Керамическая посуда
Министерство общего профессионального
образования
Свердловской
области
ГОУ НПО СО «Режевской профессиональный лицей»
Пояснительная записка
практической творческой экзаменационной работы по предмету «Товароведение
непродовольственных товаров»
Профессия: «Коммерсант в
торговле»
Тема работы: «Керамическая
посуда»
Исполнитель:
Госькова И.Ю.
учащаяся группы №121
Руководитель:
Морозова Н.В.
мастер производственного обучения
РЕЖ
2008 год
Содержание:
1.Введение
2.Основы производства
керамической посуды
3.История возникновения и
развития росписи по керамике «Гжель»
4.Свойства керамической
посуды
5.Классификация и
ассортимент керамической посуды
6.Фарфоровая посуда
7.Фаянсовая посуда
8.Майоликовая и гончарная
посуда
9.Оценка качества
керамической посуды
10.Маркировка, упаковка,
транспортирование и хранение
керамической посуды
11.Литература
Введение.
Керамика (греческое — гончарное
искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем
спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в
быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в
строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота,
майолика, фаянс, фарфор.
История керамики разнообразная и
очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал
изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных
сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С
самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения
искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много
замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с
приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую,
красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие
изобретения.
Секрет производства фаянса,
известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., позже вновь был изобретен
в 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы открывали секрет фарфора, уже с 6 века
известный китайским мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создали
свои разновидности фарфора, например, мягкий фарфор или костяной фарфор.
Преемственность традиций при производстве керамики видна в истории гончарного
искусства, которое всегда было связано с домашним ремеслом.
В средние века в Европе из керамики
в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости для хранения
продуктов. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белый
песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из
керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова
обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера
пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики
использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления.
Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и
памятники истории художественной культуры.
В Древней Руси уже в X веке с помощью гончарного круга
изготовлялись различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим
узором. В XI веке стала применяться
роспись с применением глазури и эмали. После татаро-монгольского
нашествия русская керамика возродилась уже в XIV-XV веках. В керамике XVI века стало применяться «морение» и
лощение, а с XVII века появились
плоскорельефные изображения. В XVIII
веке наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из
майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А.
К. Гребенщикова, основанной в 1724 году. Было налажено производство
изразцов — сначала рельефных, затем гладких с росписью. В 1744 году в
Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три
года Д. И. Виноградовым было начато производство русского фарфора. Во
второй половине XVIII века высокого художественного
уровня достигла гжельская керамика благодаря своим майоликовым квасникам,
тарелкам, игрушкам с многоцветной росписью по белой поливе.
Русский фаянс представлял собой
белый опак (непрозрачный фарфор) с росписью печатными рисунками, с
рельефами и цветными глазурями. Одним из старейших российских фаянсовых
заводов является расположенный в сосновом бору, неподалеку от Волги,
Конаковский фаянсовый завод.
Основы производства керамической посуды.
Производство керамических изделий
включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий,
сушку, обжиг и декорирование.
Материалы, применяемые для
керамического производства, принято подразделять на основные и
вспомогательные. К основным относятся материалы, идущие для приготовления
керамических масс, глазурей, керамических красок; к вспомогательным —
материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.
Основные материалы делят на пластические,
отощающие, плавни, глазуреобразующие и керамические краски.
Пластическими материалами являются
глины и каолины. Глины и каолины образуются в результате распада горных пород
типа гранита, гнейса, полевого шпата. Каолины отличаются от глины более чистым
химическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью.
Отощающими материалами являются
кварц и чистые кварцевые пески, они способствуют уменьшению пластичности глин,
снижают усадку и деформацию изделий при сушке.
Плавни понижают температуру
плавления и спекания глинистых материалов, придают керамическому черепку
плотность, просвечиваемость, механическую прочность; к ним относятся полевой
шпат, пегматит, мел, известняк, доломит.
Глазуреобразующие материалы
(глазурь) - это тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий.
Она предохраняет черепок от механических воздействий, улучшает его гигиеничность,
придает поверхности изделия лучший внешний вид. Глазури бывают прозрачные и
непрозрачные (глухие), бесцветные или окрашенные.
Керамические краски применяют для
украшения фарфоровых, фаянсовых, майоликовых и других изделий. Основу керамических
красок составляют металлы и их оксиды, которые при нагревании образуют с
силикатами, алюминатами, боратами и другими веществами окрашенные соединения на
черепке керамических изделий. По характеру применения керамические краски
подразделяют на подглазурные и надглазурные.
Подглазурные краски наносят на
неглазурованный обнаженный черепок, затем изделие покрывают глазурью и
обжигают.
Надглазурные — наносят на черепок,
покрытый глазурью, закрепляют их особым обжигом при температуре 600-850 °С.
Приготовление керамической массы
осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очистки
сырья от вредных минеральных включений, дробления, разлома, просеивания через
сита, дозирования и смешивания.
Формуют изделия из пластических и
жидких (шликер) керамических масс. Изделия несложных форм - (чашки, тарелки)
формуют из пластической массы влажностью 24—26 % в гипсовых формах с помощью
стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах.
Способ: литья из жидкой массы —
шликера влажностью 30-35 % гипсовые формы является незаменимым в производстве
керамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключают использование
других способов формования. Осуществляют литьё ручным или автоматическим
способами.
Сушка способствует повышению
прочности керамических изделий, сформированной из пластической массы или
отлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных и
туннельных) и радиационных сушилках при температуре 70—90 ºС.
Обжиг является основным
технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений,
проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую
прочность.
Обжиг проводят в два приема. Для
фарфоровых изделий первый
обжиг (утильный) происходит при температуре 900-950 °С, а второй (политой) —
при температуре 1320-1380 °С. Для фаянсовых изделий первый обжиг проводится при
температуре 1240—1280 ºС, а второй — при температуре 1140—1180 °С.
Используются печи двух видов: туннельные (непрерывного действия) и горны
периодического действия).
Декорирование изделий является
завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающийся
в нанесении на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя
методами: ручным и полумеханизированным.
Усик, отводка, лента представляют
собой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка - от 1 до 3 мм,
лента от 4 до 10 мм).
Трафарет наносят аэрографом при
помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых
соответствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.
Крытьё различают следующих видов:
сплошное — все изделие
покрыто равномерным слоем краски; полукрытьё — изделие покрыто краской шириной
от 20 мм и выше, нисходящее — краску накладывают с ослаблением тона к низу
изделия; крытье с прочисткой — по сплошному крытью сделана прочистка рисунка;
крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом.
Печать наносят на изделие с печатного
оттиска на бумаге, приэтом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно
раскрашивают одной или более красками.
Штамп представляет собой наиболее
простой способ декорирования. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы
наносят золотом.
Декалькомания (деколь) занимает
основное место в декорировании изделий. Переносят рисунок на изделие при
помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. В настоящее
время применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу наносят ацетилцеллюлозную
пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком
отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка
сгорает, а краска сплавляется с поверхностью изделия.
Шелкография является перспективным
способом украшения керамических изделий. Печатание рисунка производят через
шелковую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие
подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик, с краской проходя через сетку,
продавливает ее в вырезы трафарета, и таким образом рисунок переводят на
изделие.
Живописные работы выполняют
кисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает
простой и высокохудожественной.
Фотокерамика воспроизводит на
изделии портреты знаменитых людей, виды городов, особенно эффектна она в
цветном исполнении.
История возникновения и развития росписи по
керамике «Гжель».
На удалении 50-60 километров к
северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе
расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.
Гжель - название одного из сёл -
бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом
неповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих
местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому
фону.
Гжель - название одного из ведущих
предприятий, где возрождено истинно народное керамическое искусство старинных
русских мастеров.
Гжель впервые упоминается в
письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С
тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей,
переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей,
принося им немалый доход.
Ещё в XVI веке гжельцы возили в
Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам
свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские
ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из
других мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и
торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.
К 70 - 80 годам XVIII века Гжель
становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том,
что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие
гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро
схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на
родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали
свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по
новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных
добавок.
Самобытные гжельские изделия
пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари,
имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел
свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира.
Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их
спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям,
отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В
середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства,
однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство
керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской
губернии.
Конец XVIII века явился временем
расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера
достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала
большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так
как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы
выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала
типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц
и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы,
покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.
Здесь изготовлялись и изделия
промышленно-хозяйственного назначения, как, например канализационные трубы для
московских улиц.
В течение многих десятилетий
гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для
оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей
коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера
участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.
Полуфаянс Гжели пытались делать ещё
в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого
материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же
невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.
Полуфаянс уже имел белый, хотя и
толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых
изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало,
ускоряло работу и ускоряло брак.
Полуфаянс стал таким же
художественным замечательным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось
получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои
глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или
полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых
предметов быта.
Не сразу гжельцы выработали свой
самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно
в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского
полуфаянса. Это был новый живописный изобразительный язык, пришедший на смену
контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в
майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт
меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и
элементы очеловечения, одухотворения вещей.
К середине XIX века Гжель являлась
самым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Во второй половине XIX века в
русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют
теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность
изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.
В 1926 году число работающих в
фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.
Страницы: 1, 2
|