Технические характеристики судна во многом определяют район
плавания. Морские суда делятся на следующие категории:
- неограниченного морского (океанского)
плавания. Это средне- и крупнотоннажные суда, с повышенной
прочностью корпуса, высокими мореходными качествами,
технические характеристик которых гарантируют безопасность плавания в океане в
любых условиях. Эти суда отвечают всем требованиям морских регистров —
государственного технического надзора, проходят освидетельствование по этим правилам;
- ограниченного плавания, обычно в пределах
одного моря, в облегченных навигационных условиях, как
правило, это малотоннажные суда маломерного флота;
- прибрежного (местного) и рейдового плавания,
район плавания органичен рейдами или акваторией
порта;
- смешанного «река-море», служат для выполнения работ на морских и
речных путях и системах, например в системе «Волго-Балт»;
- суда ледового плавания, приспособлены для
самостоятельного плавания в ледовых условиях или следуют
за ледоколами. Они имеют повышенную прочность корпуса и защиту винтов от
повреждений.
1. 4.
Транспортные характеристики портов.
Морские порты — пункты на берегу моря (океана, реки) с прилегающей
водной и сухопутной территорией, комплексом сооружений, устройств для причаливания, разгрузки и погрузки судов, перегрузки грузов
с одного вида транспорта на другой, снабжения судов и их ремонта, служб
навигации и сопровождения судов. В
пассажирских портах устраиваются специальные терминалы для посадки и
высадки пассажиров и совершения таможенных формальностей (иммиграционных, таможенных, фискальных, санитарных),
багажные отделения, кассовые залы,
рестораны, залы ожидания, гостиницы, магазины, парикмахерские, отделения почты и банков, офисы туристских и
транспортных фирм [Прил.1, рис.1].
Морской порт неразрывно и исторически связан
с развитием судоходства, на его местонахождение влияют
географические, гидрографические и гидрологические, технические,
экономико-политические, социо-культурные и иные факторы. Морские порты
неразрывно связаны с историей, становлением и развитием судоходства и других видов транспорта. Многие порты
имеют более чем тысячелетнюю историю, установившиеся веками традиции,
получают уникальное право — на обычай
порта, уважающийся и учитывающийся в международных правовых нормах.
Учитываются географические факторы: физико-географические условия побережья,
глубины моря, возможности безопасного подхода, наличие фарватеров. Важное влияние на деятельность порта оказывает
наличие тяготеющих наземных районов, культурных и промышленных нейтрон,
наземных коммуникаций, транспортных путей.
Порт — сложнейшая система взаимодействия перевалки, перегрузки грузов и
перераспределения пассажиропотоков на другие виды транспорта: речного, наземного автомобильного и
железнодорожного, воздушного. Порт имеет акватории
— внутреннюю гавань и внешний рейд. Внутренняя
гавань обеспечивает защиту судов от
ветров и течений, волнений, ледоходов, имеет причальные стенки достаточной глубины для приема судов с большой осадкой. Внешний рейд — часть
акватории порта с подходными каналами, фарватерами для стоянки судов и
ожидании захода в гавань. На береговой
части располагаются причалы с погрузочно-разгрузочными механизмами,
подъездными путями, склады, морские вокзалы, трубопроводы, устройства для
снабжения судов, ремонтные, навигационные и юридические службы и другие службы
обеспечения.
Наилучшее место для расположения порта — глубоководные устья рек
при наличии свободного морского подхода, закрытых бухт, обеспечивающих
естественные закрытые гавани. Реки являются естественными транспортными
артериями в глубь суши. Важно наличие
автомагистралей и железнодорожных путей, инфраструктуры. Исторически эта
факторы играли и играют в настоящее время, решающее значение, и поэтому значительное количество крупных портов
расположено в эстуариях (Лондон,
Гавр, Антверпен, Монтевидео, Санкт-Петербург и многие другие).
Важнейшие показатели порча — грузооборот и пропускная способность,
длина причальных стенок, наличие глубоководных
причалов, кранового оборудования, подъездных
путей. На пропускную способность в отношении Пассажирских перевозок большое влияние оказывает наличие морских
вокзалов и терминалов большой
пропускной способности.
Строительство и развитие портов во многом
определяются уровнем экономического развития тяготеющих к ним районов и
регионов. Районы тяготения разделяются на внутренние и внешние. Внутренним
называют территорию, для которой данный порт служит наиболее
удобным и господствующим местом ввоза-вывоза грузов и
пассажиропотоков. Внешний район тяготения — зарубежные территории и районы, куда вывозятся и откуда прибывают грузы
и пассажиропотоки. Баланс внутренних и внешних районов тяготения в
отношении пассажиропотоков зависит от состояния экономики страны порта и
других регионов и политики. Одно время в Швеции была принята довольно жесткая
концепция туризма — Швеция — «страна для шведов» и въездным туристским потокам
уделялось мало внимания. Затем власть
сменилась и была принята другая, противоположная, концепция — значимо
ориентированная на прием иностранных туристов, наибольшая часть которых сегодня следует в Стокгольм именно
морским путем. В балтийском море успешно и круглогодично функционируют
паромные линии Silja Line, Viking Line и другие. Устойчивые трассы маршрутов Хельсинки и
Турку—Стокгольм. Хельсинки—Таллинн,
Таллинн—Стокгольм, Рига—Стокгольм, многие линии имеют заходы в порт Любек (Германия). В летний период
в порты Балтийского моря заходят много круизных сулои.
Санкт-Петербург — исторический порт, окно в Европу для
России, за которое положил много сил 300 лет назад российский гений император
Петр I. В отношении морского туризма этот крупный порт занимает
достаточно интересное положение в наше время. В сезон «Белых ночей»
(май-июнь-июль) в порт каждый день прибывает 4—6 крупных круизных судов, а
общий поток прибытий круизных пассажиров оценивается до 250 тыс. ежегодно.
Одновременно российские судоходные компании в порту Санкт-Петербург не имеют
собственных круизных судов и выездной пассажиропоток
российских туристов морским путем ничтожен. Нельзя сказать, что у россиян нет
интереса к морским путешествиям. Но в силу обстоятельств, туристы следуют наземным транспортом в Хельсинки или
Турку, а далее на паромах в Стокгольм или Любек.
Глава 2. Правовые основы
регулирования перевозок пассажиров морским транспортом.
2. 1.
Перевозки пассажиров и багажа морским транспортом.
Перевозки пассажиров и багажа морским
транспортом регулируются документами международного и
национального законодательства. При международных перевозках
действуют международные договоры и конвенции, среди которых можно выделить Афинскую
«Конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа», принятую в 1974 г. СССР
присоединился к этой Конвенции в 1983 г. Российская
Федерация как правопреемница Советского Союза является участником этого соглашения. Конвенция распространяется на все
суда (кроме судов на воздушной подушке) и применяется к любой международной перевозке, если судно
плавает под флагом государства, которое является стороной Конвенции или
зарегистрировано в таком государстве; если договор перевозки заключен в этом
государстве или если оно является местом отправления или назначения судна. В то же время Конвенция не применяется в
том случае, если пассажир является гражданином России и следует на судне по договору с российским перевозчиком. В Афинской Конвенции предусмотрена
ответственность перевозчика за
ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или
повреждения багажа. В соответствии с данным документом имущественная ответственность перевозчика составляет 700
000 швейцарских франков за пред, причиненный здоровью пассажира; 12 500
швейцарских франков за ручную кладь; 50 000 швейцарских франков за
транспортное средство; 18 000 швейцарских франков
на пассажира в отношении других предметов багажа.
Одной из международных организаций,
занимающихся вопросами морского судоходства, является
международная морская организация ТМО (International Maritime Organization), созданная в 1958 г. Она разрабатывает международные
акты в области морских перевозок, в том числе, связанные с безопасностью мореплавания
и с защитой морской среды от
загрязнения. В результате деятельности
этой организации был подписан ряд конвенций, регулирующих международные морские перевозки:
«Международная Конвенция об охране человеческой жизни на море» (1974);
«Международная Конвенция об унификации
некоторых правил перевозки морем багажа и пассажиров» (1967);
«Международная Конвенция об унификации
некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем» (1981);
«Международная Конвенция о поиске и спасении на море» (1979); «Конвенция о
предотвращении загрязнения моря сбросом отходов и других материалов» (1972) и др.
При морских перевозках в территориальных
водах Российской Федерации, в водах открытого моря и при
заходе российских судов в иностранные морские порты
действует правовой документ национального
законодательства «Кодекс торгового
мореплавания Российской Федерации» (КТМ), вступивший в силу с 1 мая 1999 г. Этот документ регулирует отношения, возникающие из
торгового мореплавания, под которым
понимается «деятельность, связанная
с использованием судов для: перевозок грузов, пассажирских рейсов.
2. 2. Обязанности сторон при
организации морских круизов.
Судовладелец
обязан соблюдать установленное расписание движения судна обо всех возникающих
изменениях и отклонениях в расписании движения судна в случае задержки прихода
судна в порт и сокращения времени стоянки администрация судна обязана
оповестить об этом работников туристского круиза и туристов, принять меры к
выполнению программы обслуживания туристов.
В случае
изменения установленного расписания движения судна, вызвавшего нарушение
программы обслуживания туристов, виновная сторона оплачивает другой стороне ее
фактические убытки.
Если судовладелец
по каким-либо причинам не может предоставить судно, предусмотренное договором,
то он предоставляет туристской организации другое однотипное судно. В случае
непредставления судна в срок, предусмотренных договорам, либо невозможности
выполнения круизной программы в полном объеме - время задержки судна, продления
или сокращения круиза более, чем на 12 часов, исключается из периода оплаты
аренды или, по согласованию сторон, круиз продлевается на время задержки или
сокращения.
В случае вины
одной из сторон виновная сторона оплачивает другой стороне ее фактические
убытки, связанные с этой задержкой, продлением иди сокращением рейса.
В случае, если
судно оказывает в период проведения круиза помощь судну или людям, терпящим
бедствие на море, судовладелец ответственности за задержку рейса перед
турфирмой не несет. Рейс с согласия сторон продлевается на то время, которое
затрачено на оказание помощи. За время, использованное на оказание помощи,
дополнительная арендная плата и плата за питание туристов не взимаются.
В дни посадки и
высадки туристов арендная плата за период действия договора исчисляется обычно
из расчета часовой стоимости аренды судна в сутки.
Туристская
организация несет ответственность перед пароходствам за просрочку платежей за
аренду судна, срок выплаты которых установлен договором (обычно этот штраф
составляет 0,05% за каждый день просрочки от общей суммы платежей по договору).
Стороны вправе аннулировать договор не позднее, чем за три месяца до начала
рейса. В случае аннуляции договора позднее, чем за 3 месяца до начала рейса,
сторона, аннулировавшая договор, возмещает другой стороне ущерб, сумма которого
не должна превышать 50% стоимости арендной платы за рейс. Общий размер ущерба
определяется сторонами.
Глава 3. Морские перевозки
на паромах.
3. 1.
Круизы на паромах.
Водные препятствия (реки, заливы, озера,
проливы и т. д.) на пути сухопутных дорог и магистралей автомобильного и
рельсового транспорта, а также и путешественников трекинг-туров, через которые
нет возможности перекинуть мост или соорудить подземный тоннель, преодолеваются
на паромах.
Разновидностью морских круизов являются круизы
на паромах, которые за последние годы приобрели
большую популярность. В общем случае под паромом понимается специальные
плавсредства и суда для регулярной перевозки транс портных средств (железнодорожных вагонов и локомотивов, грузовых
автомашин, автобусов, легковых
автомашин) и больших потоков пассажиров на небольшие расстояния через водные пространства между
береговыми пунктами по типу челноков. На крупных озерных и
морских переправах строятся и активно используются
крупные морские и трансокеанские паромы.
В России одним из важных паромных сообщений было сооружение
переправы через озеро Байкал на Транссибирской магистрали. До 1905 г. поезда
ходили от Иркутска до ст. Байкал, а далее до ст. Мысовая — переправлялись на
железнодорожных ледокольных паромах
«Байкал» и «Ангара». Эти уникальные суда были изготовлены по заказу России в Англии, переправлены по частям на Байкал
и собраны на месте в 1899 г. Время в пути на расстояние 73 км
составляло до 4,5 часов. Судно «Байкал»
затонуло в Гражданскую войну в результате боевых действий. Сегодня ледокол «Ангара» превращен в музей
истории судоходства на оз. Байкал. В зиму 1904 г. лед на озере был
особенно мощный и толстый, недоступный для прохода
судов, и железнодорожный путь был проложен по льду озера, а вагоны перемещались
конной тягой. В наши дни построен кругобайкальский участок Транссибирской магистрали вокруг южной
оконечности озера и паромная железнодорожная переправа не существует.
Сегодня строятся более мощные железнодорожные паромы. Обычно
железнодорожный паром водоизмещением от 2 до 6 тыс. т принимает на борт от 20
до 200 вагонов, 100 автомашин или более, 300—800 пассажиров или даже более.
Паромы различаются по назначению и соответственно конструкции —
железнодорожные, автомобильные, автомобильно-пассажирские, пассажирские и
смешанных типов. Паромы снабжаются откидывающимися аппарелями и устройствами по
типу судов для быстрой погрузки-выгрузки транспортных средств. Для большей маневренности суда оборудуются
эффективными подруливающими устройствами. На судах предусматриваются каюты для
пассажиров, но если судно предназначено для коротких рейсов, то для
пассажиров преимущественно предназначаются палубные пространства.
3. 2.
Паромное сообщение на Балтике.
Широко развито паромное
сообщение в Балтийском бассейне между Финляндией,
Швецией и Германией, портами
Эстонии, Латвии и Литвы. Незамерзающее
водное пространство Балтийского моря (замерзают только Ботнический и
Финский заливы) позволяет
организовать круглогодичное
регулярное паромное сообщение. Активные
паромные перевозки осуществляются
на линиях Хельсинки и Турку (Финляндия) — Стокгольм (Швеция) —
Травемюнде, Росток, (Германия). Именно на этих направлениях имеет место
устойчивый пассажиропоток с высоко
платежеспособным спросом.
Современные паромы, используемые в круизных
целях, представляют собой многопалубные корабли,
построенные по последнему слову науки и техники, похожие на
настоящие города на воде. Самые комфортабельные в мире
паромные круизы осуществляются на Балтийском море финскими компаниями «Silja Line» и «Viking Line». Судоходная компания Силья Лайн осуществляет
пассажирские и грузовые перевозки в регионе Балтийского моря. Компания
предлагает своим пассажирам самый высокий класс обслуживания на море. В течение
пятидесяти лет компанией осуществляется постоянное развитие концепции
комбинированных перевозок пассажиров и автомобилей на пассажирских судах с
автомобильными палубами. Эти перевозки являются основой деятельности компании.
Компания
Силья Лайн входит в концерн Си Контейнерс Лтд. /Sea Containers Limited, и
является частью его дивизиона, занимающегося пассажирскими и грузовыми
перевозками.
Название
"Силья Лайн" используется для маркетинга в сфере пассажирских и
транспортных перевозок. Всемирно знаменитый бренд, созданный в течение
десятилетий с помощью целенаправленного инвестирования в качество, в самом
широком смысле этого слова, основан на пяти важнейших факторах, которые
определяют все направления деятельности компании. Этими факторами являются:
безопасность и охрана окружающей среды – клиенты – выполнение взятых на себя
обязательств – качество обслуживания – рентабельность.
Страницы: 1, 2, 3
|