Краткий экскурс в историю Еврейской общины
Содержание
1.1. Краткий экскурс в историю
ГЛАВА 2 .ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА
2.1. Структура еврейской общины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Евпатории
более 2500 лет и это один из самых древних городов Крыма, бывшей Таврики. Город
был образован греками – колонистами в первом тысячелетии до н. э. В Евпатории
на данный момент сосредоточено множество религий, историческая
часть города-курорта, где расположены центры пяти конфессий, считается
излюбленным пестом паломничества отдыхающих на полуострове людей, различных
вероисповеданий и национальностей. Евреи, одна из этих наций они обладают
богатой культурой, которая всегда вызывала интерес. А в современных условиях,
когда национальным вопросам уделяется большое значение, малоизученная история
немногочисленных народов приобретает особую актуальность.
В те
далекие времена еврейские купцы уже часто посещали города Кавказа и Греции.
Многих евреев захватывали во время многочисленных войн.
После
Вавилонского пленения и изгнания, евреи появились на берегах Крыма, в те
времена Тавриды. Греки и Персы прибывавшие и оседавшие здесь привозили рабов
евреев, таким образом, монотеистическая религия евреев – иудаизм, проникла на
территорию Украины гораздо раньше, чем христианство и ислам, народы степи,
такие как хазары стали перенимать иудаизм и некоторые культурные черты евреев.
Таким
образом, евреи впервые попали на территорию Крыма: и как свободные купцы, и как
рабы греков, и судьба евреев тесно связана с историей города.
Таким
образом, актуальность данной темы обусловлена общественной и научно –
исторической значимостью проблемы, образования еврейской общины в городе,
сведением в систему материалов работ историков, статистов, краеведов,
занимавшихся данной темой.
В
данном исследовании автор ставит следующую цель: рассмотреть жизнь евреев
Гезлева до второй половины 17 века.
Для достижения
поставленной цели автор ставит следующие задачи:
1.
Изучение формирования еврейской общины в Евпатории.
2.
Рассмотрение структуры общины.
3.
Характеристика статистических данных о еврейской
общине в Гезлеве - Евпатории.
Методологической
основой для данного исследования послужил сравнительный метод и
текстологический анализ изучаемого материала.
Историография
Об
этой теме писали историк и еврейский историк Иосиф Флавий[1], и русский исследователь минувшего столетия В.
Кондараки[2]. Сведения о евреях
Причерноморья приведены в статьях Э. Соломоник и Д. Даньшина[3], Филологи Петербурга которые обнаружили
еврейские имена в надписях Боспора, поддержали гипотезу М. Ростовцева
относительно проживания евреев в Крыму во время правления понтийского царя
Митридата VI Евпатора (121—63 гг. до н.
э.). Статьи А. Наймана[4]
в газете Крымские известия Статья Жданова
Ю[5] посвяшенная юбилею города в
газете Семь чудес света плюс Труды Кене Б.[6]
и книга Тунмана Крымское
ханство[7].
Справочник Пьянкова В. Г. Вся Евпатория[8]
в которой приводит описание города и уделивший внимание евреям и караимам.
Древнее описание Гезлева дано в труде Драчук В.С., Кара Я. Б., Челышев Ю. В.
Керкинитида – Гезлев – Евпатория. По истории евреев статья Обуховской Л. Помоги
и останься в вечности. Взгляд в историю опубликованная в газете Крымская правда[9].
Глава
1. Проблема образования еврейской общины в Евпатории
1.1. Краткий экскурс в
историю
Евпатория
один из самых древнейших городов в Крыму, ее история насчитывает более 2500
лет, она была основана греческими колонистами из Милета. Но пожалуй нет сейчас в Крыму города чья история до
такой степени окутана туманом.
История древней иудейской диаспоры в Крыму динамична, многогранна
и увлекательна.
Первые иудой поселились в Крыму на Боспоре Киммерийском конце II в. — I Вв. до н. э. В период
существования Понтийской державы Митридата VI Евпатора, объединившего под своей Властью Малую
Азию, значительную часть Кавказа и греческие государства северного побережья
Понта Евксинского. В это Время евреи проживали Во многих малоазийских городах и
на Балканах. Так, В 1981 г. болгарские археологи обнаружили синагогу, построенную
в III в. до н. э.
По-видимому, основным центром еврейской диаспоры на полуострове
стал Пантикапей (Керчь), столица Боспорского государства. Это крупное по
причерноморским масштабам государство территориально и политически оформилось,
В основном, В IV в. до н. э. н
всегда играло заметную роль в политической жизни региона и в международной
торговле. Его гражданской основой было население многочисленных греческих
городов, располагавшихся в Восточном Крыму (Европейский Боспор). Боспорским
царям были подчинены многие приазовские и прикубанские варварские народы.
«Согласно летописным свидетельствам, евреи появились на территории
Крыма свыше двух с половиной тысяч лет назад в колониях, основанных греками. Об
этом писали историк и философ Филон Александрийский (I ст. до н. э.), географ
Страбон и еврейский историк Иосиф Флавий. Их свидетельства подтверждаются
археологическими и эпиграфическими находками.
Русский исследователь минувшего столетия В. Кондараки утверждал,
что иудеи жили в Тавриде не меньше чем за два столетия до христианской эры, а
также что иудеи самаритянского племени с давних времен жили в Херсонесе.
Караимский раввин Иешуа Коен из Феодосии писал, что в III столетии до н. э. около
шести тысяч евреев-пленных оказались в районе Тамани. Оттуда они переселились в
крымские города Керчь, Феодосию, Мангуп, Старый Крым и Чуфут-Кале. Евреи также
обосновались в Мисхоре (близ современной Ялты), Херсонесе (территория нынешнего
Севастополя) и других местах.
Это были города-государства, каждое из которых имело правительство
и войско, чеканило свою монету. Они вели торговлю с разными странами, принимали
и отправляли торговые караваны. Почти в каждом из них существовали еврейские
общины. И. Флавий по этому поводу писал, цитируя Страбона: «Иудеи проникли уже
во все города, и нелегко найти место на земле, где бы ни обнаружилось это племя[10]».
Сведения о, евреях Причерноморья приведены в статьях Э. Соломоник
и Д. Даньшина. Филологи Петербурга, которые обнаружили еврейские имена в
надписях Боспора, поддержали гипотезу относительно проживания евреев в Крыму
во время правления понтийского царя Митридата VI Евпатора (121—63 гг. до н. э.), который
объединил под своею властью Малую Азию, значительную часть Кавказа и греческие
города северного побережья Понта Эвксинского.
«По данным ономастики, эллинизированные евреи пришли в
Пантикапей из Малой Азии и Фракии. Известно, что они жили тогда в восточной части
Крымского полуострова, в Боспоре, и уже позднее расселились по северному
склону южных Крымских гор. Тогда образовались три главные общины — в Солхате,
Кырк-Ере и Мангупе. Большинство еврейских памятников Крыма, датированы первыми
столетиями н. э. и найдены на территории, бывшего Боспорского царства.
Двухтысячелетняя история евреев в Крыму богата событиями,
связанными с различными режимами в здешних местах. Вероятно, именно этот народ
убедил руководителей Хазарского каганата принять иудаизм. Немало фактов
свидетельствуют о связях крымских евреев и каганата с единоверцами Киевской
Руси[11]».
Наиболее раннее упоминание о евреях на территории Евпатории
относится к теории образования названия Керкенитида. Б.Кене, по его мнению
название городу дали как производное от еврейского слова КАРКА обозначающее
земельный надел, почву занятую под постройку города[12].
«После 3в. н.э.
Когда в Тавриду вторглись готы, а в 4 в. орды кочевников гуннов сметавшим все
на своем пути, в том числе и Кекинитиду. Кажется логичным, что с этого времени и
на долго жизнь повсюду в крыму замирает, и только в трудно доступных местах она
сохранилась[13]».
Но это не так как
показывают, хоть и очень скудные археологические находки жизнь существовала и в
северо-западному Крыму.
Греческая
Керкенитида, видимо в какой то мере восстановленная в византийские времена,
была, надо полагать. Как и все степное побережье присвоено хазарами.
«Но эти места
были очень привлекательны для человека, жившего земледелием, скотоводством,
рыболовством... Поэтому и не могла прекратиться здесь жизнь. Сегодня имеется
мало точных сведений о том, как проходила жизнь Керкинитиды в течение
последующих почти десяти веков, вплоть до XV века. Известно, что аппетиты
завоевателей не уменьшались. Об этом свидетельствуют следы материальной
культуры, оставленные многими племенами и народностями, сменявшими друг друга.
На какое-то время здесь закрепились ромеи - византийцы, около 680 года началось
вторжение хазар, закончившееся тем, что уже в . VIII веке большая часть Таврики
оказалась под властью Хазарского каганата. В конце 1Х-начале XI века в районе
Керкинитиды появились переселенцы из Киевской Руси, в X веке - печенеги, затем
с середины XI до XIII века здесь хозяйничали половцы. А в первой половине XIII
века на Крым обрушивается новая лавина кочевых племен - татаро-монголы. Они
покорили местное население - армян, греков, аланов, половцев и славян и
обложили их данью.
С конца XIII до
последней четверти XV века побережье Крыма от Керчи до Балаклавы колонизировали
выходцы из города-республики Генуи. А в юго-западной части Крыма сложилось
княжество Феодоро, в котором жили армяне, караимы и другие народности, издавна
заселявшие эти места. Предполагают, что Керкинитида входила тогда в сферу
влияния этого княжества. Косвенное тому свидетельство - наличие Керкинитиды на
итальянских картах XIV-XV веков»[14].
«На итальянских
картах XIV—XV вв. район Евпатории отмечен под
названием Chrichiniri, или Chrerenichi, в котором можно уловить отзвук
более древнего имени «Керкинитида». Следовательно, допустимо говорить о наличии
здесь населенного пункта. Генуэзцы, искажая обычно имена поселений, все же
брали в основу исконные названия, никогда не переводя их на свой язык[15]».
П.Джонсон написавший один из монументальных трудов по истории евреев[16] также упоминает о оживленной
торговле еврейских купцов с крымом еще 1169 года.
Иудейское население Таврики XI – начало XIII века в истории иудейских общин на
территории Крымского полуострова с полным основанием можно считать «темными».
Очевидно, это связано с новыми волнами кочевников, вторгавшимися в Крым,
ставший свободным от зависимости Хазарского каганата. Это вызвало53изменения в
политической истории полуострова. Византийская империя в XI в. начинает терять контроль над
ранее подвластными ей крымскими провинциями. Тюрко-язычные кочевники печенеги,
а затем половцы начинают играть все более активную экономическую и
политическую роль на полуострове. В XII в. большая часть степей, восточного и горного Крыма была подчинена
половцам. Это должно было привести к изменению этнокультурной ситуации в
регионах, подвергшихся наибольшему контакту с завоевателями.
«В 1475 году Крым захватывают турки-османы. Недалеко
от Керкинитид&1 они обосновались в хорошо укрепленной крепости, которую
назвали Гёзлёвом. Сама крепость не сохранилась. На ее месте позже возникли
кварталы старого города. Итак, Керкинитида обрела свое новое имя - Гёзлёв.
Русские и украинцы переиначили это название на более созвучное для себя и произносили
«Козлов». Не исключено, что при создании этой крепости турки воспользовались
прибрежными укреплениями Керкинитиды. А уже в 1478 году после коронации в
Стамбуле в Гёзлёв прибывает крымский хан Менгли-Гирей. Наступает период
Крымского ханства. Начался новый период и в жизни бывшей Керкинитиды -
теперешней Евпатории. Вокруг города турки соорудили (а может быть, укрепили или
перестроили ранее имевшуюся) мощную крепостную стену длиной около трех
километров. Сделана она была из бута и известнякового ракушечника. Высота стены
была 6-8 метров, а ширина - 3-5 метров. Глубокий ров окружал крепостные стены.
В город вели пять крепостных ворот. Как и большинство восточных городов, Гёзлёв
делился на две части. Восточная часть являлась торгово-ремесленным центром.
Здесь находились постоялые дворы, купеческие лавки, кофейни, кузнечные и
плотницкие мастерские. А в западной части располагались жилые кварталы,
представлявшие лабиринты узких, кривых улочек без единого деревца, с домишками,
на глухо отгороженными от мира высокими заборами и с обращенными во двор
окнами. В городе в это время жили турки, татары, караимы, армяне, греки, евреи и
другие народности. Это был прежде всего торговый порт. Сюда прибывали купцы со
всех концов света. В гавани порта одновременно находилось до двухсот судов. Шла
бойкая торговля. Турки, например, привозили тонкие ткани, нитки, мыло, табак,
медь, керамическую посуду и восточные пряности и обменивали все это на соль,
шерсть, войлок, кожи, оружие, полотно и хлеб. Но основным прибыльным товаром
были люди - «ясырь». Это были пленные, захваченные турками при систематических
набегах на русские, украинские и польские земли. В отдельные годы в турецкую
неволю увозили до 50-60 тысяч людей разного возраста, от мала до велика.
Торговля значительно пополняла казну султана. Порядок в городе обеспечивал
трехтысячный турецкий гарнизон»[17].
Такое же описание
дает и Тунман в своей книге Крымское ханство. Описывая торговлю и бурный
торговый порт он также в скользь упоминает и о живущих здесь евреев. «Евреев
здесь очень много, даже караимские секты. Они древние местные жители[18]».
«Евреи в крымском
ханстве, кроме традиционной торговли и ремесла занимались и садоводством и
виноградарством. Им принадлежали соляные промыслы»[19]. Есть также сведения что
евреи занимали видные посты при ханских администрациях. Так Возгрин В.Е.
приводит пример о евреях Мусафее и Шалепе, а также о еврее по имени Кокоз
который служил при дворе хана в 1515 – 1523[20].
Возгрин описывает
Гезлев того времени как главный порт крымского ханства. В этом он опирается на
труд Кондераки[21]. Пьянков в своей книге
придерживается мнения что, до 17 века еврейская община была малочисленна, а
наиболее полное образование еврейской общины началось лишь в 18 веке, до этого
евреи проживали в караимском квартале.
Возгрин описывает
положение евреев в крымском ханстве как наиболее приемлемое т.к. крымцы, а до
них хазары лояльно относились евреям. Хазары же и вовсе были иудеями.
Таким образом,
можно сделать следующие выводы
1.
Евреи
поселились в крыму примерно в тоже время, что и основатели Керкенитиды –
Гезлева.
2.
Гезлев не
был центром еврейской диаспоры т.к. о их общине практически отсутствуют прямые
документальные сведения.
3.
Отношение к евреям в древний период в крыму было
наиболее лояльным.
4.
Большинство материала относится
к более позднему периоду 18 – 19 века. Интересующий нас период в жизни иудеев города освещен довольно таки скудно.
Страницы: 1, 2
|