Конституция США —
"жесткий", трудноизменяемый документ, но в то же время она
сформулирована так гибко, что необходимость внесения изменений в его текст была
реализована только 27 раз. Это дает основание рассматривать институты
Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. Хотя ряд авторов
придерживается иной точки зрения.[31],[32],[33] Они видят причину
стабильности Конституции не только в сложности внесения в неё поправок, но и в
лаконичности, абстрактности, "туманности" её формулировок. Правовой
язык Конституции отражает особенности и несовершенство законодательной техники.
Многие вопросы остаются за её пределами, "умалчиваются" (о структуре
исполнительной власти, системе комитетов Конгресса и др.). 
Именно эти
недостатки, однако, обернулись долголетием Конституции, пластичностью её норм.
На разных исторических этапах она наполнялась различным содержанием при
незначительных изменениях первоначального текста. Приспособление текста к
меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию
Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в
литературе концепцией "живой конституции". Судья верховного суда США
Л. Брандейс пишет: "Конституция – это живой организм, и как таковой он
способен развиваться и адаптироваться к новым условиям".[34] 
Для изменения
Конституции необходимо выполнить сложную процедуру. Во-первых, предложение о
внесении поправок выдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего
числа членов обеих палат Конгресса либо созванный по требованию законодательных
собраний двух третей штатов специальный Конвент (ст. V).[35] Во-вторых, для ратификации
поправок установлен еще более сложный порядок — они утверждаются
законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех
четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации
предложит Конгресс. После принятия поправки XVIII[36] (1919 г.) Конгресс стал
устанавливать срок для ратификации. Если за установленный срок поправка не
ратифицирована, то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлить
время ратификации. 
Таким образом,
устойчивость и стабильность американской Конституции объясняется: 
1.           
Конституция
представляет собой весьма краткий и прагматичный документ, в котором положения
или декларации идеологического характера сведены до минимума. Конституция
определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие
принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм. В ней
нет ни перечня штатов, ни деталей организации федеральной власти, а,
следовательно, и нет лишних поводов для внесения поправок в текст Конституции
при изменениях полномочий органов федеральной власти или вхождении в состав США
новых штатов; 
2.           
в
Конституции был закреплен, по предложению Дж. Мэдисона, американский вариант
принципа разделения властей, базирующийся на идеях Дж. Локка и
Ш. Монтескьё, но в большей мере на собственном американском опыте; 
3.           
Конституция
США относится к числу "жестких" конституций. Однако жесткость
американской Конституции сочетается с возможностью федеральной власти гибко и
динамично реагировать на меняющуюся ситуацию, в том числе и создавать новые
правительственные структуры, перераспределять полномочия федерального центра и
штатов, регулировать права личности и решать другие вопросы, касающиеся, по
существу, конституционных проблем, не путем внесения поправок в Конституцию, а
при помощи текущего законодательства. Другая возможность гибкого реагирования
на меняющуюся ситуацию без внесения поправок в Конституцию — использование
судебного конституционного контроля, который нередко затрагивает и сами
конституционные нормы. 
Конституция США
продолжает эволюционировать. Основными направлениями эволюции являются: 
1.                 
улучшение
функционирования центральных органов государственной власти. Эта линия эволюции
прослеживается из содержания пяти поправок: XII (1804 г.) — о выборах
президента США; XVII (1913 г.) — о выборах сенаторов путем прямого всеобщего
голосования; XX (1933 г.) — о вступлении в должность Президента страны; XXII
(1951 г.) — мандат Президента может быть возобновлен только один раз и XXV
(1967 г.) — о замещении Президента и вице-президента; 
2.                 
развитие
избирательного права. Первоначальный текст Конституции предоставил штатам
свободу в организации выборов. Каждый из них был вправе устанавливать нормы
избирательного права, предоставляя такое право или исключая из избирательного
корпуса какие-либо категории граждан. Эта свобода штатов постепенно была
ограничена рядом последовательных поправок: XV (1870 г.), запретившей штатам
ограничивать право голоса по основаниям расы, цвета кожи или прежнего
нахождения в рабстве; XIX (1920 г.), запретившей отказывать в праве голоса
женщинам; XXIII (1963 г.), разрешившей участвовать в выборах жителям
федерального округа Колумбия; XXIV (1964 г.), запретившей оспаривать или
ограничивать право голоса по причине неуплаты любого избирательного налога или
другого налога. В 1971 г. XXVI поправка снизила возрастной ценз активного
избирательного права до 18-и лет. 
3.                 
развитие
прав граждан. Это направление эволюции проявилось в принятии "Билля о
правах" и ряда других поправок. 
Характерными
чертами Конституции США, отличающими её от других современных конституций,
являются: 
1.     
это
конституция федеративного государства, т. е. она предопределяет такую
организацию правительственной власти и правовой системы в стране, при которой
центральное правительство распределяет власть между составными частями страны,
каждая из которых в определенной степени является суверенной в своих правах; 
2.     
конституция
государства-республики; 
3.     
закрепляет
принцип разделения властей, гарантируя его воплощение продуманной системой
сдержек и противовесов, что являлось бесспорным изобретением создателей
Конституции; 
4.     
с
введением судебного конституционного надзора  Конституция стала состоять из
самого её текста, разъяснений и толкований её содержания, содержащихся в
решениях Верховного суда; 
5.     
"жесткость"
документа; 
6.     
регулирует
напряженную атмосферу для действий правительственной власти, сложившуюся в
результате конституционной поддержки личных прав и свобод; 
7.     
общие
цели создания Конституции создали уникальный по своей эффективности
взаимодополняющий и взаимоподдерживающий набор политических ориентаций
федерального государства. 
Таким образом,
Конституция США представляет собой юридический документ, определяющий
организацию федеральной власти, устанавливающий основы американского
федерализма и определяющий судебный механизм защиты основных прав и свобод
личности от посягательств со стороны правительственных органов как федеральных,
так и на уровне штатов. 
 
Заключение 
 
Значение
Основного закона США для мировой правовой мысли заключается, прежде всего, в
том, что Конституция США — самая первая из писаных конституций, действующих в
настоящее время. Это событие способствовало распространению во всем мире
доктрины конституционализма. 
Конституция
отличается от основных законов многих других государств своей лаконичностью и
практичностью. Она заложила в основу государственного строя и в правовую
систему США такие принципы как федерализм, разделение властей и судебный
конституционный контроль, которые получили в XIX-XXI вв. мировое признание.
Интересно, что ни один из этих принципов прямо не указан в тексте Конституции. 
Конституция,
несмотря на многие анахронизмы, и поныне почитается гражданами своей страны,
видящими в ней высшую гарантию для общества, основанного на свободе. Подлинным
дополнением текста Конституции стал Билль о правах 1791 г. 
Как показал
анализ литературы история принятия и разработки проекта Основного закона США
происходил в переломный момент становления нового государства. Конституция была
призвана придать законность переменам, произошедшим в государственном
устройстве бывших штатов-государств, стабилизировать их положение на
международной арене, закрепить их независимость. 
Политическая
система США, сформировавшаяся на основе старейшей Конституции обладает
небывалой устойчивостью и стабильностью. Конституция и Билль о правах
гарантируют защиту человека от произвола властей, поставив преграду
деспотическому правлению. Она способствовала развитию и становлению
демократических институтов: народный суверенитет, народное представительство,
парламентаризм и др. 
Несмотря на
"жесткость", Конституцию нельзя считать неизменным документом, она
продолжает эволюционировать, прежде всего, в результате принятия новых поправок
и создания так называемой "живой" Конституции. 
Конституция США в
настоящее время выглядит как умеренно демократический документ, по многим
параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и
других регионов современного мира. 
Список
литературы. 
1.           
Боботов
С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. – М.: НОРМА, 1997. – с.
333. 
2.           
Гамильтон
А. Федералист. – М.: Мысль, 1994. – с. 122. 
3.           
Графский
В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – с. 744. 
4.           
Иванян
Э.А. История США. – М.: ВЛАДОС, 2004. – с. 346. 
5.           
История государства
и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. – М.:
НОРМА-ИНФРА•М, 1998. –Ч. 2. – с. 712. 
6.           
Каленский
В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. – М.: Наука, 1983. – с. 280. 
7.           
Курицин
В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и
Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с. 496. 
8.           
Конституции
зарубежных государств. / Сост. В.В. Маклаков. – М.: БЕК, 2000. – с. 548. 
9.           
Конституционное
право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. –
М.: Норма, 2005. – с. 1056. 
10.       
Конституция
США: история и современность. / Под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. – М.:
Мысль, 1988. – с. 316. 
11.       
Лафитский
В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 272. 
12.       
Левакин
И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы разделения
государственной власти. – Законодательство и экономика. – 2005. – № 1, январь.
– с. 34-41. 
13.       
Мишин
А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. – М.:
Международные отношения, 1985. – с. 336. 
14.       
Никифорова
М.А. Гражданские права и свободы в США. – М.: Наука, 1991. – с. 3-6. 
15.       
Р.
Бэррес. Документы Американской Революции. – Тверь-Москва "Альба",
1994. – с. 222. 
16.       
Савельев
В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.278. 
17.       
Соединенные
штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. –
М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 768. 
18.       
США:
конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.: Мысль, 1987. – с.
315. 
19.       
Тихонов
А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные отношения,
1979. – с. 286. 
20.       
Федералист.
Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. -
С. 324 
21.       
Фридмэн
Л. Введение в американское право. – М.: Универс, 1993. – с. 286. 
22.       
Черниловский
З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – с. 576. 
 
[1] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002.
– с. 444. 
[2] Тихонов А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные
отношения, 1979. – с. 187. 
[3] Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США,
Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с.58. 
[4] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 25. 
[5] Фридмэн Л. Введение в американское право. – М.: Универс, 1993. – с.
39. 
[6] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 28. 
[7] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 7. 
[8] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989.
– с.53. 
[9] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002.
– с. 439. 
[10] История государства и права зарубежных стран. / Под ред.
Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1998. – Ч. 2. – с. 34. 
[11] Р. Бэррес. Документы Американской Революции. – Тверь-Москва
"Альба", 1994. – с. 43. 
[12] США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.:
Мысль, 1987. – с. 13-14. 
[13] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989.
– с.59. 
[14] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989.
– с.56. 
[15] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 8. 
[16] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 8. 
[17] Гамильтон А. Федералист. – М.: Мысль, 1994. – с. 122. 
[18] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989.
– с.56. 
[19] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002.
– с. 440. 
[20] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 72. 
[21] США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.:
Мысль, 1987. – с. 10-12. 
[22] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ,
2002. – с. 275-281. 
[23] Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. – М.: Наука, 1991.
– с. 3-6. 
[24] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 40-42. 
[25] Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. – М.:
Наука, 1983. – с. 40. 
[26] Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой
комментарий. – М.: Международные отношения, 1985. – с. 287-289. 
[27] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 29-49. 
[28]Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И.
Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2005. – с. 441. 
[29] Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона,
Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. - С. 324 
[30] Левакин И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы
разделения государственной власти. – Законодательство и экономика. – 2005. – №
1, январь. – с. 34-41. 
[31] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 73. 
[32] Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США,
Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с.63. 
[33] Боботов С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. – М.:
НОРМА, 1997. – с. 8-23. 
[34] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 74. 
[35] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 39. 
[36] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 45. 
     
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |