а) законов должно быть немного и они должны оставаться
неизменными;
б) временные учреждения определяли порядок деятельности
органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;
в) указы являлись подзаконными актами, могли быть
краткосрочными и отменяемыми.
Законы описывали отношения, не вдаваясь в толкование и
не делая исключений. Они просты и четки в своих формулировках и предписаниях. Классификация
норм и вся их система должны соответствовать «естественной» иерархии этих норм
в общественной жизни.
Главной задачей Наказа было указать на необходимость
стабильности и фундаментальности правовой системы, выделить в ней конституирующие,
определяющие принципы и систему основных норм.
В 1767 г. после подготовки Наказа в Москве создана
Комиссия по подготовке проекта нового Уложения. В состав Комиссии направлялись
депутаты: от центральных органов управления, уездного дворянства, жителей
каждого города, однодворцев, пехотных солдат или государственных крестьян
каждой провинции, «не кочующих инородцев» (Казанской, Сибирской и Оренбургской губерний), казаков.
Не участвовали в выборах депутатов
духовенство, частновладельческие, экономические и дворцовые крестьяне,
армия и флот (всего более 70% населения).
Депутатский ценз устанавливался отдельно для каждого
сословия. Избираться могли лица не моложе 25 лет. Для крестьян и низшей курии устанавливались
дополнительные требования — наличие собственного дома, семьи, знание
грамоты, отсутствие судимости.
Выборы (кроме, дворянской курии) были многоступенчатыми
и проходили под контролем местной администрации.
Кроме депутатов, дворянство избирало уездных
предводителей, горожане — городского голову, сословную администрацию.
Одновременно с Наказом для направления кодификационной
работы комиссии был принят «Генерал – прокурорский наказ», определявший основные
характеристики разных видов законодательства и форм права: право божественное,
естественное, народное, государственное общее, государственное
особенное и др.
В Комиссии остро дискутировались вопросы о соотношении
прав родового и
выслуженного дворянства, о предоставлении дворянству права заниматься торгово-промышленной деятельностью, о праве купечества
и промышленников иметь в своих предприятиях крепостных работников и приказчиков, о приобретении дворянами
«экономических» (церковных) деревень
и крестьян.
При обсуждении законопроектов члены комиссии выражали
неудовлетворение отсутствием в стране больниц, богаделен, аптек, государственных
хлебных магазинов, банков, школ, почтовых станций и т.п. Все жаловались
на состояние правосудия — волокиту, взятки и т.п. Предлагалось заменить
формальные суды судами словесными с выборными судьями и подчинить
им полицию. Дворяне предлагали учредить институт мировых судей по
английскому образцу. Горожане предлагали ввести в городское
самоуправление должность городского головы, селяне требовали своего
выборного сословного суда. Проявление корпоративных, сословных интересов
затрудняло совместную кодификационную работу Комиссии.
Дворянство стремилось занять господствующее положение в
местных уездных обществах: его представители настаивали на проведении
регулярных уездных съездов, контролирующих ход дел на местах, избирающих
полицейские власти и местные суды. В некоторых дворянских наказах предлагались
выборы воевод, земских судей и предводителей дворянства.
Представители сословий в Комиссии настаивали на создании новых сословных
учреждений, четком определении правового статуса каждого сословия.
При этом дворянство требовало себе особых сословных привилегий.
Выборы депутатов в Уложенную комиссию проходили весной
1767 г. Дворянские депутаты избирались на уездных собраниях; городские — на городских;
сельские — по трехзвенной системе: погост — уезд — провинция, казачьи — от
полка. Было избрано около 550 депутатов: свыше 33% составили дворяне, 36% — депутаты от
городов, около 20% — сельские жители. Более
45% депутатов были потомственными или личными дворянами.
В 1768 г. в Уложенную комиссию было направлено
«Начертание о приведении к окончанию комиссии проекта нового Уложения»,
в котором были сформулированы теоретические принципы будущего Уложения. Все нормы
подразделялись на «право общее» и «право особенное».
К праву общему относились нормы о полномочиях верховной
власти, правомочиях органов государственного управления, принципы административно –
территориального деления, права и положение Православной Церкви, порядок
судопроизводства и судебной системы, основы уголовного права,
полицейского управления и благочиния, регулирование государственного хозяйства,
здравоохранения и образования.
К праву особенному относились нормы, регламентировавшие
такие объекты, как лица, вещи, обязательства (т. е. сословные права), область брачно-семейных
отношений, опека, отношения по распоряжению имуществом, и иные
обязательства.
В ходе работы над Уложением были созданы специальные
комиссии: по вопросам «общего права», о сословиях, правосудии, благочинии, духовно-гражданская,
об имениях, о правах частных лиц, об обязательствах. Эти частные
комиссии работали в течение нескольких лет (с 1768 по 1771 г.) и
подготовили материалы, которые были положены в основу важнейших правовых
документов конца XVIII в. — Жалованной грамоты дворянству (1785),
Жалованной грамоты городам (1785), Учреждения для управления губерний (1775),
Устава благочиния (1782) и др.
Комиссия предложила реформировать систему центрального
управления, перенеся центр тяжести на места, в губернии, разукрупнив местные органы
управления. Было предложено также упразднить Вотчинную, Ревизией-,
Мануфактур- и Эконом – коллегии, передав их дела губернским органам.
Это было учтено при реформировании коллегиальной системы в 1784—1786
гг.
В конце 1771 г. работа частных комиссий прекратилась.
Тем не менее, Комиссия по составлению нового Уложения продолжала
существовать. Екатерина II предполагала даже превратить ее в
постоянно действующий при Сенате орган.
К
1775 г. Екатерина II закончила тяжелые войны — с
Польшей, Турцией и подавила Пугачевское
восстание — получив возможность начать
новые государственные преобразования и новую кодификацию законодательства.
2. Губернская реформа 1775 г.
Стремление
Петра I перестроить местное управление на началах
коллегиальности участия в нем дворянства не получило практического воплощения,
но сама идея не умерла. Уже при Елизавете Петровне проект Нового уложения,
составленный с четом предложений сословных
депутатов, отразил желание дворянства участвовать в местном управлении. После принятия в 1762 г.
Манифеста о вольности дворян вопрос сословных
правах получил особое значение. В наказах депутатов Уложенной комиссии,
созванной Екатериной II в 1767 г., эти предложения
высказывались еще настойчивее. Желание
дворян управлять провинцией совпало с планами Екатерины II найти средство для
привлечения дворян к службе при уничтожении обязательной службы.
Реформа
местного управления была разработана с учетом наказов депутатов комиссии 1767
г., представлявших все сословия России и дружно отстаивавших принцип выборной
сословной (преимущественно дворянской) службы.
Московское государство не знало сословий как замкнутых
объединений, наделенных общими, равными для всей группы наследственными правами
и обязанностями, характерных для социальной структуры европейских стран.
Сословные группы того времени носили тяглый характер, а их значение и состав
определялись прикреплением той или иной государственной службе. Петр I еще более
осложнил эту "разверстку :сословных повинностей", но не создал
сословий. По определению Е.В. Анисимова, социальные группы, возникшие в ходе
петровских реформ, "не имели законодательно оформленных сословных прав и
привилегий, сословной организации и системы самоуправления, а также сословного суда, т.е.,
в сущности, не являлись корпорациями публичного
права".
При его преемниках началось обратное движение:
повинности свободных групп населения постепенно облегчались, а права уточнялись и
расширялись, что вело к формированию
сословий. Но к началу правления Екатерины II этот процесс не был
завершен.
Реформы
последней четверти XVIII в. стали важным этапом в процессе
превращения сословных групп в "регулярные" сословия, этапом,
подготовившим их сближение, а впоследствии
и общую деятельность в местном управлении. С этого времени можно
говорить о сословных корпорациях и сословном самоуправлении, определявших
характер местного управления на протяжении первой половины XIX в. А.Б.
Каменский, оценивая реформы Екатерины II, признает, что они "создавали своего
рода конституцию", так как были направлены на формирование "правового
государства с сословной структурой общества и с оговоренными в законе
правами и обязанностями
верховной власти и подданных", зависевших от правового статуса каждого сословия.
"Первым шагом по осуществлению реформы местного
управления" стал Манифест 14 декабря 1766 г., определявший порядок выборов
депутатов Уложенной комиссии. Именно тогда были заложены начала дворянского
самоуправления: введены уездные предводители дворянства и уездные дворянские
собрания. Этот закон наметил
контуры и будущей городской реформы. Он вводил выборных городских голов и новое понятие "город", который
включал всех домовладельцев и был уже не тяглой, а юридической единицей. Предводители и головы избирались
в качестве председателей на выборах депутатов, но они сохранились и после
закрытия Комиссии, а в 1785 г. возглавили
созданные Жалованными грамотами дворянское и градское общества.
Уложенная комиссия оставила в наследство законодателям не
только идеи и новые выборные
должности, но и новый порядок выборов, доживший во многих местах, включая Москву, до лета 1917 г. Манифест 14
декабря 1766 г. вводил баллотировку шарами.
Это новшество имело огромное значение, так как с этого времени выборы стали
формой волеизъявления избирателей, а не формой поручительства и материальной
ответственности за действия избранного лица. Участие в выборах из повинности превращалось в право.
Десятилетие 1775-1785 гг. составило эпоху екатерининских
реформ. Именно в этот период были приняты четыре важнейших
законодательных акта: "Учреждение для управления губерний" (1775),
"Устав благочиния" (1782), "Жалованная грамота дворянству"
и "Жалованная грамота городам" (1785), вызвавшие серьезные изменения в системе
местного управления и сословного самоуправления.
Областная реформа. "Учреждение для
управления губерний" преобразовало местные учреждения и придало им тот вид, который они
сохраняли почти без изменений до 60-х гг. XIX в., а
некоторые из них и до 1917 г. Была создана сеть новых учреждений, прежде
всего судебных, построенных на таких началах, как децентрализация, разделение властей,
коллегиальность и выборность службы, изменен характер
старых. С этого времени магистраты утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного
населения.
Практически все коллегиальные губернские и уездные
учреждения, введенные в 1775 г., по своему составу были выборными (назначались
только председатели). Из чиновников состояли штаты губернского
правления и трех палат (казенной, уголовного и гражданского судов). Выборные из дворян, горожан и
свободных сельских обывателей заседали в
сословных губернских и уездных судах, открытых для каждого из этих
сословий. Для опеки над сиротами и вдовами были созданы два сословных
учреждения: дворянская опека во главе с уездным предводителем дворянства и сиротский суд под председательством городского
головы.
Всесословный
характер носили принципиально новые губернские учреждения: приказ общественного призрения и совестной суд. В
приказе общественного призрения, ведавшем делами благотворительности,
общественного здравия и образования, под председательством губернатора
заседали по два представителя от
дворян, 'гражданства" (купцов) и
свободных крестьян. Участие заседателей из трех сословий 'было "робким приступом к восстановлению в
управлении и суде совместной деятельности сословий.
Что
касается совестных судов, игравших роль третейского суда, то они были тогда новыми
не только для России, но и для Европы.
Введение этих учреждений свидетельствовало о новом направлении деятельности
выборных людей, призванных служить уже не только задачам фиска, но и общественному благу.
Во
время пребывания в должности все служащие по выборам, кроме сельских заседателей, считались состоявшими в чинах: от
7-го класса (предводитель дворянства и дворянские заседатели совестного
суда) до 14-го (городские старосты и ратманы в посадах). Сельские заседатели вместо чинов получали право на личную
неприкосновенность ("без суда да не коснется до них наказание ни от
кого"), а после окончания службы могли
рассчитывать на уважение окружающих ("да почтутся они первыми в селениях своих между их равными"). Эти
статьи были заметным шагом в правовом определении сельского сословия, особенно
по сравнению с указом 1769 г., который по традиции рассматривал выборных
людей как поручителей за исправное исполнение повинностей и предписывал, в
случае неуплаты крестьянами недоимки, "забирать в города старост и выборных,
держать под караулом, употреблять их в тяжелые городовые работы без платежа
заработных денег, доколе вся недоимка заплачена не будет".
В
результате этой реформы роль дворян в местном управлении заметно возросла.
Дворянские собрания избирали земского исправника (главу полиции), уездного
судью (главу сословного суда), заседателей в многочисленные суды, что
составляло в общей сложности более половины всех выборных должностных лиц
уезда. Законодатели с самого начала стремились уравнять выборную службу с государственной
и таким образом сделать ее более
престижной.
3.
Городская реформа 1785 г. Дворянское самоуправление.
Городская реформа 1785 г.: теория
и практика самоуправления. В этом документе
утвердилось понятие "город" как
юридическое лицо, как единая местная община, представляющая все городское
население и имеющая свои, отличные от государственных, интересы и нужды. Как внешнее выражение нового юридического
статуса каждый город получил герб и
печать, которой "градское общество" скрепляло свои постановления.
Наряду с торгово-промышленными слоями населения,
избирательные права получили дворяне-домовладельцы, входившие в разряд "настоящих
городских обывателей", и
представители научной и творческой интеллигенции, которые вместе с горожанами,
имевшими "стаж" выборной службы, банкирами и "всякого звания и
состояния капиталистами" составляли разряд "именитых граждан"
(ст. 67). Необходимо заметить, что такого широкого участия населения городское
законодательство не знало до 1917 г.
Всего
же насчитывалось шесть избирательных разрядов: 1) настоящие городовые обыватели; 2) гильдии купеческие; 3) цехи; 4)
иностранные и иногородние купцы; 5)
именитые граждане; 6) посадские. Таким образом, городское общественное
управление, созданное Екатериной II,
должно было стать по своему составу
всесословным.
Выборы
проходили раз в три года по каждому разряду отдельно. Вначале избирались гласные общей городской думы
(распорядительный орган), которые уже из своей среды выбирали по одному
человеку от каждого разряда в шестигласную думу (исполнительный орган). Закон
создавал еще одно выборное учреждение -собрание градского общества, в котором
могли участвовать только состоятельные люди (не беднее купцов 2-й гильдии).
Именно это собрание избирало всех должностных
лиц города: голову, бурмистров и ратманов магистрата, судей словесного или торгового
суда (введен при Анне Иоанновне) и др. В этих учреждениях главным выборным
лицом стал городской голова. Эта должность существовала с 1766 г. (выборы
проводились через два, а с 1775 г. через три года), но до реформы 1785 г. голова исполнял лишь случайные поручения
правительства и не имел отношения ни к магистрату,
ни к городским делам.
Сфера
деятельности городских дум значительно отличалась от деятельности земских изб, магистров и ратуш. В "Жалованной
грамоте городам" нет упоминания о сборах государственных налогов и
казенных службах — предметом забот новых учреждений стали "пользы и
нужды" города. Отсюда берут свое начало городской бюджет (переданы городам таможенные сборы и 1 % от казенного питейного
дохода) и городская собственность (земли, мельницы, трактиры и другие
оброчные статьи). Для решения хозяйственных задач города получили и известную
долю самостоятельности в расходовании средств. Таким образом, Грамота создавала
условия для превращения городов в
самоуправляющиеся общины.
Однако
положения этого закона не были воплощены в жизнь. Причин тому было много. Это и
жесткий контроль со стороны администрации за деятельностью городских дум, и несовершенство самого закона, и
неготовность общества к совместной деятельности, и воспитанный вековой
практикой страх перед каждым административным лицом и учреждением. Не последнюю
роль сыграла и законодательная неопределенность сферы деятельности городских
дум. Жизненное пространство, которое
впоследствии принадлежало органам городского самоуправления, уже было распределено между городовыми магистратами (сбор
налогов), приказами общественного призрения (социальная сфера) и
управами благочиния (городское благоустройство).
Однако русское общество не было готово принять идею
всесословности, заимствованную
Екатериной II из европейского законодательства,
- дворяне и интеллигенция ("именитые
граждане") на выборы не являлись и в городских делах не участвовали.
Насколько закономерным было это явление для XVIII в., говорит
тот факт, что в 1840-е гг., когда вновь встал вопрос об участии дворян в городском
управлении, законодателям пришлось доказывать, что такое право они
получили еще в 1785 г.
Одним
из условий формирования всесословного общества является завершение процесса
формирования городских сословий. Реформы 1775-1785 гг. и решали эту задачу. Напомним, что только в 1775 г. из
торгово-промышленного населения в самостоятельную
группу были выделены мещане, а купеческие гильдии получили правовое значение и окончательно утратили сходство с
тяглыми по характеру статьями. "Жалованный грамотой городам"
законодатели пытались решить одновременно две взаимоисключающие задачи: с одной
стороны, объединить городское население в градское общество, с другой -
разделить его на отдельные сословия. Попытка создания всесословного общества была преждевременной. Выборная городская
служба по-прежнему оставалась уделом
торгово-промышленного населения, а думы по своему составу ничем не отличались от магистратов и посадских сходов времен
Петра I.
Характер посадской общины градское общество сохраняло в
Петербурге до 1846 г., в Москве до 1863 г., в Одессе и Тифлисе до 1866 г., а в
остальных русских городах до введения Городового положения 1870 г. Тем не менее Жалованная
грамота 1785 г. стала точкой отсчета в развитии городского самоуправления, так
как заложенные с ней начала в той или иной
форме служили основой при разработке всех последующих городских реформ.
Значение "Жалованной грамоты городам" не
ограничивается введением городского самоуправления. По своим задачам и
составу статей этот сложный законодательный акт с равным успехом можно назвать как
городской, так и сословной реформой городского
населения. Действительно, наряду
с организацией городского общественного
управления, Грамота определяла сословно-корпоративный строй купечества и особенно
большое внимание уделяла ремесленному устройству. Не вдаваясь в детали сословного вопроса, отметим лишь общую
направленность этого документа, которая прослеживается и в ремесленном
положении, и в статьях о правах и привилегиях
купцов каждой из трех гильдий: стремление законодателей превратить тяглые
сословные группы в "регулярные" сословия. Грамота обеспечивала ряд важных привилегий городского населения, особенно
для купцов 1-й и 2-й гильдий (в том
числе освобождение от телесных наказаний). Сословное самоуправление купцов и ремесленников получило более четкую организацию и
фактически подменяло собой городское
самоуправление.
Дворянское
самоуправление. Реформа дворянского самоуправления была самой удачной сословной
реформой Екатерины П. Она "даровала дворянству права, принадлежащие
статусу свободного гражданина", заложив таким образом "первый
краеугольный камень для создания гражданского строя в России. Действительно, "Жалованная грамота дворянству" стала логическим
завершением процесса формирования дворянского сословия, начало которому
положил Манифест 1762 г. Дворяне получили право собирать губернские собрания
(уездные существовали с 1766 г.), иметь
выборные должности, свое помещение, бюджет, архив и печать, а также
обращаться к верховной власти со своими нуждами. Таким образом, дворянские
собрания получили юридическое оформление и превратились в сословные институты.
"Разница
между обеими Грамотами. - заметил А.А. Кизеветтер, - заключалась в том, что
Жалованная грамота дворянству подводила итог уже назревшему факту дворянской
эмансипации, а Грамота городам предвосхищала еще только ожидаемый рост
городского развития". Общим для этих законов было то, что они создавали сословные корпорации, заменявшие в системе
местного управления территориальные организации. Очевидно, что задача,
поставленная Екатериной II, "создать сословный строй в
России и связать его с институтом самодержавия", была ею решена. Выборная сословная служба, прежде всего
дворянская, получившая характер государственной, стала основой местного
управления. В первой половине XIX
в. эти черты местного управления получили
свое дальнейшее развитие.
Проект третьей "Жалованной грамоты" 1785 г.
Основанием сословного здания, созданного двумя Жалованными грамотами, должен был стать проект
"Сельского положения", оформлявший статус государственных крестьян.
По этому проекту крестьяне, подобно городскому и дворянскому сословиям,
делились на шесть разрядов, отличавшихся
между собой правами (например, высшие разряды освобождались от телесных наказаний). Проект наделял их правом
личной свободы, правом владения собственностью, предусматривал введение
выборных органов самоуправления и суда. Некоторые его пункты были введены в государственных селениях
Екатеринославской губ. Не исключено, что в будущем проект мог быть
распространен на все крестьянское население,
включая крепостных.
В
вопросе об изменении положения государственных крестьян законодательство
Екатерины II не пошло дальше принятого в 1775
г. "Учреждения для управления губерний", по которому крестьяне
получили отдельные суды (нижние расправы) и право избирать своих представителей
в судебные учреждения (нижние расправы, совестные
и нижние земские суды). Жалованные грамоты дворянству и городам,
принятые 21 апреля 1785 г., завершили
реформирование местного управления и сословного строя России.
Заключение
Московское государство не знало сословий как замкнутых
объединений, наделенных общими, равными для всей группы наследственными правами
и обязанностями, характерных для социальной структуры европейских стран.
Сословные группы того времени носили тяглый характер, а их значение и состав
определялись прикреплением той или иной государственной службе. Петр I еще более
осложнил эту "разверстку :сословных повинностей", но не создал
сословий. По определению Е.В. Анисимова, социальные группы, возникшие в ходе
петровских реформ, "не имели законодательно оформленных сословных прав и
привилегий, сословной организации и системы самоуправления, а также сословного суда, т.е.,
в сущности, не являлись корпорациями публичного
права".
Реформы
последней четверти XVIII в. стали важным этапом в процессе
превращения сословных групп в "регулярные" сословия, этапом,
подготовившим их сближение, а впоследствии
и общую деятельность в местном управлении. С этого времени можно
говорить о сословных корпорациях и сословном самоуправлении, определявших
характер местного управления на протяжении первой половины XIX в. Оценивая
реформы Екатерины II, признает, что они "создавали своего рода конституцию", так
как были направлены на формирование "правового государства с
сословной структурой общества и с оговоренными в законе правами и обязанностями верховной
власти и подданных", зависевших от правового статуса каждого сословия.
"Первым шагом по осуществлению реформы местного
управления" стал Манифест 14 декабря 1766 г., определявший порядок выборов
депутатов Уложенной комиссии. Именно тогда были заложены начала дворянского
самоуправления: введены уездные предводители дворянства и уездные дворянские
собрания. Этот закон наметил
контуры и будущей городской реформы. Он вводил выборных городских голов и новое понятие "город", который
включал всех домовладельцев и был уже не тяглой, а юридической единицей. Предводители и головы избирались
в качестве председателей на выборах депутатов, но они сохранились и после
закрытия Комиссии, а в 1785 г. возглавили
созданные Жалованными грамотами дворянское и градское общества.
Уложенная комиссия оставила в наследство законодателям не
только идеи и новые выборные
должности, но и новый порядок выборов, доживший во многих местах, включая Москву, до лета 1917 г. Манифест 14
декабря 1766 г. вводил баллотировку шарами.
Это новшество имело огромное значение, так как с этого времени выборы стали
формой волеизъявления избирателей, а не формой поручительства и материальной
ответственности за действия избранного лица. Участие в выборах из повинности превращалось в право.
Десятилетие 1775-1785 гг. составило эпоху екатерининских
реформ. Именно в этот период были приняты четыре важнейших законодательных
акта: "Учреждение для управления губерний" (1775), "Устав
благочиния" (1782), "Жалованная грамота дворянству" и
"Жалованная грамота городам" (1785), вызвавшие серьезные изменения в системе
местного управления и сословного самоуправления.
Список используемой литературы
Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России
(IX-XIX вв.). Гл. 1-4. - М., 1910.
Жукова Л. А. и др. История
государственного управления в России (IX-XVIII вв.). Глава 2. - М.,
1996.
Исаев И. А. Лекции по истории
московского права и государства. Лекция 1. - М., 1996. - С. 7-40.
Цыганков Д. Б. Государственное
дело земской Руси // Земский вестник. - М., 1995. - № 2. - С. 15-20.
Богословский М. М. Земское
самоуправление на русском севере в XVIII веке.Т. 1-2. - М., 1909-1912.
Жукова Л. А. и др. История
государственного управления в России (IX-XVII вв.). Гл.2.2. и 3.1. - М., 1996.
Солоневич И. Л. Народная монархия.
Часть 4. - М., 1992. - С. 329-418.
Тихомиров Л. А. Монархическая
государственность. Часть 3. Отделы 2, 3. - СПб., 1993. - С. 242-302.
Костомаров Н. И. Земские соборы.
М., 1995.
Оболонский А. На государственной
службе: бюрократия в старой и новой России. М., 1997.
Кизеветтер А. А. Местное
самоуправление в России (IX-XIX вв.). Гл. 8. - М., 1910.
Исаев И. А. История государства и
права России. Гл. 26, 27, 31. - М., 1996.
Кизеветтер А. А. Городовое
положение Екатерины II 1785 года. - М., 1909.
Институты самоуправления:
историко-правовое исследование. Раздел 3, гл. 5. - М., 1995.
Институты
самоуправления: историко-правовое исследование. Раздел 3, гл. 5. - М., 1995.
Страницы: 1, 2
|