Под
другими видами оружия массового поражения следует понимать ядерное и все другие
виды оружия, которые обладают соответствующими характеристиками оружия
массового поражения [19];
о) средства
доставки оружия массового поражения представляют собой ракеты и беспилотные
летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения (ст.1 ФЗ
от 18.07.99 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;
п) иное
вооружение и иная военная техника – ФЗ от 19.07.98 3114-ФЗ «О
военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» дает понятие
и относит к ним комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его
боевого применения, в т.ч. средств доставки, системы наведения, пуска,
управления, а также др. специальные технические средства, предназначенные для
оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы
и комплектующие изделия к приборам, системы связи и управления войсками,
вооружением и военной техникой, средства защиты от оружия массового поражения,
и др.;
р)
материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия
массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной
техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через
таможенную границу РФ - это сырье, лабораторное и промышленное оборудование, а
также технологии, которые могут служить для разработки, изготовления и
испытания оружия массового поражения любого вида или средств его доставки ;
т) стратегически
важные сырьевые товары определяются Правительством РФ в специальных перечнях, к
ним обычно относят нефть, нефтепродукты, черные, цветные и редкоземельные
металлы, лес, лесоматериалы, пшеницу твердых и мягких сортов, икру, ценные
породы рыб и водных животных, лекарственное сырье растительного и животного
происхождения и т.п.;
у)
культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила
перемещения через таможенную границу РФ В соответствии со ст. 7 Закона РФ от
15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"[20]
таковыми признаются следующие категории предметов:
-
исторические ценности, связанные в том числе с историческими событиями в жизни
народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также
относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных,
политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы,
искусства);
-
предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
-
художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы,
оригинальные скульптурные произведения, оригинальные художественные композиции
и монтажи, художественно оформленные предметы культового назначения (иконы и
т.п.), гравюры, эстампы, литографии, произведения декоративно-прикладного
искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов;
-
составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных
памятников и памятников монументального искусства;
-
старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический,
художественный, научный и литературный);
-
редкие рукописи и документальные памятники;
-
архивы (в том числе фото-, фоно-, кино-, видеоархивы);
-
уникальные и редкие музыкальные инструменты;
-
почтовые марки и иные филателистические материалы;
-
старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
-
редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для
таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
-
другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое,
художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые
государством под охрану как памятники истории и культуры.
Что
касается предметов контрабанды, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК, необходимо,
прежде всего, подчеркнуть, что их конкретизированный ("поименный")
перечень является исчерпывающим. Перемещение этих предметов через таможенную
границу связано с соблюдением специальных правил. Размер перемещения (стоимости
перемещенных предметов) применительно к ч. 2 ст. 188 в законе не оговаривается.
Признаки, конкретные свойства, порядок оборота включенных в этот перечень
наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих,
радиоактивных или взрывчатых веществ; вооружения, взрывных устройств,
огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и
других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут
быть использованы при создании оружия массового поражения; стратегически важных
сырьевых товаров; культурных ценностей определяются в Федеральных законах и во
множестве других нормативных правовых актов, включая Указы Президента РФ,
постановления Правительства РФ и др., а также в лексикографических источниках.
Нельзя не отметить, что это создает значительные трудности для правоприменения.
Заключение.
Итак,
цель поставленная нами во введении, достигнута. Мы раскрыли понятие и
юридическую природу такого вида преступления как контрабанда, проанализировали
проблемы, связанные с особенностями квалификации по предмету преступления.
Предметом
контрабанды являются любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку,
как указанные, так и не указанные в ст.188 УК РФ. Не могут рассматриваться в
качестве предмета данного преступления такие объекты материального мира,
стоимость которых не поддается денежной оценке, например, продукты
интеллектуальной собственности – рукописи литературных произведений, изобретения,
письма и т.д. Не является предметом контрабанды печатная, фото- кинопродукция
антигосударственного содержания (за исключением случаев, когда данная продукция
производится в коммерческих целях); информация, зафиксированная на тех или иных
материальных носителях.
Наркотические
средства, психотропные и сильнодействующие вещества являются особым предметом
квалифицированного вида контрабанды.
Контрабанда
имеет уникальный объект – неприкосновенность таможенной границы РФ, не
повторяющийся в иных составах, предусмотренных УК РФ.
Субъектом
данного преступления может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее
16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства, то есть и граждане РФ
и иностранные граждане, и апатриды, и бипатриды.
В ч.3
ст.188 УК РФ предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, использующее
при совершении контрабанды свое служебное положение.
Что
касается субъективной стороны контрабанды, то она характеризуется наличием вины
только в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через
таможенную границу Российской Федерации.
Объективная
сторона любого преступления представляет собой характеристику
общественно-опасного деяния, общественно-опасных последствий и
причинно-следственной связи между ними, а так же место, время, обстановку и
способ совершения деяния, орудия или средства его совершения.
Контрабанда
совершается одним из следующих способов: помимо таможенного контроля, с
сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или
средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием или
недостоверным декларированием.
Состав
контрабанды формальный, не требующий наступления вредных последствий. Она
всегда рассматривается как оконченное преступление. При этом момент окончания
совпадает с моментом фактического пересечения таможенной границы (при въезде) и
с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия,
направленного на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы (при
въезде).
Отметим,
что в ст.188 УК РФ предусмотрены квалифицированные и особо квалифицированные
виды контрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для
должностных лиц и участников организованной группы.
Таким образом,
контрабанда представляет собой незаконное перемещение товаров, транспортных
средств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ,
оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную
границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного
государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией
другого государства, либо в район или через район, не находящийся под
национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой
скрытой форме.
В заключение
рассматриваемого вопроса можно отметить, что в современных условиях назрела
необходимость привлечения более пристального внимания мирового сообщества к
проблеме понимания юридической сущности контрабанды и объединения усилий в
разработке эффективных мер борьбы с правонарушениями, связанными с
контрабандой. Государствам необходимо разработать единый унифицированный
договор, в котором давалось бы общее определение контрабанды, классифицируемой
как международное правонарушение. Помимо этого должны быть разработаны общие
подходы государств к борьбе с данным явлением.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Конституция
РФ. Официальный текст. 12.12.1993.
2.
Уголовный
кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
3.
Таможенный
кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006.
4.
ФЗ РФ
"О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15.04.93 N4804-1
/"Российская газета", N 92, 15.05.1993
5.
ФЗ РФ «Об
оружии» от 13.12.96 / "Российская газета", N 241, 18.12.1996.
6.
ФЗ РФ
"Об экспортном контроле" от 18.07.99 N183-ФЗ /"Российская
газета", N 146, 29.07.1999.
7.
Постановление
Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 / "Российская газета", N 134,
17.07.1998.
8.
Бюллетень
Верховного Суда РФ. 1996. N 2.
9.
Бюллетень
Верховного Суда РФ. 2002. N 5.
10.
Вакуленко
А.В. «О понятии «Контрабанда» в законодательстве РФ и международном праве». /
Закон и право. 2004. №9.
11.
Гармаев
Ю.П. Должностные преступления в таможенных органах. М.: ООО Издательство
«Юрлитинформ», 2002.
12.
Гаухман Л.Д.,
Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.
13.
Дорожков
С. «Уголовно-правовая характеристика контрабанды». / «Законность». 2004. № 1.
14.
Диканова
Т.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных
денег. М., 2000.
15.
Душкин
С., Русов С. «Особенности квалификации таможенных преступлений» / «Законность».
2002. №8.
16.
Здравомыслов
Б.В. Уголовное право Российской Федерации. М., 2000.
17.
Комментарий к
Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.И. Радченко. М.: Вердикт, 1996.
18.
Комментарий
к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. В.М. Лебедева – 3-е
изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004.
19.
Комментарий к
Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М.
Лебедева. М.: Норма-Инфра-М, 1998.
20.
Лысенко
Г.П. Таможенные споры // Арбитражная практика. 2002. N 2.
21.
Малиновский
А.А. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 1999.
22.
Никулин С.И.
Комментарий к УК РФ. М., 1996.
23.
Погосян Т.Ю.
Уголовное право: Особенная часть. М., 1999.
24.
Сучков С.Ю.
Ответственность за контрабанду по УК РФ // Юридическая практика: Информац.
бюллетень Центра права спец. юр. ф-та СПбГУ. 1996. N 4 (7).
25.
Трусов
К.Ю. «Статья 188 УК нуждается в корректировке». / «Законность». 2004 г. № 5.
26.
Уголовная
ответственность за преступления в сфере экономики. М.: Учебно-консультационный
центр "ЮрИнфоР", 1996.
[1] Вакуленко А.В. «О понятии «Контрабанда» в законодательстве РФ и
международном праве./ Закон и право. 2004. №9. С.51
[2] Уголовная
ответственность за преступления в сфере экономики. М.: Учебно-консультационный
центр "ЮрИнфоР", 1996. С. 227.
[3] Комментарий к Уголовному
кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. В.М. Лебедева – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Норма, 2004. С.508
[4] Гаухман Л.Д., Максимов
С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 278.
[5] Сучков С.Ю.
Ответственность за контрабанду по УК РФ // Юридическая практика: Информац.
бюллетень Центра права спец. юр. ф-та СПбГУ. 1996. N 4 (7).
[6] Здравомыслов Б.В.
Уголовное право Российской Федерации. М., 2000. С. 46.
[7] Гаухман Л.Д.,
Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С.
274.
[8] Никулин С.И. Комментарий
к УК РФ. М., 1996; Погосян Т.Ю. Уголовное право: Особенная часть. М., 1999;
Малиновский А.А. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 1999.
[9] Лысенко Г.П. Таможенные
споры // Арбитражная практика. 2002. N 2. С. 82.
[10] Трусов К.Ю. «Статья 188
УК нуждается в корректировке». / «Законность». 2004 г. № 5.
[11] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 2. С. 9
[12] «Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986».
[13] Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М.:
Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1996. С. 228.
[14] Комментарий к Уголовному
кодексу РФ / Отв. ред. В.И. Радченко. М.: Вердикт, 1996. С. 311 - 312.
[15] "Российская
газета", N 134, 17.07.1998.
[16] "Бюллетень
Верховного Суда РФ", N 5, 2002
[17]
"Российская
газета", N 241, 18.12.1996.
[18]
"Российская газета", N 146, 29.07.1999.
[19] Комментарий
к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М.
Лебедева. М.: Норма-Инфра-М, 1998. С. 786.
[20] "Российская
газета", N 92, 15.05.1993
Страницы: 1, 2, 3, 4
|