Административная деятельность милиции по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняем...
Реферат
по теме «Административная деятельность
милиции по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений»
План
|
Вступительная часть – 5 мин
|
1. Правовое положение и организационное построение
службы милиции по содержанию, охране и конвоированию
подозреваемых органов внутренних дел
|
2. Организация деятельности изоляторов временного содержания
подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел
|
3. Организация
конвойной службы милиции
|
Заключительная часть (подведение
итогов)
|
ВВЕДЕНИЕ
Одним
из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана,
содержание под стражей и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений.
Местами
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел
субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте,
горрайорганов внутренних дел. Решение о их создании, реорганизации и ликвидации
принимаются министрами внутренних дел республик, начальниками управлений
(главных управлений) внутренних дел в субъектах Российской Федерации, начальниками
управлений внутренних дел на транспорте. Финансирование ИВС осуществляется за
счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел
Российской Федерации. Изоляторы временного содержания входят в структуру
милиции общественной безопасности[1].
Содержание
под стражей, подозреваемых и обвиняемых, осуществляется в соответствии с
принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма,
уважения человеческого достоинства.
1.
Правовое положение и организационное построение службы
милиции
по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых органов внутренних дел.
Правовой
основой содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, является
Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, принципы
и нормы международного права, а также международные договоры Российской
Федерации.
В ст. 22 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый
гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение
под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До
судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48
часов. Эта норма нашла отражение в ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации (УПК РФ), а ст. 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и
условия содержания подозреваемых под стражей. Что же касается режима содержания
под стражей подозреваемых, их прав и обязанностей, правил внутреннего
распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений, то они определены в Федеральном законе «О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля
1995 г. № 103-ФЗ а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов
временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с Законом РФ «О милиции» (п. 14—16 ст. 10) на милицию
возлагается ряд обязанностей по:
а) исполнению определений судов, постановлений судей, письменных
поручений прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову,
о заключении под стражу, производству розыскных, следственных и иных действий,
оказанию им содействия в производстве отдельных процессуальных действий;
б) исполнению постановления судьи об административном аресте;
в) охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых.
Для выполнения этих обязанностей в
органах внутренних дел создана служба по охране и конвоированию, которая
входит в состав милиции общественной безопасности на основании Указа Президента
РФ «О милиции общественной безопасности» и постановления Правительства РФ «О
подразделениях милиции общественной безопасности».
Организационное построение данной службы выглядит следующим
образом. На федеральном уровне в структуре Департамента охраны общественного
порядка МВД России образован отдел нормативно-правового и
организационно-методического обеспечения деятельности изоляторов временного
содержания, специализированных учреждений милиции и конвоирования[2].
На региональном уровне в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации созданы
управления (отделы) милиции по руководству охранно-конвойной службой. Эти
подразделения руководят полками, батальонами, ротами, взводами и отделениями
охранно-конвойной службы. Если в штатах горрайорганов внутренних дел имеются
подразделения по охране изоляторов временного содержания подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений (ИВС), ответственность за организацию их
работы возлагается на начальников милиции общественной безопасности и
командиров подразделений охранно-конвойной службы.
Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум направлениям:
1) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах
временного содержания органов внутренних дел;
2) по охране и конвоированию лиц, совершивших преступления.
2.
Организация
деятельности изоляторов временного содержания
подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии с действующим законодательством изоляторы временного
содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам
содержания под стражей[3] и
предназначены для временного содержания под стражей задержанных по подозрению в
совершении преступлений.
По Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ подозреваемый
— это лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также
лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Кроме
того, в ст. 46 УПК РФ закреплено, что это лицо, в отношении которого
возбуждено уголовное дело. Обвиняемый — это лицо, в отношении которого:
1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен
обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ).
В изоляторах временного содержания органов внутренних дел содержатся:
- подозреваемые;
- обвиняемые;
- осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в
законную силу и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения
уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о
преступлениях, совершенных этими или другими лицами.
В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые
административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии
специального приемника.
Для
охраны подозреваемых и обвиняемых назначается дежурный, помощник дежурного по
ИВС, постовые и выводные.
Посты
могут быть внутренними и наружными, постоянными и временными. Внутренние посты
выставляются у камер и в прогулочном дворе, наружные — для охраны ИВС с внешней
стороны. Постовые на внутренних постах и выводные милиционеры несут службу без
оружия. Постовые наружного поста у здания ИВС вооружается пистолетом или
автоматом.
Количество
и виды постов, их расстановка и количество выводных милиционеров
устанавливаются табелем поста, составляемым начальником 11BC и утверждаемым
начальником органа внутренних дел.
Дежурный
(помощник дежурного по ИВС) осуществляет оперативное руководство нарядом по
охране подозреваемых и обвиняемых. Он подчиняется начальнику ИВС и несет ответственность
за обеспечение установленного порядка их содержания и выполнение нарядом своих
обязанностей.
Руководит
же деятельностью ИВС начальник. Он непосредственно организует охрану
подозреваемых и обвиняемых, в его обязанности входит подготовка нарядов к
несению службы, их расстановка в соответствии с решением, утверждаемым
начальником органов внутренних дел на охрану ИВС, осуществление контроля за
несением службы нарядами милиции. Кроме этого, он должен ежедневно производить
осмотр камер и других помещений ИВС для обеспечения содержания оборудования и
технических средств охраны в исправном состоянии; осуществлять профилактические
мероприятия по предупреждению побегов, и иных чрезвычайных происшествий,
нарушения законности.
Основания
и порядок приема и содержания в ИВС лиц, подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений:
- для
подозреваемых в совершении преступлений - протокол задержания, составленный в
порядке, установленном статьей 92 УПК РФ. В этой
статье
подчеркивается, что после доставления подозреваемого в орган дознания, к
следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания,
в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права,
предусмотренные статьей 46 УПК РФ. О произведенном задержании орган дознания,
дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в
течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. Протокол задержания
подписывается лицом, его составившим и подозреваемым;
-
основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и отношении
которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, является
постановление судьи в порядке, установленном статьей 108 УПК РФ;
-
вступивший в законную силу приговор суда об осуждении к лишению свободы лица,
не находившегося под стражей до его вступления в законную силу.
Перечисленные
документы должны быть подписаны соответствующими должностными лицами и
скреплены гербовыми печатями.
Указанные
лица принимаются в ИВС круглосуточно дежурным, который обязан проверить
наличие оснований для помещения их в места содержания под стражей, опрашивает
каждого доставленного и сверяет его ответы с данными протокола задержания
(постановления судьи и приговора суда); регистрирует их в книге учета лиц,
помещенных в ИВС. Все эти лица подвергаются личному обыску, а находящиеся при
них вещи - досмотру. Личный обыск может быть полным и неполным.
Полный
личный обыск производится лицом одного пола с обыскиваемым в присутствии
понятых того же пола; и включает личный обыск подозреваемых и обвиняемых и
досмотр находящихся при них вещей. Он проводится при поступлении их в ИВС,
обнаружении подготовки к побегу и других чрезвычайных происшествиях,
конвоирования за его пределы и по возвращении. В случаях водворения в одиночную
камеру, при освобождении из ИВС, а также по указанию начальника органа
внутренних дел (или ИВС), дежурного или проверяющего.
Личный
обыск сопровождается тщательным осмотром тела, одежды и обуви подозреваемых и
обвиняемых. Обыскиваемому предлагается снять верхнее платье, обувь и белье
(нательное белье не снимается) после чего осматриваются кисти рук с обеих
сторон, кожный покров, ушные раковины, подмышки, полость рта, а также протезы,
предлагается присесть несколько раз. Волосы на голове расчесываются. Пластырные
наклейки, гипсовые и другие повязки снимаются только с разрешения медицинского
работника. Тщательно прощупывается одежда. Карманы, рукава одежды, брюки,
носки, чулки, выворачиваются наизнанку.
Внимательно
осматриваются предметы и вещи, разрешенные для хранения в камере, а также
подлежащие сдаче на хранение дежурному по ИВС (чемоданы, портфели, вещевые
мешки и др., в которых проверяется наличие двойного дна или потайных
карманов).
При
полном личном обыске изымаются: оружие, ножи, бритвы, браслеты, табачные изделия,
спички, портсигары, зажигалки, запонки, кольца, серьги, часы, ордена и медали,
другие предметы и ценности; стеклянная посуда, спиртные напитки, игральные
карты, поясные ремни, помочи, резиновые подвязки, галстуки, шнурки, шарфы,
наркотические, лекарственные вещества, не разрешенные медицинским работником к
употреблению и хранению в камерах; перец, соль и продукты питания, сверх
установленных норм; деньги, сберегательные книжки, ценные бумаги; документы и
записи, не разрешенные к хранению в камерах.
При
изъятии у подозреваемых и обвиняемых запрещенных к хранению в камерах вещей,
предметов и ценностей составляется акт, который передается следователю или
дознавателю для приобщения к материалам уголовного дела.
Неполный
личный обыск подозреваемых обвиняемых осуществляется в случаях вызова их к
прокурору, следователю, дознавателю, медицинскому работнику, до и после
свидания с защитником, родственниками или иными лицами, при выводе их в
санпропускник, на уборку помещений ИВС, на прогулку, при утренних и вечерних
проверках камер.
При
неполном личном обыске понятые не приглашаются. Подозреваемые и обвиняемые не
раздеваются, их одежда тщательно осматривается и прощупывается.
По
окончании обыска и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается
сотрудником, производившим обыск, понятыми и обыскиваемым. Отказ обвиняемых и
подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном
протоколе.
Принятым
в ИВС лицам оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые
им разрешается иметь при себе и хранить в камере it количестве и ассортименте, определенных
Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений.
Деньги,
ценности, ордена, медали и документы к ним, изъятые при личном обыске, сдаются
в финансовую часть органа внутренних дел, а личные пещи в камеру хранения ИВС.
На
дежурного по ИВС возлагается обязанность оформить личное дело на подозреваемого
(обвиняемого), т. е. заполнить анкету, дактилоскопическую карту и другие
документы.
В ИВС
органов внутренних дел устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав
подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а
также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Режим
содержания подозреваемых и обвиняемых обеспечивается:
1)
соблюдением установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС;
2)
осуществлением пропускного режима в ИВС;
3)
содержанием подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно
изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами;
4)
запрещением их бесконвойного передвижения;
5)
системой проверок, личного обыска и досмотра вещей. Водворяемый в камеру ИВС
должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которые
регламентируют порядок содержания в ИВС, права и обязанности лиц, содержащихся
в нем, приема и выдачи им передач и посылок, проведения прогулок, материальной
ответственности подозреваемых и обвиняемых.
Осуществление
пропускного режима в ИВС означает, что в изолятор пропускаются:
-
прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов в ИВС - по предъявлении
удостоверения личности в любое время суток с беспрепятственным допуском во все
помещения;
-
должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие инспектирование или
контроль за организацией и несением службы по охране и конвоированию
подозреваемых и обвиняемых, сотрудники милиции общественной безопасности - по
предъявлении удостоверения личности;
-
сотрудники других служб - по предъявлении специального предписания, выданного
начальником вышестоящего органа внутренних дел;
-
следователи органов внутренних дел, прокуратуры и дознаватели, -по предъявлении
удостоверения личности - в следственные кабинеты и только для производства
следственных действий;
-
сотрудники криминальной милиции - по предъявлении удостоверения личности и
письменного разрешения лица, в производстве которого находится уголовное дело -
в следственные кабинеты;
-
защитники - по предъявлении ими ордера юридической консультации - в
следственные кабинеты;
-
другие лица, которым в установленном порядке предоставлено свидание с
подозреваемыми и обвиняемыми - по предъявлении соответствующего разрешения и
паспорта - только в комнату для свиданий;
Страницы: 1, 2, 3
|