Конституция США —
"жесткий", трудноизменяемый документ, но в то же время она
сформулирована так гибко, что необходимость внесения изменений в его текст была
реализована только 27 раз. Это дает основание рассматривать институты
Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. Хотя ряд авторов
придерживается иной точки зрения.[31],[32],[33] Они видят причину
стабильности Конституции не только в сложности внесения в неё поправок, но и в
лаконичности, абстрактности, "туманности" её формулировок. Правовой
язык Конституции отражает особенности и несовершенство законодательной техники.
Многие вопросы остаются за её пределами, "умалчиваются" (о структуре
исполнительной власти, системе комитетов Конгресса и др.).
Именно эти
недостатки, однако, обернулись долголетием Конституции, пластичностью её норм.
На разных исторических этапах она наполнялась различным содержанием при
незначительных изменениях первоначального текста. Приспособление текста к
меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию
Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в
литературе концепцией "живой конституции". Судья верховного суда США
Л. Брандейс пишет: "Конституция – это живой организм, и как таковой он
способен развиваться и адаптироваться к новым условиям".[34]
Для изменения
Конституции необходимо выполнить сложную процедуру. Во-первых, предложение о
внесении поправок выдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего
числа членов обеих палат Конгресса либо созванный по требованию законодательных
собраний двух третей штатов специальный Конвент (ст. V).[35] Во-вторых, для ратификации
поправок установлен еще более сложный порядок — они утверждаются
законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех
четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации
предложит Конгресс. После принятия поправки XVIII[36] (1919 г.) Конгресс стал
устанавливать срок для ратификации. Если за установленный срок поправка не
ратифицирована, то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлить
время ратификации.
Таким образом,
устойчивость и стабильность американской Конституции объясняется:
1.
Конституция
представляет собой весьма краткий и прагматичный документ, в котором положения
или декларации идеологического характера сведены до минимума. Конституция
определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие
принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм. В ней
нет ни перечня штатов, ни деталей организации федеральной власти, а,
следовательно, и нет лишних поводов для внесения поправок в текст Конституции
при изменениях полномочий органов федеральной власти или вхождении в состав США
новых штатов;
2.
в
Конституции был закреплен, по предложению Дж. Мэдисона, американский вариант
принципа разделения властей, базирующийся на идеях Дж. Локка и
Ш. Монтескьё, но в большей мере на собственном американском опыте;
3.
Конституция
США относится к числу "жестких" конституций. Однако жесткость
американской Конституции сочетается с возможностью федеральной власти гибко и
динамично реагировать на меняющуюся ситуацию, в том числе и создавать новые
правительственные структуры, перераспределять полномочия федерального центра и
штатов, регулировать права личности и решать другие вопросы, касающиеся, по
существу, конституционных проблем, не путем внесения поправок в Конституцию, а
при помощи текущего законодательства. Другая возможность гибкого реагирования
на меняющуюся ситуацию без внесения поправок в Конституцию — использование
судебного конституционного контроля, который нередко затрагивает и сами
конституционные нормы.
Конституция США
продолжает эволюционировать. Основными направлениями эволюции являются:
1.
улучшение
функционирования центральных органов государственной власти. Эта линия эволюции
прослеживается из содержания пяти поправок: XII (1804 г.) — о выборах
президента США; XVII (1913 г.) — о выборах сенаторов путем прямого всеобщего
голосования; XX (1933 г.) — о вступлении в должность Президента страны; XXII
(1951 г.) — мандат Президента может быть возобновлен только один раз и XXV
(1967 г.) — о замещении Президента и вице-президента;
2.
развитие
избирательного права. Первоначальный текст Конституции предоставил штатам
свободу в организации выборов. Каждый из них был вправе устанавливать нормы
избирательного права, предоставляя такое право или исключая из избирательного
корпуса какие-либо категории граждан. Эта свобода штатов постепенно была
ограничена рядом последовательных поправок: XV (1870 г.), запретившей штатам
ограничивать право голоса по основаниям расы, цвета кожи или прежнего
нахождения в рабстве; XIX (1920 г.), запретившей отказывать в праве голоса
женщинам; XXIII (1963 г.), разрешившей участвовать в выборах жителям
федерального округа Колумбия; XXIV (1964 г.), запретившей оспаривать или
ограничивать право голоса по причине неуплаты любого избирательного налога или
другого налога. В 1971 г. XXVI поправка снизила возрастной ценз активного
избирательного права до 18-и лет.
3.
развитие
прав граждан. Это направление эволюции проявилось в принятии "Билля о
правах" и ряда других поправок.
Характерными
чертами Конституции США, отличающими её от других современных конституций,
являются:
1.
это
конституция федеративного государства, т. е. она предопределяет такую
организацию правительственной власти и правовой системы в стране, при которой
центральное правительство распределяет власть между составными частями страны,
каждая из которых в определенной степени является суверенной в своих правах;
2.
конституция
государства-республики;
3.
закрепляет
принцип разделения властей, гарантируя его воплощение продуманной системой
сдержек и противовесов, что являлось бесспорным изобретением создателей
Конституции;
4.
с
введением судебного конституционного надзора Конституция стала состоять из
самого её текста, разъяснений и толкований её содержания, содержащихся в
решениях Верховного суда;
5.
"жесткость"
документа;
6.
регулирует
напряженную атмосферу для действий правительственной власти, сложившуюся в
результате конституционной поддержки личных прав и свобод;
7.
общие
цели создания Конституции создали уникальный по своей эффективности
взаимодополняющий и взаимоподдерживающий набор политических ориентаций
федерального государства.
Таким образом,
Конституция США представляет собой юридический документ, определяющий
организацию федеральной власти, устанавливающий основы американского
федерализма и определяющий судебный механизм защиты основных прав и свобод
личности от посягательств со стороны правительственных органов как федеральных,
так и на уровне штатов.
Заключение
Значение
Основного закона США для мировой правовой мысли заключается, прежде всего, в
том, что Конституция США — самая первая из писаных конституций, действующих в
настоящее время. Это событие способствовало распространению во всем мире
доктрины конституционализма.
Конституция
отличается от основных законов многих других государств своей лаконичностью и
практичностью. Она заложила в основу государственного строя и в правовую
систему США такие принципы как федерализм, разделение властей и судебный
конституционный контроль, которые получили в XIX-XXI вв. мировое признание.
Интересно, что ни один из этих принципов прямо не указан в тексте Конституции.
Конституция,
несмотря на многие анахронизмы, и поныне почитается гражданами своей страны,
видящими в ней высшую гарантию для общества, основанного на свободе. Подлинным
дополнением текста Конституции стал Билль о правах 1791 г.
Как показал
анализ литературы история принятия и разработки проекта Основного закона США
происходил в переломный момент становления нового государства. Конституция была
призвана придать законность переменам, произошедшим в государственном
устройстве бывших штатов-государств, стабилизировать их положение на
международной арене, закрепить их независимость.
Политическая
система США, сформировавшаяся на основе старейшей Конституции обладает
небывалой устойчивостью и стабильностью. Конституция и Билль о правах
гарантируют защиту человека от произвола властей, поставив преграду
деспотическому правлению. Она способствовала развитию и становлению
демократических институтов: народный суверенитет, народное представительство,
парламентаризм и др.
Несмотря на
"жесткость", Конституцию нельзя считать неизменным документом, она
продолжает эволюционировать, прежде всего, в результате принятия новых поправок
и создания так называемой "живой" Конституции.
Конституция США в
настоящее время выглядит как умеренно демократический документ, по многим
параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и
других регионов современного мира.
Список
литературы.
1.
Боботов
С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. – М.: НОРМА, 1997. – с.
333.
2.
Гамильтон
А. Федералист. – М.: Мысль, 1994. – с. 122.
3.
Графский
В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – с. 744.
4.
Иванян
Э.А. История США. – М.: ВЛАДОС, 2004. – с. 346.
5.
История государства
и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. – М.:
НОРМА-ИНФРА•М, 1998. –Ч. 2. – с. 712.
6.
Каленский
В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. – М.: Наука, 1983. – с. 280.
7.
Курицин
В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и
Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с. 496.
8.
Конституции
зарубежных государств. / Сост. В.В. Маклаков. – М.: БЕК, 2000. – с. 548.
9.
Конституционное
право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. –
М.: Норма, 2005. – с. 1056.
10.
Конституция
США: история и современность. / Под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. – М.:
Мысль, 1988. – с. 316.
11.
Лафитский
В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 272.
12.
Левакин
И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы разделения
государственной власти. – Законодательство и экономика. – 2005. – № 1, январь.
– с. 34-41.
13.
Мишин
А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. – М.:
Международные отношения, 1985. – с. 336.
14.
Никифорова
М.А. Гражданские права и свободы в США. – М.: Наука, 1991. – с. 3-6.
15.
Р.
Бэррес. Документы Американской Революции. – Тверь-Москва "Альба",
1994. – с. 222.
16.
Савельев
В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.278.
17.
Соединенные
штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. –
М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 768.
18.
США:
конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.: Мысль, 1987. – с.
315.
19.
Тихонов
А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные отношения,
1979. – с. 286.
20.
Федералист.
Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. -
С. 324
21.
Фридмэн
Л. Введение в американское право. – М.: Универс, 1993. – с. 286.
22.
Черниловский
З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – с. 576.
[1] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002.
– с. 444.
[2] Тихонов А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные
отношения, 1979. – с. 187.
[3] Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США,
Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с.58.
[4] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 25.
[5] Фридмэн Л. Введение в американское право. – М.: Универс, 1993. – с.
39.
[6] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 28.
[7] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 7.
[8] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989.
– с.53.
[9] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002.
– с. 439.
[10] История государства и права зарубежных стран. / Под ред.
Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1998. – Ч. 2. – с. 34.
[11] Р. Бэррес. Документы Американской Революции. – Тверь-Москва
"Альба", 1994. – с. 43.
[12] США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.:
Мысль, 1987. – с. 13-14.
[13] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989.
– с.59.
[14] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989.
– с.56.
[15] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 8.
[16] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 8.
[17] Гамильтон А. Федералист. – М.: Мысль, 1994. – с. 122.
[18] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989.
– с.56.
[19] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002.
– с. 440.
[20] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 72.
[21] США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.:
Мысль, 1987. – с. 10-12.
[22] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ,
2002. – с. 275-281.
[23] Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. – М.: Наука, 1991.
– с. 3-6.
[24] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 40-42.
[25] Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. – М.:
Наука, 1983. – с. 40.
[26] Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой
комментарий. – М.: Международные отношения, 1985. – с. 287-289.
[27] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 29-49.
[28]Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И.
Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2005. – с. 441.
[29] Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона,
Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. - С. 324
[30] Левакин И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы
разделения государственной власти. – Законодательство и экономика. – 2005. – №
1, январь. – с. 34-41.
[31] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 73.
[32] Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США,
Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с.63.
[33] Боботов С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. – М.:
НОРМА, 1997. – с. 8-23.
[34] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. –
с. 74.
[35] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 39.
[36] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост.
В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 45.
Страницы: 1, 2, 3
|