Особого
внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало
новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между
традициями классического романа XIX в. и
литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма
непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его
миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая
правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная
сила и резкость в обнажении социальных протипоречий. Особое явление в русской и
мировой литературе — роман «Война и мир»; в этом уникальном феномене искусства
Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много -фигурностью
эпической фрески. Прошло более ста лет со дня появления в печати первой части
романа, много поколений читателей сменилось за это время. И неизменно «Войну и
мир» читают люди всех возрастов — от юношей до стариков. Вечным спутником
человечества назвал этот роман современный писатель Ю. Нагибин, ибо «Война и
мир», посвященная одной из губительнейших войн XIX в„
утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, что
приобрело колоссальную значимость в конце XX в. Поражает
поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского
писателя — Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа
эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить
в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет
нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в
самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал
описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя ума
неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой
точностью. Античный нигилизм был связан со скептицизмом и эпикурейством, его
идеалом была благородная безмятежность, достижение спокойствия духа перед лицом
превратностей фортуны. Нигилизм Древней Индии, который произвел столь глубокое
впечатление на Александра Македонского и его окружение, в философском отношении
был несколько схож с позицией древнегреческого философа Пиррона из Элиды и
выливался в философское созерцание пустоты. Для Нагарджуны и его последователей
нигилизм был преддверием религии. Однако современный нигилизм, хотя в его
основе тоже лежит интеллектуальная убежденность, не ведет ни к философской
бесстрастности, ни к благословенному состоянию невозмутимости. Это скорее
неспособность создавать и утверждать, духовный изъян, а не философия. Многие
беды в нашей жизни происходят от того, что «человек из подполья» подменил собой
подлинного человека.
Достоевский
искал избавления от нигилизма не в самоубийстве и не в отрицании, а в
утверждении и радости. Ответом нигилизму, которым болен интеллигент, служит
живительная «наивность» Дмитрия Карамазова, бьющая через край радость Алеши —
героев романа «Братья Карамазовы». В невинности простых людей — опровержение
нигилизма. Мир Достоевского — это мир мужчин, женщин и детей, одновременно
заурядных и необычных. Одних обуревают заботы, других сладострастие, одни бедны
и веселы, другие богаты и печальны. Это мир святых и злодеев, идиотов и гениев,
благочестивых женщин и терзаемых своими отцами детей-ангелочков. Это мир
преступников и добропорядочных граждан, но врата рая открыты всем: они могут
спастись или обречь себя на вечное проклятие. В записных тетрадях Достоевского
имеется самая сильная мысль, в которую сейчас все упирается, из которой все
исходит: «бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только
тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие». Миру грозит гибель, мир может
— должен! — быть спасен красотой, красотой духовно-нравственного подвига — так
прочитывается Достоевский сегодня, так заставляет нас прочитать его сама
реальность нашего времени.
1.2.
Музыкальная культура 19 века.
В XIX в., наряду с потрясающим развитием
литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем
музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает тешили иные
художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила»
дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения
соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном
героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты и осовременил его, как
бы предложив еще один романтический вариант эпоса, со свойственным ему
«вселенским» масштабом и «рефлектирующими» героями. В своей поэме Пушкин, как
известно, свернул масштабы классической эпопеи, порой пародируя ее стиль: «Я не
Омер... Он может воспевать один обеды греческих дружин»; Глинка же пошел по
иному пути — при помощи колоссального картинного «разбухания» его опера
вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи. Ее герои из
патриархальной Руси попадают в мир Востока, их судьбы сплетаются с магией
северного мудреца Финна. Здесь пушкинский сюжет переосмысливается в сюжет
драмы, опера Глинки — прекрасный пример воплощения той гармонии
равнодействующих сил, которая фиксируется в сознании музыкантов как
«руслановское» начало, т.е. романтическое начало.
Значительное
влияние на развитие музыкальной культуры России 19 века оказало творчество
Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в
основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова,
«Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П.
Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от
«Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий
идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет «Садко» построен на различных
вариантах новгородской былины — повествованиях о чудесном обогащении гусляра,
его странствиях и приключениях. «Снегурочку» Римский-Корсаков определяет как
оперу-сказку, назвав «картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи
Берендеева царства». Расцвету русской музыкальной культуры
способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных
произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер
носила его опера «Евгений Онегин», предупредительно названная им не оперой, а
«лирическими сценами». Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она
отразила веяния новой передовой литературы. Для «лаборатории» поисков
Чайковского характерно то, что он использует в опере традиционные формы,
вносящие в музыкальный спектакль необходимую «дозу» зрелищности. В своем
стремлении создать «интимную», но сильную драму Чайковский хотел достичь на
сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами. Он отказался от
эпического тона повествования Пушкина и увел роман от сатиры и иронии в
лирическое звучание. Вот почему на первый план в опере выступила лирика
внутреннего монолога и внутреннего действия, движения эмоциональных состояния и
напряженности.
1.3. Развитие
науки 19 века.
В XIX — начале XX в.
существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии,
медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных
исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных
и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую
науку: С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, Н.И.
Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Л. Чебышев, М.В.
Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев,
Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, В.В. Петров, К.М. Бэр, В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев,
В.И. Вернадский и др. В качестве примера рассмотрим творчество В.И. Вернадского
— гения русской науки, основателя геохимии, биогеохимии, радиологии. Его учение
о биосфере и ноосфере в наши дни быстро входит в различные разделы
естествознания, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, геологию
нефти и газа, рудных месторождений, гидрогеологию, почвоведение, в
биологические науки и медицину. История науки знает немало выдающихся
исследователей отдельных направлений естествознания, но значительно более редко
встречались ученые, которые своей мыслью охватывали все знания о природе своей
эпохи и пытались дать их синтез. Таковы были во второй половине XV и начала XVI в. Леонардо да Винчи, в XVIII в. М.В. Ломоносов и его французский
современник Ж.-Л. Бюффон, в конце XVIII и первой
половине XIX в. — Александр Гумбольдт. Наш
крупнейший естествоиспытатель В.И. Вернадский по строю мыслей и широте охвата
природных явлений стоит в одном ряду с этими корифеями научной мысли, однако он
работал в эпоху неизмеримо возросшего объема информации в естествознании,
принципиально новых техники и методологии исследований.
В.И.
Вернадский был ученым исключительно широко эрудированным, он свободно владел
многими языками, следил за всей мировой научной литературой, состоял в личном
общении и переписке с наиболее крупными учеными своего времени. Это позволяло
ему всегда быть на переднем крае научных знаний, а в своих выводах и обобщениях
заглядывать далеко вперед. Еще в 1910 г. в записке «О необходимости
исследования радиоактивных минералов Российской империи» он предсказал
неизбежность практического использования колоссальной по своей мощности атомной
энергии. В последнее время в очевидной связи с начавшимися коренными
изменениями отношения человека и природы у нас и за рубежом стал стремительно
возрастать интерес к его научному творчеству. Многие идеи В.И. Вернадского
начинают цениться в должной мере только теперь.
Под
редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал «Мир искусства»,
состоявший из двух отделов: художественного и литературного. В последнем отделе
публиковались сначала работы религиозно-философского плана под редакцией Д.
Мережковского и 3. Гиппиус, а затем — труды по теории эстетики символистов во
главе с А. Белым и В. Брюсовым. В редакционных статьях первых номеров журнала
были четко сформулированы основные положения «мирискусников» об автономии
искусства, о том, что проблемы современного искусства и культуры в целом — это
исключительно проблемы художественной формы и что главная задача искусства — воспитание
эстетических вкусов русского общества, прежде всего через знакомство с
произведениями мирового искусства. Нужно отдать им должное: благодаря
«мирискусникам» действительно по-новому было оценено английское и немецкое
искусство, а главное — открытием для многих стала живопись русского XVIII в. и архитектура петербургского
классицизма. Можно сказать, что «серебряный век» русской культуры — это век
культуры высокого ранга и виртуозности, культуры воспоминания предшествующей
отечественной культуры, культуры цитаты. Русская культура этого времени
представляет собой синтез старой дворянской и разночинной культур. Значительный
вклад «Мира искусства» состоит в организации грандиозной исторической выставки
русской живописи от иконописи до современности за границей.
Рядом с
«мирискусниками» виднейшим направлением рубежа века был символизм —
многогранное явление, не вмещающееся в рамки «чистой» доктрины. Краеугольный
камень направления — символ, заменяющий собой образ и объединяющий платоновское
царство идей с миром внутреннего опыта художника. Среди виднейших
западныхпредставителей символизма или тесно связанных с ним — Малларме, Рембо,
Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке... Русские же символисты — А. Блок, А.
Белый, Вяч. Иванов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. — опирались на
философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Вл. Соловьева и своим
любимейшим афоризмом почитали тютчевскую строку «мысль изреченная есть ложь».
Русские символисты считали, что «идеальные порывы духа» не только вознесут их
над покровами повседневности, обнажат трансцендентную сущность бытия, но и
сокрушат также «крайний материализм», равнозначный «титаническому мещанству».
Поэтов-символистов объединяли общие черты миропонимания и поэтического языка.
Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты подчеркивали
индивидуализм, доходящий до самолюбования, воспевали таинственный мир; им
близка тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому
«сверхчеловеку». «И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них», —
говорил Мережковский. «Мне нужно то, чего нет на свете», — вторила ему Гиппиус.
«Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты», — утверждал Брюсов.
Конец XIX — начало XX в.
является русским философским Ренессансом, «золотым веком» русской философии.
Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры,
представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и
продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой,
«... в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской
эстафеты, и даже шире — эстафеты искусства и философии, из сферы
художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского
осмысления и наоборот». Именно так сложились отношения между русской классикой
и философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл.
Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С.
Франк и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской
культурой.
Большинству же населения страны — крестьянству, городским обывателям,
купечеству, ремесленникам, духовенству — новая, впитавшая в себя соки
европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить
старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку
в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант
ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение
независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в
умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело на
интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).
Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую
заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из
культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать
Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу
культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на
этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того
соединяли ее различные обличья — народное и господское, деревенское и
городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый,
допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное,
«почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он
замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической
культуры.
Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток
на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на
взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной
мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он
обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою
оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с
нею.
Список
литературы.
1. Валошин М. Лирики
творчества. Л.,1988
2. Ильина Т.В. История
искусства. Русское и советское искусство. М.,1989
3. Зезина М.Р., Кошман Л.В.,
Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990
4. Пушкин в русской
философской критике. М.,1990
5. Федотов Г.П. Судьба и грехи
России. В 2 т. М.,1991
Страницы: 1, 2
|