Президент
формирует Администрацию Президента Российской Федерации, орган, который
является собственно рабочим аппаратом Президента в исполнении возложенных на
него Конституцией и федеральными законами функций.
Президент
утверждает военную доктрину Российской Федерации, документ, в котором определяется
военно - политическая деятельность государства.
Статья
84
Президент
Российской Федерации:
а) назначает выборы
Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
федеральным законом;
б) распускает
Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации;
в) назначает
референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит
законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и
обнародует федеральные законы;
е) обращается к
Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики государства.
В
данной статье раскрываются полномочия Президента, относящиеся к его
взаимоотношениям с законодательной властью Российской Федерации. В этой же
статье предусматривается и полномочие Президента назначать референдум.
Президент
назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации».
Президент
имеет право распускать Государственную Думу "в случаях и порядке,
предусмотренных Конституцией" (ст. 111 и 117 Конституции), кроме того,
Конституцией установлены случаи, когда Государственная Дума не может быть
распущена (ст. 109 Конституции), т.е. право Президента Российской Федерации
распускать Государственную Думу не является абсолютным.
В
полномочия Президента входит назначение референдума Российской Федерации.
Порядок назначения референдума и его проведения установлен Федеральным
конституционным законом "О референдуме Российской Федерации".
Полномочия
Президента в сфере законодательства заключаются в том, что Президенту
принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу.
Реализацию
конституционного полномочия Президента вносить законопроекты в Государственную
Думу обеспечивает полномочный представитель Президента в Государственной Думе
Федерального Собрания.
На
Президента возлагается обязанность подписывать и обнародовать федеральные
законы. «Основной формой обнародования закона, т.е. доведения его до всеобщего
сведения, является опубликование закона. Согласно Федеральному закону о порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания федеральные конституционные
законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом
подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного
текста закона в "Российской газете" или "Собрании законодательства
Российской Федерации". Федеральные конституционные законы и федеральные
законы могут быть опубликованы и в других печатных изданиях и обнародованы по
телевидению и радио, разосланы должностным лицам, переданы по каналам связи и
т.д.»[8].
107).
Статья
85
1. Президент
Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения
разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между
органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае
недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на
рассмотрение соответствующего суда.
2. Президент
Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих
актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным
обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
«Права
Президента, изложенные в данной статье, прямо вытекают из его обязанности
обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти»[9].
Поскольку
в Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, то Президент
может выбрать из большого диапазона согласительных процедур, суть которых
состоит в предложении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении
согласованного решения.
Президент
имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, но он не может приостановить действие актов их
органов законодательной власти.
Статья
86
Президент
Российской Федерации:
а) осуществляет
руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры
и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные
грамоты;
г) принимает
верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических
представителей.
В
этой статье определены основные полномочия Президента в сфере внешней политики
Российской Федерации. Наиболее существенным является тот факт, что Президент
осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Президент
проводит регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участвует
в важнейших международных дипломатических форумах, а также достаточно часто
обменивается мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями по
телефону и лично.
«Руководство
внешней политикой со стороны Президента Российской Федерации в значительной
степени проводится через федеральное Министерство иностранных дел, глава которого
- министр иностранных дел - в соответствии со сложившейся международной
практикой по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент,
представляет государство по должности, т.е. без специальных полномочий»[10].
Статья 87
1. Президент
Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами
Российской Федерации.
2. В случае
агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии
Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Государственной Думе.
3. Режим военного
положения определяется федеральным конституционным законом.
Президент
Российской Федерации как глава государства и Верховный Главнокомандующий
Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления
оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.
Президент
утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном
штабе Вооруженных Сил Российской Федерации. С одной стороны министр обороны
Российской Федерации входит в состав Правительства и работает под руководством
Председателя Правительства Российской Федерации. С другой стороны, Министерство
обороны входит в число федеральных органов исполнительной власти, которые
подведомственны Президенту России по вопросам, закрепленным за ним федеральной
Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации.
Практическая
деятельность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской
Федерации предусматривает руководство всеми важнейшими направлениями работы
Министерства обороны.
В
полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на военную
службу, утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации, Положения о
территориальной обороне, планы дислокации Вооруженных Сил и других войск,
размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения
и ядерных отходов на территории страны.
Президент
проводит переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о
совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной
безопасности и разоружения.
Военное
положение объявляется указом Президента Российской Федерации с незамедлительным
сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Детально режим военного
положения определяется федеральным конституционным законом.
Статья
88
Президент
Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных
федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Для
скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка,
устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи
Президент Российской Федерации вправе ввести чрезвычайное положение. Основания
для введения чрезвычайного положения определены в Законе "О чрезвычайном
положении". Указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного
положения должны утверждаться Советом Федерации.
Статья
89
Президент
Российской Федерации:
а) решает вопросы
гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает
государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания
Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет
помилование.
В
этой статье перечислены полномочия Президента в отношении личности - гражданина
Российской Федерации, иностранного гражданина, лица без гражданства. Указанные
в статье полномочия традиционно относятся к компетенции главы государства.
Важнейшим среди этих полномочий является решение вопросов гражданства
Российской Федерации.
Статья
90
1. Президент
Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения
Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории
Российской Федерации.
3. Указы и
распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить
Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В
данной статье определены полномочия Президента по изданию правовых актов в виде
указов и распоряжений, установлены пределы действия таких актов, их соотношение
с российской Конституцией и федеральными законами.
Правовые
акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные.
«Указы
и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на
всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и
федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными
органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской
Федерации своих актов»[11].
Нормативные
указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила
поведения, рассчитанные на многократное применение.
Индивидуальные
указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных
лиц, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об
освобождении от занимаемой должности.
Правовые
акты, которые издает Президент, не должны противоречить Конституции Российской
Федерации и федеральным законам, т.е. носят подзаконный характер. Правовые акты
Президента подлежат официальному опубликованию.
Статья
91
Президент
Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Тот
факт, что Президенту Российской Федерации предоставлены гарантии
неприкосновенности, обусловлен, прежде всего, чрезвычайной важностью и
ответственностью его полномочий как главы государства и гаранта Конституции, а
также тем, что он избран всенародным голосованием.
«Гарантия
неприкосновенности, установленная ст. 91 Конституции, означает, что Президент
не может быть привлечен к любой установленной федеральным законом
ответственности, в том числе уголовной, административной и гражданской,
подвергнут насильственному осмотру, обыску, аресту, задержанию или иному
ограничению его личной свободы»[12].
Гарантия
неприкосновенности действует только в период нахождения в должности.
Статья
92
1. Президент
Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им
присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в
должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской
Федерации.
2. Президент
Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его
отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы
Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с
момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
3. Во всех случаях,
когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности,
их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.
Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права
распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить
предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской
Федерации.
«Указание,
что Президент приступает к исполнению обязанностей "с момента"
принесения присяги и прекращает их исполнение опять же "с момента"
принесения присяги вновь избранным Президентом, подчеркивает очень важное для
государства обстоятельство, которое заключается в том, что исполнение
обязанностей Президента, в принципе, вообще не прекращается. Меняются только
лица, исполняющие обязанности Президента»[13].
Т.к.
исполнение полномочий Президента не должно прерываться, в п. 3 данной статьи
предписано, что в случае досрочного их прекращения обязанности Президента
временно, т.е. до избрания нового Президента, исполняет Председатель
Правительства Российской Федерации.
Статья
93
1. Президент
Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только
на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением
Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента
Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда
Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение
Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об
отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от
общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов
Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии,
образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета
Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть
принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной
Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не
будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Отрешение
от должности Президента предусматривает особый порядок и связанные с этим
процедуры, в которых участвуют Государственная Дума, Верховный Суд Российской
Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, а также Совет Федерации.
Процесс
выдвижения обвинения и отрешения от должности Президента состоит из нескольких
этапов. Обвинение против Президента Российской Федерации может выдвинуть только
Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов. Государственная Дума
принимает решение о выдвижении обвинения 2/3 голосов от общего числа депутатов.
Выдвинутое
Государственной Думой обвинение против Президента направляется в Верховный Суд
Российской Федерации, который дает заключение о наличии в действиях Президента
признаков преступления, послуживших основанием для обвинения. По запросу Совета
Федерации Конституционный Суд дает свое заключение. Решение Совета Федерации об
отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не
менее чем 2/3 голосов от общего числа состава палаты и не позднее чем в
трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения.
Страницы: 1, 2, 3
|