Административные взыскания
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Национальный Технический Университет
Международный Институт Дистанционного Образования
Контрольная
работа
по
предмету:
«Административное
право»
на тему
Административные взыскания
Выполнил: студент
по специальности 15.01.07
Шрифт 997533/2с
Маринин А.С.
Проверила: Розанова Ю.Ю.
МИНСК 2008
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.
Понятие и
система административных взысканий 4
2.
Виды
административных взысканий 6
3.
Наложение
административных взысканий 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 12
ВВЕДЕНИЕ
В теории права юридическая
ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае
правонарушения, как применение взыскания к правонарушителю. При этом наказание
– общеправовая категория, присутствующая и в выговоре за нарушение трудовой
дисциплины, и в административной штрафе, и в лишении свободы, назначенном по
приговору суда, и во взыскании гражданско-правовой неустойки. Какова же
сущность административного взыскания, цели его применения, система и виды,
порядок наложения?
Цель данной
работы – раскрытие сущностных характеристик административных взысканий.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие важнейшие задачи:
·
раскрыть
понятие и систему административных взысканий;
·
привести
и охарактеризовать виды административных взысканий;
·
показать
порядок наложения административных взысканий.
В
заключение представляется возможным сделать ряд выводов по поставленной теме.
1.
Понятие
и система административных взысканий
Административное
взыскание представляет собой меру ответственности за административное
правонарушение. Применяется для воспитания лица, совершившего административное
правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
предупреждения совершения им новых правонарушений; предупреждения совершения
правонарушений другими лицами (ст. 22 КоАП Республики Беларусь).
Административные
взыскания выполняют функцию предупреждения преступлений, имеют сходство и
различие с мерами административного пресечения. Их объединяет общность
оснований применения (административное правонарушение), а также целевое
назначение – предупреждение правонарушений.
Однако
меры административного пресечения не являются мерами административной
ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечение
нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им
правонарушения[[1]].
Меры
пресечения могут предшествовать применению административных взысканий и не
влияют на их выбор органом (должностным лицом), решающим дело. При наличии
обстоятельств, указанных в законе, меры административного пресечения могут
предшествовать применению уголовно-процессуальных мер, если в действии
(бездействии) будет установлен признак преступления.
Административные
взыскания выражаются либо в моральном, либо материальном воздействии на
правонарушителя или сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и
моральное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.
Административные
взыскания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований
и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости. В ст. 23 КоАП
Республики Беларусь закреплены следующие административные взыскания:
предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием
совершения административного правонарушения или непосредственным объектом
административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения
или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение
специального права, предоставленного данному гражданину (права управления
транспортным средством, права охоты); исправительные работы; административный
арест.
Законодательством
Республики Беларусь могут быть установлены и иные, кроме указанных,
административные взыскания.
Закон
подразделяет административные взыскания на основные, основные и дополнительные.
Возмездное изъятие и конфискация предметов, а также взыскание стоимости товаров
и транспортных средств могут применяться в качестве как основных, так и
дополнительных административных взысканий; административные взыскания,
указанные в части первой ст. 23 КоАП – только в качестве основных;
административные взыскания, которые бы явились лишь дополнительными,
действующим правом не предусмотрены[[2]].
За одно
административное правонарушение может быть наложено основное или основное и
дополнительное взыскание (в редакции Закона от 9 июля 1999 г.[[3]]
Законодательными
актами Республики Беларусь предусмотрено административное выдворение из
пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства за
совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.
2.
Виды
административных взысканий
Предупреждение (ст. 25 КоАП) представляет
собой взыскание морального характера. Выносится в письменной форме или
оформляется иным способом. Устное предупреждение не является административным
взысканием. Предупреждение влечет за собой такие же юридические последствия,
как и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может
иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим
соответствующие последствия.
Штраф (ст. 26 КоАП) представляет
собой денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в
случаях и пределах, предусмотренных законодательством; он является наиболее
распространенным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных
правонарушений. Это объясняется возможностью его оперативного и гибкого
использования в качестве средства воздействия на материальные интересы
нарушителя.
Штраф, налагаемый
на граждан за административные правонарушения, не может превышать
трехсоткратного, а на должностных лиц – пятисоткратного размера минимальной
заработной платы.
Штраф, налагаемый
на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть
менее 0,1 минимальной заработной платы (в редакции Закона от 29 декабря 1997 г.[[4]])
Возмездное
изъятие (ст. 27
КоАП) – принудительное изъятие предмета, который являлся орудием совершения или
непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет
реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом
расходов по его реализации.
Возмездное изъятие
оружия и боеприпасов не может применяться к лицам, для которых охота является
основным источником существования.
Действующим
законодательством предусмотрены следующие варианты применения возмездного
изъятия:
·
основное
взыскание (возмездное изъятие) – ст. 174 КоАП (нарушение правил хранения или
перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов);
·
дополнительная
мера (штраф) – ст. 107 КоАП (нарушение правил перевозки опасных веществ и
предметов на воздушном транспорте) и ст. 176 (уклонение от реализации огнестрельного
гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов).
Конфискация
предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом
административного правонарушения (ст. 28 КоАП), состоит в принудительном
безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован
может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если
иное не предусмотрено законодательными актами. В случае конфискации продуктов
питания или других предметов, дальнейшая реализация которых невозможна, орган
или должностное лицо, налагающее административное взыскание, имеют право
принять решение о возврате конфискованного правонарушителю со взысканием с него
стоимости предметов.
Конфискация
огнестрельного оружия и боеприпасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для
которых охота является основным источником существования.
Конфискация вещей, являющихся
непосредственными объектами административных таможенных правонарушений,
производится независимо от того, находятся ли они в личной собственности лица,
совершившего административное таможенное правонарушение. Если лицо не
установлено, вещи по решению суда подлежат обращению в собственность
государства.
Порядок
конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются
законодательством Республики Беларусь, настоящим Кодексом и другими
законодательными актами Республики Беларусь (Законы от 25 ноября 1992 г. и 3
февраля 1993 г.[[5]]
Лишение
специального права, предоставленного данному гражданину (ст. 29 КоАП) – права управления
транспортными средствами, права охоты – применяется за грубое или
систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого
права – до 5 лет, но не менее 15 дней, если иное не установлено
законодательными актами Республики Беларусь.
Лишение права
управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими
средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в
состоянии опьянения.
Лишение права
охоты не может
применяться к лицам, для которых охота является основным источником
существования.
Взыскание
стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами
административного правонарушения, состоит в принудительном изъятии и обращении
в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров
и транспортных средств, под которой понимается регулируемая цена, если таковая
на эти предметы установлена, а в других случаях – свободная цена на день
выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и
транспортных средств прибегают к заключение эксперта. Пересчет иностранной
валюты в денежные единицы РБ производится по действующему на день выявления административного
правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь (ст. 29-1 введена
Законом от 9 июля 1999 г.[[6]]
Исправительные
работы (ст. 30
КоАП) применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной
работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до
20% заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным
(городским) народным судом (народным судьей). Срок – менее 15 дней, если иное
не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Административный
арест (ст. 31
КоАП) устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные
виды административных правонарушений на срок до 15 суток; административный
арест назначается районным (городским) народным судом (народным судьей).
Административный
арест не может применяться к:
·
лицам, не
достигшим 18-летнего возраста;
·
беременным
женщинам;
·
женщинам
и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов;
·
инвалидам
I и II группы;
·
лицам,
имеющим на иждивении инвалидов I группы;
·
военнослужащим
и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (в
редакции Закона от 16 июля 2001г.[[7]])
3.
Наложение
административных взысканий
Административное
взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим
ответственность за совершенное административное правонарушение.
Общими
правилами (принципами) карательного воздействия являются: законность,
целесообразность, гуманизм, своевременность, оперативность воздействия,
индивидуализация ответственности[[8]].
Взыскание
может применяться лишь к лицу, его совершившему, в пределах санкции,
предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается применение взыскания
ниже низшего предела.
Взыскания
за административные правонарушения должны налагаться с учетом: характера
совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства; его
последствиями; распространенностью данного вида правонарушений и состоянием
борьбы с ними; личности нарушителя и степени его вины (предшествующее поведение
на работе и в быту); умышленное или неосторожное нарушение и т.д.;
имущественного положения, с тем чтобы при применении взысканий, влекущих
неблагоприятные для нарушителя последствия (штрафа, исправительных работ,
лишения специальных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи.
Если лицо
совершило несколько административных правонарушений, дела о которых
одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом),
взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное
нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из
дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое
из совершенных преступлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
административное взыскание - это мера ответственности за административное
правонарушение.
В
законодательстве Республики Беларусь закреплены следующие административные
взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося
орудием совершения административного правонарушения или непосредственным
объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося
орудием совершения или непосредственным объектом административного
правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину
(права управления транспортным средством, права охоты); исправительные работы;
административный арест.
Законодательством
Республики Беларусь могут быть установлены и иные, кроме указанных,
административные взыскания.
Закон
подразделяет административные взыскания на основные, основные и дополнительные.
Административное
взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим
ответственность за совершенное административное правонарушение.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бачило
А.Л. Сравнительное административное право: Крат. курс лекций. / А.Л. Бачило,
Н.Е. Сокол. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003. – с. 121-126.
2.
Болотников
В.Т. Административное право (в схемах, дефинициях, комментариях и выводах) /
В.Т. Болотников, Н.Е. Сокол. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2002. – с. 79-87.
3.
Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь. 1992 г. № 33. Ст. 527.
4.
Ведомости
Национального собрания Республики Беларусь. 1998 г. № 2. ст. 5.
5.
Гавриленко
Д.А. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко;
Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – с.
279-293.
6.
Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. № 57. 2/65.
7.
Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001 г. № 67. 2/790.
[1] Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие / Д.А.
Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. –
Мн.: Амалфея, 2002. – с. 279.
[2] Бачило А.Л. Сравнительное административное право: Крат. курс лекций. /
А.Л. Бачило, Н.Е. Сокол. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003. – с.
[3] Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 1999 г. № 57. 2/65.
[4] Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998 г. № 2. ст.
5.
[5] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992 г. № 33. Ст.
527.
[6] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999 г. № 57.
2/65.
[7] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001 г. № 67.
2/790.
[8] Гавриленко Д.А. Административное право. – с. 287.
|