7.
Технико-экономическое обоснование выбора напряжения питающей линии ГПП
Задачей
технико-экономических расчетов является выбор оптимального варианта передачи,
преобразования и распределения электроэнергии от источника питания до
потребителей.
Критерием
оптимального варианта служит минимум приведенных годовых затрат:
, где
- нормативный коэффициент
эффективности капитальных вложений
- единовременные
капитальные вложения
- суммарные годовые
эксплуатационные расходы
7.1 Выбор и обоснование схемы
внешнего электроснабжения
В качестве схемы
внешнего электроснабжения принимаем схему: два блока с отделителями и
неавтоматической перемычкой со стороны линий [2].
Рис. 7 Схема внешнего электроснабжения
Данная схема
удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к схемам электрических
соединений:
·
Схема
обеспечивает надежное питание присоединенных потребителей в нормальном, ремонтном
и послеаварийном режимах.
·
Схема
обеспечивает надежность транзита мощности через подстанцию в нормальном, ремонтном
и послеаварийном режимах.
·
Схема
является простой, наглядной и экономичной.
7.2 Выбор сечения проводников
для двух классов напряжений
Выбор сечения
проводов проводим по экономической плотности тока в нормальном и послеаварийном
режимах.
Правильно
выбранное сечение должно удовлетворять следующим требованиям:
·
По
перегрузке
·
По
допустимой потере напряжения ( - нормальном режиме, - в послеаварийном)
·
По потере
на корону (для 110 кВ и выше)
Экономическое
сечение:
, где
- нормированное значение
экономической плотности тока при
Вариант
1:
Принимаем
ближайшее стандартное сечение . Выбираем сталеалюминевые провода марки АС-70,
допустимый ток
[2].
Для принятого
сечения проводим все необходимые проверки:
1) По аварийному току:
2) По механической прочности:
Для
сталеалюминевых проводов минимальное сечение по условию механической прочности
составляет .
3) По допустимой потере
напряжения:
Допустимая длина
питающей линии:
, где
- длина линии, при полной
нагрузке на которой, потеря напряжения равна 1% [3].
- допустимая потеря
напряжения в нормальном режиме
4) По короне:
Проверка на
корону осуществляется для линий напряжением 110 кВ и выше. Следовательно, для
данного варианта данную проверку не проводим.
Выбранное сечение удовлетворяет всем условиям.
Вариант
2:
Принимаем
ближайшее стандартное сечение . Выбираем сталеалюминевые провода марки АС-70
[2].
Для принятого
сечения проводим все необходимые проверки:
1) По короне:
Условие: , где
Если , то:
- начальная напряженность
возникновения коронного разряда
- радиус провода марки АС-70[4]
- коэффициент гладкости провода
- относительная плотность воздуха, определяемая
атмосферным давлением и температурой воздуха
- напряженность электрического поля
около поверхности нерасщепленного провода
- для железобетонной
двухцепной опоры ПБ-110-4 (СК-4), подвеска проводов типа «бочка» [5]
Таким образом,
- условие выполняется.
Выбранное
сечение удовлетворяет всем
условиям.
2) По
аварийному току:
3) По механической прочности:
Для
сталеалюминевых проводов минимальное сечение по условию механической прочности
составляет .
4) По допустимой потере
напряжения:
Допустимая длина
питающей линии:
Выбранное
сечение удовлетворяет
всем условиям.
7.3 Технико-экономические
сравнения рассматриваемых вариантов ВЛЭП
Капитальные
затраты
Вариант
1:
, где
- стоимость сооружения
одного километра линии на стальных двухцепных опорах [2]
- длина ВЛЭП
ОРУ содержит в
себе два блока с отделителем и неавтоматической перемычкой, стоимостью [2]:
Вариант
2:
, где
- стоимость сооружения
одного километра линии на железобетонных двухцепных опорах [2]
Эксплуатационные
затраты
Вариант
1:
Стоимость потерь
энергии в линиях:
, где
- число цепей ВЛЭП,
- удельные потери (на одну
цепь) при номинальной загрузке ЛЭП, т.е. при [3]
- стоимость электроэнергии. Принимаем
- время максимальных потерь,
Отчисления на
амортизацию и обслуживание элементов:
, где
- издержки на амортизацию
и обслуживание ЛЭП
- издержки на амортизацию
и обслуживание силового оборудования ОРУ 35 кВ
Вариант
2:
Стоимость потерь
энергии в линиях:
, где
Отчисления на
амортизацию и обслуживание элементов:
Полные затраты
Вариант
1:
, где
- нормативный коэффициент
капитальных вложений в ЛЭП
- нормативный коэффициент
капитальных вложений в силовое оборудование
Вариант
2:
8.
Технико-экономические расчеты по выбору варианта ГПП
8.1 Капитальные затраты на трансформаторы и стоимость потерь
электроэнергии в них
Вариант
1:
·
где, - суммарные годовые
эксплуатационные расходы
- единовременные кап.
затраты в трансформаторы [2]
- стоимость потерь
электроэнергии в трансформаторах
- потери электроэнергии в
раздельно-работающих трансформаторах, кВт*ч/год (табл.6)
Вариант 2:
·
где, - единовременные кап.
затраты в трансформаторы [2]
, где
Вариант
3:
·
, где
Вариант
4:
·
, где
8.2 Полные затраты по вариантам
Полные затраты по
всем вариантам сведем в таблицу.
Таблица
10
Вариант
|
Полные затраты
по ВЛЭП, тыс.у.е.
|
Полные затраты по
трансформаторам
|
Полные затраты
по варианту
|
При раздельной работе,
тыс.у.е.
|
При раздельной работе,
тыс.у.е.
|
Вариант 1
|
138,334
|
999,652
|
1137,986
|
Вариант 2
|
138,334
|
359,714
|
498,048
|
Вариант 3
|
62,79
|
625,652
|
688,442
|
Вариант 4
|
62,79
|
370,704
|
433,494
|
|
|
|
|
|
9. Выбор оптимального варианта схемы внешнего
электроснабжения
В результате
технико-экономического сравнения рассмотренных вариантов была выбрана двухцепная
ВЛЭП 110 кВ, выполненная на железобетонных опорах проводом марки АС-70. А также
вариант установки на ГПП двух раздельно- работающих трансформаторов мощностью
6300 кВА (ТМН-6300/110).
II.
Технико-экономическое обоснование выбора компенсирующих устройств в системе электроснабжения
вагоноремонтного
завода
1.
Выбор схемы электроснабжения предприятия для определения реактивной мощности,
подлежащей компенсации
Основной задачей
компенсации реактивной мощности является снижение потерь активной мощности и
регулирование напряжения. Эту задачу целесообразно рассматривать как с технической,
так и с экономической точек зрения. Экономическая сторона этого вопроса
заключается в том, что необходимо минимизировать сумму капитальных вложений и
эксплуатационных затрат компенсационного оборудования. С технической точки
зрения необходимо подобрать необходимое оборудование и выбрать наиболее
оптимальное место его размещения. С точки зрения экономии электроэнергии и
регулирования напряжения компенсацию реактивной мощности наиболее целесообразно
осуществлять в месте возникновения ее дефицита.
Рис.
8 Схема компенсации реактивной мощности
Определяем - наибольшее значение
реактивной мощности, передаваемой из сети ЭС в сеть промышленного предприятия в
режиме наибольших активных нагрузок энергосистемы:
, где
- суммарная расчетная
активная мощность, отнесенная к шинам ГПП 6 кВ
- расчётный коэффициент,
соответствующий средним условиям передачи реактивной мощности по сети системы к
потребителям с учётом различных затрат на потери мощности и электроэнергии; для
предприятий, расположенных в Сибири при напряжении питающей линии 110 кВт [7]
2.
Составление баланса реактивной мощности и выбор двух вариантов ее компенсации
Реактивную
мощность, вырабатываемую синхронным двигателем, можно принять равной:
, где
- номинальная активная
мощность синхронного двигателя
Мощность, которую
можно передать из сети 6 кВ в сеть 0,4 кВ:
Далее рассмотрим
два варианта схем компенсации реактивной мощности:
1.
Схема,
содержащая 9 трансформаторов (которые выбраны ранее)
2.
Схема с
увеличенным числом трансформаторов
Наибольшая
реактивная мощность, которая может быть передана через трансформаторы в сеть
0,4 кВ:
, где
– номинальная мощность
трансформаторов
– коэффициент загрузки
трансформатора, принимаемый 0,7÷0,8
– количество
трансформаторов
Вариант 1:
Наибольшая
реактивная мощность, которая может быть передана через 9 трансформаторов в сеть
0,4 кВ:
Величина
реактивной мощности, которую необходимо скомпенсировать:
Принимаем
конденсаторные батареи марки УКБ-0,38-200У3 в количестве 11 шт., общей
мощностью 2200 кВАр.
Вариант 2:
Увеличиваем
количество трансформаторов до 10 шт.
Наибольшая
реактивная мощность, которая может быть передана через 10 трансформаторов в
сеть 0,4 кВ:
Величина
реактивной мощности, которую необходимо скомпенсировать:
Принимаем
конденсаторные батареи марки УКБ-0,38-150У3 в количестве 6 шт., общей мощностью
900 кВАр.
3.
Технико-экономическое сравнение вариантов
Удельные затраты
для синхронного двигателя, используемого в качестве ИРМ:
·
удельные
затраты на 1 кВАр реактивной мощности:
, где
- стоимость потерь активной
мощности (для Томска )
- число однотипных СД
- реактивная мощность,
генерируемая СД до присоединения к сети проектируемого предприятия, т.к. СД
вводится вновь, то
,- расчетные величины, зависящие от
параметров двигателя. Для двигателя марки СДН , [8]
·
удельные
затраты на 1 кВАр2 реактивной мощности:
Удельные затраты
на установку БК в сети 0,4 кВ:
, где
- постоянная составляющая затрат
для КБ, принимаемая
- нормативный коэффициент
кап. вложений
- мощность КБ
- удельные потери активной
мощности в КБ [1]
- напряжение КБ; т.к. КБ,
присоединяемые к сети 0,4 кВ, выполняются на номинальное напряжение сети (т.е.
на 0,4 кВ), то
Вариант
1:
- удельные затраты на
установку КБ марки УКБ-0,38-200У3 [1]
Вариант
2:
- удельные затраты на
установку КБ марки УКБ-0,38-150У3 [1]
Полные затраты по
вариантам:
Вариант
1:
Вариант
2:
, где
- стоимость трансформатора
мощностью Sном=630 кВА наружной установки
[8]
Так как , то оптимальным вариантом
компенсации реактивной мощности является вариант 1
установки 9 трансформаторов и конденсаторных
батарей, марки УКБ-0,38-200У3 в количестве 11 шт., общей мощностью 2200 кВАр.
4.
Распределение мощности батарей конденсаторов по узлам нагрузки
инструментального цеха
Рис. 9 Расчетная схема сети
0,4 кВ
Суммарная
мощность КБ на стороне 0,4 кВ, приходящаяся на кузнечный цех:
·
расчетная
реактивная нагрузка 0,4 кВ вагоноремонтного завода:
·
расчетная
реактивная нагрузка 0,4 кВ инструментального цеха:
·
доля
потребления реактивной нагрузки 0,4 кВ кузнечного цеха по отношению ко всему
заводу:
·
общая
мощность КБ на стороне 0,4 кВ вагоноремонтного завода:
·
тогда
суммарная мощность КБ на стороне 0,4 кВ, приходящаяся на кузнечный цех:
Наибольшая
реактивная мощность, которая может быть передана через трансформатор цеховой
ТП-7 в сеть 0,4 кВ:
, где
- расчетная активная
нагрузка ТП-7
Мощность,
передаваемая со стороны 6 кВ в цех:
, тогда распределение КБ
для радиальной сети производится по формуле:
, где
- искомая мощность i-ой линии, передаваемая в сеть 0,4 кВ
со стороны 6 кВ
- суммарная распределяемая мощность
- эквивалентное сопротивление сети,
напряжением до 1000 В
- сопротивление радиальной i-ой линии
Эквивалентное
сопротивление сети:
Тогда:
Расчетная
мощность батарей конденсаторов, устанавливаемых у ШР:
Учитывая шкалу
номинальных мощностей принимаем:
Суммарная мощность КБ:
Заключение
В данной работе
было проведено технико-экономическое обоснование выбора компенсирующих
устройств и напряжения питающей линии ГПП вагоноремонтного завода.
В результате
расчетов был определен наиболее оптимальный вариант схемы внешнего
электроснабжения предприятия. Была выбрана двухцепная ВЛЭП 110 кВ, выполненная
на железобетонных опорах проводом марки АС-70; на ГПП установлено два
параллельно работающих трансформатора мощностью 6300 кВА (ТМН-6300/110).
После проведения
технико-экономического сравнения вариантов установки компенсирующих устройств
было принято решение об установке 9 цеховых трансформаторов мощностью 630 кВАр
и 11 конденсаторных батарей марки УКБ-0,38-200У3, общей мощностью 2200 кВАр.
Таким образом,
технико-экономического сравнение нескольких вариантов позволило выбрать
наиболее оптимальный вариант, критерием которого служит минимум приведенных затрат.
Литература
1.
Коновалова
Л.Л., Рожкова Л.Д., Электроснабжение промышленных предприятий и установок:
Учеб. пособие для техникумов. – М.: Энергоатомиздат, 1989. - 528с.
2.
Справочник
по проектированию электроэнергетических систем / В.В. Ершевич, А.Н. Зейлигер,
Г.А. Илларионов и др.; Под ред. С.С. Рокотяна и И.М. Шапиро, - 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1985. – 352 с.
3.
Электроснабжение
промышленных предприятий. Методические указания к выполнению курсового проекта
для студентов специальности 100400 «Электроснабжение» / Сост. А.И. Гаврилин,
С.Г. Обухов, А.И. Озга; ТПУ. – Томск, 2004. – 112 с.
4.
Рожкова
Л.Д., Козулин В.С., Электрооборудование станций и подстанций. – М.: Энергоатомиздат,
1987. – 646 с.
5.
Справочник по электрическим установкам высокого напряжения / Под
ред. И. А. Баумштейна. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1989.
- 768 с.
6.
Пособие к курсовому и дипломному проектированию для
электроэнергетических специальностей вузов / В.М. Блок, Г.К. Обушев, Л.Б.
Паперко и др.; Под ред. В.М. Блок. – М.: Высш. школа, 1990. – 383 с.
7.
Барченко
Т.Н., Закиров Р.И., Электроснабжение промышленных предприятий. Учебное пособие
к курсовому проекту, Томск, ТПИ, 1988. – 96 с.
8.
Справочник
по электроснабжению и электрооборудованию: В 2 т. Т.1. Электроснабжение / Под
общ. Ред. А.А. Федорова. - М.: Энергоатомиздат, 1986.
- 568 с.
Страницы: 1, 2, 3
|