Меню
Поиск



рефераты скачать Кредитно-банковская система в Украине

5. Инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал.

         В соответствии с Законом “ О банках и банковской деятельности “ банковская система в Украине построена и функционирует по двухуровневому принципу и включает в себя следующие уровни:

1.   центральный банк – Национальный банк Украины(НБУ)

2.   коммерческие банки.

НБ Украины был  организован в 1991 году и представляет собой систему единого банка, включающего в себя центральный аппарат, расположенный в Киеве, Крымское республиканское и 24 областных управления. Управления НБУ действуют от его имени в пределах предоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка. К функциональным подразделениям НБУ принадлежат вычислительные, расчетно-кассовые центры, региональные и Центральная расчетные палаты.

Руководящим органом НБУ является Правление, которое возглавляет Председатель Правления. В настоящий момент эту должность занимает В.Стельмах.

Как расчетный центр НБУ устанавливает правила безналичных расчетов хозяйствующих субъектов, а также организует расчеты между коммерческими банками в Украине. Он представляет интересы государства в отношениях с центральными банками других государств, в  международных финансово-кредитных учреждениях.

НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков, выдает лицензии на ведения валютных операций, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков на территории Украины. Как банк банков он ведет счета коммерческих банков, осуществляет их валютно-кассовое обслуживание, предоставляет кредиты коммерческим банкам, устанавливает правила функционирования межбанковского кредитного рынка в Украине. НБУ организует кассовое выполнение бюджета банковской системой Украины, предоставляет кредиты правительству. На него возложено выполнение операций  по размещению государственных ценных бумаг, обслуживанию внутреннего государственного  долга. Кроме того, на Национальный банк возложено выполнение операций, связанных с функционированием валютного  рынка Украины. Он по согласованию с Кабинетом Министров, устанавливает официальный валютный курс национальной денежной единицы, создает валютные резервы, организует операции с монетарными металлами.

Коммерческие банки в украинской экономике являются явлением новым, хотя в развитых странах   это одна из старейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, которые выполняют большинство финансовых операций и услуг, известных в предпринимательской практике. Коммерческие банки ¾ основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета. Для этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, как правило, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.

Основной целью коммерческих банков, которые стали создавать в Украине в 1989 году, было оперативное получение их учредителями и клиентами широкого спектра банковских услуг (включая получение кредитов), решение учредителями с помощью собственного банка своих групповых или индивидуальных проблем, получение максимальной прибыли для своих акционеров или пайщиков, а также для собственного развития.

Первоначально коммерческие банки создавались преимущественно как отраслевые. Некоторые банки возникли как дочерние банки государственных специализированных банков. Так, например, был образован Укринбанк.

Такие банки, как Демосбанк, Киевский кооперативный банк ¾ предшественник Градобанка, возникли как кооперативные коммерческие банки. Это объясняется тем, что в то время кооперативы по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг были первыми рыночными структурами, действовавшими в окружении государственных предприятий, организаций и учреждений, а часто и при них. Чтобы легче и оперативнее решать вопросы получения ссуд на свое развитие, кооперативы стали создавать свои банки.

В дальнейшем акционерами или пайщиками коммерческих банков все больше становились различные коммерческие структуры и частные лица. Этот процесс особенно усилился после того, как в конце 1992 года государственным предприятиям было запрещено выступать учредителями коммерческих структур, в том числе и банков, а в 1993 году было принято решение о перечислении причитающихся указанным предприятиям дивидендов в доход соответственно подчиненности государственного или местного бюджета. Кооперативные банки были уравнены в правах с коммерческими.

Постепенно статус коммерческих получили прежние государственные специализированные банки. Так, на базе республиканских Жилсоцбанка был организован Укрсоцбанк, Агропромбанка ¾ АПБ "Украина" АК, Промстройбанка ¾ Проминвестбанк. Такое разгосударствление указанных трех банков привело к созданию в банковской системе Украины неравных условий для деятельности банков, поставив в затруднительное положение вновь организованные банки.

Более правильным было бы за бывшими государственными банками оставить статус государственных специализированных банков, через которые направлялась бы государственная кредитная и финансовая поддержка приоритетным направлениям развития экономики. Так, в большинстве стран такая поддержка оказывается сельскому хозяйству, науке, государственным предприятиям, жилищному строительству и так далее.

В условиях рыночной экономики существенные изменения произошли в банковском контроле. Если раньше банки играли роль государственных контролеров за деятельностью субъектов хозяйствования, то в настоящее время этот контроль, как правило осуществляется на партнерских отношениях между банками  и их клиентами.

Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков. В зависимости от формы собственности они подразделяются на частные и государственные. По форме организации среди частных банков преобладают акционерные в виде обществ открытого или закрытого типов.

Акции банков, созданных в виде акционерных обществ открытого типа, распространяются путем свободной продажи юридическим и физическим лицам. Акционерными обществами закрытого типа, а также паевыми банками в виде обществ с ограниченной ответственностью являются преимущественно коммерческие банки в первые годы их существования. Акции банков в виде акционерных обществ закрытого типа выкупаются, как правило, их учредителями. Более гибкой структурой являются банки в виде обществ с ограниченной ответственностью. Количество их пайщиков может пополняться с соответствующей регистрацией в Национальном банку Украины.

Коммерческие банки в зависимости от круга выполняемых операций бывают универсальными и специализированными. В настоящее время в Украине все коммерческие банки стремятся быть универсальными, хотя далеко не все они выполняют весь спектр банковских операций. Специализированных банков пока нет. Но отдельные банки уже начали создавать специализированные филиалы (инвестиционные и депозитные).

В зависимости от территории деятельности коммерческие банки подразделяются на международные, республиканские и региональные. Международные банки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах. В Украине они только начинают появляться (Первый украинский международный банк, Диамена-банк и другие). К республиканским коммерческим банкам относятся банк "Украина" АК, Проминвестбанк Украины, Укрсоцбанк, Эксимбанк Украины и Сбербанк Украины, имеющие разветвленную сеть отделений и филиалов по всей территории Украины. Большинство же коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов определенной области, города, района или же региона. В зависимости от организационной структуры, наряду с многофилиальными банками, существуют бесфилиальные банки. Многие из них работают успешно, хотя конкурировать им с большими банками все трудней.

Порядок создания и деятельности коммерческих банков регламентируется законами Украины "О банках и банковской деятельности", "О хозяйственных товариществах", "О ценных бумагах и фондовой биржи", "О предпринимательстве", "Об аудите", "Об иностранных инвестициях", "О залоге" и другие, а также Временным положением о порядке создания, регистрации коммерческих банков и осуществления надзором над их деятельностью, утвержденным Правлением Национального банка Украины 17 июля 1992 года.

Учредителями, акционерами коммерческих банков могут быть украинские и иностранные юридические и физические лица, за исключением Советов народных депутатов всех уровней, их исполнительных органов, политических и профсоюзных организаций, союзов и партий, общественных фондов, коммерческих банков. Ими также не могут быть граждане следующий категорий: военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, арбитражного суда, государственного нотариата, органов государственной власти и управления,  призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий. Учредителями банков не могут быть лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью до истечения срока, установленного приговором суда,  лица имеющие судимость за воровство, взяточничество и другие корыстные преступления.

.

По мере развития и расширения банковской деятельности наметилась тенденция концентрации банковского капитала. Наращивание уставных фондов было обусловлено как усилением инфляционных процессов в экономике, так и мероприятиями, которые предпринимал НБ Украины относительно капитализации украинских банков.

Так было принято решение об увеличении уставного фонда коммерческих банков в несколько раз. Впоследствии НБ Украины опять повысил размеры уставного капитала.

Увеличение размера минимального капитала коммерческих банков вызвано необходимостью установления своеобразного барьеру для мелких предпринимателей, которые стремятся иметь собственный банк для проведения сомнительных операций. Новый подход позволил украинским коммерческим банкам соответствовать международным стандартам достаточности капитала.

С целью обеспечения своей финансовой прочности и защиты интересов клиентов коммерческие банки действуют согласно экономическим нормативам, установленным Национальным банком, создают страховые и резервные фонды.

Коммерческие банки обязаны выполнять операции по кассовому выполнению бюджета по поручению Национального банка, им запрещено проводить деятельность в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, а также проводить все виды страхования. Они могут на договорных основах привлекать и размещать средства друг друга в форме депозитов, кредитов и осуществлять другие взаимные операции. При недостаточности средств для кредитования клиентов и выполнения принятых обязательств коммерческие банки могут обращаться за получением кредитов в Национальный банк.

Коммерческие банки самостоятельно устанавливают процентные ставки за предоставленные кредиты и комиссионное вознаграждение за услуги. Банкам запрещено использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для заключения соглашений, которые направлены на монополизацию рынка банковских операций по вопросам установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции по банковском делу.

Роль кредитной системы заключается в том, что она поддерживает высокую норму народнохозяйственного накопления, содействует решению проблемы реализации товаров и услуг на рынке, развитию отраслей промышленности и строительства, международной торговли, что, в свою очередь, содействует развитию производства.

Основные проблемы и задачи современной кредитно-банковской системы Украины


В Украине сегодня доминирует рациональная денежно-кредит­ная политика. Она призвана минимизировать инфляцию, способ­ствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать уро­вень валютного курса на экономически обоснованном уровне.

Сама по себе денежно-кредитная политика, как и любая другая политика, не может быть плохой или хорошей. Она оценивается соответственно тому, насколько она отвечает интересам общества (или определенной его части) и насколько оказывает содействие достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Результативность политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех прослоек и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Главная задача финансовой политики в современный период в Украине состоит не только в том, чтобы обеспечить материально все происходящие преобразования, но и предотвратить социальное напряжение в обществе, а также максимально смягчить трудности перехода от одной системы экономических отношений к другой.

Основной целью денежно-кредитной политики в Украине, как составной части финансовой политики в настоящее время являет­ся переход к экономическим методам регулирования денежного обращения через:

повышение роли банковского кредита и формирование банков­ских резервов;

формирование финансового рынка (купли-продажи ценных бу­маг);

приостановление необоснованного перехода денег из сферы без­наличного оборота в наличный;

поэтапный переход внешнеэкономических связей с другими странами на мировые условия, цены, системы расчетов;

конвертируемость денежной единицы;

реорганизация сберегательного и страхового дела;

усиление контроля за рациональным и эффективным расходо­ванием средств бюджетов всех уровней с целью сокращения бюд­жетного дефицита и приостановления инфляционных процессов в государстве.

Закон Украины «О Национальном банке Украины» в разделе «Денежно-кредитная политика» предусматривает такие основные экономические средства и методы денежно-кредитной политики:

определение и регулирование норм обязательных резервов дли коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений;

процентная политика;

рефинансирование коммерческих банков;

управление золотовалютными резервами;

операции с ценными бумагами на открытом рынке;

регулирование импорта и экспорта капиталов.

Текущая денежная политика характеризуется высокой степе­нью взаимосвязи механизмов денежного регулирования и дина­мичностью кредитных процессов в народном хозяйстве Украины. Меры, предпринимаемые правительством и Национальным бан­ком Украины, позволяют говорить о наметившейся тенденции ста­билизации экономического положения в стране и переходе к ин­тенсивному развитию народнохозяйственного комплекса. Об этом свидетельствует динамика макроэкономических показателей и ее соответствие денежно-кредитной политике государства.

Действие механизма денежно-кредитной политики Украины заключается в последовательном укреплении денежной единицы страны — гривны через соответствующий механизм банковской системы.

Стоящая перед страной задача перехода к стабильному эконо­мическому росту требует от Национального банка Украины созда­ния условий для повышения инвестиционной активности. Акти­визация экономического роста усиливает заинтересованность оте­чественных предприятий в привлечении инвестиционных ресурсов через размещение на фондовом рынке корпоративных ценных бу­маг — акций и долговых обязательств.

Одной из важнейших задач денежно-кредитной политики Укра­ины стало увеличение денежных средств у предприятий, сокраще­ние масштабов неплатежей и снижение доли сделок, обслуживае­мых с помощью неденежных форм расчетов (например, бартера). Рост объема оборотных средств в реальном секторе экономики и прохождение денег по всей производственной цепочке обеспечива­ет спрос на продукцию на каждой стадии воспроизводства и, таким образом, происходит увеличение спроса в экономике в целом.

Обеспечение налоговых поступлений позволяет пополнять бюд­жет и использовать расходные статьи в установленном объеме. От­сутствие нарастающей задолженности бюджета является серьезным фактором, сокращающим масштабы неплатежей в экономике.

Расширение реальной денежной массы своим следствием имеет рост ликвидности. Рост денежных расчетов подразумевает рост спроса на реальные кассовые остатки и увеличение реальной де­нежной массы.

В настоящие время Украина переходит к взвешенной денежной политике на фоне улучшающейся общеэкономической конъюнк­туры.

Монетарный инструмент регулирования  денежно-кредитной политики направлен на уменьшение  инфляции и сдерживания объема денежной массы. Согласно статистическим данным удерживается в двухзначных, а то и меньших пределах (имела место дефляция  2002 г.), однако показательны особенности ее проявления в последние годы. Так в 2005-2006 годах факторами инфляции стали так называемые “ценовые шоки” на отдельных товарных рынках и резкое увеличение социального расхода бюджета при замедлении  темпов экономического роста. Поэтому сдерживание инфляции (не только спроса, но и расходов) монетарными рычагами НБУ явно недостаточно, нужны также антиинфляционные меры правительства, и в первую очередь, - стимуляция внутреннего рынка и поддержка производственной индустрии, безусловно, сопряженной и с валютным курсом, который целесообразно выдерживать предсказуемым для обеспечения ценовой стабильности.

При анализе структуры управления банков наблюдается замещение источников формирования их ресурсов. Обостряется проблема недостаточности  денежных ресурсов для расширения банковской деятельности. Это характерная тенденция последних лет и, поэтому отечественные банки вынуждены привлекать денежные средства, открывать для себя внешние каналы финансирования.

Что касается структуры банковских активов, то удельный вес кредитов постоянно сохраняется доминирующем и, по результатам 2006 года, превысил 76% кредитный портфель банков, при ежегодном росте в 1,3-1,7 раза в течении указанного периода по сравнению с объемом ВВП, все еще недостаточен для финансирования потребностей национальной экономики и имеет перспективы роста. Преобладание кредитов в национальной валюте свидетельствует о поступательном развитии именно внутреннего рынка кредитования. Однако в отдельных сегментах (например, в ипотечном кредитовании по данным Украинской ипотечной ассоциации) доля кредитов в иностранной валюте сохраняется постоянно существенной и превышает 80%. Положительной тенденцией следует признать и доминирование в 2004 году долгосрочных кредитов.

Несмотря на значительные достижения банковской системы Украины, ее основной проблемой является недостаточная капитализация, что отражается в ряде связанных проблем подчиненного уровня. К последним относиться ограниченность возможностей кредитования, недостаточное качество менеджмента, неадекватность управления рисками и другие. Между тем следует отметить, что проблемы банков не являются внутренне автономными, а обусловлены проблемами их клиентов и партнеров. Качество отношений с ними и, в конечном счете, отражают развитие экономики в целом как макросистемы.


Список  литературы:


1)                Економічна теорія: політекономія: Підручник/за ред. В.Д.Базилевича. - К.:Знання,2006.

2)                Селезнев В.В. Основы рыночной экономики Украины. – К.: “ АСК”, 2003.

3)                Экономика: учебное пособие/ под ред. Э.А.Кузнецова. – Х.: “ Одиссей”,2006.

4)                Заблоцький Б.Ф. и др. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України, 1997.

5)                Прусова Л.Г. Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес-об’ява», 1998.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.