Конституционный суд Республики Беларусь
Белорусский
институт правоведения
Контрольная
работа
По
дисциплине
Конституционное
право РБ
На
тему
Конституционный
суд Республики Беларусь
Минск
2007
План
Введение………………………………………………………………………….3
1. Принципы деятельности
Конституционного Суда (понятие, формирование, принципы)………………………………………………………………………..4
2. Компетенция Конституционного
Суда………………………………………7
3. Статус судей Конституционного Суда
и требования к кандидатам………15
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованных источников и
литературы…………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
Конституционный
Суд – это такой же неотъемлемый атрибут правового государства, как Парламент
или местное самоуправление. Каждое демократическое государство считает
необходимым иметь такой институт государственной власти как Конституционный
суд.
Специализированные
органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются
важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов,
удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача
стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей
он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности
нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения
Парламентом Конституции.
Конституционный
Суд призван посредством проверки на соответствие Конституции нормативных актов
утверждать верховенство конституционных норм и их реальное, прямое действие.
Конституционный
Суд Республики Беларусь, основываясь на собственном опыте, практике работы
Европейского суда по правам человека, органов конституционного контроля других
стран, используя достижения науки (тем более что доктрина у нас пока не
рассматривается в качестве источника права), рождает надпозитивное право, т.е.
принципы и правовые идеи, которые должны становиться основополагающими в нашей
правовой системе и развивать ее дальше. Конституционный Суд Республики Беларусь
в силу своего статуса и стоящих перед ним задач формирует новую философию
права, новое правовое мировоззрение, утверждает справедливость и равноправие.
Цель
данной работы – раскрыть принципы деятельности, компетенцию Конституционного
Суда Республики Беларусь, а также статус его судей, требования к ним.
1.
Принципы деятельности Конституционного Суда (понятие, формирование, принципы)
В соответствии со
ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных
актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь
[4, ст. 116].
Конституционный
Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного
действия на территории республики, соответствия актов государственных органов
Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении,
решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О
Конституционном Суде Республики Беларусь».
В частности,
организация, порядок деятельности и компетенция Конституционного Суда
определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 30.03.1994г. «О
Конституционном Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями и
дополнениями, Регламентом Конституционного Суда и другими правовыми актами.
Действующий
Основной Закон (в редакции 1996 г. посвящает ему ст. 116 гл. 6 «Суд» раздела IV «Президент, Парламент,
Правительство, Суд», тем самым (в отличие от прежней редакции Конституции – гл.
6 раздела VI «Государственный контроль и
надзор») исключает повод для дискуссии о юридической природе этого органа. На
этот вопрос Конституция Республики Беларусь отвечает однозначно:
Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного
правосудия [4, с. 261].
Основными
принципами деятельности Конституционного Суда являются:
- законность;
- независимость;
-
коллегиальность;
- открытость
(гласность);
- устность;
- равноправие;
-
состязательность сторон.
Конституционный
Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на
данный Суд или на его челнов, связанное с деятельностью по осуществлению
конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Конституционный
Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь,
международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также
законами и другими нормативными актами.
При рассмотрении
вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь
Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.
Независимость
Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей
и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной
процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции
Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате,
ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его
деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его
работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим
их высокому статусу.
В
соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность
Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского
бюджета, что также способствует его независимости.
Рассмотрение дел,
относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.
Дела разрешаются
Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью
третьей ст. 26 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики
Беларусь», которая предусматривает, что по решению Суда в случае, если это
необходимо для сохранения государственной тайны, могут проводиться закрытые
заседания.
Решение
Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично. Разбирательство в
заседаниях Конституционного Суда происходит устно.
В ходе
рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей,
экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы. При
рассмотрении дел Конституционным Судом стороны пользуются равными правами.
Конституционное
судопроизводство строится на началах состязательности сторон [2, c. 262].
2. Компетенция Конституционного Суда
Согласно
Конституции страны на Конституционный Суд возлагается контроль за
конституционностью нормативных актов в государстве [4].
Конституционный
Суд рассматривает дела и дает заключения о:
-
соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь,
международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и
международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
-
соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика
Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона,
Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой
Беларусь, законам и декретам;
-
соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов
Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции,
международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам,
декретам и указам Президента Республики Беларусь;
-
соответствии актов любого другого государственного органа Конституции,
международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам,
декретам и указам Президента Республики Беларусь [2, c. 263-264].
Предложения
о проверке конституционности нормативных правовых актов с целью вынесения
Конституционным Судом заключения могут направлять Президент, палаты Парламента,
Правительство, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд. Инициировать вынесение
решений могут граждане (ч. 4 ст. 122 Конституции) и суды (см. ст. 112
Конституции).
Конституционный
Суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты
общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных
договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств,
государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и
распорядительных органов.
Конституционный
Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов, как в целом, так
и отдельных их положений.
Согласно
статье 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключения
Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не
подлежат [3, ст. 38].
Конституционный
Суд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролирует
конституционность нормативных актов. Однако в соответствии с законом Суд вправе
вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и
в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о
необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и
дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат
обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в
государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.
В
настоящее время в Конституции прямо не предусмотрено право Конституционного
Суда возбуждать дела по собственному усмотрению, чем он активно, как уже
отмечалось, пользовался в прошлый период.
С
точки зрения сегодняшнего дня особенно хорошо видно, что "судебный
субъективизм" в 1994-1996 гг., проявившийся, в том числе, и в возбуждении
дел по усмотрению суда (прежде всего в силу односторонности такого
"усмотрения"), не способствовал в полной мере становлению
Конституционного Суда, давал почву для обвинений в его адрес в необъективности
и пристрастности. Думаю, что Конституционному Суду должна быть присуща
сдержанность, действие в строгих рамках Конституции, вольности просто
недопустимы. К этому обязывает и наша система права.
В
Законе о Конституционном Суде сейчас детализирован порядок реализации положений
тех норм статьи 112 Конституции, которые действуют с 30 марта 1994 года.
Согласно названной статье, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к
выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в
соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании
данного нормативного акта неконституционным.
К
сожалению, с 30 марта 1994 г. данная норма фактически не действовала: суды не
входили с соответствующими предложениями в Конституционный Суд. Многими это
объяснялось отсутствием законодательной регламентации такого обращения. Хотя и
в тот период нельзя было согласиться с такого рода объяснениями, так как были
все условия для формирования соответствующей практики, чтобы снять всякие
сомнения в законе от 7 июля 1997 г. предусмотрено, что суд (общей компетенции
или хозяйственный) при выявлении расхождений между Конституцией и
подконституционным актом принимает решение в соответствии с Конституцией и
после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно
перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении им
предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта
неконституционным. Согласно закону Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд
обязаны сделать это в месячный срок со дня обращения к ним суда нижестоящей
инстанции.
Наше
законодательство в этой части несколько отличается от законодательства ряда
других стран, в том числе государств СНГ: предполагается, что суд сразу выносит
решение по делу, руководствуясь при этом Конституцией. Однако не исключается и
возможность суда при рассмотрении конкретного дела приостановить производство
по нему до вынесения вердикта Конституционным Судом по вопросу о
конституционности нормативного акта. Следовало бы предусмотреть аналогичный
механизм взаимодействия судов (общей компетенции, хозяйственных) и
Конституционного Суда при установлении расхождений между международными
договорами, действующими на территории Беларуси, и иными подконституционными
актами с целью обеспечения реального верховенства первых над вторыми.
Конституционный
Суд Республики Беларусь включен в главу «Суд» Конституции Республики Беларусь,
чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти –
самостоятельной ветви государственной власти.
Конституционный
Суд – единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок
формирования и некоторые другие вопросы прямо оговорены в Конституции.
Относительно организации и деятельности иных судов (общих, хозяйственных) в
Конституции сформулированы лишь принципы и указана их основная функция –
осуществление правосудия. При этом компетенция Конституционного Суда, как
отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, определяется специальным
законом о Конституционном Суде [4].
В
этой связи следует сделать несколько выводов: 1) конституционные положения
могут быть развиты в законе (без посягательства на юрисдикцию других органов);
2) недопустимы "размывание" закона о Конституционном Суде, попытки
закрепить нормы о статусе судей Конституционного Суда в других законодательных
актах без их непосредственного закрепления в законе о Конституционном Суде;
именно в законе о Конституционном Суде, как того требует Конституция, могут
развиваться и конкретизироваться ее принципы и нормы, касающиеся деятельности
Конституционного Суда; 3) законом о Конституционном Суде предусмотрено, что
порядок конституционного судопроизводства, правила процедуры и этикета
регулируются принимаемым Конституционным Судом Регламентом, который должен быть
основан на положениях названного закона. Конституционный Суд – единственный
судебный орган, который самостоятельно определяет порядок конституционного
судопроизводства. Конечно, процессуальные аспекты деятельности нельзя смешивать
с чисто статутными.
В
связи с тем что проводится проверка акта на его соответствие не только
Конституции, но и актам, обладающим более высокой юридической силой, чем
проверяемый акт, возможна проверка конституционности всех норм "по
вертикали", например, проверка соответствия нормативного решения
райисполкома (местный орган управления) решению облисполкома, которое, в свою
очередь, должно соответствовать указу, закону, а последние – Конституции.
Проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд
может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого,
обладающего более высокой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке
которого поступило предложение.
В
практике работы Конституционного Суда были случаи, когда вносилось предложение
о проверке отдельных статей закона (кодекса), но аналогичные нормы содержались
в других статьях. В этом случае Конституционный Суд, на наш взгляд, также
вправе проверить их конституционность и вынести соответствующее решение.
Местные
Советы депутатов обладают "двойной" природой. С одной стороны, это
государственные органы, а с другой – органы местного самоуправления. Несмотря
на это, их решения, как уже было отмечено, могут быть предметом рассмотрения в
Конституционном Суде. Лишь решения местных референдумов выпадают из сферы
контроля Конституционного Суда, в то же время это не распространяется на
законы, принятые путем всенародного голосования, т.е. в масштабе всей
республики.
Полагаю,
что предметом проверки могут быть не только действующие нормативные акты, но и
утратившие свою силу, а также еще не вступившие в силу акты.
К
сожалению, Парламент и другие субъекты редко используют свое право для дачи
толкования (разъяснения) конституционных норм. Это приводит к тому, что на
практике одна и та же норма часто трактуется по-разному. Способствовать единому
применению конституционных предписаний могла бы более широкая практика
официального разъяснения Конституции.
В
связи с тем, что на Конституционный Суд возложена обязанность осуществлять
контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, должна возрастать
его активность по казуальному толкованию Конституции. Правовая позиция
Конституционного Суда имеет принципиальное значение для развития правовой
системы, в том числе правоприменительной практики.
Решения
Конституционного Суда обязательно публикуются в ряде изданий, в том числе в
двух газетах, которые определены в качестве официальных изданий.
Страницы: 1, 2
|