В V в.
продолжалось традиционное противостояние натурфилософии, материалистической в
своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-прежнему пользовалось
большей популярностью в Великой Греции, чем в собственно Элладе.
Все
философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую универсальную
космологическую и онтологическую концепцию, объяснить единство и разнообразие
мира. И в этом они явились бесспорными продолжателями дела философов архаической
эпохи. Однако примерно с середины V в. в духовной жизни Греции происходит
решительный поворот: отныне в центре философии оказывается не мир, а человек. В
этом духовном перевороте немалую роль сыграли софисты (от греч. слова
"софос" - "мудрый"). Возникновение софистического движения,
как уже отмечалось, связано с общим усложнением структуры общества, что нашло
свое выражение как в увеличении числа социопрофессиональных групп, появлении
прослойки профессиональных политических деятелей, так и в возрастании объема
конкретных знаний, необходимых для успешной политической деятельности. Софист,
странствующий и обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, -
естественный результат процесса профессионализации знаний. Другая причина
рождения софистического движения - логика внутреннего развития самого знания.
Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в сущности, на
очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными. Чем далее, тем
труднее стало согласовывать в рамках единых концепций множество отдельных
эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими генеральными схемами
космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между натурфилософией и реальными
знаниями, тем большим становился общественный скептицизм в отношении
натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и стали софисты.
Непримиримым
врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки зрения обыденного
сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам Сократ - не только
софист, но даже и глава их.
Сократ
был для своих современников и все еще остается для нас загадкой, ключ к которой,
должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]
Сократ
был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом, противостоящим софистам,
но воспринявшим все то позитивное, что содержало их учение. Сократ не создал
своей школы, хотя и был постоянно окружен учениками. Во взглядах Сократа
отразились некоторые новые явления жизни греческого общества, в первую очередь
афинского. Он подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной
деятельности в любой сфере жизни,
"Всякий
человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и упражняться в
том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение
политическому искусству для людей даровитых", [N.2, c.44] - откуда
делались и политические выводы: руководство государством - это тоже профессия,
и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта концепция была
абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской демократии,
согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина. Тем самым учение
Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и привело его в конце
концов к непримиримому конфликту с демосом, закончившемуся осуждением и смертью
Сократа.
ОБОСОБЛЕНИЕ
НАУК
V век
можно считать временем рождения науки как специальной сферы деятельности.
Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в сущности
представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались и
общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного характера,
принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой характер
древнегреческая наука могла сохранить только до определенного уровня.
Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к
отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту между
ними.
А)
Медицина.
Особенно
показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью
Гиппократа.
Было бы
большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что греческая
медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма существовали две
медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий, знамений и чудес в орбите
святилищ и медицинское искусство независимое и целиком светское, к которому и
относился Гиппократ. Они были параллельны, но совершенно отличны друг от друга.
В
"Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп
врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных спекуляций. Им
противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько
велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в
третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть
Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя из
него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У этих
врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных предложений и
постоянной константой считают разум.
Эти три
школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только Косская школа
основала медицину как науку. [N.6]
Б)
Математика.
В
течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается математика,
освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом профессиональной
деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению.
Важным для развития математики было создание дедуктивного метода (логический
вывод следствий из небольшого числа исходных посылок). Прогресс математического
знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени
относятся также значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым,
давшим правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.
С)
Историография.
Лишь
применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на смену
ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи ставят
рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и соответственно
углублением политического сознания гражданства. Гражданин, создающий своей
политической деятельностью современную историю, хотел знать и историю, которую
творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографии стал строго
рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов к Фукидиду можно
считать Геродота, которого Цицерон назвал "отцом истории". Основная
тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.
Темой
труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной афинянин, связанный
родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов, Фукидид был видным
представителем верхушки афинского полиса. Однако его карьера внезапно
оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел поражение у Амфиполя и
был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная ему история. Только в самом
начале он дает в очень краткой форме общий очерк истории Эллады с древнейших
времен, все остальное содержание строго ограничено поставленной задачей.
Фукидид сознательно противопоставлял свой метод методу своих предшественников -
логографов и Геродота. Его можно считать родоначальником исторической критики.
Фукидид свою задачу видит в том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской
войны. Отбрасывая все чудесное (занимавшее столь значительное место в труде
Геродота), Фукидид пытается объяснить происходившее только "природой
человека". Тем самым естественнонаучный метод переносится в сферу
политической истории. История, с точки зрения Фукидида, не является
механистическим процессом, познаваемым на основе логического анализа, ибо
действуют и слепые силы (стихийные события, непредвиденное стечение
обстоятельств - словом, все то, что обнимается понятием "слепой
случай"). Взаимодействие рационального и иррационального и образует
реальный исторический процесс. Значительную роль отводит Фукидид и выдающимся
политическим деятелям, особо выделяя их способность осознать направление исторического
процесса и действовать в соответствии с ним.
ГРЕЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА
Значительные
перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении V в., отчетливо
сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой лирики - того жанра
литературы, который господствовал в архаическую эпоху; тогда же рождается
греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу классического полиса жанр
литературы.
Эта
ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой в полном
смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но отличалась
двумя существенными особенностями:
1)
кроме хора, выступал актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами
с хором или с его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места
действия, актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем
за сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные
приходы роли разных лиц;
2) хор
принимал участие в игре, изображая группу лиц, поставленных в сюжетную связь с
теми, кого представлял актер. Количественные партии актера были еще очень незначительны,
и он, тем не менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его
сообщений менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]
Аристократическая
по происхождению, идеям, способу выражения хоровая лирика переходит в V в.
из предыдущего в лице таких признанных мастеров, как Симонид Кеосский и Пиндар
из Фив - последний и наиболее яркий певец греческой аристократии (он сам происходил
из фиванского аристократического рода). Стиль Пиндара отличается торжественностью,
пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще
связь с образной системой фольклора.
Большинство
дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилида также относится к
жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметно стремление приспособить
традиционный жанр к новым задачам, новым условиям жизни. Ему чужд строгий
аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная тема - доблесть, но
понимается она уже по-иному, не как совокупность традиционных качеств
аристократа, а как способность быть всегда на высоте, соответствовать любой
задаче. Более интересны его дифирамбы, в которых лирически разрабатываются
отдельные эпизоды мифов. Характерно, что среди дифирамбов Вакхилида видное
место занимают те, в которых излагаются афинские предания, особенно о Тесее.
ТЕАТР
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Однако
новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным жанром, она
уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На смену ей приходит
театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в жизни греков и во
многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления
происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во время праздника бога
Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем
открытие навигации после зимних ветров [N.4,с.111]), когда в течение трех дней
с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года.
Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более
демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто
стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего
наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее демократическом
из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал
взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным
институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было
массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений -
одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало
беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили
состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное
из граждан, определяло победителя.
ТРАГЕДИЯ
Античная
традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указывает на 534г. как на
дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии представляли скорее одно
из ответвлений хоровой лирики, чем собственно драматические произведения.
Только на рубеже VI и V вв. трагедия приобретает свой классический облик.
В
образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа с внешними
врагами, борьбу за политическое равенство и социальную справедливость. Трагедия
нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех крупнейших афинских драматургов -
Эсхила, Софокла и Еврипида.
Расцвет
греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на протяжении одного
века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку. И хотя в
последующие века трагедия продолжала существовать, она никогда более не
занимала того места в жизни греков, которое имела в V в., имена ее
посредственных создателей оказались почти забытыми, а произведения трех великих
трагиков стали предметом изучения в школах и переписывались из столетия в
столетие.
КОМЕДИЯ
Рождение
комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где протекала деятельность
Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать пародийно-мифологическую и
бытовую тематику в форме целостных пьес. Античные авторы, однако, предпочитали
называть эти пьесы драмами, ибо в них почти никакой роли не играл хор.
Несколько позднее появились комедии и в Афинах, где официальное признание они
получили позднее, чем трагедии: на Великих Дионисиях комедии стали ставиться в
488-486 гг., а на Ленеях - около 448г.
"Древняя
аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное.
Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с
постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед
греческим обществом. Афинская демократия подняла карнавальную вольность до
ступени серьезной общественной критики, сохранив при этом неприкосновенными
внешние формы обрядовой игры. [N.4,с.155]
Несмотря
на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась от сицилийской:
ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность, злободневные
вопросы политической и культурной жизни полиса, в ней чрезвычайно силен
обличительный пафос. В аттической комедии эта обличительная тенденция обычно
находит выражение в издевке над конкретными лицами, часто в очень грубой форме.
Способом осмеяния общественных явлений и граждан служит, как правило,
карикатура. Осмеиваемые лица практически всегда подаются в грубо карикатурном
виде, автора комедии мало волнует истинный облик героя. Наконец, сюжет комедии
носит нередко фантастический характер. Бурная политическая жизнь Афин давала
обильный материал для развития комедии. Наиболее выдающиеся ее представители -
Кратин, Евполид и Аристофан, но, к сожалению, от произведений первых двух дошли
только фрагменты, а из 44 комедий Аристофана сохранились полностью лишь 11.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
Согласно
наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного
искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода:
искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой,
классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы
в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое
происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это
наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и
между архаическим и раннеклассическим искусством.
А)
Искусство Ранней классики.
В эпоху
ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства,
которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников,
скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий
Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов
и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к
человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его
достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех
жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового
и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений,
создания разнородных произведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре
двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов;
скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В
архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его
скульптурного декора.
Этапными
в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения,
как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый
храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим
эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в
разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой
классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство
создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства.
Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней
классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности,
и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи -
передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала
следующая, более сложная задача - передать движения души.
Утверждение
достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой
скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из
мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве
его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и
общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное
воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о
том, каким должен быть человек.
Вторая
четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней
классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот,
стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над
передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием
засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее
характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а
самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только
шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического
вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В
эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного,
когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли
черным лаком.
Искусство
высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников
предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным
центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более
определяет развитие искусства всей Эллады.
Б)
Искусство Высокой классики.
Искусство
высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна
область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя
накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства
было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на
время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание
цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства
как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные
и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты
характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы
пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и
зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению
районов города.
Ведущим
типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно
строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется
так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим
из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного
назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях
Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой
Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и
прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что
есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной
программе.
Архитектура
высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с
праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени,
архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые
средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее
полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в
частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт
дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный
дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной
скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях.
Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с
абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков,
где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.
В
скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством
Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени,
стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из
его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи
моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена
идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон,
однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача
выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился
своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его
произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую
Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.
Важнейшее
место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона.
Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства,
находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея
скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же
выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей
демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия
- бесспорной вершине искусства высокой классики.
Но, по
мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского.
Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы
Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для
греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние
считали одним из чудес света.
Идеальный
гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени -
Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в
спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем),
которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение
физически и духовно совершенного человека.
В конце
V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в
следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на
Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в
скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче
динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В
искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных
памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких.
Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо,
дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в
скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).
К
сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не
знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их
мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом
направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор
Афинский открыл в конце V в. эффект светотени, т. е. положил начало живописи
в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами
живописи душевных движений. В вазописи второй половины V в. все большее
место занимают бытовые сцены.
В
сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими победами,
одержанными греками при Марафоне и Саламине, он воспринимался как время
героических деяний предков, отстоявших независимость Эллады, спасших ее
свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов,
когда высшей доблестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали
благо родного полиса.
Как уже
было сказано выше, всю историю древней Греции принято делить на две большие
эпохи:
1)
микенская цивилизация и
2)
античная цивилизация.
Характерной
чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко
отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное
место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание
представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру
каждого персонажа. Особенность куль туры ранней Эллады сказывается в том
удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые
обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально
художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с
XVII-XVI вв. творчество Эллады полно жизненности. Должно заметить, что
изучаемой культуре присуща определенная традиционность, сохранения ряда понятий,
например, мотива бегущей спирали, сохранившегося еще от культуры
северобалканских племен эпохи неолита, получившего великолепное развитие в
кикладском искусстве III тыс. и многократно воспроизведено в II тыс. в орнаменте
не только монументальных царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов,
особенно посуды. Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные
геометрические мотивы. Поэтому в эпоху после дорийского переселения, когда с
гибелью дворцов резко уменьшилось потребность в предметах роскоши,
геометрический стиль вновь занял ведущее место с искусстве.
В
XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического
и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом
производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного
к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных
систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить,
что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры
греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры.
Затем в
течении нескольких веков, называемых "Темными веками" (XI-IX вв.) в
своем развитии народы Эллады по неизвестным до сих пор обстоятельствам, можно
сказать, отбрасываются к первобытно-общинному строю.
За
"Темными веками" следует период Архаики - это время возникновения, в
первую очередь, письменности (на основе финикийской), потом философии:
математики, натурфилософии, затем необычайное богатство лирической поэзии и др.
Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создают
свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы
европейской культуры.
В
период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных
форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. О
монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Очевидно, что
она существовала, но по каким-то причинам не сохранилась. Зато мы можем судить
о вазописи, которое в отличие от многих других искусств гораздо более
динамично, многообразно и быстрее откликается на всевозможные художественные
открытия и эксперименты.
Таким образом,
период архаики можно назвать периодом резкого скачка в культурном развитии
Греции.
За
архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.).
В
философии V в. основным направлением будет натурфилософия, материалистическая в
своей основе и пифагореизм, противостоящий ей. Но чем больше она отрывается от
реальных знаний тем больше общественный скептицизм к натурфилософии,
выразителями которого стали софисты.
Возникновение
софистического движения связано с общим усложнением структуры общества. Они
сыграли большую роль в духовном перевороте в греческом обществе в середине V
в., в результате которого в центре философии оказывается не мир, а человек.
Конец
V-IV в. - период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических
идей Сократа и Платона, развивавшихся в борьбе с материалистической философией
Демокрита, и возникновения учения Киников.
Список используемой литературы.
1. "История
Европы", изд. "Наука",1988г., т.1 "Древняя Европа";
1: Андре
Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992г.,
I-III книги;
2: В.С.
Нерсянц, "Сократ", изд. "Наука",1984г.;
3: А.Ф.
Лосев,А.А. Тахо-Годи, из серии "Жизнь замечательных
людей"-"Платон, Аристотель", изд."Молодая Гвардия"
1993г.;
4:Проф.
И.М.Тронский, "История Античной литературы", изд. УЧПЕДГИЗ, 1947г.;
5:Кессиди
Ф.Х., "От мифа к логосу", М., 1972, с.68;
6:М.Луи
Буржея, "Наблюдение и опыт у врачей "Гиппократова сборника",
1953г.
7: Платон,
"Политика или Государство", перевод с греческого Карпова, часть III,
СПБ, 1863г., с.284 ;
8: Маркс
К., Энгельс Ф. соч. 2-е изд., Т.20, с.193, 555, 643; Т.23 с.92, 643.
[1] Этот период
истории Эллинов еще называется Гомеровским.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|