|
Во-первых, отметим, что среди напитков «Кола» «Кола-лайт» значительно менее эластичен по цене чем «Кока». Хотя на рынке напитков «Кола» он занимает не большую долю, по вкусу он заметно отличается от «Коки» «Пепси» и других сортов, и поэтому потребители, покупающие «Колу-лайт», пристрастны к нему. Но хотя «Кола-лайт» обладает большей, чем «Кока», монопольной властью, это ещё не означает, что первый более рентабелен. Прибыли зависят от постоянных издержек, объёма производства и цены. При более низкой средней прибыли «Кока» принесёт большую совокупную прибыль, так как имеет большую долю на рынке. Во-вторых, отметим, что спрос на кофе более эластичен по цене, чем спрос на напитки «Кола». Среди потребителей кофе меньше любителей той или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравнению с различными марками напитков «Кола», потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Хиллз Бразерз» и «Максвелл Хаус». За исключением «Колы-лайт», спрос на все сорта на все сорта напитков «Кола» и кофе очень эластичен по цене. При эластичности от –5 до –9 каждая марка обладает лишь ограниченной монопольной властью. Чтобы определить к какому типу рынка относится рынок напитков и кофе воспользуемся таблицей 1.1. Продавцов – много, покупателей – много. Получается, что наш рынок принадлежит двусторонней полиполии. Значит это либо монополистическая, либо совершенная конкуренция. Но товар на данном рынке дифференцирован (т.е. представлены различные сорта напитков и молотого кофе), что позволяет сделать вывод: строение рынка соответствует монополистической конкуренции. Для подтверждения вывода обратимся к таблице 1.2. По данным проведённого эксперимента эластичность находится в пределах от до 0, что ещё раз подтверждает, что это типичный случай монополистической конкуренции. 4.2 Рынок мобильной связиСотовые сети вышли из стадии научно – технических разработок на коммерческий рынок, привлекая различные слои пользователей. Уже сейчас в мире беспроводной связью пользуются сотни миллионов человек. Сотовый телефон перестал быть символом престижа, и стал инструментом, позволяющим более эффективно использовать рабочее время, оперативно управлять технологическими, экономическими и другими процессами. Бум на мобильном рынке произошёл после августовского кризиса 1998 года, хотя пока основную роль играют лишь Москва и Санкт-Петербург. По предварительным оценкам, на 01.01.2001. в стране насчитывалось около 3400000 сотовых пользователей – рост 152% по сравнению с концом декабря 1999 года. Результаты 2000 года примерно на 10% превзошли многочисленные оценки и прогнозы. Бурно развивающийся рынок сотовой связи привлекает внимание многих компаний. В России в этот бизнес вовлечено около двухсот фирм – операторов, несколько холдинговых компаний, и каждый стремится быстрее окупить свои затраты и получить прибыль. В 2000 году в России продолжалась консолидация сотовых активов. Три холдинга – «Система Телеком», «Вымпелком» и «Телекоминвест» - контролируют 75% рынка, (рис. 4.1). Рис. 4.1 Рынок сотовой связи России Рынок сотовой связи России: 1. «Телеком» - 40% 2. «Вымпелком» - 25% 3. «Телекоминвест» - 10% 4. МСТ – 10% 5. «Милликом» - 6% 6. СМАРТС – 2% 7. Другие – 7%[16] Сервис и услуги. Современная конкуренция вынуждает компании диверсифицировать свою деятельность в сторону предоставления богатого и качественного ассортимента сервисных услуг. Ведь клиента интересует не только стоимость минуты эфирного времени, но и зона охвата данной сотовой сети, возможность использования мобильного телефона при поездках по России и за рубеж (роуминг) и др. Поэтому основная борьба компаний ведется в этой сфере. Сегодня пользователю предоставляются всевозможные тарифные планы, возможность выхода в интернет для передачи данных (fax, e-mail) – мобильный офис, SMS (служба коротких сообщений), голосовая почта, планируется дальнейшее развитие информационного наполнения мобильного интернета, м-коммерции и приложений. Такие компании как Би-Лайн и МТС, позволяют пользователям навести справки, вызвать службу спасения, заказать авиационные и железнодорожные билеты и даже записать на прием к любому врачу. Московская сотовая связь (МСС) организовала сеть сотовых таксофонов, располагающихся в дачных поселках недалеко от Москвы. «Новосибирская сотовая связь -450» предоставляет гибкую систему тарифных планов, что немаловажно для регионального пользователя, не обремененного московскими доходами. А «Байкалвестком» дает своим пользователям конференц-связь – возможность разговора трех и более абонентов. Так что спектр услуг широк и многообразен. Анализ развития современных средств связи показывает, что уже в скором будущем мы все станем свидетелями повсеместного и повседневного применения мобильной связи. Рынок подвижной радиосвязи переживает во всем мире стремительное развитие. Глобальной стратегией совершенствования мобильной радиосвязи является внедрение единых международных стандартов и создание на их основе региональных, федеральных, международных сетей общего пользования. Для определения типа рыночной структуры, обратимся к таблице 1.1. 75% рынка контролируют три крупных компании (т. е. несколько продавцов), сервисными услугами которых пользуются большое количество покупателей. Тип строения рынка – олигополия. Отличительной чертой олигополии является то, что несколько крупных компаний удовлетворяют основную долю спроса и они велики по сравнению с размером совокупного рынка, который они обслуживают. Данное утверждение, подтверждается данными, представленными в таблице 4.2. и на рис.4.1. Таблица 4.2 Крупнейшие операторы сотовой связи России | |||||||||||||||||||||||||||||
Компания |
Город |
Количество абонентов |
||||||||||||||||||||||||||||
МТС |
Москва |
1190000 |
||||||||||||||||||||||||||||
Вымпелком |
Москва |
810000 |
||||||||||||||||||||||||||||
NW-GSM |
С.-Петербург |
253329 |
||||||||||||||||||||||||||||
Кубань-GSM |
Краснодар |
106233 |
||||||||||||||||||||||||||||
МСС |
Москва |
100500 |
||||||||||||||||||||||||||||
Дельта Телеком |
С.-Петербург |
78000 |
||||||||||||||||||||||||||||
СМАРТС |
Самара |
91000 |
||||||||||||||||||||||||||||
Би-Лайн Самара |
Самара |
37900 |
||||||||||||||||||||||||||||
Таиф-Телком |
Казань |
32340 |
||||||||||||||||||||||||||||
НСС |
Н.-Новгород |
32000 |
||||||||||||||||||||||||||||
Фора Коммуникейшнс |
С.-Петербург |
31200 |
||||||||||||||||||||||||||||
Татинком |
Казань |
30500 |
||||||||||||||||||||||||||||
ССС-900 |
Новосибирск |
30000 |
Источник: www.sotovik.ru: 13 самых крупных операторов России по размеру абонентской базы на конец декабря 2000 г.
Ключевым признаком олигополии является то, что действия одной фирмы прямо влияют на остальные. Это простирается на все сферы конкуренции: услуги покупателям (роуминг, переадресация, определение номера, голосовая почта, прием и отправление факсимильного или текстового сообщения, и т.п.), инновационная деятельность (видеотелефония, беспроводный доступ в интернет), объем продаж, долю рынка, стратегию стимулирования сбыта.
Приведенные выше факты доказывают, что рынок мобильной связи является олигополией.
Зарождение теории конкуренции произошло в девятнадцатом веке. Основоположниками данной теории были известные ученые-экономисты А. Курно, Л. Вальрас, занимавшиеся организацией теории, Дж. Робинсон, Г. фон Штакельберг, Э. Чемберлин и др.
Теория развивалась и без претензий по поводу отрыва от практики просуществовала вплоть до 50-60-х годов. На данный момент чистая теория конкуренции существует в качестве необходимого инструмента экономического анализа, который используется для решения широкого круга задач.
В какой мере возможно применять теорию на практике и в какой мере она соответствует реальной действительности и являлось целью работы.
Для этого рассмотрели теоретические положения и проследили становление теории конкуренции, проанализировали типы рынков совершенной и несовершенной конкуренции и пришли к выводу, что рынок совершенной конкуренции является довольно редким случаем, так как его характеристики настолько строги, что им едва ли может удовлетворять реальный рынок, и лишь некоторые из рынков приближаются к нему. Монополия является прямой противоположностью рынку совершенной конкуренции и малореальна в масштабах страны, но, например, в маленьком городе ситуация монополии довольно типична. Монополистическая конкуренция и олигополия наиболее реальные типы строения рынков. И большинство примеров, которые были рассмотрены, действительно описывают эти рынки. В работе были проанализированы рынки напитков и кофе и рынок мобильной связи, так как они, на наш взгляд, наиболее точно удовлетворяют теоретическим положениям.
Структура и развитие экономики и способы, которыми компании достигают конкурентного преимущества и максимальной прибыли, являются сутью теории конкуренции. Четкое понимание этих предпосылок служит основой, на которой базируется вся наука конкуренции.
Дальнейшее изучение теории и практики конкуренции можно продолжать уже в другом аспекте, например, конкурентоспособность России, конкурентоспособные стратегий предприятий, т. е. в чисто практическом аспекте. При подборе литературы к курсовой работе, было обнаружено, что большая часть опубликованного материала по конкуренции относится именно к этой теме. Но она изучена не до конца и круг вопросов очень широк, поэтому дальнейшая разработка данной темы представляется перспективной.
1. Байе Майкл Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учеб. Пособие для вузов/Пер. с англ. под ред. А.М. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 743 с.: ил
2. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 211 с.
3. Гальперин В.М. Игнатьев С.М. Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т./общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1997. Т 2. – 503 с.
4. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство Норма , 2000. – 572 с.
5. Пиндайк, Роберт С., Рубинфельд, Дэниель Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 807 с.
6. Портер, Майкл. Конкуренция: Пер. с англ. – СПб.: Вильямс, 2000. – 495 с.: ил.
7. Современная экономика: Материалы к семинарским занятиям: Пособие по курсу "Основы экон. теории"/Науч. ред. О.Ю. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 349 с.: ил.
8. Суржиков Е. "Труба" – не роскошь, а средство общения.//Экономика и жизнь. – 2001. - № 3-4. – С.27.
9. Франк, Роберт Х. Микроэкономика и поведение: Учебник для вузов по эконом. спец. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 696 с.: ил.
10. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т 2. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 384 с.: табл., граф.
11. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. – практ. пособие. – М., 1998.
[1] Ойкен В. Экономические системы //THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Т.1, №2. с. 49.
[2] Действительный парадокс совершенной конкуренции состоит в том, почему экономисты решили назвать такое состояние дел конкурентным. В обычном употреблении конкуренция подразумевает конкурентов, сознающих присутствие друг друга. В этом же особом случае апофеоз конкуренции достигается, когда ни одному конкуренту нет дела до никого другого.
[3] Байе Майкл Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебное пособие/ Пер. с англ. под ред. А. М. Никитина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,1999. – С. 327.
[4] Байе Майкл Р.Указ. соч. – С330.
[5] Байе Майкл Р. Указ. соч. – С.333.
[6] Байе Майкл Р. Указ. соч. – С. 337.
[7] Байе Майкл Р. Указ. соч. – С.338.
[8] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – С.228.
[9] Нуреев Р. М. Указ. соч. – С.228.
[10] Нуреев Р. М. Указ. соч. – С.229.
[11] Нуреев Р. М. Указ. соч. – С.230.
[12] Нуреев Р. М. Указ. соч. – С. 258.
[13] Нуреев Р. М. Указ. соч. – С.233.
[14] В проведённых экспериментах потребители должны были выбрать марки товаров, которые они предпочитают из множества различных сортов. Эти эксперименты повторялись несколько раз при различных ценах товара.
[15] Пиндайк, Роберт С., Рубинфельд, Дэниель Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – С. 489-490.
[16]Суржиков Е. "Труба" – не роскошь, а средство общения//Экономика и жизнь. – 2001. - № 3-4, февраль. – С.27.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.