За регистрацию
контракта экспортер должен уплатить на счет республиканского бюджета в
государственную налоговую инспекцию по месту своей регистрации 10 минимальных
заработных плат.
При таможенном
оформлении товаров, экспорт которых осуществляется только на основе регистрации
контракта, на каждый таможенный пункт, где осуществляется оформление товаров,
предъявляется оригинал контракта, зарегистрированный в Министерстве
внешнеэкономических связей.
Не подлежат
регистрации контракты, исполнение которых было начато до вступления в силу постановления
Кабинета Министров от 1.12.94г. №213, т.е. до 27.01.1995г.
После завершения
контракта экспортер в месячный срок предоставляется в Министерство
внешнеэкономических связей информацию о его исполнении по установленной форме.
Государственный таможенный комитет до 25 числа месяца, следующего за отчетным,
предоставляет в Министерство внешнеэкономических связей информацию об
исполнении зарегистрированных контрактов.
2.
регистрация импортных контрактов осуществляется
Управлением регулирования внешней торговли (УРВТ) Министерства
внешнеэкономических связей. Контракт, подлежащий регистрации должен содержать:
-
предмет контракта,
-
количество товара,
-
цена товара,
-
базисные условия поставки,
-
условия платежа,
-
качество товара,
-
сроки поставки,
-
ответственность сторон,
-
сдача, приемка товара,
-
юридические адреса и банковские реквизиты сторон.
С субъекта
хозяйствования за регистрацию контракта взимается плата в размере 10
минимальных заработных плат.
Процесс
регистрации заключается в проверке правильности составления контрактов,
приведения их в соответствие с международными нормами и правилами,
определенными Конвекцией ООН о договорах международной купли-продажи товара.
При регистрации контракта проверяются условия поставки товаров, производится
контроль и анализ цен с учетом базиса поставки с целью недопущения демпинга и
нанесения ущерба отечественным производителям. Ревизуются условия реализации
ввезенного товара на республиканском рынке.
При регистрации
контракта субъект хозяйствования Республики Беларусь предоставляет следующие
документы в Министерство внешнеэкономических связей:
1. заявление в одном экземпляре
2. оригинал и копию контракта
3. копию документа о присвоении УНН
4. при регистрации товарообменных операций – обоснование эффективности
сделки.
Все копии
документов заверяются подписью руководителя и печатью субъекта хозяйствования.
Министерство
внешнеэкономических связей при необходимости направляет контракт для
предварительного согласования в республиканских органах государственного
управления по закрепленной за ними номенклатуре в случаях регистрации
контрактов, реализуемых в рамках межправительственных соглашениях, наличии
дефицита или избытка данного товара на внутреннем рынке и в случае
необходимости уточнения контрактных цен.
Регистрация
контракта подтверждается сертификатом регистрации контракта, регистрационным
номером, печатью УРВТ на каждой странице контракта, подписью должностного лица
Министерства внешнеэкономических связей на сертификате и последней странице
контракта.
Регистрационный
номер содержит 12 цифр, из которых первые шесть – код Министерства
внешнеэкономических связей, седьмая – последняя цифра года, с восьмой по
двенадцатую – порядковый номер контракта, который присваивается при
регистрации.
Срок рассмотрения
документов, представленных для регистрации контрактов, не более 10 рабочих
дней, начиная от даты поступления всех требований документов в УРВТ.
При регистрации
изменений, внесенных в ранее зарегистрированный контракт, заявитель
предоставляет в УРВТ следующие документы:
- заявление с указанием причин внесения изменений
- оригинал ранее зарегистрированного контракта
- оригинал выданного сертификата регистрации контракта
- оригинал и копию дополнения к контракту.
Отказ в
регистрации контракта по мотивам его нецелесообразности не допускается.
Основанием для отказа в регистрации является:
1. отсутствие одного из условий контракта,
2. если контрактные цены выше индикативных импортных цен, уровень которых
установлен уполномоченными республиканскими органами государственного
управления,
3. завышение сроков поступления товара по импорту сверх сроков,
установленных действующим законодательством,
4. в иных случаях, если условиями контракта нарушается установленный
Республикой Беларусь порядок осуществления внешнеторговых операций.
Зарегистрированный
контракт выдается субъекту хозяйствованию в УРВТ при условии предъявления
документов об оплате.
3.
предотгрузочная инспекция товаров, ввозимых на
территорию Республика Беларусь для потребления и вовлечения в экономический
оборот, вводится в целях совершенствования системы контроля в области внешней
торговли и повышения ее эффективности.
Основными
задачами предотгрузочной инспекции являются:
*исключение дискриминирующих условий осуществления внешнеэкономической
деятельности хозяйствующими субъектами Республика Беларусь,
*исключение практики искусственного завышения или уменьшения цен на
ввозимые товары, что приводит к необоснованному росту издержек производства,
*исключение поставок в Республику Беларусь некачественных товаров в
любой форме,
*предоставление государственным органам управления достоверной
информации о структуре и содержании реального импорта, о мировой тенденции
ценообразования.
Введение
предотгрузочной инспекции импорта направлено на увеличение поступлений
таможенных пошлин в государственный бюджет, предполагает получение современных
технологий контроля внешнеэкономической деятельности, а также выравнивание цен
на внутреннем рынке по группе импортируемых товаров, расширение возможности для
проведения качественных маркетинговых исследований.
Предотгрузочная
инспекция ввозимых в Республика Беларусь товаров осуществляется компанией Веритас
в соответствии с “Соглашением между Министерством внешнеэкономических связей
Республики Беларусь и компанией “Bureau Veritas B.I.V.A.C.B.V” по осуществлению предотгрузочной инспекции
импортных товаров.
Предотгрузочная
инспекция проводится на соответствие ввозимого товара заявленным в контракте и
спецификациях параметров по количеству товара, цене, классификационным кодам.
Физическая
инспекция товаров включает полную или, если это невозможно, выборочную проверку
количества товаров, которые предназначены для ввоза в Республику Беларусь, а
также физическую идентификацию товара параметрам и характеристикам, указанных в
контракте. Количество товаров проверяется посредством измерения размеров, веса,
объема, пересчетом единиц товара.
Проверка цен
осуществляется с целью определения, на основании полученной информации,
соответствия цен и суммы, указанных в счет-факттурах продавцом товара, уровню
экспертных рыночных цен.
В целях проверки
цен учитываются следующие элементы:
¨ комиссия за подтверждение банковских платежей;
¨ коммерческие комиссионные вознаграждения;
¨ расходы по кредитованию сделки;
¨ страховые сборы по транспортировке товаров;
¨ стоимость транспортировки.
Минимальная
стоимость партии товара, подлежащей проверке, установлена в размере,
эквивалентном 5 000$. Поставка товаров, стоимость которых меньше минимальной,
подвергаются инспекции, если общая стоимость осуществляемых одним импортером
поставок в рамках одного контракта равна или больше минимальной стоимости.
Для осуществления
предотгрузочной инспекции импортёры, осуществляющих ввоз товаров на таможенную
территорию Республики Беларусь, заполняют форму ПИО “Заявка на предотгрузочную
инспекцию”. Импортер направляет заполненную заявку с приложением копии
спецификации на ввозимый товар в адрес Бюро связи компании Веритас в Республике
Беларусь, а также направляет в трехдневный срок уведомление экспортеру о
проведении компанией Веритас предотгрузочной инспекции. Предотгрузочная
инспекция проводится в стране, из которой производится поставка импортируемого
товара.
После проведения
предотгрузочной инспекции Бюро связи компании Веритас в Республике Беларусь оформляет
документ, подтверждающий проведение предотгрузочной инспекции – “Отчет о
результатах”, который может быть положительным или негативным. При наличии
негативного отчета на товар, прошедшего предотгрузочную инспекцию, ввоз таких
товаров на территорию Республики Беларусь производится, в виде исключения, по
разрешению Министерство внешнеэкономических связей.
Сборы за
проведение предотгрузочной инспекции определен в размере 0,75% от базовой
стоимости, предоставленной для предотгрузочной инспекции, при ввозе
сельскохозяйственной продукции продуктов питания и 0,95% для прочих товаров.
Компания Веритас
обеспечивает происхождение предотгрузочной инспекции в течении трех рабочих
дней со времени предъявления Бюро связи компании Бюро связи компании Веритас в
Республике Беларусь документа об оплате заказанной предотгрузочной инспекции.
Компания Веритас несет ответственность за достоверность оценок по физической
идентификации, включая инспекцию количества, классификационных кодов и др.
4. Порядок регулирования экспортно-импортных и валютных операций установлен
указом Президента Республики Беларусь №52 от 8.02.95г.
Субъекты
хозяйствования всех форм собственности, осуществляющие внешнеэкономическую
деятельность, должны обеспечить поступление:
1. выручки от продажи продукции по экспортным контрактам не позднее 120
календарных дней с момента отгрузки продукции поставщиком, а выручки от
реализации работ и услуг – на позднее 60 дней со дня выполнения работ, оказания
услуг.
2. товара по импортным контрактам не позднее 60 календарных дней с даты
проведения платежа за товар.
3. Товара по импорту согласно бартерному контракту – не позднее 60
календарных дней с момента выполнения экспортной части этого контракта.
Оплата или
поставка товаров за третьих лиц или третьими лицами по внешнеторговой сделке
допускается при наличии договора об уступке требования либо перевода долга,
заключенного в соответствии с законодательством, лишь в тех случаях, когда
стороне по такой сделке - резиденту Республики Беларусь поступают иностранная
валюта или сырье, материалы, комплектующие изделия и энергоносители,
используемые для собственного производства.
Расчеты про
внешнеэкономическим сделкам, по которым оформляются паспорта сделок,
осуществляются через уполномоченные банки, где завизированы соответствующие
паспорта сделок. Паспорт сделки должен содержать: наименование, юридические
адреса, наименование и расчетный счет продавца и покупателя, наименование и
классификационный код товара, валюта контракта и валюта платежа, виды и размеры
таможенных пошлин.
Датой отгрузки
(поступления) продукции по внешнеэкономическим сделкам считается день ее
таможенного оформления. Если таможенное оформление не производится, то датой
отгрузки считается день ее отпуска со склада экспортера, а датой поступления –
день оприходывания в установленном порядке на склад импортера.
Датой выполнения
работ (оказания услуг) считается дата подписания сторонами акта о приемке-сдаче
выполненных работ (оказанных услуг), датой поступления выручки по экспортным
контрактам – дата зачисления средств на счет экспортера в уполномоченном банке,
а датой проведения платежей – дата списания средств со счетов импортера.
К субъектам
хозяйствования всех форм собственности, осуществляющих внешнеэкономическую
деятельность, применяются следующие санкции:
1.
за несанкционированное изменение условий контракта
или формы расчетов после пересечения товаром государственной Границы Республики
Беларусь в размере 50% контрактной стоимости.
2.
За превышение сроков проведения экспортно-импортных
операций – 5% недополученных в установленный срок выручки (стоимости
оплаченного, но недополученного товара) за каждый день превышения срока, но не
более суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).
3.
За не предоставление в срок органам валютного
контроля необходимых документов – 1% невозвращенной экспортной выручки за
каждый день задержки, но не более контрактной суммы.
4.
За предоставление недостоверной информации при
получении лицензии на ввоз и вывоз товаров, заполненных таможенных документов,
паспорта сделки –20% контрактной суммы товара.
5.
За нарушение порядка перемещения товаров через
таможенную границу Республики Беларусь – в размере стоимости ввозимого и
вывозимого товара.
6.
За не целевое использование валютных средств, в том
числе приобретенных на МВБ – до 100 % суммы средств, используемых не по
целевому назначению и др.
Экономические
санкции взыскиваются в доход республиканского бюджета на основании материалов
проверок, представленных государственными органами, с юридических лиц в
бесспорном порядке, а с предпринимателей без образования юридического лица – в
судебном порядке.
5. Сущность и порядок осуществления
товарообменных (бартерных) операций.
В условиях
недостатка денежных (валютных) средств субъекты хозяйствования вынуждены
Республики Беларусь заключать бартерные сделки, которые занимают значительный
удельный вес в общем объеме операций.
Бартер – это
форма встречной торговли. Бартер – это такая же экономическая категория, как
цена, прибыль, себестоимость. Об этом свидетельствует место товарообменных
операций в эволюции меновых отношений. Бартерные операции в этой цепи
предшествуют стоимостной форме.
Реанимация
бартера в 90-е годы на территории СНГ вызвана объективными и субъективными
экономическими причинами. Разрушение сложившихся хозяйственных связей,
отсутствие полной конвертируемости и перекосы в формировании курсов
национальных валют образовавшихся государств, низкая платежеспособность
большинства предприятий, невысокие технические и ценовые параметры производства
продукции и т.п. сделали выгодными применение натурального обмена.
В Беларуси
высокий удельный вес бартера складывается в высокотехнических, прогрессивных
отраслях, определяющих лицо государства. Так, в нефтехимической промышленности,
приборостроении, электротехнической, автомобильной промышленности, тракторном и
сельскохозяйственном машиностроении доля бартера составляет 60-80% объемов
реализации.
Можно выделить
такие отличительные черты бартерных сделок, как их товарный характер, наличие
встречных и неоднородных обязательств и их одновременное исполнение (если не
предусмотрено другое), оприходывание полученного товара по учетной стоимости
отгруженного, относительно короткий срок исполнения.
Негативная роль
бартера состоит в ограничении возможностей предприятия в маневрировании
денежными средствами, а для государства создается трудность в собирании
налогов, уменьшаются их объемы.
Преимущества же
бартера следующие: позволяет реализовывать произведенную продукцию;
реагировать на принудительный порядок распределения выручки и уменьшения
складывающейся в результате его применения налоговой нагрузки; позволяет
получать дополнительную выгоду по сравнению с денежным обменом в условиях
диспропорций в курсообразовании.
Существуют разные
формы бартера, в том числе внешний, внутренний и взаимозачет.
Изучение
складывающихся форм бартерных операций показало, что наиболее распространенными
являются внутренний и внешний бартер. Это вызвано нежеланием конкретных
партнеров, получающих продукцию, плачивать ее в денежной форме по причине
высоких затрат, несоответствия требованиям технического прогресса, сравнительно
низким качеством производимой продукции.
В это случаи
стихийно осуществляется неконтролируемый товарообмен. Вместо денег из-за
пределов республики ввозится продукция как производственного, так и
непроизводственного назначения. Уменьшается действенность государственных мер
по повышению собираемости налогов, квотированию импорта, таможенной политике,
валютному регулированию и т.д. Поэтому данный вид бартера необходимо сокращать.
Сделки по продаже
продукции предприятий, не имеющих рублевых и валютных средств на счетах из-за
их предбанкротного состояния, является другой распространенной формой бартерных
операций (около 30%).
Для предприятий
этой группы основная проблема – покупка сырья, материалов, комплектующих
изделий и полуфабрикатов для производства продукции. Это становится возможным
при имеющихся проблемах в нормативно-правовой базе санации и банкротства
субъекта хозяйствования.
Так же одной из
форм бартера является вывоз продукции в уплату задолженности по
энергоносителям.
Под
товарообменными операциями (в соответствии с “Положением о проведении
внешнеторговых товарообменных операций в Республике Беларусь”, утвержденным
Министерством внешнеэкономических связей №97 от 2.03.95г.) следует понимать
обмен товаров (работ, услуг), оформленных единым договором.
Цены при
осуществлении бартерных операций не влекут денежных обязательств. В основе цен,
по которым обменивается товар, лежат цены, что установились или складываются на
данный товар на рынке экспорта (импорта) на момент заключения или проведения
внешнеторговой операции с учетом условий поставки.
Обязательным
условием контракта при проведении внешнеторговой бартерной операции, согласно
постановлению Совета Министров Республики Беларусь №405 от 24.03.99г. “О
вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций”, является
наличие расчета экономической обоснованности эквивалентности обмена, который
должен оформляться при проведении каждой товарообменной операции при изменении
цен контракта.
Примерный расчет
эквивалента в случае неизменных контрактных цен производится следующим образом:
1. контрактная цена за единицу товара “А” 10$
2. контрактная цена за единицу товара “В” 30$
3. расчет количества товаров, обеспечивающее эквивалентный обмен.
Например, общая стоимость бартерной сделки 300$. Т.о. количество товара “А”
равно 300:10=30 шт, а товара “В” – 300:30=10шт. Эквивалент составляет 30:10=3,
т.е. за один товар “А” меняется три товара “В”.
4. стоимость отпускаемых (экспортных) товаров, или товара “А” в учетных
ценах (при применении учетной цены товара “А” 1000 BYB
равна 30*1000=30000 BYB.
5. Определение цены получаемых (импортируемых) товаров “В”:
30000
BYB:10=3000 BYB.
Следовательно,
товар “А” приходится по учетной цене 1000 BYB, а товар “В” – по учетной цене
3000 BYB. Отсутствие расчета экономического обоснования делает невозможным
учет товарообменных операций.
При проведении
бартерных операций на комиссионной основе допускается оплата комиссионного
вознаграждения не только товарами, но и в валюте, оговоренной при заключении
сделки.
Оформление
декларации “Паспорт сделки” на экспорт и импорт товаров по бартерным операциям
производится одновременно. Порядок заполнения декларации “Паспорт сделки” по
бартерным операциям определяется ГТК Республики Беларусь
Субъект
хозяйствования Республики Беларусь должен обеспечить поступление товара по
импорту при проведении бартерной операции не позднее 60 дней с даты выполнения
экспортной части контракта. Срок выполнения внешнеторговых бартерных операций
не должен превышать 120 дней с даты заключения сделки или оговоренного при
заключении срока (даты)начала выполнения обязательств по бартерным операциям.
При проведении
бартерных операций при экспорте товаров с территории Республики Беларусь
допускается без ограничений встречной поставки социально-значимых товаров;
материалов, сырья, оборудования, запасных частей, необходимых для обеспечения
собственных производственный нужд.
Встречная
поставка товаров народного потребления не должна превышать 25% суммы сделки, в
том числе объем импорта ковров и ковровых изделий, алкогольных напитков и пива,
легковых автомобилей, кино- , видео- ,аудиоаппаратуры не должно превышать 10%
суммы сделки.
Разрешение
Министерства внешнеэкономических связей на проведение внешнеторговых бартерных
операций необходимо в случаях превышения сроков выполнения бартерных операций,
превышения сроков выполнения импортной части бартерной операции, а также, если
импортные товары не являются социально-значимыми, сырьем, материалами,
полуфабрикатами и запасными частями, необходимые для нужд собственного
производства.
Для получения
разрешения необходимо предоставить обоснование причин несоответствия условий
внешнеторговой бартерной операции срокам, установленных при осуществлении
бартерных операций, и копию внешнеторгового бартерного контракта.
До середины 1999
года бартерные операции были очень эффективными и их доля в объеме
внешнеторговых операций занимала большой удельный вес, в результате чего уменьшились
валютные поступления в государственный валютный фонд. Поэтому указом Президента
Республики Беларусь №338 был введен рентный сбор в размере 15 %от стоимости
бартерного контракта для всех субъектов хозяйствования и льготная ставка в
размере 5% для поставщиков сырья, материалов, электроэнергии. В связи с этим в
июле этого года количество бартерных операций в экспорте уменьшилось на 9,4%,
в импорте – 9%. И все же, по мнению Министра экономики Влидимира Шимова,
однозначно оценивать введенный рентный сбор нельзя. Он предложил на заседании
президиума Совета Министров в сентябре снизить ставки рентного сбора до 2% за
те операции, при которых предусматривается поставка в Республику Беларусь
сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования для обеспечения
собственного производства, и до 10% - по иным бартерным операциям. Для
окончательного решения вопроса о целесообразности рентного сбора он предложил
проанализировать до 1.01.2000г. степень влияния этого сбора на процесс эволюции
бартера и экспорта, а также на финансовые результаты предприятий.
Литература
1. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь № 213 от 1.12.94г.
О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров. НЭГ №53,
1994 год.
2. Положение о проведении внешнеторговых товарообменных операций в
Республике Беларусь. Утверждено Министерство внешнеэкономических связей
2.03.95г. НЭГ №23,1995 год.
3. Положение о порядке регистрации импортных внешнеторговых контрактов. Утверждено
Министерство внешнеэкономических связей 28.10.97г. Согласовано с ГТК. НЭГ №48,
1997 год.
4. Порядок ведения и осуществления предотгрузочной инспекции ввозимых в
Республику Беларусь товаров. Утверждено Министерством внешнеэкономических
связей 07.07.97г. №3/3839. НЭГ №36, 1997 год.
5. Указ Президента Республики Беларусь №52 от 8.02.95г. “Об установлении
порядка регулирования экспортно-импортных и валютных операций и о повышении
ответственности за нарушение законодательства о области внешнеэкономическая
деятельность”. НЭГ №4,1997 год.
6. Положение о регистрации контрактов на экспорт стратегически важных
товаров в Республику Беларусь. Утверждено Министерство внешнеэкономических
связей и ГТК 27.01.95г. №736/112.
НЭГ №7, 1995
год.
7. Лицензирование хозяйственной деятельности. – В: ВПЦ “Логос”,1998г.,
80с.
8. Е. Поплавская. Как регулировать внешнюю торговлю.
НЭГ №46, 1998год.
9. И. Знаткевич. Внешняя торговля. НЭГ №38, 1999год.
10. В. Аносов. Почему не сдается бартер? НЭГ № 7,1999год.
Страницы: 1, 2, 3
|