Меню
Поиск



рефераты скачать Административные поощрения

Административные поощрения

Министерство образования и науки  Российской Федерации

Ярославский государственный университет

Им. П.Г. Демидова

Кафедра теории и истории государства и права









Трубникова

Виталия Владимировна

Студент группы Юр- 22 (в)







Административные поощрения



Курсовая работа















г. Ярославль

2004г.




Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права



Научный руководитель Л.А. Чувакова




Решение комиссии о защите курсовой работы ___________________________________________________







Научный руководитель      Л.А. Чувакова




Заведующий кафедрой        В.Н. Карташов
























План:


Введение



1.  Сравнительная характеристика и особенности поощрительного метода


2.  Виды и функции поощрения


3.  Структура поощрительных норм


Заключение


Список использованной литературы






















Введение




     С методом поощрения самым непосредственным образом связан такой способ воздействия, как стимулирование. В последние годы этот термин стал достаточно популярным, часто употребляется в названиях и тексте законодательных актов, в научной литературе , в публицистике. Но, к сожалению, до настоящего времени в юридической науке не выработано понятия стимулирования как метода государственного управления, не раскрыто его соотношение с другими методами управленческого воздействия, нет достаточно четкого представления о стимулирующем механизме.

     В целом среди ученых сложилось вполне определенное мнение о том, что стимулирование – это один из эффективных и демократических методов управления, применяемых в различных сферах, в том числе экономической, социально-культурной, административно-политической, правовой и др. Вместе с тем определились и расхождения во взглядах, и прежде всего по самому содержанию стимулирования.

     В укрупненном виде можно выделить две основные концепции по поводу содержательного аспекта стимулирования. Одна группа авторов придерживается узкой трактовки этого термина, связывая стимулирование лишь с таким способом воздействия , как поощрение. Так В.Н. Кудрявцев вполне однозначно пишет: «Ясно, что правовое стимулирование- это поощрение за определенную заслугу»  Другие авторы рассматривают стимулирование в более широком плане - в виде синтетического способа воздействия, объединяющего в себе меры как поощрения, так и принуждения.

     По моему мнению, узкое понимание данного метода отражает лишь часть сложного и многогранного процесса стимулирования, который представляет собой побуждение к определенным действиям и, в конечном счете , к результатам , в которых заинтересован субъект управления. Считается, что такое побуждение может осуществляться и «кнутом», и «пряником» - как с помощью угрозы наступления неблагоприятных воздействий за невыполнение юридических обязанностей или за ненадлежащее их выполнение , так и с помощью меры поощрения, предоставление льгот, преимуществ.

     В юридической литературе отмечается, что метод поощрения является одним из наиболее результативных способов повышения человеческой активности, а эффективность его заметно выше, чем у метода принуждения. Несмотря на то, что в последние годы проблема поощрения всё более привлекает к себе внимание учёных-юристов, многие важные вопросы продолжают оставаться вне поля зрения. 




































     1.   Поощрение как метод государственного управления - это такой способ воздействия , который не подчиняет , а направляет волю лица на совершение определенных действий, полезных с точки зрения субъекта управления .Воздействие с помощью поощрения направлено на возбуждение у гражданина интереса в совершении каких-либо конкретных поступков и получении материального или морального одобрения, в то время как убеждение – это способ формирования у соответствующих лиц определенного сознания, привычки добровольного выполнения управленческой команды. Если метод убеждения, исходящий от управленческих структур, может осуществляться как в юридической, так и в неюридической формах, то государственное поощрение выражается только в форме правовой деятельности и всегда влечет юридические последствия.

      Рассматривая далее соотношение между методами убеждения и поощрения, можно заметить, что государственное поощрительное воздействие осуществляется всегда только уполномоченными на то властными субъектами в форме определенной процедуры. Фактическим основаниям для применения поощрительного метода является заслуга, а нормативной базой соответствующие материальные и процессуальные нормы права. Указанные обстоятельства  не характерны для метода убеждения, что позволяет сделать вывод о том, что поощрительный метод не может быть составной частью или разновидностью метода убеждения, а также  наоборот.  

     Вместе с тем, методы поощрения и убеждения характеризуются общей направленностью, единством цели, каждый из них выступает средством воспитания организованности и дисциплины, условием формирования благоприятного социально-психологического климата в обществе.

     В отличие от метода принуждения, связанного с угрозой или непосредственным претерпеванием гражданами воздействия негативного для них характера, поощрительный метод основан на стремлении лиц приобрести какое-либо материальное или моральное благо, на желании улучшить свое положение и т.д. Для реализации методов поощрения и принуждения требуется разная материальная база: в первом случае поощрительные, а во втором - охранительные нормы права, которые в свою очередь предусматривают противоположные фактические обстоятельства - заслугу или правонарушение.   

      Метод поощрения опирается на соответствующую нормативно-правовую базу,  состоящую из материальных и процессуальных норм. Материальные нормы закрепляют: показатели поощряемого поведения; вид и размер поощрения; круг адресатов, к которым могут быть применены поощрительные меры; состав органов или должностных лиц, уполномоченных решать вопрос о поощрении. С помощью процессуальных норм регулируется порядок предоставления к награде, принятия решения о поощрении и другие  аспекты  процедурного характера .Процессуальные нормы данной ситуации регулируют организационные отношения, адресованы в первую очередь уполномоченным органам и не могут быть отнесены к разряду поощрительных норм . Они лишь призваны обслуживать последние , способствовать созданию условий для их нормальной организации .                                  

     Поощрительный метод реализуется через юридическую деятельность уполномоченных субъектов , через возникновения и развития соответствующих правоотношений. Эта деятельность включает в себя издание нормативных актов и затем завершается принятием индивидуального акта о назначении конкретной меры поощрения.     

      В литературе отмечалось, что метод поощрения отражает общую возможность взаимоотношения участников управленческих отношений по вертикали, и  это вполне объяснимо, так как поощрительными полномочиями наделяются органы государства по отношению к субъектам права, стоящим на более низких ступенях иерархической лестницы, и между ними складываются отношения властного характера. Представляется, что использование метода поощрения возможно и в регулировании горизонтальных  правоотношений, например гражданско-правовых. Но основное его назначение-обеспечение взаимодействия в вертикальных правоотношениях, то есть между субъектом и объектом управления.

У поощрительных норм есть ряд специфических особенностей, которые отличают их от других методов воздействия. Они прослеживаются по нескольким направлениям. Основные из них выражаются в следующем.

     Во-первых, с помощью поощрительных норм создается особый способ воздействия государства на волю и поведение людей. Поощрительная норма не заставляет, а побуждает адресата осознанно и добровольно выбирать тот вариант поведения , который с точки зрения властного субъекта считается необходимым , а для основного адресата нормы должен казаться наиболее привлекательным .              

     Во-вторых, в содержании поощрительной нормы заложен особый способ обеспечения соответствующего поведения. Сущность поощрительных норм состоит в том , что они ”обеспечивают возможное совершение действий , желательных и выгодных как государству ,адресатам указанных норм ”. Средства такого обеспечения – это получение благ материального или морального характера.  

      В-третьих, на основе поощрительных норм возникают специфические правовые отношения, которые отличаются от других способом своего возникновения, содержанием, субъектным составом, своеобразием объектов.

     В- четвертых, поощрительные нормы имеют свою особую структуру.

     В-пятых, поощрительные нормы отличаются своеобразием функций.


   




























      2.  Для поощрительного метода, как и любого другого метода управления, характерно многообразие форм выражения. Поощрительное воздействие может быть государственным и негосударственным, непосредственным и опосредованным, абсолютным и относительным, материальным и моральным, централизованным и децентрализованным.

      В зависимости от поощряющих субъектов условно можно выделить государственное и негосударственное поощрение. Государственное поощрение имеет официальный характер , в управлении ведущее место . Субъектами негосударственного поощрения могут являться общественные и иные негосударственные организации, а также индивидуальные лица. Примером может являться проведение конкурсов и учреждение призов общественными  организациями. Индивидуальные лица иногда устанавливают вознаграждение за возвращение потерянной вещи и т.п. Однако и формы негосударственного поощрения должны соответствовать требованиям действующего законодательства.                                                         

        По механизму воздействия поощрение может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное поощрение осуществляется на основе поощрительных норм в форме односторонних правоприменительных актов по отношению к конкретному субъекту. Это может быть награждение орденом, премией, ценным подарком и т.д. Особенность непосредственного поощрения заключается в том, что оно применяется за определенную заслугу.  

     Опосредованное поощрение имеет иной механизм реализации. Оно также начинается с издания нормативного акта, содержащего поощрительную норму. Тем самым государство выражает одобрительное отношение к совершению достаточно широким или относительно неопределенным кругом лиц каких-либо  полезных действий. К этим лицам обращен призыв к выбору ими желательного с точки зрения государства варианта поведения. Но само поощрение реализуется непосредственно адресатом поощрительной нормы через достижение более высоких показателей и не требует каких-либо дополнительных решений со стороны властных органов, как это происходит при непосредственном поощрении. В основе опосредованного поощрительного механизма лежат, например, такие примеры, как снижение налога или освобождение от него предприятий в приоритетных отраслях народного хозяйства, изменение нормативов, процентных ставок и других подобных регуляторов.

     Необходимо уточнить, что непосредственное поощрение не следует отождествлять с прямыми методами управленческого воздействия, так как поощрение- это всегда метод не прямого, а косвенного управления. В данном случае речь идет не о степени категоричности того или иного поощрительного предписания, а о способе приобретения самой поощрительной меры. 

     При рассмотрении поощрительного метода под другим углом, например с точки зрения характера проявления, можно выделить поощрение абсолютное и относительное. Абсолютное поощрение выражается в форме награждения или предоставления благ иным предусмотренным законом способом, когда поощряемое лицо получает конкретные дополнительные блага материального или морального характера, которыми он ранее не обладал. Допустим, если за самоотверженные действия при тушении пожара гражданин награжден медалью « За отвагу при пожаре», то в этой ситуации он непосредственно получает «новое благо», новые права и обязанности дополнительно к тому, что у него было до этого момента.

     Относительное поощрение как одна из модификаций поощрительного метода наблюдается на фоне противоположного метода- принуждения. Примером может служить уголовно-правовое поощрение и аналогичное поощрение в административном праве. Эти меры имеют своим содержанием не предоставление гражданам-объектам управления каких-либо вознаграждений в виде определенных благ, а лишь снижение или устранение уголовно-правового или административно-правового обременение.  Можно ли в обычной обстановке считать благом незначительное административное взыскание? Безусловно, нет. Благом оно  может восприниматься лишь относительно применения более серьезных карательных уголовно-правовых или административно-правовых мер. Относительность подобного вида поощрения проявляется в том, что происходит как бы наложение на принуждение. В отличие от абсолютного, относительное поощрение может частично или даже полностью нейтрализовать наказание (взыскание). Представив наказание и поощрение в виде векторов с противоположной направленностью, можно заметить, что абсолютная величина  поощрительного вектора не может превышать величину отрицательного.  

      Исходя из территориального масштаба воздействия метод поощрения может быть централизованным и децентрализованным. Это связанно с тем, что государственные органы представляют собой развитую систему, в которой определенными полномочиями поощрительного характера обладают практически все звенья. Несмотря на некоторую условность данного деления, можно полагать, что применения поощрительного воздействия верхними звеньями иерархической лестницы относится к централизованному поощрению, что адресатами и общественным мнением воспринимается чаще всего как более ценное и авторитетное, например присуждение высших наград и отличий РФ, входящих в нее республик.

      Важную роль выполняет и децентрализованное поощрение. Оно более динамично, оперативно и соответственно может значительно усилить эффективность управляющего воздействия. Примером децентрализованного поощрения может служить применение поощрительных санкций местными Советами народных депутатов, установление советом трудового коллектива предприятия премий для некурящих, советом руководителей колхозов и совхозов вознаграждения за поиск поджигателей сельскохозяйственных объектов и т.п.[1]

     В целом централизованные и децентрализованные методы поощрения должны не противоречить, а, наоборот, дополнять друг друга, тем самым повышая трудовую и общественную активность граждан. Так, на некоторых предприятиях размер премий по итогам года для работников, награжденных орденом или медалью, был увеличен на и10% , двумя и более наградами- на 15% 

       Более полную характеристику метода поощрения дает уточнение функций, которые выполняет этот метод в процессе управления. Общее назначение поощрительного метода, на мой взгляд, проявляется в следующих функциях:

a)  Ориентационная функция: устанавливая те или иные виды поощрения, государство тем самым определяет цели, к которым следует стремиться объектам управления- основным адресатам поощрительной нормы;

b) Оценочная функция: поощряя субъектов права, государство, таким образом, дает соответствующую оценку поведению этих лиц;

c)  Стимуляционная функция: проявляется в том, что заранее обещанное поощрение является одним из средств побуждения граждан к достижению полезного результата

d) Обеспечительная функция: следует из того обстоятельства, что с помощью мер поощрения властный субъект не директивно, а косвенным образом «обеспечивает» полезное поведение граждан. В ходе управленческого воздействия меры поощрения наряду с мерами принуждения по-своему обеспечивают, приближают достижение намеченного результата;                       

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.