокой паропроницаемостью и низкой
проницаемостью по отношению к газам, поэтому их применяют в вакуумной упаковке.
На ПА легко наносится печать.
Упаковка наряду со своей
функцией должна содержать информацию как о продукте. Так и о ней самой. К этой
группе информации должны относиться. В частности, и требования по безопасному
обращению, включая транспортировку, использование и утилизацию упаковки, данные
о ее экологичности. Сейчас все большую популярность приобретают флексибильные
материалы на основе бумаги, пергамента. Фольги, полиэтилена, полиэстера,
полипропилена и комбинированных многослойных пленок.
3.
В чем проявляются характерные признаки
промышленных
(производственных)
логистических систем? Приведите примеры.
3.Производственная логистика
занимается управлением материальным потоком в процессе его прохождения
производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до
конечного потребителя. Целью производственной логистики является снижение
затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования материального потока
в технологических процессах производства готовой продукции.
Основная особенность
производственной логистики – отсутствие товарно-денежных отношений между
участниками логистического процесса.
Рассмотрим систему
управления производством на примере фирмы «Тойота»:
Основная цель системы
– снижение издержек. Система управления производством Тойоты привлекательна
тем, что, ставя целью снижение издержек производства. Она устраняет из
производства ненужные элементы.
Снижение издержек
производства в данной системе может быть достигнуто только совместно с решением
трех промежуточных подзадач:
- оперативного
регулирования объема и номенклатуры производства, что помогает системе
приспосабливаться к ежедневным и ежемесячным изменениям в количестве и
номенклатуре спроса;
- обеспечение качества,
что позволяет организовать снабжение каждой последующей операции деталями
высшего качества со стороны смежников;
- активизация
работников, как способа использования трудовых ресурсов на пути к главной цели.
В системе Тойоты
существует следующий порядок проектирования и организации производственных
процессов. Первоначально на заводе все пять токарных, фрезерных и сверлильных
станков устанавливались рядом и каждый рабочий обслуживал один станок, например
токарь – только токарный станок и т.д. Чтобы обеспечить непрерывность
производственного потока на Тойоте, размещение оборудования пришлось изменить.
В результате каждый рабочий должен был работать на трех разных станках.
Например, рабочий мог обслуживать токарный, фрезерный и сверлильный станки,
пресс. Такая система называется многофункциональной. Иными словами, станочник,
который работал на одном станке, превратился в многостаночника.
На заводах Тойоты почти
все станки снабжены средствами автоматической остановки, что позволяет
предупреждать брак в массовом производстве и при поломке выключать
оборудование. Идея автономных устройств была распространена также и на
производственные линии, где применяется ручной труд. Если на линии имеет место
какое-либо отклонение от нормы, рабочий нажатием кнопки останавливает всю
линию. Экспресс – табло в системе Тойоты выполняет важную роль визуального
контроля. Если рабочему необходима помощь для устранения задержки в работе, он
включает желтый свет на табло. Если ему нужно остановить линию для ликвидации
неполадок, он включает красный свет. В общем, автономизация представляет собой
механизм, который позволяет автономно обнаруживать отклонения в
производственном процессе.
Активизация рабочих
делает систему Тойоты по-настоящему жизненной. Каждый рабочий имеет возможность
предлагать усовершенствования на собраниях кружков качества. Подобный процесс
выдвижения предложений ведет к усовершенствованию оперативного управления
производством.
4.
Как необходимо преобразовать матрицы исходных
данных для
описания
модели гибкой логистической системы.
4. Гибкие логистические системы
– это системы, сочетающие в себе элементы систем, с прямыми связями и элементы
систем, с участием посредников. При организации такой логистической системы
матрицы исходных данных формируются в единую матрицу затрат.
Рассмотрим пример: Зерно
из трех районов должно быть привезено на три мукомольных предприятия. Причем
они могут быть связаны как прямо, так и через хлебоприемники. Ожидаемый сбор
зерна в районе А1 = 400 тыс.ц., в районе А2 = 500 тыс.ц.,
А3 = 1100 тыс.ц. Пропускная способность хлебоприемника В1 =
900 тыс.ц., В2 = 1300 тыс.ц. Перерабатывающие мощности мукомольных предприятий
следующие: С1 = 800 тыс.ц., С2 = 600 тыс.ц. Затраты на
перевозку одного центнера зерна из районов сбора на хлебоприемные пункты и
мукомольные предприятия показаны в таблицах 1 и 2 (в условных единицах).
А
j
Вj, Ск
|
В1
|
В2
|
С1
|
С2
|
С3
|
А1
|
1
|
4
|
4
|
2
|
7
|
А2
|
6
|
8
|
2
|
3
|
1
|
А3
|
5
|
3
|
8
|
4
|
5
|
Таблица 1.
В
j
Ск
|
С1
|
С2
|
С3
|
В1
|
7
|
2
|
4
|
В2
|
1
|
3
|
5
|
Таблица 2.
Сформируем транспортные
потоки из Аi в Ск
как напрямую, так и через хлебоприемники Вj,
просуммировав затраты матриц {Ai Вj}
(табл. 1) и {Вj Cк}
(табл. 2).
Получаем единую матрицу
затрат следующего вида:
Ск
А
j
|
С1
|
С2
|
С3
|
прямо
|
через
|
прямо
|
через
|
прямо
|
через
|
В1
|
В2
|
В1
|
В2
|
В1
|
В2
|
А1
|
4
|
8
|
5
|
2
|
3
|
7
|
7
|
5
|
9
|
А2
|
2
|
13
|
9
|
3
|
8
|
11
|
1
|
10
|
13
|
А3
|
8
|
12
|
4
|
4
|
7
|
6
|
5
|
9
|
8
|
Индекс Ск
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Таблица 3.
Модель гибкой
логистической системы можно представить следующим образом: обеспечить
min ikХik;
при ограничениях
ik
= A, i
= 1, ;
ik =
С1; ik =
С2; ik =
С3;
Хik ≥
0, i =
1, ; k
= 1, ,
где Хik –
объем перевозки зерна из I – го района в k
– й пункт мукомольного предприятия напрямую через хлебоприемники;
Цik
– затраты на перевозку одного центнера зерна.
Найдем исходное решение
этой системы, исходя из минимальных затрат на перевозку и с учетом ограничений
по Ai,
Bj,
Сk.
Сначала размещаем зерно
построчно в пункты с наименьшей стоимостью:
Х14 = 400; Х27
= 500.
Теперь догружаем
мукомольные предприятия С2 и С3 до их потребностей из
района сбора А3, а также перевозим зерно в С1:
Х33 = 800; Х34
= 200, Х37 = 100.
Определяем затраты на
перевозку:
Za = 400 x 2 + 500 x
1 + 800 x 4 + 200 x 4 + 100 x 5 = 800 + 500 + 3200 + 800 + 500 = 5800 x 103
y.e. < Zб.
5.
Какие положения условий доставки грузов являются
общими для
всех
видов транспорта?
5. Основные положения
условий доставки грузов – это совокупность правовых, транспортных,
имущественных, производственных отношений. Общими для всех видов транспорта
являются следующие положения.
- Сохранность
перевозимых грузов, ответственность за нарушение правил перевозок.
Обеспечение полной
сохранности материальных ценностей является одной из главных задач транспортных
предприятий, а также всех основных участников логистической системы.
- Особенности
перевозок тарно-штучных, массовых и специальных грузов.
Тарно-штучные грузы
позволяют применять различные механизмы при погрузке, разгрузке и
складировании, легко поддаются подсчету количества, компактно заполняют емкости
транспортных средств.
Массовые грузы удобны с
точки зрения организации погрузки и выгрузки. Массовые грузы отправляются большими
партиями в адрес одного получателя.
Страницы: 1, 2
|