Меню
Поиск



рефераты скачать Культура XVIII века

В 20-х – начале 60-х г.г. XVIII века произошел переход от массовой светской школы к системе закрытых сословных учебных заведений. Сеть духовных учебных заведений постепенно теряла всесословный характер и приобретала черты сословной замкнутости. Возникли художественные и театральные учебные заведения. Формировался слой отечественных преподавателей. К активной деятельности в области образования приобщались выходцы из купечества, мещанства, духовенства. Во всех учебных заведения введен обязательный предмет – Закон Божий.

В 1755 году был открыт Московский университет, идея его создания принадлежала М. В. Ломоносову. В университете имелось три факультета: философский, медицинский, юридический. Преподавание шло на русском и латинском языках.

В 1757 году по проекту И. И. Шувалова была учреждена «Академия трех знатнейших художеств», имевшая отделения живописи, скульптуры и архитектуры.

Новые учебники: Эйлер Л. «Руководство к арифметике для употребления в гимназии…», «Геометрия», Бакмейстер Л. «Краткое руководство географией», Ломоносов М. В. «Российская грамматика»,  Курганов И. Г. «Универсальная арифметика».


3)                 Наука и техника

 

Научным центром страны была Академия наук. Основными направлениями ее деятельности являлись физико-математические и естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций по изучению территории страны, готовила новые научные кадры, выпускала ежегодно научный журнал и была единственным издателем научной, научно-популярной и художественной литературы.

В Академию наук были приглашены иностранные ученые, среди них Д. Эйлер, Н. и Д. Бернулли Г. Ф. Миллер и другие. Постепенно появились отечественные ученые.


Математика, физика, химия, естественные науки

 

Леонард Эйлер

   Создал уникальную энциклопедию физических и философских знаний, изложенных популярно – «Письма о разных физических и философских знания, писанные к некоторой немецкой принцессе».

 

Даниил Бернулли

   «Механика или наука о движении, изложенная аналитически» (на латинском языке). «Гидродинамика», исследование по теории  движения жидкостей.

 

Георг Вильгельм Рихман

   Один из основоположников науки о теплоте и электричестве, вел работы по теории жидкостей, положил начало развитию практической теплотехники.

 

Дмитрий Иванович Виноградов

  Создатель отечественного фарфора.

 

Михаил Васильевич Ломоносов

   Создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке – физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, создал фабрику цветного стекла.

 

История

 

Василий Никитич Татищев

   «История Российская с древнейших времен», излагавшая события до 1577 г. Татищев положил начало научному изучению истории Отечества, подготовил публикации источников «Русская правда», «Судебник 1550 г.».

 

Развитие техники

1735 г.

   Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины отлили самый большой в мире колокол – «царь-колокол».

1745 г.

   М. В. Ломоносов создал действующую модель вертолета.

1749 г.

   В Петербурге введено первое центральное отопление горячим воздухом.


4)                 Географические исследования

Даты

Экспедиции

Итоги экспедиций

1725-1732

   Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, поиск путей в Индию и Китай.

   Определена протяженность Сибири с запада на восток, доказано существование пролива между Азией и Америкой.

1733-1741

   Вторая Камчатская, или Великая Северная, экспедиция по исследованию Сибири и поиске путей к Америке и Японии. Экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова.

   Закладка Петропавловска на Камчатке, открытие Алеутских и Командорских островов, северо-западного побережья Аляски.

1738-1741

   Экспедиция М. Шпанберга к японским островам.

  

Экспедиция С. П. Крашенинникова по Камчатке.

   Открыт путь от Камчатки к Японии, описана гряда Курильских островов.

   Описание полуострова, быта и жизни местных племен.  

Картографические труды и итоги научных исследований

1727

   И. К. Кирилов завершил первое полное экономико-географическое  описание России – «Цветущее состояние Всероссийского государства»

1731

   Соймонов Ф. И. «Описание моря Каспийского»

1737

   Издание «Атласа Всероссийской империи»


5)                 Литература

 

Общие черты развития литературы

Завершился переход от средневековой жанровой системы к жанрам, связанным с европейскими направлениями барокко и классицизма.

Литература освобождается от церковного духовного влияния. В ней утверждались идеи гражданственности, просветительские тенденции, усилилась сатирическая направленность.

Сложился русский классицизм, ставший одним из национальных вариантов общеевропейского классицизма.

Формировался русский литературный язык.

Черты классицизма

Классицизм – художественный стиль в Западной Европе, возникший в XVII в. и обращавшийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В России возник в 30-е годы XVIII в.

В классицизме утверждалась идея главенства государства над интересами отдельной личности, что обусловило в нем преобладание греческих мотивов.

Строгая классификация жанров: высокий – трагедии, оды, эпопеи; средний – драмы, послания, элегии, сатиры; низкий – комедии, басни, лирические песни. Смешение жанров не допускалось, ведущий жанр – трагедии.

Закон трех единств (единство действия, единство места, единство времени).

Особенности русского классицизма

Преобладание героических и патриотических мотивов, повышенное внимание к сюжетам отечественной истории. Воплощение образа нового человека – гражданина и патриота. Создание своего образа идеального монарха – Петра Великого.

Тесная связь с просветительской философией, утверждавшей естественное равенство людей, внесословную ценность человека. Чрезвычайное усиление общественно-политической сатиры, связь с народным творчеством, традициями национальной культуры.

Развивались разные жанры, но ведущими были трагедии и оды. Формирование русского классицизма связано с творчеством А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.


Писатели

Основные произведения

Значение

Антиох Дмитриевич Кантемир

   9 сатир, среди них «На хулящих учения»  –  защита просвещения, борьба с невежеством духовенства. «На зависть и гордость дворян злонравных»  –  идея  внесословной ценности человека.

   Родоначальник русского классицизма, основоположник сатирического направления. Тесная связь сатир с современностью, широкое использование русских пословиц и поговорок.

Василий Кириллович Тредиаковский

   Перевод любовного романа П. Тальмана «Езда в остров любви», «Стихи, похвальные России». «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»

   Впервые в русской литературе выступил со сборником любовной лирики. Первая похвальная ода, написанная по правилам европейского классицизма. Положил начало политической и патриотической лирике, создал русскую литературную песню.

Михаил Васильевич Ломоносов

   «Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика», «Российская грамматика», «Письмо о пользе стекла».

   Завершил теоретически и практически реформу русского стихосложения, установил грамматические и стилистические нормы для своего времени и определил пути дальнейшего развития русского литературного языка. Разработал жанр патриотической оды.

Александр Петрович Сумароков

   Две эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве», автор од, элегий, любовной лирики, сатир, басен. Трагедии: «Хорев», «Мстислав», «Дмитрий Самозванец», комедии: «Опекун», «Лихоимец», «Нарцисс» и другие.

   Теоретик классицизма. Основатель русской национальной драматургии, создавший образцы разных жанров. Положил начало сатирической комедии, способствовал развитию песенного жанра и басен.


6)                 Искусство

 

Общие черты развития архитектуры

Утверждение и развитие архитектурного стиля барокко. Переплетение приемов и мотивов западноевропейского барокко с традициями нарышкинского стиля и народного творчества. Тесная связь архитектуры с изобразительным искусством.

Восстановление каменного строительства по всей стране. Усиленное внимание к градостроительству, создание Комиссии о Санкт-Петербургском строении.

Основные постройки сооружались по заказам императорского двора и знати в виде дворцов и дворянских усадеб. Продолжалось строительство общественных зданий.

Характерные черты барокко в архитектуре

·                   Торжественная композиция здания, насыщенного динамикой архитектурных форм.

·                   Активное использование декоративных рельефов, сложных наличников окон, скульптур придавало зданию праздничный вид.

·                   Архитектура сливается со скульптурой, обилие лепнины, статуи в нишах, в интерьерах, на крыше.

·                   Для интерьеров характерно анфиладное расположение залов. Потолки покрывались лепниной и плафонной живописью, паркет со сложным ресурсом, множество зеркал по стенам.


Архитекторы

Основные постройки

Михаил Григорьевич Земцов

   Итальянский дом в Летнем саду, не сохранился. Завершил постройку Большого каскада в Петергофе. Аничков дворец (строительство завершил Ф. Б. Растрелли)

Петр Михайлович Еропкин

   С 1735 г. главный архитектор Комиссии о Санкт-Петербургском строении. Руководил разработкой генерального плана Петербурга, разделенного на 7 районов с центром на Адмиралтейской стороне. Закрепил трехлучную систему проспектов, наметил основные проспекты, площади и улицы города.

Иван Кузьмич Коробов

   Перестройка главного здания Адмиралтейства, сооружение ярусной башни с золоченым шпилем. Гостиный двор в Москве.

Иван Федорович Мичурин

   Троицкая церковь на Арбате, Суконный двор.

Савва Иванович Чевакинский

   Разработал генеральный план застройки Кронштадта.

   Дворец П. Б. Шереметьева на Фонтанке, дворец И. И. Шувалова на Итальянской, склады «Новая Голландия».

Франческо Бартоломео Растрелли

   Дворец М. И. Воронцова на Садовой, Строгановский дворец в Петербурге. Перестройка Большого Петергофского дворца, Смольный собор, ансамбль Зимнего дворца.

Дмитрий Васильевич Ухтомский

   Триумфальные Красные ворота в Москве, колокольня Троице-Сергиева монастыря.

Изобразительное искусство

Иван Петрович Аргунов

   Парадные портреты членов семьи Шереметьевых и их ближайшего окружения.

Алексей Петрович Антропов

   Парадный портрет Петра III, портрет статс-дамы Измайловой.

Иван Яковлевич Вишняков

   Портреты Сары и Виллима Фермер. Портрет Ф. Голицына.

Иван Алексеевич Соколов

   «Описание коронации Елизаветы Петровны», «Императрица Елизавета Петровна», портрет Петра III.

 

7)                 Развитие театра в России

 

50-е годы XVIII в. – это время рождения и развития национальной драматургии, создания общедоступного профессионального русского театра, появления отечественных актеров, распространения любительских театров, утверждения и развития классицизма в искусстве.

Основу отечественной драматургии составили трагедии и комедии А. П. Сумарокова. Первая трагедия «Хорев» была сыграна кадетами Сухопутного корпуса в 1749 г.

В 1731 г. итальянская комедия масок положила начало постоянно действующему придворному театру, спектакли которого стали частью придворного быта.

В 1742 г. в Москве князь Черкасский создал крепостной театр. Основная масса крепостных актеров появится в 60-е годы XVIII века.     


7)                Музыка

 

Общие черты развития

Основным центром музыкальной жизни оставался императорский двор, определявший моду на иностранных композиторов и исполнителей. Светская музыка приобретала все больше значение и оттеснила культовую церковную музыку на различных публичных торжествах. Петровские ассамблеи сменились дворянскими балами с определенной программой танцев. Получили распространение танцевальные вечера различных слоев населения с приглашением оркестра за плату.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.