Под контролем
подразумевается активное слежение за исполнением управленческих воздействий,
проверка соблюдение документов, регламентирующих коммерческо
предпринимательскую деятельность торгового предприятия. Контроль вместе с
учетом информирует предпринимателя о результативности торговых процессов и
служит средством корректирующего воздействия со стороны органов управления на
тех, кому надлежит исполнять управляющие решения.
В крупных
торговых предприятиях в процессе управления коммерческой деятельностью
реализуются такие функции управления, как экономический анализ показателей
коммерческой деятельности, прогнозирование спроса и продаж.
Функции коммерции
обусловлены взаимодействием с рынками, потребителями, конкурентами и другими
элементами внешней среды. Полученные исходные данные из внутренних и внешних
источников трансформируются в информацию, на основе которой осуществляется
коммерческая деятельность в торговом предприятии (рис. 2). По мере становления
рынка предполагается проведение корректировок в системе управления коммерческой
деятельностью на основе всестороннего анализа деятельности торгового предприятия
и факторов внешней среды.
Рис. 2. Основные
источники осуществления коммерческой деятельности торгового предприятия.
В зарубежной
практике выделяются два аспекта коммерции: один связан с деятельностью службы
коммерции, а другой - с обеспечением взаимных интересов между структурными
подразделениями предприятия и коммерческой службой. В рамках первого аспекта
деятельность службы коммерции ориентирована на один из следующих вариантов:
товары; функции; товарные рынки и покупатели; товары и функции; функции и
товарные рынки. Из этого перечня преобладают варианты по товарам и по функциям.
Рассмотрим
структуру управления коммерческим подразделением в этих двух вариантах. На рис.
3 изображена структура управления коммерческой службой, в состав которой входят
коммерческие группы, специализированные по товарному признаку. В каждой группе
сосредоточена определенная номенклатура товаров. Эти группы осуществляют
закупку и продажу товаров с учетом потребностей покупателей и сокращения
издержек обращения.
Рис. 3. Структура
управления коммерческой службой по товарному признаку.
На рис. 4
представлены структура управления коммерческим подразделением, действующим по
функциональному признаку. Вся цепочка обращения продукции представлена
четырьмя блоками, каждый из которых наделен свойственными ему функциями, в том
числе и коммерческими. Первый блок обеспечивает закупку сырья для изготовления
продукции на своих предприятиях, которая затем поступает в продажу. Второй
блок осуществляет прямые закупки товаров у производителей для последующей
реализации. Третий блок связан с продвижением товаров, сопровождаемым
складированием и хранением. Четвертый блок выполняет операции по подготовке
товаров к продаже и подаче к местам продажи. Все товары, поступающие в продажу,
группируются по однородному признаку. Коммерческая деятельность координируется
и контролируется коммерческим директором, который подчиняется руководителю
торговой фирмы (компании).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Закупка сырья
для производства продукции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4. Структура
управления коммерческой службой по функциональному признаку
Важным условием
эффективности управления коммерческой деятельностью является ее местоположение
и взаимосвязанные действия в организационной структуре торгового предприятия.
Эти признаки определяются сферой деятельности предприятия, его стратегическим
курсом и объемом реализации продукции.
Существует
несколько типов организационной структуры торгового предприятия:
линейная,
функциональная,
линейно-функциональная,
линейно-штабная,
дивизиональная,
матричная и др.
Обычно малые
торговые предприятия начинают свою деятельность с простой линейной
организации, в которой распределение полномочий идет сверху вниз.
Функциональное
управление, широко используемое в средних торговых предприятиях, - это управление
по отдельным функциям (маркетинг, финансы, сбыт, кадры), при котором высшее
звено руководит сотрудниками низовых уровней, но только в пределах одной
функции. Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый
шахтный принцип построения и специализации управленческого процесса по
основным функциям. По каждой из них формируется иерархия служб по уровням
(шахтам), пронизывающая всю организацию сверху донизу.
Линейно-функциональные
структуры наиболее эффективны в условиях использования аппаратом управления
определенного заданного алгоритма при решении типичных задач. Однако при
линейно-функциональном управлении слабо учитываются постоянно изменяющиеся
внутренние и внешние условия деятельности торгового предприятия, допускается
нерациональное распределение информационных потоков, превышаются нормы управляемости,
особенно у руководителей высшего звена.
Суть
линейно-штабной организационной структуры состоит в том, что при линейном
руководителе создается в помощь ему группа специалистов, так называемый штаб,
или оперативно-аналитический отдел. В его задачи входит: получение и анализ
информации о внешней и внутренней среде; осуществление контроля; подготовка
проектов решений; текущее информирование и консультирование руководства. При
штабной структуре управления высшее звено руководителей в значительной мере
освобождается от вспомогательных, второстепенных функций в процессе управления.
Дивизиональная
организационная структура предполагает деление организации на элементы и блоки
по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим районам.
Разработка такой структуры вызвана расширением масштабов предприятий, диверсификацией
производства и изменениями внешней среды.
При матричной
структуре управления сочетаются вертикальные линейные и функциональные связи с
горизонтальными. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе
и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или
специальных штабов, которые образуются для руководства отдельными проектами и
работами. Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а
руководители подразделений несут ответственность за их надлежащее и
своевременное исполнение.
В практике
управления торговыми предприятиями обычно используются типы организационной
структуры в определенной комбинации. Разнообразие организационных структур
вызвано адаптацией торговых предприятий к новым условиям, развитием потребительского
рынка, коммуникационных сетей и совершенствованием коммерческой деятельности.
Можно выделить
три наиболее характерных варианта организационной структуры торгового
предприятия в увязке с местоположением и управлением коммерческой
деятельностью.
Первый вариант
(рис.5.) предпочтителен для торгового предприятия со средним товарооборотом и
неширокой номенклатурой товаров, например предприятия, занятые розничной
продажей мебельных товаров. Основное достоинство этой организационной структуры
– простота системы управления, возможность прослеживать компактность и
соподчиненность всех функциональных подразделений. Иерархический ранг имеет две
ступени, т. е. два уровня управления. Предусматривается линейная связь
управления функциональными подразделениями с подчинением администрации
предприятий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Торговый процесс по группам товаров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корпусная
мебель (стенки), отдельные секции стенок
|
|
|
Комплекты
мягкой мебели: диваны, кресла, мягкие уголки
|
|
|
Спальные
гарнитуры комоды, кровати, тумбочки, трюмо
|
|
|
Кухонные
наборы: отдельные элементы кухонной мебели
|
|
|
Столы
обеденные письменные журнальные стулья столы-трансформ.
|
|
|
Сопутст-вующие
товары: зеркала, ковры, декорат. украшения
|
|
Рис. 5.
Организационная структура торгового предприятия по продаже мебели.
Такие группы, как
планово-экономическая, бухучета финансов, коммерческо-распорядительная,
составляют первый уровень организационной структуры. На
коммерческо-распределительную службу возложены совершение коммерческих сделок,
закупки и организация поставок товаров. Но главные функции коммерческой службы
это управление операциями купли-продажи и расширение целевых рынков мебели,
действующих на коммерческой основе. Процессы, связанные с реализацией мебели,
представлены вторым уровнем управления. Вся технологическая цепочка по
доведению товаров из сферы производства в сферу конечного потребления
ориентирована на минимальные издержки.
Второй вариант
(рис. 6) наиболее типичен для торгового предприятия с большим объемом
реализации продовольственных товаров. В этом случае предусматривается
линейно-функциональная организационная структура с централизованным
управлением деятельностью торгового предприятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОПЕРАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
|
|
|
|
|
|
|
Хлеб
и хлебобулочные изделия
|
|
|
|
|
|
|
Молоко и молочные
продукты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Маркетинговые
исследования и анализ состояния рынков
|
|
Рис. 6.
Организационная структура торгового предприятия по продаже продовольственных
товаров.
Система
управления состоит из трех взаимосвязанных уровней. В непосредственном
подчинении администрации торгового предприятия находятся четыре подразделения
первого уровня, занимающиеся экономическими, бухгалтерскими, финансовыми и
коммерческими вопросами, а также маркетинговыми исследованиями состояния
целевых рынков продовольственных товаров. На втором уровне управления
представлены службы, организующие закупку, поставку, предпродажную подготовку и
реализацию продовольственных товаров. Продажа товаров выполняется по группам
товаров однородного состава. На третьем уровне управления задействовано
производственное подразделение, отвечающее за организацию выпуска продукции
своими силами. В обязанности подразделения входит обеспечение управления
технологическими процессами и всей цепочкой производства предусмотренной
номенклатуры продукции. Информационное обеспечение и управленческие решения
рассчитаны на компьютерные средства. В рассмотренной организационной структуре
осуществляются вертикальные и горизонтальные связи, координация и управление
всей деятельностью торгового предприятия.
Третий вариант
(рис.7.) используется в крупном торговом предприятии со значительным объемом
реализации продукции. Обычно такая схема свойственна фирмам с централизованной
оптовой продажей непродовольственных товаров или средств производства.
Иерархический ранг и управление имеют два уровня. К первому уровню относятся
такие отделы, как планово-экономический, финансовый, маркетинговых
исследований, юридический, бухгалтерия.
Рис. 7.
Организационная структура торгового предприятия по продаже сырья и средств
производства.
Особая роль
принадлежит коммерческой службе, объединяющей пять отделов, которые
осуществляют коммерческую политику фирмы. Деятельность отдела закупок
осуществляется на основе постоянного изучения рыночной конъюнктуры спроса и
предложения. В результате вырабатывается стратегия товарно-материального обеспечения.
В обязанности этого отдела входят также управление материальными запасами и
поддержание должного уровня обслуживания потребителей. Отдельно выделен транспортный
отдел, отвечающий за доставку сырья и средств производства потребителям. Он
координирует отправку железнодорожных вагонов с отгруженной продукцией,
отслеживает прохождение вагонов до потребителей, контролирует погашение
транспортных расходов и др. Определенное значение придается отделу
взаимозачетов. Отдел внешних связей решает вопросы, касающиеся поставок
импортного сырья, материалов и средств производства, таможенного обслуживания и
досмотра.
Второй уровень
представляет управление всей технологической цепочкой при реализации сырья и
средств производства на целевых рынках. Особое внимание уделяется получению
прибыли в результате успешного ведения и расширения коммерческого дела.
В нынешних
условиях перехода к рынку многие предприятия испытывают платежеспособный
кризис, поэтому они не могут рассчитываться за то количество сырья и средств
производства, которое им необходимо для выпуска продукции. Особенно это
касается предприятий ведущих отраслей промышленности. Практически они являются
должниками из-за дебиторской или кредиторской задолженности: металлурги должны
энергетикам, энергетики - машиностроителям, машиностроители - химикам и т. д.
Больше всех страдают железнодорожники из-за дебиторской задолженности. В
результате предприятия попадают в затруднительное положение, приводящее порой к
остановке производства.
В данной ситуации
важная роль принадлежит оптовым торговым предприятиям, в частности их
взаимозачетным отделам по реализации сырья и средств производства. Рассмотрим
организацию централизованной и взаимозачетной (бартерной) поставки продукции
предприятиям-потребителям рамках замкнутого цикла на примере концерна «Еврохим»
(pис. 8). В этом случае предусматривается новый подход к становлению
партнерских связей. Суть схемы заключается в следующем: в соответствии с
договором между концерном «Еврохим» и предприятиями-потребителями концерн
берет на себя обязанности поставщика (дистрибьютора) материалов и средств
производства. Выполняя торгово-посреднические функции, он обеспечивает поставки
материалов и средств производства со своего склада, или отправляются транзитом
(прямые сообщения от изготовителя) железнодорожным транспортом.
Рис. 8. Схема
поставки средств производства и готовой продукции между предприятиями по
взаимозачетному замкнутому циклу.
В нашем примере
поставки продукции осуществляются в пределах пяти предприятий: концерн
«Еврохим», Каменск-Уральский электромаш, Пензаэнерго, Пензакомпрессормаш, Каучук-Стерлитамак.
Основой взаимных расчетов служат долговые обязательства (векселя)
задействованных предприятий.
Опыт показывает,
что рассмотренная система поставки и расчетов за продукцию удовлетворяет
потребности всех участников замкнутого цикла.
Задача.
Рассчитайте
средние товарные запасы (в днях) и их оборачиваемость за год (число оборотов)
из данных таблицы 1.
Сделайте вывод об
эффективности использования оборотных средств розничными торговыми
предприятиями по продаже продовольственных товаров.
Таблица 1
|