Культура Киевской Руси
КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
1. Исторические условия развития культуры.
Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
Культура - совокупность созданных обществом
материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о
материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое
произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой
деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной
культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и
т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.
Развитие древнерусской культуры проходило в
непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением
государства, укреплением связей с соседними странами.
В домонгольский период культура Древней Руси
достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих
эпох.
Дохристианские славянские
верования
В VII - X вв. восточные славяне были
язычниками. Основными славянскими божествами были:
· Сварог бог неба
· Дажьбог бог Солнца
· Стрибог бог ветра
· Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
· Велес бог скота и покровитель пастухов
· Ярила бог весны (или Солнца)
· Купала бог лета
· Мокошь богиня женского рукоделия
Земледельческими были древнейшие божества Род
и рожаницы.
Как у любых язычников, у славаян существовали
жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов -
идолам.
Однако славянское язычество коренным образом
отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по
славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.
Первая религиозная реформа
С объединением славян под властью Киева,
укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся
единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть
единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных
языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная
причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить
язычество перед лицом растущего влияния христианства.
Первая религиозная реформа была осуществлена в
986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести
божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:
· Перун Хорс (солнечный конь)
· Дажьбог Мокошь
· Стрибог Симаргл (значение неизвестно)
Среди этих шести главным был бог грома Перун,
покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые
представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не
могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который
исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария.
Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических
представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать
прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально
новой религии.
"Выбор веры"
Летопись рассказывает о выборе веры князем
Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был
отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие
его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее
убедительными показались князю аргументы византийского священника.
Отправленные в другие страны послы Владимира
также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о
крещении Руси по византийскому обряду.
Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель
которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими
религиями. (Летопись создана в XI - XII вв.)
Подлинная причина перехода именно в
христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в
существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по
пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и
особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.
История крещения Владимира
(Корсунская легенда)
Крещение Руси оказалось связано с
внутриполитическим кризисом в Византийской империи.
Византийские императоры Константин и Василий
просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь
при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры
согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не
спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в
черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось
согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был
крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По
возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие
идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в
реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие язычества.
Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало
широкому распространению христианства на Руси.
Распространение христианства на
Руси
Крещение остальной Руси заняло длительное
время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к
концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное
восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после
того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.
Многие древние славянские верования вошли на
Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св.
Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные
блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.
Сохранилась вера в низшие божества - леших,
домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не
делающие православного христианина язычником.
Значение принятия христианства
Принятие христианства способствовало расцвету
материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных
стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии
благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с
наследием античного мира.
С христианством пришла письменность на
славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием.
Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы.
Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль.
Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась
ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха,
отсутствующим в языческом мировоззрении.
Христианство укрепило княжескую власть.
Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям
- сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала быть для
европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских
держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных
династических браках.
Правда, позднее из-за того, что в Западной
Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство
оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианства способствовало сплочению
восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию
племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
Приобщение славяно-финского мира
к ценностям христианства.
Создание условий для
полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими
христианскими племенами и народностями.
Русь была признана как
христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с
европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в
сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в
культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций
монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и
восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях,
населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в
орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы
становления многонационального государства (это государство развивалось на
основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько
православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней
христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные
задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия
греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства,
религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из
осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам
каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и
летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как
кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной
христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси
создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических
групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.
2. Просвещение.
Научные знания.
Славянские племена, начали формироваться около
2-3 тысяч лет до н. э. Часть этих племен восточнославянские племена, древние
предки русской, с давних времен занималась рыболовством, охотой и сбором меда
диких пчел, а у другой части развилось скотоводство и примитивное земледелие.
Эти промыслы помогли восточным славянам
довольно быстро пойти по пути экономического развития, и к VIII-IX вв.
славянские племена стали переходить от общинного родового строя к феодальному,
минуя рабовладельческий. Вместе с политико-экономическим ростом
восточнославянские племена в значительной степени продвинулись вперед на пути
культурного развития.
Этому обстоятельству, помимо самобытного
развития, способствовала постоянная непосредственная связь восточных славян с
наиболее культурными странами древности: Римом, Грецией и странами Востока.
Занимая огромную территорию от Лабы (Эльбы) на западе до Оки на востоке и от
Балтийского моря на севере до побережья Черного моря на юге, славянские племена
в упорной борьбе с кочевниками Азии и с Византией настойчиво продвигались на
юг.
Одержав немало побед над византийскими
войсками, славяне расселились по Дунаю и уже в 626 г. осаждали столицу Византии
Константинополь.
В VII и VIII вв. у славян появились первые города.
Эти города были оплотом для окрестного населения, когда ему угрожали набеги
иноземцев, а также служили резиденцией князей.
Города постепенно превращались в значительные
торговые центры.
В города стали стекаться ремесленники и купцы,
деловая жизнь которых за крепкими городскими стенами проходила в относительной
безопасности.
Первыми большими городами на Руси были Киев и
Новгород, которые являлись крупными центрами обмена товарами между Востоком и
Западом и по размерам и архитектуре считались одними из лучших городов Европы.
Уже в IX в. техника сельского хозяйства
значительно улучшилась, а ремесло обогатилось новыми приемами обработки железа
и стали, среди которых выделялись особые методы чеканки, чернения, производства
эмали и пр.
Техника производства вооружения, первобытная
металлургия, гончарное искусство, возросшие требования городского строительства
и сельского хозяйства - все это вызывало необходимость в распространении и
усвоении элементов научных знаний, а потому появилось стремление к созданию
школ.
Прежде считалось, что грамота у восточных
славян появилась после принятия ими христианства, но современные исследования и
в особенности археологические раскопки, проведенные за последнее время в
Новгороде, дали несомненные доказательства того, что на Руси была своя
письменность еще задолго до распространения христианства; вещественными
доказательствами этого служат берестяные грамоты, найденные в Новгороде и
относящиеся ко времени, предшествующему принятию на Руси христианства.
Христианство повлекло за собой укрепление
феодального строя и господства князей и бояр над народом, но в то же время оно
явилось движением вперед по сравнению с язычеством, так как способствовало
объединению восточных славянских племен в единую народность с единым языком, религией
и культурой, утвердило государственное единство Руси и содействовало
распространению письменности и усилению политических и культурных связей с
государствами, в которых христианство было принято ранее,- Византией,
Болгарией, Арменией, Грузией и странами Западной Европы.
Выдающиеся просветители славян, проповедник
христианства, уроженец г. Фессалоники грек Константин, известный в истории под
монашеским именем Кирилл (827-869), и его брат Мефодий (?-885), в 863 г. в г.
Херсонесе, древней греческой колонии на Крымском полуострове, случайно
обнаружили религиозные книги, написанные на славянском языке. На основе
рукописных букв этих книг им удалось составить упрощенную азбуку для славянских
народов, которая получила значительное распространение.
В X в., в княжение Владимира Святославича
(?-1015), древнерусское государство (Киевская Русь) достигло наибольшего
расцвета и могущества.
По развитию культуры оно занимало одно из
видных мест среди государств Европы. В эту эпоху в его наиболее крупных городах
(Киеве, Новгороде и др.) уже создавались школы различного типа.
Наряду с элементарными школами, в которых дети
обучались закону божьему, чтению, письму, церковному пению и простейшему счету,
существовали школы повышенного типа, дававшие систематическое образование.
Многие русские князья были лучше и разностороннее образованы, чем западные
короли и императоры. Характерно, что грамотность была распространена даже в
среде мелких ремесленников. Многие женщины тоже были грамотны. Внучка Ярослава
Мудрого - Янка Всеволодовна - открыла первое в Европе женское училище.2 Если
первая половина средневековья в Западной Европе характеризовалась полным
упадком математических знаний, то на Руси в эту эпоху параллельно с общим
развитием культуры шло и сравнительно быстрое распространение сведений из
математики. Правда, до нашего времени не сохранилось никаких памятников
математической литературы, которые давали бы нам возможность судить о развитии
математики на Руси в IX- X вв., но документы другого характера позволяют делать
некоторые выводы в этом отношении. Так, знаменитый сборник древнейших законов
"Русская Правда", создававшийся в XI и XII вв., содержит некоторые
данные, позволяющие судить о степени математической культуры в Древней Руси. Из
этого источника видно, что в те времена русские умели проводить вычисления с
целыми числами и с дробными. Дробные числа употреблялись главным образом при
вычислениях, требующих применения различных мер (например, при определении
площадей земельных участков или при денежных расчетах).
Вместе с древнеславянской письменностью вошла
в употребление и запись чисел, основанная на той же азбуке и построенная на
принципах древнегреческой нумерации.
Меры
длины на Руси
Для измерения длины употреблялись меры,
большей частью связанные с размерами частей человеческого тела.
Основными мерами длины являлись "большая
и малая пядь", "локоть", "сажень" и
"верста", или "поприще".
Малая пядь
|
расстояние между концами раздвинутых
большого и указательного пальца
|
большая пядь
|
расстояние между концами большого пальца и
мизинца
|
Локоть
|
расстояние от локтя до конца руки, сжатой в
кулак
|
Сажень
|
расстояние от ступни до конца вытянутой
вверх руки человека среднего роста
|
Верста в разное время имела различное
значение: ее размеры колебались от 500 до 750 сажень.
Позднее (в XVI-XVII вв.) появилась мера
"аршин" (от персидского слова "араш" - локоть), равная 1/3
сажени.
Страницы: 1, 2
|