Меню
Поиск



рефераты скачать Конституционное право СНГ

3 этап (вторая половина 92 года-96гг.). Принятие новой конституции стран СНГ.

4 этап (97-2007гг.). Внесение поправок и принятие новых редакций конституции.

Беларусь. Поправки: «О государственном статусе русского языка», «Об изменении порядка формирования верхней палаты парламента (совета республики)».

Украина. 1 ноября 2006 года – перераспределение полномочий между президентом и верховной рады Украины,  по формированию правительства и порядка организации его деятельности

Молдова. 2001г. Стала парламентской республикой и президент теперь избирается не народом, а парламентом.

Грузия. 2004г. О статусе Аджарии.

Армения. 2004г. Порядок формирования правительства (фактически стала парламентской республикой).

Азербайджан. 2003г. Об изменении порядка выбора президента.

Казахстан. 1998г. – придание официального статуса языку и изменение административно-территориального деления. 1997г. – сокращение сроков президентских полномочий, президентом можно быть не более одного раза. 2006г. – ввели верхнюю палату парламента

Киргизия. 2006г. Об упразднении верхней палаты парламента. 2001г. О государственном статусе русского языка.

Таджикистан. Срок полномочий президента уменьшен с 7 до 5 лет, уменьшены полномочия президента по формированию правительства и по руководству совместной деятельностью, об изменении порядка избрания президента и о порядке исполнения обязанностей президента.

Общие черты конституционных реформ.

- отказ от социалистической и принятие либеральной (рыночной) модели экономики;

- обретение международной правосубъектности;

- изменение идеологии государственных символов;

- введение политического и идеологического плюрализма (исключение – Туркменистан, в котором закреплена государственная идеология – Рух Нама);

- признание принципа разделения властей;

- во всех странах СНГ появились новые конституционно-правовые институты – должность президента, конституционный суд (исключение – Туркменистан, Казахстан), должность уполномоченного по правам человека, пропорциональная избирательная система;

- признание многообразия форм собственности;

- признание верховенства права и закона;

- признание естественного характера прав и свобод и их правовые гарантии;

- в большинстве стран СНГ конституция расширила права местного самоуправления по сравнению с советским периодом (исключения – Туркменистан и Беларусь). Украина в большей степени в нынешнем виде решила права местного самоуправления. Румыния и Италия. Грузия взяла понемногу из Германии и США. Армения в большинстве взяла от России. Азербайджан. Казахстан – Россия и Франция. Туркменистан – Франция, США. Киргизия – Россия. Таджикистан – Россия.

Основы конституционного строя стран СНГ.

- государственный суверенитет: во всех странах СНГ государственный суверенитет признается единым и не делимым и положения о его характере в большинстве стран СНГ являются закрепленными конституцией. Туркменистан конституцией предусмотрел право сецессии. Некоторые страны СНГ объявили о своем нейтралитете в международных отношениях, либо о возможности его установления (Туркменистан официально объявил себя нейтральным государством, а Беларусь и Молдовазакрепили возможность нейтралитета)

- во всех странах СНГ закреплено равенство конфессий (вероисповедания). Исключения: Грузия и Казахстане (президент имеет право участвовать в назначении руководителей представительств зарубежных религиозных организаций).

Во всех странах СНГ существует децентрализованная модель судебной системы, по типу относящаяся к романо-германской. В большинстве стран СНГ суды общей юрисдикции построены по принципу наличия трех инстанций. 4х звенная система, с наличием аппеляционного суда, юрисдикция которого распространяется на все государства, в Молдове, Азербайджане и т.д. Всего 2х звенная система существует в Туркменистане. Среди специальных судов отдельную ветвь составляют арбитражные/хозяйственные/экономические. В Азербайджане 2 высших экономических суда – Высший Экономический Суд, рассматривающий дела по национальному хозяйственному законодательству, и Высший Экономический Суд, рассматривающий дела, вытекающие из международных экономических обязательств. В Казахстане отсутствуют низшие инстанции хозяйственных судов, а хозяйственные дела по первой инстанции рассматривают по первой инстанции суды общей юрисдикции области, а в качестве высшей инстанции – Высший суд Казахстана. В нескольких странах СНГ создана система административных судов (Украина, Молдова, Грузия, Армения, Казахстан). Также в нескольких странах СНГ существует подветвь военных судов во главе с высшим военным судом (Беларусь, Армения, Киргизия, Казахстан) – военные суды округов/гарнизонов и высший суд.

Остальные виды специальных судов создаются при судах общей юрисдикции первой и второй инстанции. Жалобы на их решения рассматривают соответствующие коллегии/палаты высших судебных органов.

Конституционное правосудие. ВО всех странах СНГ, кроме Казахстана (Конституционный Совет республики) и Туркменистана (Парламент и Президент), существуют конституционные суды. В нескольких странах СНГ существуют относительно самостоятельные системы автономий. В некоторых предусмотрено обязательное представительство судей высших судов автономий в общегосударственных судебных органах. В большинстве стран СНГ существуют органы судейского самоуправления (исключение – Туркменистан). Назначение судей во всех странах СНГ производится либо самостоятельно президентом, либо президентом с согласия Парламента.

В большинстве стран СНГ существуют понятия и вторичного значения судей (исключение – Туркменистан)

Тема № : «Конституционное право Украины»


Конституция Украины принята верховной Радой 28 июля 1996. Изменение Конституции Украины может быть инициировано президентом или группой депутатов не менее чем 1/3 от общего состава Верховной Рады, обязательно заключение Конституционного суда о законности, поправка должна быть дважды одобрена на разных сессиях верховной рады (первый раз – абсолютно, второй – 2/3).

Основы конституционного строя, избирательное право и сам порядок изменения конституции могут быть изменены только по предложению не менее чем 2/3 состава Верховной Рады. Конституция не может меняться в условиях чрезвычайного или военного положения, не допускаются поправки, нарушающие независимость или территориальную целостность Украины. Конституционный контроль Украины осуществляется Конституционным судом Украины.

Гражданство Украины регулируется законом 2002 года. Приобретение гражданства по рождению, если ребенок родился на территории Украины и хотя бы один из родителей является гражданином Украины, или родители неизвестны, либо если ребенок родился за пределами Украины, но от украинских граждан. В случае, если гражданство родителей разное, и ребенок родился за пределами Украины, то вопрос решается по усмотрению родителей. А если между ними не достигнуто согласие по этому вопросу, вследствие чего ребенок может стать лицом без гражданства, то он автоматически становится гражданином Украины.

Прием в гражданство (натурализация) находится в ведении президента, существует комиссия. Цензы – признание и выполнение Конституции и законов Украины, отказ от иностранного гражданства, ценз оседлости – 5 лет (снимается для лиц, которые когда состояли в гражданстве Украины, либо их отец/мать/бабушка/дедушка были гражданами Украины, либо данные лица являются украинцами по национальности и могут это доказать; владение украинским языком и наличием средств к существованию.

Ограничение приема в гражданство:

- если человек совершил преступление;

- если человек имеет судимость не снятую и не погашенную;

- если отбывает уголовное наказание;

- если находится под следствием;

- если противодействует функционированию украинского языка;

- если данный человек находится на службе в армии или правоохранительных органах иностранного государства.

Прекращение гражданства. Выход производится в уведомительном порядке, кроме случаев, когда у человека есть невыполненные обязательства перед государством, физическими и юридическими лицами.

Утрата гражданства в случаях добровольного приобретения гражданства иностранного государства, в случаях поступления на службу иностранного государства, если гражданство Украины было приобретено незаконно, если человек выезжает на ПМЖ за границу и в течении 7 лет не становится на консульский учет.

Органы государственной власти Украины. Парламент – Верховная Рада в количестве 450 человек. Избирается сроком на 4 года. С 2006 года 2/3 (300 человек) избираются по пропорциональной системе и 1/3 по мажоритарной. На данный момент Верховная Рада – это парламент с неограниченными полномочиями. Она может решать любые вопросы, кроме входящих в исключительную компетенцию других органов.

Структура Верховной Рады. Избирается Председатель, несколько заместителей (по количеству фракций), Президиум, куда входят также лидеры фракций, фракции, комитеты и комиссии. Полномочия Парламента делятся на две группы: полномочия, решаемые с помощью издания закона; с помощью издания постановлений.

Верховная Рада Украины, по сравнению с другими парламентами стран СНГ, обладает наибольшим количеством кадровых полномочий. Сессии проходят два раза в год.

Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы обладают депутаты Верховной Рады, Президент, Кабинет Министров (только по вопросам государственного бюджета), Центробанк Украины (по вопросам собственной компетенции). Законы принимаются в 3 чтения (обычные законы) и в 2 чтения (частные).

Президент Украины избирается прямыми выборами сроком на 4 года абсолютным большинством голосов избирателей. Может быть гражданин Украины не моложе 25 лет, обладающий избирательными правами, владеющий украинским языком и не имеющий неснятой или непогашенной судимости. С 2006 года внесены изменения в статус президента Украины. Президент Украины сохраняет за собой пожизненный статус, пожизненную неприкосновенность (может быть снята). В компетенции президента Украины сейчас преобладают представительские полномочия. С 2006 года президент ограничен в кадровых полномочиях. Может назначать с одобрения Верховной Рады только премьер-министра, министра иностранных дел и министров силовых министерств. Президент имеет право назначать своих представителей в несколько  контрольных и координационных органах государства (государственный антимонопольный комитет, государственный комитет по управлению государственным имуществом и комитет по телевидению и радиовещанию).

Импичмент президента может быть инициирован не менее чем 1/3 депутатов верховной рады. Решения о выдвижении обвинения и об отрешении президента от должности принимаются в 2/3 верховной рады. В случае досрочного прекращения полномочий исполняющим обязанности президента становится председатель верховной рады.

Кабинет министров формируется совместно президентом и парламентским большинством. При этом президент обязан согласовывать кандидатуры премьера и подчиненных ему министров с парламентским большинством, а кандидатуры на остальные должности правительства вносят на основе договоренности лидера парламентских фракций, входящих в большинство.

Кабинет министров Украины имеет право начать свои заседания и принимать решения только после одобрения его программы верховной радой.

Ответственность Кабинета Министров. Президент Украины может уволить премьера или подчиненных ему министров  только с согласия верховной рады. Остальные члены правительства могут быть уволены только верховной радой самостоятельно.

Судебная власть составляют Верховный суд; Высший Гражданский и Высший Уголовный Суды Украины; областные суды; районные городские суды. На уровне областных судов создаются суды интеллектуальной собственности, решения которых обжалуются в Высший суд интеллектуальной собственности. Областные хозяйственные суды – высший хозяйственный суд. Окружные (гарнизонные) военные суды – высший военный суд. В ближайшее время в Украине должны быть созданы администрационные суды. Создаются ювенальные суды.

Назначение на должности в высшие суды производит верховная рада по представлению президента, в остальные суды – президентом на пять лет (вторично – бессрочно).

Территориальное устройство и местное самоуправление.

Украина – сложное унитарное государство, состоит из 24 областей, автономной республики Крым и 2 города республиканского значения – Киев и Севастополь. В областях и городах республиканского значения исполнительную власть осуществляют назначаемые президентом главы администраций, которые ему и подчиняются, а представительными органами являются – городские или областные рады.

Республика Крым является политико-административной. Черты политической автономии: наличие собственной конституции 1998 г., собственное законодательство, право устанавливать собственные языки, помимо, украинского. Черты административной автономии: непосредственное подчинение органов государственной власти Крыма высшим органам государственной власти Украины. Представительным органом является верховная рада Крыма, избирается по мажоритарной системе относительного большинства сроком на 4 года, в количестве 100 человек. Она может быть распущена верховной радой Украины за действия антиконституционного характера. Исполнительную власть осуществляет премьер-министр Крыма, при этом премьер министр назначается верховной радой Крыма по согласованию с президентом Украины. Остальные члены совета министров Крыма назначаются верховной радой Крыма по представительству совета министров. Президент Украины может отправить в отставку совет министров Крыма, в случае если это решение поддержит абсолютное большинство верховной рады Крыма. Если верховная рада Крыма по собственной инициативе 2/3 голосов проголосует за отставку совета министров, то президент Украины её поддержать.

В районах и городах действуют местные городские администрации и городские районные рады. В селах и деревнях эти функции выполняют собрание/сход граждан, а исполнительную власть деревенский староста, а в селе – голова. Во всех территориальных единицах существуют представительства президента, наделенные контрольными полномочиями по отношению к местным органам.

Конституционное право Белоруссии.


Конституция Белоруссии в нынешней редакции прята на референдуме 24 ноября 1996 года. Главное отличие от предыдущей редакции – изменение формы правления с парламентской на президентско-парламентскую; централизация государственного управления; расширение перечьня прав и свобод.

Нынешняя редакция изменялась только в 1997 г. (государственный статус русского языка).

Порядок изменения: с инициативой пересмотра конституции могут выступать – президент, или группа избирателей не менее чем 150 тыс. человек. Обычные положения конституции изменяются с помощью двойного вотума ¾ обеих палат парламента с перерывом не менее ччем 3 месяца.

Укрепленные положение конституции (права и свободы, очновы конституционного строя, высших органов гос власти и порядка изменения конституции могут быть изменены только с помощью референдума.

Конституционный контроль осуществляет конституционны суд, но толкованием конституцииможет заниматься не только конституционный суд, но и парламент (национальное собрание)

Гражданство Белоруссии регулируется законом 2001 года в редакции 2004 года. По рождению гражданами республики белорусь становятся лица, родившиеся на территории Белоруссии, если хотя бы один из родителей является гражданином Белоруссии, если родители являются родителями без гражданства, если родители ребенка являются иностранцами и по отношению к нему не применяется закон о гражданстве другого государства, то он так же становится гражданином, которое он может сохранить, если по достижению 18 лет не изъявит желание приобрести гражданство отца или матери; дети, родители которых неизвестны, обнаруженные на территории Белоруссии также получают гражданство Белоруссии и сохраняют его , если по достижении совершеннолетия они обнаружатся что могут претендовать на гражданство другого государства.

Натурализация (прием в гражданство). Цензы: ценз оседлости – не менее 7 лет, владение одним из государственных языков, наличие постоянных средств к существованию; отказ от иностранного гражданства, соблюдение конституции и законом Белоруссии.

Человек, претендующих на натурализации не должен совершать деяний, считающихся в Белоруссии преступлением, не должен выступать за насильственное свержение существующего строя.

Льготы по натурализации установлены для граждан республик бывшего СССР (снимается требование знаний государственного языка), для лиц, являющихся белорусами по национальности снимаются требования знания языка и ценз оседлости; для лиц, имеющих особые заслуги перед Республикой Беларусь цензы уменьшаются по усмотрению президента.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.