В 20-х – начале
60-х г.г. XVIII века произошел переход от
массовой светской школы к системе закрытых сословных учебных заведений. Сеть
духовных учебных заведений постепенно теряла всесословный характер и
приобретала черты сословной замкнутости. Возникли художественные и театральные
учебные заведения. Формировался слой отечественных преподавателей. К активной
деятельности в области образования приобщались выходцы из купечества,
мещанства, духовенства. Во всех учебных заведения введен обязательный предмет –
Закон Божий.
В 1755 году был
открыт Московский университет, идея его создания принадлежала М. В. Ломоносову.
В университете имелось три факультета: философский, медицинский, юридический.
Преподавание шло на русском и латинском языках.
В 1757 году по
проекту И. И. Шувалова была учреждена «Академия трех знатнейших художеств»,
имевшая отделения живописи, скульптуры и архитектуры.
Новые
учебники:
Эйлер Л. «Руководство к арифметике для употребления в гимназии…»,
«Геометрия», Бакмейстер Л. «Краткое руководство географией», Ломоносов М. В.
«Российская грамматика», Курганов И. Г. «Универсальная арифметика».
3)
Наука
и техника
Научным центром
страны была Академия наук. Основными направлениями ее деятельности являлись
физико-математические и естественные науки. Академия наук организовала ряд
экспедиций по изучению территории страны, готовила новые научные кадры,
выпускала ежегодно научный журнал и была единственным издателем научной,
научно-популярной и художественной литературы.
В Академию наук
были приглашены иностранные ученые, среди них Д. Эйлер, Н. и Д. Бернулли Г. Ф.
Миллер и другие. Постепенно появились отечественные ученые.
Математика, физика, химия,
естественные науки
|
|
Леонард Эйлер
|
Создал уникальную энциклопедию
физических и философских знаний, изложенных популярно – «Письма о разных
физических и философских знания, писанные к некоторой немецкой принцессе».
|
|
Даниил Бернулли
|
«Механика или наука о движении,
изложенная аналитически» (на латинском языке). «Гидродинамика», исследование
по теории движения жидкостей.
|
|
Георг Вильгельм Рихман
|
Один из основоположников науки о
теплоте и электричестве, вел работы по теории жидкостей, положил начало
развитию практической теплотехники.
|
|
Дмитрий Иванович Виноградов
|
Создатель отечественного фарфора.
|
|
Михаил Васильевич Ломоносов
|
Создал первую в России
химическую лабораторию, положил начало новой науке – физической химии,
сформулировал принцип сохранения материи и движения, создал фабрику цветного
стекла.
|
|
История
|
|
Василий Никитич Татищев
|
«История Российская с древнейших
времен», излагавшая события до 1577 г. Татищев положил начало научному
изучению истории Отечества, подготовил публикации источников «Русская
правда», «Судебник 1550 г.».
|
|
Развитие техники
|
1735 г.
|
Иван Федорович и Михаил Иванович
Моторины отлили самый большой в мире колокол – «царь-колокол».
|
1745 г.
|
М. В. Ломоносов создал
действующую модель вертолета.
|
1749 г.
|
В Петербурге введено первое
центральное отопление горячим воздухом.
|
|
|
|
|
|
4)
Географические
исследования
Даты
|
Экспедиции
|
Итоги экспедиций
|
1725-1732
|
Первая Камчатская экспедиция
Витуса Беринга, поиск путей в Индию и Китай.
|
Определена протяженность Сибири
с запада на восток, доказано существование пролива между Азией и Америкой.
|
1733-1741
|
Вторая Камчатская, или Великая
Северная, экспедиция по исследованию Сибири и поиске путей к Америке и
Японии. Экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова.
|
Закладка Петропавловска на
Камчатке, открытие Алеутских и Командорских островов, северо-западного
побережья Аляски.
|
1738-1741
|
Экспедиция М. Шпанберга к
японским островам.
Экспедиция С. П. Крашенинникова по
Камчатке.
|
Открыт путь от Камчатки к
Японии, описана гряда Курильских островов.
Описание полуострова, быта и
жизни местных племен.
|
Картографические труды и
итоги научных исследований
|
1727
|
И. К. Кирилов завершил первое
полное экономико-географическое описание России – «Цветущее состояние
Всероссийского государства»
|
1731
|
Соймонов Ф. И. «Описание моря
Каспийского»
|
1737
|
Издание «Атласа Всероссийской
империи»
|
5)
Литература
Общие черты развития
литературы
Завершился
переход от средневековой жанровой системы к жанрам, связанным с европейскими
направлениями барокко и классицизма.
Литература
освобождается от церковного духовного влияния. В ней утверждались идеи
гражданственности, просветительские тенденции, усилилась сатирическая
направленность.
Сложился русский
классицизм, ставший одним из национальных вариантов общеевропейского
классицизма.
Формировался
русский литературный язык.
Черты
классицизма
Классицизм –
художественный стиль в Западной Европе, возникший в XVII в. и обращавшийся к античности и
античному искусству как к норме и идеальному образцу. В России возник в 30-е
годы XVIII в.
В классицизме
утверждалась идея главенства государства над интересами отдельной личности, что
обусловило в нем преобладание греческих мотивов.
Строгая
классификация жанров: высокий – трагедии, оды, эпопеи; средний – драмы,
послания, элегии, сатиры; низкий – комедии, басни, лирические песни. Смешение
жанров не допускалось, ведущий жанр – трагедии.
Закон трех
единств (единство действия, единство места, единство времени).
Особенности
русского классицизма
Преобладание
героических и патриотических мотивов, повышенное внимание к сюжетам
отечественной истории. Воплощение образа нового человека – гражданина и
патриота. Создание своего образа идеального монарха – Петра Великого.
Тесная связь с
просветительской философией, утверждавшей естественное равенство людей,
внесословную ценность человека. Чрезвычайное усиление общественно-политической
сатиры, связь с народным творчеством, традициями национальной культуры.
Развивались
разные жанры, но ведущими были трагедии и оды. Формирование русского
классицизма связано с творчеством А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В.
Ломоносова, А. П. Сумарокова.
Писатели
|
Основные произведения
|
Значение
|
Антиох Дмитриевич Кантемир
|
9 сатир, среди них «На хулящих
учения» – защита просвещения, борьба с невежеством духовенства. «На зависть
и гордость дворян злонравных» – идея внесословной ценности человека.
|
Родоначальник русского
классицизма, основоположник сатирического направления. Тесная связь сатир с
современностью, широкое использование русских пословиц и поговорок.
|
Василий Кириллович
Тредиаковский
|
Перевод любовного романа П.
Тальмана «Езда в остров любви», «Стихи, похвальные России». «Новый и краткий
способ к сложению российских стихов»
|
Впервые в русской литературе
выступил со сборником любовной лирики. Первая похвальная ода, написанная по
правилам европейского классицизма. Положил начало политической и
патриотической лирике, создал русскую литературную песню.
|
Михаил Васильевич Ломоносов
|
«Письмо о правилах российского
стихотворства», «Риторика», «Российская грамматика», «Письмо о пользе
стекла».
|
Завершил теоретически и
практически реформу русского стихосложения, установил грамматические и
стилистические нормы для своего времени и определил пути дальнейшего развития
русского литературного языка. Разработал жанр патриотической оды.
|
Александр Петрович
Сумароков
|
Две эпистолы «О русском языке»,
«О стихотворстве», автор од, элегий, любовной лирики, сатир, басен. Трагедии:
«Хорев», «Мстислав», «Дмитрий Самозванец», комедии: «Опекун», «Лихоимец»,
«Нарцисс» и другие.
|
Теоретик классицизма. Основатель
русской национальной драматургии, создавший образцы разных жанров. Положил
начало сатирической комедии, способствовал развитию песенного жанра и басен.
|
6)
Искусство
Общие черты развития
архитектуры
Утверждение и
развитие архитектурного стиля барокко. Переплетение приемов и мотивов
западноевропейского барокко с традициями нарышкинского стиля и народного
творчества. Тесная связь архитектуры с изобразительным искусством.
Восстановление
каменного строительства по всей стране. Усиленное внимание к
градостроительству, создание Комиссии о Санкт-Петербургском строении.
Основные
постройки сооружались по заказам императорского двора и знати в виде дворцов и
дворянских усадеб. Продолжалось строительство общественных зданий.
Характерные
черты барокко в архитектуре
·
Торжественная
композиция здания, насыщенного динамикой архитектурных форм.
·
Активное
использование декоративных рельефов, сложных наличников окон, скульптур
придавало зданию праздничный вид.
·
Архитектура
сливается со скульптурой, обилие лепнины, статуи в нишах, в интерьерах, на
крыше.
·
Для
интерьеров характерно анфиладное расположение залов. Потолки покрывались
лепниной и плафонной живописью, паркет со сложным ресурсом, множество зеркал по
стенам.
Архитекторы
|
Основные постройки
|
Михаил Григорьевич Земцов
|
Итальянский дом в Летнем саду,
не сохранился. Завершил постройку Большого каскада в Петергофе. Аничков
дворец (строительство завершил Ф. Б. Растрелли)
|
Петр Михайлович Еропкин
|
С 1735 г. главный архитектор
Комиссии о Санкт-Петербургском строении. Руководил разработкой генерального
плана Петербурга, разделенного на 7 районов с центром на Адмиралтейской
стороне. Закрепил трехлучную систему проспектов, наметил основные проспекты,
площади и улицы города.
|
Иван Кузьмич Коробов
|
Перестройка главного здания
Адмиралтейства, сооружение ярусной башни с золоченым шпилем. Гостиный двор в
Москве.
|
Иван Федорович Мичурин
|
Троицкая церковь на Арбате,
Суконный двор.
|
Савва Иванович Чевакинский
|
Разработал генеральный план
застройки Кронштадта.
Дворец П. Б. Шереметьева на
Фонтанке, дворец И. И. Шувалова на Итальянской, склады «Новая Голландия».
|
Франческо Бартоломео
Растрелли
|
Дворец М. И. Воронцова на Садовой,
Строгановский дворец в Петербурге. Перестройка Большого Петергофского дворца,
Смольный собор, ансамбль Зимнего дворца.
|
Дмитрий Васильевич
Ухтомский
|
Триумфальные Красные ворота в
Москве, колокольня Троице-Сергиева монастыря.
|
Изобразительное искусство
|
Иван Петрович Аргунов
|
Парадные портреты членов семьи
Шереметьевых и их ближайшего окружения.
|
Алексей Петрович Антропов
|
Парадный портрет Петра III, портрет статс-дамы Измайловой.
|
Иван Яковлевич Вишняков
|
Портреты Сары и Виллима Фермер.
Портрет Ф. Голицына.
|
Иван Алексеевич Соколов
|
«Описание коронации Елизаветы
Петровны», «Императрица Елизавета Петровна», портрет Петра III.
|
7)
Развитие
театра в России
50-е годы XVIII в. – это время рождения и развития
национальной драматургии, создания общедоступного профессионального русского
театра, появления отечественных актеров, распространения любительских театров,
утверждения и развития классицизма в искусстве.
Основу
отечественной драматургии составили трагедии и комедии А. П. Сумарокова. Первая
трагедия «Хорев» была сыграна кадетами Сухопутного корпуса в 1749 г.
В 1731 г.
итальянская комедия масок положила начало постоянно действующему придворному
театру, спектакли которого стали частью придворного быта.
В 1742 г. в
Москве князь Черкасский создал крепостной театр. Основная масса крепостных
актеров появится в 60-е годы XVIII
века.
7)
Музыка
Общие черты
развития
Основным центром
музыкальной жизни оставался императорский двор, определявший моду на
иностранных композиторов и исполнителей. Светская музыка приобретала все больше
значение и оттеснила культовую церковную музыку на различных публичных
торжествах. Петровские ассамблеи сменились дворянскими балами с определенной
программой танцев. Получили распространение танцевальные вечера различных слоев
населения с приглашением оркестра за плату.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|