Выявлению и раскрытию фактов
замаскированных хищений наркотикосодержащего сырья и готовых наркотических
средств на предприятиях, занимающихся их изготовлением, переработкой, хранением
и реализацией, способствуют изучение:
-
технологии производства,
порядка учета, расходования, транспортировки, хранения этих средств;
-
данных в отношении
материально-ответственных и иных лиц, имеющих непосредственный доступ к
наркотикам, источников их материальной обеспеченности, ее соответствия
получаемым доходам; образа жизни, связей, наличия судимостей и других материалов,
свидетельствующих о вероятной преступной деятельности проверяемых;
-
материалов ревизий
хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, рекламаций на поставки
сырья и готовой продукции; других документов, касающихся производства,
приобретения, хранения, уничтожения, отпуска и расходования наркотиков;
-
структуры и порядка
осуществления охраны предприятий, учреждений, организаций и иных объектов,
осуществления пропускного режима на них;
-
порядка подбора и
расстановки кадров, имеющих непосредственное отношение к операциям с
наркотиками.
Сотрудники подразделений
правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий на
объектах производства и хранения наркотиков должны быть нацелены на выявление:
-
наркоманов, потребителей
наркотиков[4],
лиц, ранее судимых за хищения государственной собственности и преступления,
связанные с наркотическими средствами, среди материально ответственных и иных
лиц, имеющих доступ к наркотикам;
-
рецептов, выписываемых
на вымышленных больных и лиц, которым не предписано медицинское потребление
наркотических средств;
-
случаев
замены наркотиков в ампулах и иных емкостях другими средствами;
-
фактов
присвоения наркотиков за счет их фиктивного списания на научные исследования
или лечение онкологических или других категорий больных;
-
подложных документов на
уничтожение наркотикосодержащих медикаментов с просроченными сроками хранения и
фактов присвоения таких лекарств;
-
оперативной и иной
информации о появлении в незаконном обороте на обслуживаемой территории партии
наркотических средств и принятие мер к установлению их количества, объемов,
периодичности появления, особенностей маркировки, расфасовки, упаковки.
Таким образом, правильная
организация оперативной работы на указанных объектах в целях проведения
профилактических и оперативно-розыскных мероприятий не может быть обеспечена
без тщательного изучения особенностей их производственной деятельности, знания
контингента работающих, которым доверены операции с наркотическими средствами,
состояния сохранности государственной собственности на том или ином
предприятии.
Кроме вышеперечисленных
предприятий, занимающихся производством, хранением, распределением и
использованием наркотических средств, подразделения правоохранительных органов
осуществляют оперативное обслуживание и других объектов и территорий, к которым
относятся:
-
акционерные общества,
агропромышленные комплексы, занимающиеся культивированием конопли;
-
населенные пункты, где
неоднократно фиксировались незаконные посевы запрещенных к возделыванию
культур;
-
населенные пункты,
расположенные вблизи массивов дикорастущей конопли;
-
районы, прилегающие к
транспортным коммуникациям, расположенным вблизи от мест культивирования либо
дикого произрастания наркотикосодержащих растений;
-
предприятия по
переработке[5],
хранению, производству наркотикосодержащего сырья.
Их оперативное обслуживание
имеет своей задачей выявление фактов незаконных посевов мака и конопли,
установление лиц, прибывающих в данную местность с целью хищений
наркотикосодержащих растений с засеянных плантаций либо заготовки дикорастущей
конопли для дальнейшего кустарного изготовления наркотиков, скупщиков сырья и
кустарно изготовленных наркотиков.
Оперативное обслуживание территорий
и объектов обеспечивается совокупностью следующих организационных мер:
-
изучение, анализ, оценка
оперативной обстановки на закрепленной территории или ее отдельных частях;
-
определение режимов
оперативного обслуживания конкретных объектов и территорий;
-
организация системы
сбора информации, представляющей оперативный интерес;
-
планирование
оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению и раскрытию
преступлений, связанных с наркотиками.
Комплексный анализ и оценка
сложившейся обстановки позволяет оперативным работникам правоохранительных
органов принимать адекватные решения для осуществления взаимодействия между
различными службами и подразделениями.
Оперативное обслуживание
объектов и территорий невозможно без планирования и осуществления целого
комплекса негласных мероприятий, основу которого составляет работа по подбору и
расстановке негласного аппарата.
Положительных результатов в
борьбе с наркобизнесом добиваются там, где умело организуют работу по подбору и
расстановке негласных источников информации. Это способствует созданию
стабильного негласного аппарата, могущего оказать эффективную помощь в борьбе с
наркопреступностью.
Вопрос 3. Особенности организации оперативного обслуживания
объектов и помещений легального оборота наркотических
средств,
психотропных, сильнодействующих веществ и прекурсоров
С учетом складывающейся в настоящее время в Российской Федерации
ситуации в целях контроля распространения медицинского применения наркотиков и
технологий их приготовления первостепенное значение приобретает строгое
соблюдение законодательных, административных и контрольно-технологических
требований, регламентирующих производство, хранение, транспортировку и
медицинское использование лекарственных средств и препаратов, содержащих
наркотические средства.
Для достижения этих целей целесообразно усилить государственный
контроль за производством и продажей специальных химикатов и оборудования,
используемых для производства наркотических средств и находящихся под международным
контролем.
Необходима также система рационального использования медикаментов,
содержащих наркотические средства, и контроль за их использованием со стороны
уполномоченных на то государственных органов.
Следует разработать эффективную систему контроля за выращиванием
наркотикосодержащих растений сельскохозяйственными предприятиями и
организациями, не допускающую утечки наркотикосодержащего сырья.
Результатом осуществления этих мероприятий
должно стать сбалансирование спроса и предложения наркотических средств для
использования в законных целях и предотвращение их распространения по
незаконным каналам.
В Российской Федерации 8 января
1998 года был принят Федеральный закон о наркотических средствах и
психотропных веществах, который устанавливает правовые основы
государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных
веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны
здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
В статье 5 Закона установлена
Государственная монополия на определённые виды деятельности:
Статья 5. Государственная монополия на основные виды
деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
1. В Российской Федерации действует государственная
монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических
средств, психотропных веществ: культивирование растений, разработку,
переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств,
психотропных веществ.
2. Виды деятельности, указанные в пункте 1 настоящей
статьи, а также производство наркотических средств или психотропных веществ,
внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными
предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
3. Изготовление наркотических средств или психотропных
веществ, внесенных в Список II, осуществляется государственными или
муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в
соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Нарушение государственной монополии на виды деятельности,
указанные в пунктах 1-3 настоящей статьи, влечет ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
5. Производство и изготовление
психотропных веществ, внесенных в Список III, а также препаратов, указанных в
пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляются предприятиями
и учреждениями независимо от форм собственности в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Изготовление лекарственных средств, не внесенных в
списки II и III и содержащих малые количества препаратов,
указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется
предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Далее необходимо привести статью
8 Закона, так как она устанавливает общий порядок деятельности, связанной с
оборотом наркотических средств и психотропных веществ:
1. Оборот наркотических средств и психотропных веществ
на территории Российской Федерации осуществляется только в целях и порядке,
установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Все виды деятельности, связанные с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, на территории Российской
Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской
Федерации и международными договорами Российской Федерации только после
получения разрешения на конкретный вид деятельности, а также разрешения на
использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности,
связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок
выдачи указанных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.
3. Правительство
Российской Федерации устанавливает порядок допуска лиц к работе с
наркотическими средствами и психотропными веществами.
4. Правительство Российской Федерации устанавливает
перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и
используемых для производства и изготовления наркотических средств,
психотропных веществ (далее ‑ инструменты или оборудование), а также
правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки,
пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования,
ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной
территории Российской Федерации, уничтожения:.
Непосредственно лицензионной деятельности посвящена следующая глава
Закона:
Глава Ш. Особенности лицензионной деятельности, связанной с
оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Статья. 9. Основные требования к лицензионной деятельности,
связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
1. Виды деятельности, связанные с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации:
культивирование растений, разработка, производство, изготовление, переработка,
хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение,
приобретение, использование, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств,
психотропных веществ, внесенных в списки II и III, подлежат включению
в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение.
2. Лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, выдаются федеральными органами
исполнительной власти и специально уполномоченными органами в соответствии с
порядком осуществления лицензионной деятельности на территории Российской
Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности,
связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
утвержденными Правительством Российской Федерации.
3. Лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, могут быть выданы на срок не
более пяти лет.
Также необходимые в практической
деятельности правовые нормы, регулирующие лицензионную деятельность в сфере
оборота наркотических средств и психотропных веществ, содержатся в главе 4
Закона.
Кроме того, в главе 5
установлены нормы, определяющие обязанности владельцев лицензий.
Необходимость получения лицензий
организациями, предприятиями и учреждениями, работающими с наркотическими
средствами и психотропными веществами, указана в Федеральном Законе «О
лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 года. Так, по закону
подлежит лицензированию:
- фармацевтическая деятельность;
- деятельность по оказанию
протезно-ортопедической помощи;
- производство лекарственных
средств;
- производство изделий
медицинского назначения;
- хранение
лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- распространение лекарственных
средств и изделий медицинского назначения;
- производство медицинской
техники;
- распространение, в том числе
предоставление в пользование, медицинской техники;
- техническое обслуживание
медицинской техники;
- культивирование растений,
указанных в статье 9 Федерального Закона «О наркотических средствах и
психотропных веществах».
Лицензии на данные и другие виды деятельности выдаются органами
местного самоуправления субъекта.
На правоохранительные органы Законом о наркотических средствах и психотропных
веществах возложена задача по контролю за объектами и помещениями, которые используются
в ходе деятельности указанных выше видов. При этом подразделения ФСКН
управомочены выдавать заключения на использование таких объектов.
Органы ФСКН субъектов, кроме того, дают заключение о возможности
допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Эта деятельность предполагает использование собственных оперативных учётов и
проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Порядок выдачи заключений на
использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная
с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определён Инструкцией
«Об организации по выдаче заключений о соответствии установленным требованиям
объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ», утвержденной Приказом ФСКН
России № 232 от 19 июля 2005 года.
Не требуется заключений на использование объектов и помещений,
принадлежащих органам прокуратуры, органам внутренних дел, таможенным органам и
органам федеральной службы безопасности, ФСКН для хранения наркотических
средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота.
Для получения заключения заявитель представляет:
а) заявление о выдаче разрешения
с указанием:
- наименования,
организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и
реквизитов соответствующего банка;
- сведений об используемом
объекте или помещении и мерах, принятых для обеспечения безопасности и
сохранности наркотических средств и психотропных веществ;
б) копии учредительных
документов;
в) копии свидетельства о
государственной регистрации;
г) копии документов,
подтверждающих право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного
управления либо копию договора аренды на объекты и помещения;
д) справку о постановке на учет
в налоговом органе;
е) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления. Копии
указанных документов должны быть заверены нотариусом. Сроки действия
представленных документов должны быть не меньше срока действия заключения,
указанного в заявлении.
Указанный выше перечень является исчерпывающим и требовать от заявителя
представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
Наличие в заявлении недостоверных или искаженных сведений является основанием
для отказа в выдаче заключения.
Документы, представленные для получения заключения, регистрируются в
специальном журнале и хранятся в правоохранительном органе (ФСКН).
После рассмотрения представленных заявителем документов
правоохранительный орган (ФСКН) создает комиссию, которая проводит обследование
объекта или помещения на соответствие его требованиям, предъявляемым к таким
объектам и помещениям. По результатам исследования объекта составляется акт,
который подписывается участниками обследования и хранится в соответствующем
номенклатурном деле (учетном деле).
Порядок формирования комиссий, а также требования, предъявляемые к этим
объектам и помещениям, определяются ФСКН. Результаты обследования отражаются в
акте, который подписывается членами комиссии и приобщается к представленным для
получения разрешения документам.
Решение о выдаче или об отказе в
выдаче заключения принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со
всеми необходимыми документами.
В случае необходимости
проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение
принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не
позднее 60 дней со дня подачи заявления о выдаче разрешения и необходимых для
этого документов.
В отдельных случаях, в
зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе документов или
обследования объектов и помещений, срок принятия решения о выдаче или об отказе
в выдаче разрешения может быть дополнительно продлен руководителем
правоохранительного органа до 30 дней. Заключение выдается на срок до 5 лет.
Заключение подписывается
руководителем органа, а в случае его отсутствия ‑ лицом, его замещающим,
и заверяется печатью этого орган.
Заключение выдается после представления заявителем документа,
подтверждающего ее оплату.
Передача заключения другому юридическому лицу запрещается.
Продление срока действия
заключения производится в порядке, установленном для ее получения. Заявление о
продлении срока действия заключения подается за 2 месяца до истечения срока его
действия.
Бланки заключений являются документами строгой отчетности, имеют
степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и
номер и изготавливаются в централизованном порядке ФСКН России. В заключении
указываются:
- наименование органа, выдавшего
заключение;
- полное наименование
юридического лица и его юридический адрес;
- данные об объекте или
помещении, на использование которых выдается заключение;
- условия использования объекта
или помещения;
- регистрационный номер
разрешения и дата ее выдачи.
Орган вправе отказать в выдаче
заключения.
Уведомление об отказе в выдаче заключения с указанием причин отказа
направляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия
соответствующего решения.
Основанием для отказа в выдаче
заключения является:
- наличие в документах,
представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
- представление заявителем
неполного комплекта документов;
- несоответствие объекта или
помещения требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и сохранности
наркотических средств и психотропных веществ.
Органы приостанавливают действие разрешения или аннулируют ее в
случаях:
- представления соответствующего
заявления;
- обнаружения недостоверных
данных в документах, представленных лицензиатом для получения заключения;
- нарушения условий действия
заключения;
- невыполнения предписаний или
распоряжений органов государственной власти, а также приостановления в
установленном порядке деятельности юридического лица;
- прекращения права
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо договора
аренды на объекты или помещения;
- ликвидации юридического лица;
- уведомления органа, выдавшего
юридическому лицу заключение на соответствующий вид деятельности, связанный с
оборотом наркотических средств и психотропных веществ о приостановлении
действия указанного заключения или его аннулирования.
На основании Инструкции «Об
организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в
силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к
наркотическим средствам и психотропным веществам», утвержденной Приказом ФСКН
России №231 от 19 июля 2005 г. утверждаются Правила допуска лиц к работе с наркотическими
средствами и психотропными веществами.
1.
Настоящая Инструкция определяет порядок оформления и выдачи заключений об
отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат
доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам,
непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое,
особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов
Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено
обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ (далее - заключения), юридическим
лицам, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств
и психотропных веществ (далее - юридические лица).
2.
Правовой основой деятельности по выдаче заключений являются: Конституция
Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы,
акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международные договоры Российской Федерации и настоящая Инструкция.
3.
В Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного
департамента ФСКН России (подразделении территориального органа ФСКН России,
уполномоченного выдавать заключения) лица, ответственные за выдачу заключений:
-
принимают, учитывают запросы юридических лиц на выдачу заключений и проверяют
указанные в них сведения;
-
направляют запросы о работниках, которые в силу своих служебных обязанностей
получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным
веществам, в том числе в Главный информационный центр МВД России, Зональный
информационный центр ГУВД г. Москвы, информационные центры УВД субъектов
Российской Федерации;
-
оформляют и выдают юридическим лицам заключения.
4.
Заключение оформляется в установленном порядке на основании запроса с
приложением анкеты и регистрируется в журнале регистрации.
5.
Заключение подписывается:
-
в Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного
департамента ФСКН России - начальником управления;
-
в подразделении территориального органа ФСКН России, уполномоченном выдавать
заключения - начальником подразделения.
Заключение
заверяется гербовой печатью, регистрируется в журнале регистрации и выдается
под роспись представителю юридического лица. Копия заключения остается на
хранении в Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков
Оперативно-розыскного департамента ФСКН России (подразделении территориального
органа ФСКН России, уполномоченном выдавать заключения).
7.
В случае утраты заключения юридическому лицу на основании его заявления
выдается дубликат заключения.
8.
Постановление об аннулировании заключения (об исключении работника из
заключения) хранится в Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков
Оперативно-розыскного департамента ФСКН России (подразделении территориального
органа ФСКН России, уполномоченном выдавать заключения) в соответствующем
номенклатурном деле. Заверенная в установленном порядке копия постановления
направляется юридическому лицу.
Заключение
Нами рассмотрена организация
оперативного обслуживания объектов оперативными подразделениями, особенности
организации оперативного обслуживания объектов и помещений легального оборота
наркотических средств и психотропных веществ правоохранительными органами
(ФСКН). Работа оперативных подразделений включает в себя: оперативное прикрытие
этих объектов; лицензирование используемых помещений; проверку лиц для допуска
к данной деятельности.
Литература
1.
Об оперативно-розыскной
деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г.
№144-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №33. Ст. 3349;
1997. №29. Ст. 3502; 1998. №30. Ст. 3613; 1999. №2. Ст.233.
2.
О наркотических
средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. //
Собрание законодательства РФ. 1998. №2. Ст. 2198.
3.
О
лекарственных средствах: Федеральный закон РФ от 22 июня 1998 г.
4.
Приказ № 231 от 19 июля
2005 г. Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом
наркотиков «Об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у
работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ
непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам,
непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое,
особо тяжкое преступление или преступление связанное с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне
пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не
предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным
оборотом наркотических средств и психотропных препаратов».
5.
Приказ № 232 от 19 июля
2005 г. Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков «Об организации
работы по выдаче заключений о соответствии установленным требованиям объектов и
помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических
средств и психотропных веществ».
6.
Тонков Е.Е., Гаврилов
В.Г., Польщиков В.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств
и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. к.ю.н., доцента В.А.
Галкова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
7.
Унифицированный
ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов
распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
8.
Легальный оборот
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: - Учебное
пособие/ Под ред. Гельдибаева М.Х. – С-Петербург, 2007 г.
9
Инструкция от 8 августа
2005 г. «Об организации оперативно-розыскной деятельности органов по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
10
остановление
правительства Российской Федерации № 278 от 16 марта 1996 г. «О порядке ввоза в
Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств,
психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ».
11.
Методика расследования
преступлений связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами :
Учебное пособие / Под ред. Чистовой Л.И. – М., 2006г.
[1] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов,
используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления
наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
[2] См.там же.
[3] См. там же.
[4] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов,
используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления
наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
[5] См. Унифицированный
ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения
и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
Страницы: 1, 2
|