Меню
Поиск



рефераты скачать Контрабанда: особенности квалификации по предмету преступления

Под другими видами оружия массового поражения следует понимать ядерное и все другие виды оружия, которые обладают соответствующими характеристиками оружия массового поражения [19];

о) средства доставки оружия массового поражения представляют собой ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения (ст.1 ФЗ от 18.07.99 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;

п) иное вооружение  и иная военная техника – ФЗ от 19.07.98 3114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» дает понятие и относит к ним комплексы  различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в т.ч. средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также др. специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой, средства защиты от оружия массового поражения, и др.;

р) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ - это сырье, лабораторное и промышленное оборудование, а также технологии, которые могут служить для разработки, изготовления и испытания оружия массового поражения любого вида или средств его доставки ;

т) стратегически важные сырьевые товары определяются Правительством РФ в специальных перечнях, к ним обычно относят нефть, нефтепродукты, черные, цветные и редкоземельные металлы, лес, лесоматериалы, пшеницу твердых и мягких сортов, икру, ценные породы рыб и водных животных, лекарственное сырье растительного и животного происхождения и т.п.;

у) культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"[20] таковыми признаются следующие категории предметов:

- исторические ценности, связанные в том числе с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

- предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

- художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы, оригинальные скульптурные произведения, оригинальные художественные композиции и монтажи, художественно оформленные предметы культового назначения (иконы и т.п.), гравюры, эстампы, литографии, произведения декоративно-прикладного искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов;

- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

- старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный);

- редкие рукописи и документальные памятники;

- архивы (в том числе фото-, фоно-, кино-, видеоархивы);

- уникальные и редкие музыкальные инструменты;

- почтовые марки и иные филателистические материалы;

- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Что касается предметов контрабанды, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что их конкретизированный ("поименный") перечень является исчерпывающим. Перемещение этих предметов через таможенную границу связано с соблюдением специальных правил. Размер перемещения (стоимости перемещенных предметов) применительно к ч. 2 ст. 188 в законе не оговаривается. Признаки, конкретные свойства, порядок оборота включенных в этот перечень наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ; вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения; стратегически важных сырьевых товаров; культурных ценностей определяются в Федеральных законах и во множестве других нормативных правовых актов, включая Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др., а также в лексикографических источниках. Нельзя не отметить, что это создает значительные трудности для правоприменения.

Заключение.


Итак, цель поставленная нами во введении, достигнута. Мы раскрыли понятие и юридическую природу такого вида преступления как контрабанда, проанализировали проблемы, связанные с особенностями квалификации по предмету преступления.

Предметом контрабанды являются любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст.188 УК РФ. Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие объекты материального мира, стоимость которых не поддается денежной оценке, например, продукты интеллектуальной собственности – рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.д. Не является предметом контрабанды печатная, фото- кинопродукция антигосударственного содержания (за исключением случаев, когда данная продукция производится в коммерческих целях); информация, зафиксированная на тех или иных материальных носителях.

Наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества являются особым предметом квалифицированного вида контрабанды.

Контрабанда имеет уникальный объект – неприкосновенность таможенной границы РФ, не повторяющийся в иных составах, предусмотренных УК РФ.

Субъектом данного преступления может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства, то есть и граждане РФ и иностранные граждане, и апатриды, и бипатриды.

В ч.3 ст.188 УК РФ предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, использующее при совершении контрабанды свое служебное положение.

Что касается субъективной стороны контрабанды, то она характеризуется наличием вины только в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Объективная сторона любого преступления представляет собой характеристику общественно-опасного деяния, общественно-опасных последствий и причинно-следственной связи между ними, а так же место, время, обстановку и способ совершения деяния, орудия или средства его совершения.

Контрабанда совершается одним из следующих способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием.

Состав контрабанды формальный, не требующий наступления вредных последствий. Она всегда рассматривается как оконченное преступление. При этом момент окончания совпадает с моментом фактического пересечения таможенной границы (при въезде) и с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, направленного на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы (при въезде).

Отметим, что в ст.188 УК РФ предусмотрены квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.

Таким образом, контрабанда представляет собой незаконное перемещение товаров, транспортных средств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме.

В заключение рассматриваемого вопроса можно отметить, что в современных условиях назрела необходимость привлечения более пристального внимания мирового сообщества к проблеме понимания юридической сущности контрабанды и объединения усилий в разработке эффективных мер борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой. Государствам необходимо разработать единый унифицированный договор, в котором давалось бы общее определение контрабанды, классифицируемой как международное правонарушение. Помимо этого должны быть разработаны общие подходы государств к борьбе с данным явлением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1.                 Конституция РФ. Официальный текст. 12.12.1993.

2.                 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

3.                 Таможенный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006.

4.                 ФЗ РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15.04.93 N4804-1 /"Российская газета", N 92, 15.05.1993

5.                 ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.96 / "Российская газета", N 241, 18.12.1996.

6.                 ФЗ РФ "Об экспортном контроле" от 18.07.99 N183-ФЗ /"Российская газета", N 146, 29.07.1999.

7.                 Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 / "Российская газета", N 134, 17.07.1998.

8.                 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 2.

9.                 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 5.

10.             Вакуленко А.В. «О понятии «Контрабанда» в законодательстве РФ и международном праве». / Закон и право. 2004.  №9.

11.             Гармаев Ю.П. Должностные преступления в таможенных органах. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002.

12.             Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.

13.             Дорожков С. «Уголовно-правовая характеристика контрабанды». / «Законность». 2004. № 1.

14.             Диканова Т.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег. М., 2000.

15.             Душкин С., Русов С. «Особенности квалификации таможенных преступлений» / «Законность». 2002. №8.

16.             Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. М., 2000.

17.             Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.И. Радченко. М.: Вердикт, 1996.

18.             Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. В.М. Лебедева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004.

19.             Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: Норма-Инфра-М, 1998.

20.             Лысенко Г.П. Таможенные споры // Арбитражная практика. 2002. N 2.

21.             Малиновский А.А. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 1999.

22.             Никулин С.И. Комментарий к УК РФ. М., 1996.

23.             Погосян Т.Ю. Уголовное право: Особенная часть. М., 1999.

24.             Сучков С.Ю. Ответственность за контрабанду по УК РФ // Юридическая практика: Информац. бюллетень Центра права спец. юр. ф-та СПбГУ. 1996. N 4 (7).

25.             Трусов К.Ю. «Статья 188 УК нуждается в корректировке». / «Законность». 2004 г. № 5.

26.             Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1996.



[1] Вакуленко А.В. «О понятии «Контрабанда» в законодательстве РФ и международном праве./ Закон и право. 2004.  №9. С.51

[2] Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1996. С. 227.


[3] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. В.М. Лебедева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. С.508


[4] Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 278.


[5] Сучков С.Ю. Ответственность за контрабанду по УК РФ // Юридическая практика: Информац. бюллетень Центра права спец. юр. ф-та СПбГУ. 1996. N 4 (7).


[6] Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. М., 2000. С. 46.


[7] Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 274.


[8] Никулин С.И. Комментарий к УК РФ. М., 1996; Погосян Т.Ю. Уголовное право: Особенная часть. М., 1999; Малиновский А.А. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 1999.


[9] Лысенко Г.П. Таможенные споры // Арбитражная практика. 2002. N 2. С. 82.


[10] Трусов К.Ю. «Статья 188 УК нуждается в корректировке». / «Законность». 2004 г. № 5.


[11] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 2. С. 9

[12] «Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986».

[13] Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1996. С. 228.

[14] Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.И. Радченко. М.: Вердикт, 1996. С. 311 - 312.


[15] "Российская газета", N 134, 17.07.1998.


[16] "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 5, 2002


[17] "Российская газета", N 241, 18.12.1996.


[18] "Российская газета", N 146, 29.07.1999.


[19] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: Норма-Инфра-М, 1998. С. 786.


[20] "Российская газета", N 92, 15.05.1993



Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.