Конститтуционный Суд РФ
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Правовой статус
Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа. 6
1. Понятие Конституционного Суда
Российской Федерации. 6
2. Статус судьи Конституционного
Суда Российской Федерации. 11
3. Порядок формирования и состав
Конституционного Суда Российской Федерации 17
Глава 2. Процедура рассмотрения
дел в Конституционном Суде Российской Федерации 19
1. Поводы и основания к
рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации. 19
2.Решения Конституционного Суда
Российской Федерации и их виды.. 21
Заключение. 23
Список литературы.. 25
Глоссарий. 27
Приложения. 29
Приложение 1. Виды решений
Конституционного Суда РФ.. 29
Приложение 2. Решение
Конституционного Суда Российской Федерации. 30
Введение
На переходном
этапе современного развития Российской Федерации в рамках процесса
демократических преобразований происходит формирование новых
общественно-экономических отношений, закладывается основа гражданского
общества, правового государства. Значимый вклад в этот процесс вносит суд, роль
которого в правовом государстве сводится не только к отправлению правосудия, но
и участию в правотворческой деятельности. Логика такого подхода закономерна для
стран, проводящих радикальные социальные, экономические и политические реформы.
Нормативное регулирование в таких странах находится в постоянном противоречивом
развитии: то отстает от проводимых реформ, то опережает их, что вызывает
потребность в конституционализации отраслевого и регионального законодательства,
т.е. во встраивании его в непротиворечивую правовую систему, основанную на
верховенстве Конституции
В 1991 г. впервые
в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовой
институт - Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционного
контроля. Это было поистине революционным политико-правовым актом на фоне
десятилетий попрания законности, зависимого положения судебной власти, во
многом декоративно-пропагандистской роли советских конституций.
Учреждение Конституционного
Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к
демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета
Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализации идей правового
государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти;
в-третьих, к превращению Конституции в непосредственно действующее право,
которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другие
субъекты права и на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения
для защиты своих прав и свобод.
В то же время на
первоначальном этапе своей деятельности Конституционный Суд должен был
действовать на основе Конституции РСФСР 1978 г., в которую к началу 90-х
г.г. было внесено около 300 поправок, приведших к соединению в ней как бы двух
форм устройства государства: советской и общедемократической.
Такое соединение
противоположных конституционных установлений было выражением не социального
компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризует сущность
демократических конституций, а незавершенной острой борьбы различных
социально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России. В этих
условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Новый
этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России,
принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Она
представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского
общества, затрагивающего все его сферы - социально-экономическую, политическую,
государственно-правовую и духовную.
В Конституции
России 1993 г. нашли воплощение многие принципы демократического
конституционного строя, конституционализма: народовластие; верховенство права и
конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита
государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность;
федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления;
признание и защита различных форм собственности; свобода экономической
деятельности; судебный конституционный контроль.
Федеральный
конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
развивающий положения статьи 125 Конституции РФ, принят Федеральным Собранием в
1994 г. Он стал первым конституционным законом после вступления в силу
Конституции 1993 г.
И это
знаменательно, ибо Конституционный Суд - орган, который призван обеспечить
эффективную охрану Конституции, всего конституционного законодательства в
целом. За прошедшие годы накоплен определенный опыт конституционного контроля,
выявлены его сильные и слабые стороны, видно его влияние на правовые процессы.
Все это делает актуальным исследование института конституционного контроля в
России.
Цель работы – определить
правовую характеристику Конституционного Суда РФ.
Для успешной
реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие
Конституционного Суда;
2. Определить статус судьи
Конституционного Суда РФ;
3. Выявить порядок формирования
и состав Конституционного Суда;
4. Проанализировать поводы и
основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде
5. Уточнить процедурные правила
рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации;
6. Охарактеризовать решения
Конституционного Суда и их виды.
Структурно работа
выполнена следующим образом: введение, две главы, включающие в себя четыре
параграфа, заключение, глоссарий, список литературы и приложения.
Глава 1. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации
1. Понятие Конституционного Суда Российской Федерации как судебного
органа
Согласно статье 1
Закона Конституционный Суд - это, прежде всего, орган, осуществляющий судебную
власть. Осуществление Конституционным Судом судебной, а значит, и
государственной власти основывается на положениях Конституции. В соответствии
со статьей 10 Конституции государственная власть в РФ осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление судами
государственной власти предусматривается и статьей 11 (частью 1) Конституции.
Конституция и
Закон «О
Конституционном Суде Российской Федерации» не содержат положения о том, что
Конституционный Суд - высший орган судебной власти. В отличие от ВС и ВАС,
являющихся в силу статей 126 и 127 Конституции вышестоящими инстанциями по
отношению соответственно к судам общей и арбитражной юрисдикции,
Конституционный Суд по отношению к конституционным (уставным) судам субъектов
РФ такой инстанцией не является. Конституция вообще не упоминает о
конституционных (уставных) судах субъектов РФ.
Вместе с тем
полномочия Конституционного Суда, в отличие от полномочий ВС и ВАС, определены
Конституцией (статьей 125) наиболее обстоятельно и «опережают» в ее тексте
полномочия названных судов. Решения именно Конституционного Суда обязательны
для всех других органов и должностных лиц, в том числе ВС и ВАС, что
неоднократно подтверждалось решениями Конституционного Суда[[1]].
Конституционный
Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Заметим, что сама
Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г., ФКЗ «О Конституционном Суде в
РФ» был принят 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода после
Конституции РФ, а ФКЗ «О судебной системе в РФ», к примеру, был принят в 1996
г. 31 декабря (спустя 3 года) после Конституции РФ. Так почему же потребовалось
столь скорое принятие именно в форме ФКЗ закона, определяющего правовое
положение Конституционного Суда?
Во-первых, сама
Конституция РФ предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна
регулироваться именно федеральным конституционным законом, а не просто
федеральным законом. Напомним, что для принятия или внесения изменения в любой
ФКЗ необходимо получить его одобрение не менее чем 2/3 голосов Федерального
собрания РФ, в которое входят Государственная Дума РФ и Совет Федерации (нижняя
и верхняя палаты парламента). Таким образом, принятие именно в форме ФКЗ акта,
регулирующего деятельность (правовой статус) Конституционного Суда РФ,
объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить,
что придает законодательную стабильность основных положений деятельности
Конституционного Суда РФ.
Во-вторых,
причина такого скорейшего принятия ФКЗ «О Конституционном Суде в РФ»
заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот
период времени[[2]].
Россия, проводя
демократические преобразования, стала первой на территории СССР страной,
учредившей в декабре 1990 г. специализированный орган судебного
конституционного контроля, внеся изменения в ст. 119 Конституции РСФСР (ВВС
РСФСР. 1990. N 29. Ст. 395). 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О
Конституционном Суде РСФСР» (ВВС РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1017), в октябре 1991
г. избран его первый состав.
В период с 1992
г. по 1993 г. деятельность Конституционного Суда РФ внесла значительный вклад в
становление конституционного правосудия в нашей стране, хотя реакция
общественности была неоднозначна. Учитывая ситуацию острой конфронтации между
органами законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд РФ
оказался вовлеченным в водоворот политических страстей. Все эти факторы привели
к приостановлению деятельности Конституционного Суда РФ осенью 1993 г.
В процессе
подготовки проекта новой Конституции обсуждались иные организационно-правовые
формы осуществления конституционного правосудия, например возможность создания
конституционной коллегии в составе Верховного Суда РФ, возложения
конституционно-контрольной функции на Верховный Суд РФ в целом (такая модель
действует в США); возможность образования высшего судебного присутствия как
своеобразной надстройки над Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным
Судами. Последний пример является абсолютным нововведением в мировой практике.
Некоторые из внесенных предложений, которые бы вели к понижению значения
Конституционного Суда РФ и передаче его функций другим структурам, объяснялись
реакцией общественности на политические обстоятельства, предшествующие этому
периоду.
Конституция
России 1993 г. сохранила Конституционный Суд как самостоятельный институт
власти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесения
Конституции РФ на всенародное голосование между авторами - составителями
проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного
Суда. Этот пробел в Конституции восполнил ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»,
который на основе ст. 128 Конституции РФ установил полномочия, порядок
образования и деятельности Конституционного Суда[[3]].
Статья 165
Конституции, которая действовала ранее, давала Конституционному Суду
чрезвычайно широкую характеристику. Она характеризовала его как высший орган
судебной власти по защите конституционного строя. Статья 1 ФКЗ «О Конституционном
Суде Российской Федерации» дает более четкое определение Конституционного Суда
РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В
этом определении отражены основные черты Конституционного Суда РФ: правовой
статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля,
главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление
судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное
судопроизводство.
Таким образом,
Конституция РФ дала Конституционному Суду РФ особые полномочия, которые
значительно отличают его от других судебных органов власти, более подробно мы
поговорим об этом при рассмотрении ст. 3 комментируемого Федерального
конституционного закона.
Являясь
специальным органом судебной власти, Конституционный Суд РФ, учитывая
возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и
непосредственного действия Конституции РФ и баланса властей, выступает еще и
как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями
президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его
двуединая правовая природа. По сравнению с предшествующим Законом о
Конституционном Суде и действовавшей ранее Конституцией комментируемый ФКЗ не
использует термин «высший» при определении Конституционного Суда[[4]].
И он
действительно не является высшим органом в том понимании, что он не возглавляет
какую-либо систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные)
суды субъектов РФ, и не является для судебной системы надзорной, кассационной
либо апелляционной инстанцией.
Однако не следует
упускать из вида и то обстоятельство, что Конституционный Суд РФ все же можно
назвать высшим органом в том смысле, что он занимает высшее положение в
механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким
инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех
других высших государственных структур, связан при осуществлении
судопроизводства только Конституцией РФ как вершиной правовой системы и ФКЗ «О
Конституционном Суде». В силу такого особого статуса Конституционного Суда из
всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией
Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ определена
непосредственно и развернуто в Конституции РФ.
Конституционное
судопроизводство - это процессуальная форма деятельности конституционных судов,
которые применяют и интерпретируют конституционные нормы и решают различные
юридические дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного
судопроизводства - устранение неопределенности в вопросе о соответствии
нормативного акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание
полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или
совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование
Конституции РФ. Конституционное судопроизводство - это регламентированная ФКЗ «О
Конституционном Суде РФ» и законодательными актами субъектов РФ о
конституционных (уставных) судах деятельность конституционных судов по
осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим
судам правомочиями[[5]].
Итак,
Конституционный Суд РФ, как судебный орган конституционного контроля,
самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством
конституционного судопроизводства, учрежден относительно недавно, но достаточно
быстро занял прочное место в системе демократических институтов российской
государственности. Сегодня очевидно, что Конституционный Суд представляет собой
действенный механизм защиты Конституции РФ.
2. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судьей
Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин
Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет,
с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы
по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой
квалификацией в области права.
Судьи
Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению
Президента.
Согласно ст.11
ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» судья Конституционного Суда Российской
Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом
Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за
собой другие государственные или общественные должности, иметь частную
практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие
которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного
Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия
на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской
Федерации.
Страницы: 1, 2, 3
|