Меню
Поиск



рефераты скачать Административно-правовой режим государственной тайны в Российской Федерации

Закон определяет и особые случае допуска к государственной тайне, т.н. особый  порядок  допуска  к  государственной  тайне. Он установлен для парламентариев  федерального  уровня  (членов  Совета  Федерации     и депутатов  Государственной Думы), судей на период исполнения ими своих полномочий,  а  также  адвокатов, участвующих  в  качестве защитников в уголовном   судопроизводстве   по   делам,  связанным  со  сведениями, составляющими государственную тайну,

Эти  лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без   проведения   проверочных  мероприятий,  предусмотренных  Законом (статья   21).   Указанные   лица   предупреждаются   о  неразглашении

государственной  тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих  полномочий,  и  о  привлечении их к ответственности в случае ее разглашения,   о   чем  у  них  отбирается  соответствующая  расписка. Сохранность  государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Соответственно, закон закрепил и основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне: признание  его  судом  недееспособным,  ограниченно  дееспособным  или рецидивистом,   нахождение   его   под   судом   или   следствием   за государственные  и  иные  тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости   за   эти   преступления;   наличие   у   него  медицинских противопоказаний  для  работы  с использованием сведений, составляющих государственную  тайну,  согласно  перечню,  утверждаемому федеральным органом    исполнительной    власти,    уполномоченным    в    области здравоохранения  и  социального  развития;  постоянное  проживание его самого   и  (или)  его  близких  родственников  за  границей  и  (или) оформление  указанными  лицами  документов  для  выезда  на постоянное жительство  в  другие  государства; выявление в результате проверочных мероприятий  действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение  им  заведомо  ложных  анкетных  данных.  Решение  об отказе должностному  лицу  или  гражданину  в допуске к государственной тайне принимается  руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения   или   организации   в  индивидуальном  порядке  с  учетом результатов  проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Конституционный  Суд  РФ, рассмотрев жалобу о соответствии Конституции РФ этого положения, специального оговорил, что эта статья, статья 21.1 не  может  применяться  в качестве основания для отстранения адвоката, являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей  юрисдикции  в процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием  у  него  допуска  к  государственной  тайне  (определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 314-О).

Статья 21 не может применяться судами, другими органами и должностными лицами  также  в  качестве  основания  для  отстранения  представителя ответчика  от  участия в рассмотрении дела арбитражным судом в связи с отсутствием  у  него  допуска  к  государственной  тайне  (Определение Конституционного     Суда     РФ     от     10.11.2002    N    293-О).

Другим  важным выводом этого конституционного органа стало положение о том,  что  статья 21 по ее буквальному смыслу признана соответствующей Конституции  Российской Федерации. Распространение положений статьи 21 на   адвокатов,   участвующих   в   качестве  защитников  в уголовном судопроизводстве,  и  отстранение  их  от  участия  в  деле  в связи с отсутствием   допуска  к  государственной тайне  не  соответствует  Конституции Российской  Федерации,  ее  статьям  48 и 123 (часть 3) (Постановление Конституционного  Суда  РФ  от 27.03.1996 N 8-П). Статья 22. Основания для  отказа  должностному  лицу  или  гражданину  в  допуске         к государственной тайне

Допуск  должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть  прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия,  учреждения  или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или)  штатных  мероприятий;  однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных    трудовым   договором   (контрактом)   обязательств, связанных    с    защитой    государственной    тайны;   возникновения обстоятельств,  являющихся согласно статье 22 Закона о государственной тайне основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к  государственной  тайне.  Прекращение  допуска должностного лица или гражданина  к государственной тайне является дополнительным основанием для  расторжения  с  ним  трудового  договора  (контракта), если такие условия  предусмотрены  в  трудовом  договоре (контракте). Прекращение допуска  к  государственной  тайне не освобождает должностное лицо или гражданина  от  взятых  ими  обязательств  по  неразглашению сведений, составляющих  государственную  тайну.  Решение  администрации        о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне  и  расторжении  на  основании  этого  с  ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Другими мероприятиями помимо организации доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну стали: определение  порядка  сертификации средств защиты информации, Средства защиты   информации   должны   иметь   сертификат,  удостоверяющий  их соответствие  требованиям  по  защите сведений соответствующей степени секретности. установление   лицензирования   на   проведение  работ  со  сведениями соответствующе  степени  секретности. Лицензия на проведение указанных работ   выдается   на  основании  результатов  специальной  экспертизы предприятия,  учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей,   ответственных   за   защиту   сведений,  составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию. Лицензия на проведение    работ    с    использованием    сведений,   составляющих государственную  тайну,  выдается предприятию, учреждению, организации при   выполнении   ими   следующих   условий:   выполнение  требований нормативных   документов,   утверждаемых   Правительством   Российской Федерации,    по    обеспечению    защиты    сведений,    составляющих государственную  тайну,  в  процессе  выполнения  работ,  связанных  с использованием    указанных   сведений;   наличие   в   их   структуре подразделений   по   защите   государственной   тайны   и   специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и  уровень  квалификации  которых  достаточны  для  обеспечения защиты государственной  тайны; наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

определение  ответственности  за  нарушение  законодательства        о государственной  тайне  (уголовной,  административной.  гражданско  - правовой,  дисциплинарной).

предусмотрено,  что  защита прав и законных интересов граждан, органов

государственной  власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия  Закона о государственной тайне осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном  Законом.

Финансирование  деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий,  учреждений  и организаций и их структурных подразделений по   защите   государственной  тайны,  а  также  социальных  гарантий, предусмотренных  Законом  о  государственной  тайне, осуществляется за счет   средств   федерального   бюджета,  средств  бюджетов  субъектов Российской   Федерации   и   средств  местных  бюджетов,  а  остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их  основной  деятельности  при  выполнение  работ,  связанных       с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий    по   защите   государственной   тайны,   осуществляется руководителями   органов   государственной  власти,  органов  местного самоуправления,  предприятий,  учреждений  и  организаций, заказчиками работ,  а  также  специально  уполномоченными  на  то  представителями Министерства  финансов  Российской Федерации. Если осуществление этого контроля  связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну,   то   перечисленные  лица  должны  иметь  допуск  к  сведениям соответствующей степени секретности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Итак, в целом можно заключить, что система защиты государственной тайны  в Российской Федерации сформирована, в первую очередь речь идет о

 нормативной ее базе. Приняты законы о государственной тайне, о безопасности, на основе и с соблюдением конституционных норм и норм ратифицированных международных договоров, а также ряд других подзаконных актов. Ряд положений которых уже получили официально оценку Конституционного Суда России, органа конституционного  судопроизводства, высших судебных органов общей юрисдикции. Т.е. сформирован и механизм соблюдения, соответствия законодательства о государственной тайне  основному закону страны и международным договоренностям.

Официально закрепив определение понятие государственной тайны,  была установлена и система ее защиты, определены органы и меры. Возможно четкому определению подвергнут и перечень сведений, составляющих государственную тайну,  правовой гарантией соблюдения интересов всего общества стало закрепление  перечня сведений, не могущих быть засекреченными. Однако же их неточность, размытость, объективно существующая, и также не могущая быть преодоленной по объективным же  причинам, привела к возникновению ряда судебных процессов, затягиваемых порой на годы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:



1.                 Конституция   Российской  Федерации  1993  года.  Принята  всенародным голосованием 12.12.1993) "Российская газета", N 237, 25.12.1993;

2.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 30.12.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 256, 31.12.2001;

3.                 Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 18.02.2006, с изм. от 19.12.2006) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.04.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2066;

4.                 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 30.12.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954;

5.                 Патентный Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1 (ред. от 02.02.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 225, 14.10.1992;

6.                 Федеральный Закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об архивном деле В Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 01.10.2004) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 201, 27.10.2004;

7.                 Федеральный Закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) //  Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 104, 02.06.1998;

8.                 Федеральный Закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О федеральной службе безопасности" (принят ГД ФС РФ 22.02.1995) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269;

9.                 Федеральный Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.12.2005) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349;

10.             Федеральный Закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О внешней разведке" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 143;

11.             Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 22.08.2004) "О государственной тайне" // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ",  13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235;

12.             Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П "По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации ОТ 21  июля 1993 года "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова И А.К. Никитина" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 2, 1996;

13.             Определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О, от 10.11.2002 N 314-О // www.ksrf.ru;

14.             Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1085 (ред. от 30.11.2006) "Вопросы федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (выписка) // Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 23.08.2004, N 34, ст. 3541;

15.             Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (ред. от 17.12.2004) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 24.04.1995, N 17, ст. 1540;

16.             Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 (ред. от 15.11.2004) "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан российской федерации к государственной тайне" // Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 27.10.1997, N 43, ст. 4987;

17.             Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 N 1003 "Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне" // Собрание законодательства РФ", 31.08.1998, N 35, ст. 4407;

18.             Приказ Минюста РФ от 04.02.2005 N 10 "Об утверждении инструкции по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2005 N 6339)  // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 28.02.2005;

19.             Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (вместе с "Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны") // "Собрание законодательства РФ", 25.09.2006, N 39, ст. 4083;

20.             Приказ Минюста РФ от 05.09.2006 N 280 "Об утверждении инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудникам и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2006 N 8315) // "Российская газета", N 215, 27.09.2006;

21.             Приказ ФТС РФ от 21.07.2006 N 687 "Об утверждении инструкции о порядке обращения с паспортами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за границей, и выезда за границу должностных лиц таможенных органов, имеющих допуск к государственной тайне и осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.09.2006 N 8224) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 37, 11.09.2006;

22.             Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2005 N 1314-р «Об одобрении концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры российской федерации и опасных грузов» // "Собрание законодательства РФ", 01.08.2005, N 31, ст. 3224;

23.             Постановление Правительства РФ от 23.07.2005 N 443 "Об утверждении правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 25.04.2005, N 17, ст. 1547;

24.             Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне" // "Российская газета", N 145, 28.06.1995;

25.             Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 608 (ред. от 17.12.2004) "О сертификации средств защиты информации" // "Российская газета", N 220, 07.10.2004,

26.             Постановление Правительства РФ от 02.10.2004 N 514 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну";

27.             Приказ ФСБ РФ от 18.11.1999 N 576 "О контракте о прохождении военной службы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.12.1999 N 2014) //  "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 1, 03.01.2000;

28.             www.fsb.ru;

29.             #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] ЗАКОН  РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 25.07.2006) "О БЕЗОПАСНОСТИ" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 769


[2] Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики [Журнал "Правоведение"/1996/№ 1]


[3]

См. ПОСТАНОВЛЕНИЕ  Правительства  РФ  от 22.08.1998 N 1003 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ  О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА,  А  ТАКЖЕ  ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЭМИГРАНТОВ И РЕЭМИГРАНТОВ  К  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ТАЙНЕ" // "Собрание законодательства РФ", 31.08.1998, N 35, ст. 4407,



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.