Меню
Поиск



рефераты скачать Концепции лидерства

Концепции лидерства

Министерство экономического развития и торговли РФ

Российский государственный торгово-экономический университет

Саратовский институт (филиал)



Курсовая работа

по дисциплине:

« Организационное поведение»

на тему:

«Концепции лидерства»





Выполнила: студентка 3 курса

Факультет менеджмента

Специальность:

«менеджмент организации»

Шумал С.С.

Шифр: 0611

Проверил: к.э.н., доцент

Романцов А.Н.





Саратов 2003


Содержание


Введение………………………………………………………………3

Глава 1: Лидерство как процесс формирования трудового

 коллектива…………………………………………………………….5

1.1        Подходы к проблеме лидерства………………………………….5

1.2         Характеристика лидерства и руководства……………………..14

Глава 2: Практическая реализация лидерства……………….18

 2.1 Удачный опыт в применении лидерства на практике…………18

 2.2 Непонимание важности лидерства в современном мире…...23

Заключение………………………………………………………….27

Список литературы……………………………………………..29

Приложение……………………………………………………..31


Введение

Одна из важнейших истин такова: лидерство есть лидерство неза­висимо от того, куда вы движетесь или чем занимаетесь. Времена ме­няются. Технологии неудержимо рвутся вперед. Культурный контекст меняется в зависимости от страны и континента. Но истинное лидерст­во постоянно - посмотрите ли вы на граждан Древней Греции, на армии последних двух столетий или деловых людей сегодняшней глобальной экономики. Лидерство — неопровержимо. Поэтому, независимо от многочисленных изменений, которые происходят в современном мире, проблема лидерства всегда оставалась, остается, и будет оставаться актуальной. Т.е. не смотря на все изменения, которые происходят в истории, данная проблема выдержала испытания временем.

Необходимо также отметить актуальность данной проблемы для всех менеджеров. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его органи­зации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уро­вень. И данная работа рассматривает проблему лидерства именно в аспе­кте руководства.

Главной целью данной курсовой работы является - показать и наг­лядно продемонстрировать важную роль лидерства в организации. И
для того, чтобы раскрыть данную цель, в работе решаются следующие
задачи:       

1. Раскрыть и проанализировать различные подходы к проблеме лидер­ства.

2. Охарактеризовать лидерство и руководство.

3. Проиллюстрировать успешный опыт применения лидерства на практике.

4. Раскрыть проблему, связанную с непониманием лидерства в совре­менном мире.

Для раскрытия всех этих задач использовались не только учеб­ная литература и периодическая почать, но и книги, которые были написаны великими лидерами столетия (Ли Якокка «Карьера менеджера», Джон Максвелл «21 неопровержимый закон лидерства»). Данные книги являются исторической ценностью. Они наглядно демонстрируют теорию менеджмента.

Что касается периодической печати, то здесь в основном использовался журнал «Социс» и «Бизнес журнал». В журнале «Социс» данная проблема рассматривается с точки зрения общества, т.е. рассматривается влияние отдельных лидеров на общество в целом. А в «Бизнес журнале» приводятся примеры лидеров на конкретных предприятиях, показывается их роль в организации и результаты деятельности организации при наличие лидерства.

Таким образом, благодаря данным книгам, учебникам, статьям и тщательному анализу автора, в данной работе раскрывается проблема лидерства.

Глава 1: Лидерство как процесс формирования

трудового коллектива

1.1 Подходы к проблеме лидерства

 Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Все подходы к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства.

 Традиционный подход к лидерству  наиболее ранний и опирается на две теории: теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения.

В рамках данной теории исследователи пытались выявить те качества, которые отличали «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили - лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и неменяющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся. Наиболее известными, в этой теории являются исследования Ральфа Стогдилла, Уорена Бенниса и Эдвина Гизелли.

В 1948 году Ральф Стогдилл попытался обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако он заметил, что в разных ситуациях руководители обнаруживают у себя разные черты. Затем он сделал вывод: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».

Особое внимание этой сфере уделил Эдвин Гизелли. Более 20 лет научной деятельности он посвятил изучению данного вопроса. Он сравнивал 30 различных черт характера и умственных способностей для создания образа идеального руководителя. Он сделал следующий вывод: Лидер с ярко выраженными авторитарными наклонностями, имеет меньше шансов на успех, чем человек более спокойный в этом отношении.

Американский консультант Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств:

1. Управление вниманием, т.е. способность так предвидеть сущность резуль­тата или исхода, цели или направления действий, чтобы это было привле­кательно для последователей.

2. Управление знанием, т.е. способность так передать свои, знания, чтобы они были поняты и приняты последователями.

3. Управление доверием, т.е. способность построить свою деятельность та­ким образом, чтобы получить полное доверие подчиненных

4. Управление собой, т.е. способность хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис подчеркнул, что подчиненные должны чувствовать значимость своей работы.

Последующее изучение привело к выведению 4 групп лидерских, качеств:

— Физиологические: рост, вес, фигура, внешний вид, здоровье, энергичность движений. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек еще не дает никакого права быть лидером (Например, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин, Ганди).

— Психологические качества проявляются через характер человека. Однако необходимо отметить, что большинство из качеств так и не получило подтверждение практикой своей связи с лидерством.

— Интеллектуальные качества - уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров.

Однако корреляция между этими качествами и лидерством до­статочно мала. Эти качества носят в большей степени характер приобретенных. Однако еще не удалось доказать, что эти качества являются опре­деляющими для эффективного лидера.

Подход, изучающий лидерские качества, интересный, но перечень качеств оказался бесконечным, невозможно создать «единствен­но верный» образ лидера. Не удалось рассмотреть тесную связь между данными качествами и лидерс­твом. Однако данная теория послужила толчком к появлению и развитию других концепций лидерства.

Недостатки исследований в рамках теории черт характера явился при­чиной расширения сферы поисков. Так зародилась основа теории поведения. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально раз­работанным программам. Наиболее известными, концепциями, данного типа являются:

№1. Исследования Мичиганского университета

№2. исследования университета штата Огайо

№З. Три стиля руководства

№4. Управленческая сетка (Блейк и Моутон)

№5. Концепция вознаграждения и наказания

№6. Заменители лидерства

Наглядно данные модели представлены в таблице 1. 

                                                                

                                                                                                            Таблица 1.

Обзор поведенческих подходов к лидерству

Факторы исследования

Концепция (авторы)

Методы оценки

Субъекты

Основные выводы

Ориентация на работников и ориентация на работы

Ликерт

Интервью и ответы на вопросы анкеты группы ведомых

Формальные лидеры и их ведомые в общественных учреждениях, банках, больницах, промышленности, предприятиях питания, правительственных агентствах

Стили с ориентацией на работников работы ведут к совершенствованию производства. Однако по  истечении краткого периода стиль с ориентацией на работы приводит к нажиму, который вызывает сопротивление в виде абсентеизма, текучести кадров, жалоб и неудовлетворительных установок. Наилучший стиль связан с ориентацией на работников

Формирование структуры и забота о подчиненных

Флейшман, Стогдилл, Шарт

Ответы на вопросы анкеты группы ведомых, коллег, непосредственного начальника и лидера

Формальные лидеры и их ведомые в армии, образовательных учреждениях, производстве и правительственных агентствах

Сочетание формирования структуры и заботы о подчиненных обеспечивает индивидуальную, групповую и организационную эффективность в основном в зависимости от ситуации

1. Эффект от авторитарного управления

2.Эффект от демократического стиля управления

3. Эффект от пассивного управления

« Три стиля управления».

Курт Левин

Проводились исследования в трех группах десятилетних мальчиков, где в каждой группе использовался один из трех стилей управления.

Три группы десятилетних мальчиков

Хотя большая часть участников предпочитала демократический стиль, однако более продуктивными они были, при авторитарном руководстве. Более поздние исследования также подтвер­дили тот факт, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным

1. Интерес к производству

2. Интерес к людям

Управленческая сетка Блейка и Моутона

Ответы на вопросы

Менеджеры

Независимо от ситуации наиболее эффективным является тот стиль управления, где достигаются высокие результаты и сотрудники заинтересованы в работе и все сотрудники преследуют совместную цель

1. Влияние вознаграждения

2. Влияние наказание

Концепция вознаграждения и наказания

Наблюдение, ответы на вопросы

Работники организации

Вознаграждение за выполненную работу приводит к увеличению усилий работника и увеличению удовлетворения от работы. Наказание за неадекватный уровень выполнения работы, как и воз­награждение без учета уровня выполнения работы, по-разному влияет на усилия и на удовлетворение от работы. Наказание без учета уровня выполнения работы чаще всего отрицательно отражается на качестве работы и удовлетворенности.

Анализ поведенческих теорий и связанных с ними исследований позволяет выявить несколько общих тем. Каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера. Логика такого подхода основана на том, что многоаспектный подход затрудняет истолкование поведения лидера и усложняет план исследования для проверки конкретной теории.

Оценка стиля лидерства в рамках этих теорий производится чаще всего с помощью письменных ответов на вопросники. Разумеется, такой метод оценки ограничен и спорен.

Полученные данные послужили основой для разработки программ  подготовки лидеров. К работе привлекались специалисты, ученые, исследователи, консультанты, которые изучали различные организации в различных областях человеческой деятельности. Однако никто не смог установить четкую связь между эффективностью лидера и его основными поведенческими чертами, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворением от выполненной работы, с другой.

Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсаль­ного стиля эффективного лидерства, побудили, ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали, искать в рамках ситуационных теорий. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Наиболее известными концепциями в рамках ситуационного   подхода являются следующие:

№1. Модель ситуационного лидерства Фидлера,

№2. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда,

№3. Модель «траектория – цель» Хауза,

№4. Модель Врума-Йеттона-Яго.

Характеристика основных  ситуационных моделей  дана в таблице 2.

                                                                                                                 Таблица 2.

Сопоставление четырех основных ситуационных моделей лидерства

Переменные

Модель Фидлера

Модель «траектория-цель» Хауза

Теория Херсея и Бланшарда

Модель Врума-Йеттона-Яго

Качества лидера

Лидеры, ориентированные на отношения или поучение. Работу следует построить с учетом стиля лидерства.

Лидеры способны повысить результативность ведомых путем применения правильных стимулов.

Лидер должен адаптировать свой стиль с учетом задания и отношений с ведомыми.

Лидер должен применять различные процедуры принятия решений в различных ситуациях

Ситуационные факторы

Отношения «лидер - последователь».

Структурированность работы.

Властная позиция лидера в организации.

Характеристики последователей.

Организационные факторы.

Степень зрелости последователей: Зрелость в работе; психологическая зрелость.

Качество решения.

Обязательства последователей по решению.

Время.

Стоимость.

Развитие.

Допущения относительно ведомых.

Ведомые предпочитают различные стили лидерства в зависимости от задания, отношений с лидером и структуры власти.

У ведомых различные потребности, которые следует удовлетворить с помощью лидера.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.