Классицизм XVII-XVIII
От
латинского classicus –образцовый. Стиль или направление в
литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию
как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В
18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского
рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной
облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного
содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой
организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным
этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма
устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая,
мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня;
жанровая картина и т.д.). В литературе (трагедии П.Корнеля, Ж. Расина,
Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало,
басни Ж.Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество
Веймарского периода И.В.Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г.
Р.Державина, трагедии А.П.Сумарокова и Я.Б.Княжнина в России) ведущую роль
играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для
театрального искусства [Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (T. Duparc), М. Шанмеле, А.Л.Лекен,
Ф.Ж.Тальма, Рашель во Франции, Ф.К. Нейбер в Германии, Ф.Г. Волков, И.А.
Дмитревский в России] характерны торжественный, статичный строй спектаклей,
размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика,
приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива
(оперы Ж.Б.Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа),
благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К.В.Глюка в
Австрии). Архитектуре классицизм (Ж. Ардуэн – мансар, Ж.А.Габриель, К.Н.Леду во
Франции, К.Рен в Англии, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров,
К.И.Росси в России) присуще чёткость и геометризм форм, рациональная
ясность планировки, сочетания гладкой стены с ордером и
сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н.
Пуссен, К. Лоррен, Ж.Л.Давид, Ж.О.Д.Энгр, скульпторы Ж.Б.Пигаль, Э. М.Фальконе
во Франции, И.Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии,
живописцы А.П.Лосенко, Г.И.Угрюмов, скульпторы М.П. Матрос в России) отличается
логическим развертыванием сюжета, строгой уравновешенностью композиции,
пластичной ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО.
В 18 веке во
Франции зародился новый художественный стиль – классицизм. Название"
классицизм" буквально можно перевести как «основанный на классике»,
«образцовый». Его возникновение связано с переменами в политической жизни и
философской мысли.
Особая форма
государственного устройства – абсолютизм, связанная с именем короля Людовика 14,
афористично и полно выражается в одной королевской формуле: «Государство – это
я».
Новое
философское направление – рационализм – провозглашало приоритет человеческого
разума. Законы красоты вполне постижимы рационально, значит, искусство должно
основываться на определённых правилах. Задача искусства – воплощение идеального
порядка.
Идеалом
называлась античность, но классицизм, призывавший воплотить в жизнь традиции
классического искусства, на самом деле был очень далёк от жизнеутверждающего
эллинского мира. Ближе всего к тем, кто призывал: «Вперёд – в прошлое!», была,
пожалуй, философия римских стоиков, которые призывали хранить непоколебимую
стойкость духа среди всеобщего хаоса.
Ранний
классицизм был слишком правильным, слишком умозрительным и отвлечённым. Писатели того
времени – прежде всего, драматурги Корнель, Расин, Мольер – разрабатывали
теорию классицизма и воплощали её на практике. Пороки и добродетели в
классицической драме распределены чётко, в характерах нет тонов и полутонов:
если герой – то на все сто процентов, если подлец – то на все двести. Главный
конфликт трагедии классицизма – конфликт между чувством и долгом, причём
побеждает именно долг. Удивительным образом теория и практика классицизма
соединяются в садово-парковом искусстве. Так, парк при королевской резиденции в
Версале был распланирован по строгим законам: бассейны чёткой геометрической
формы, прямые аллеи, чистые горизонтальные линии. Клумбы напоминают идеальный
цветной паркет, и даже кустам деревьям не позволяется никакая вольность: их
кронам с помощью ножниц и секаторов приданы конусовидные и шарообразные формы.
Строгая регулярная планировка мастера садов и парков Ленотра – воплощение
рационалистического духа классицизма.
Расцвет
неоклассицизм пришёлся на эпоху Великой Французской революции(1789 –
1794).Эпикурейским настроениям и любовным причудам рококо были
противопоставлены простота форм, пафос исполнения гражданского долга, идейность
и правильность.
В живописи
классицизм наиболее ярко представлен произведениями Никола Пуссена, Жана
Батиста Шардена, Огюста Доминика Энгра. Самым последовательным
представителем неоклассицизма был певец революции Жак Луи Давид.
ГРЕЗ. Во Франции мыслители эпохи
Просвещения, явившиеся духовными предчами революции, старательно пестовали
наметившуюся в живописи тенденцию отрицания рококо. Такой поворот во взглядах,
сначала касавшийся скорее содержания, чем стиля, был вызван внезапно возникшей
в шестидесятых годах XVIII века популярностью
Жана-Батиста Греза (1735 – 1850). Его «Деревенская невеста», как и другие его
картины тех лет, изображает сцену их жизни низшего сословия. От более ранних
жанров полотен её отличает театральность композиции, заимствованная из «немых
сцен» Хогарта. Но в произведениях Греза нет ни насмешки, ни сарказма. Его
моралистическая картина служит иллюстрацией к социальным проповедям Жан-Жака
Руссо: бедным, в отличие от безнравственных аристократов, присуще
«естественные» добродетели и подлинность чувств. Всё в картине призвано
напомнить нам об этом, начиная с патетических жестов и выражения лиц
изображённых персонажей и кончая самой незначительной деталью – курицей с
выводком цыплят, которых мы видим на переднем плане. Один цыплёнок покинул
своих братьев и сестёр и примостился к краю миски с водой, так и невеста вот-вот
покинет свою семью. «Деревенская невеста» была признана шедевром, и громче всех
её хвалил Дени Дидро – этот апостол Разума и Природы. Наконец, говорил он,
появился художник, который выполняет социальную миссию, взывает к нравственному
чувству зрителя, а не стремиться просто, доставить удовольствие, как это делали
легкомысленные художники периода рококо! В первом порыве восторга Дидро оценил
сюжет картины Грезе по формуле Пуссена, как «благородное и серьёзное деяние
человека».
ДАВИД.
Позже, когда на сцене появился ещё более одарённый художник, строгий
«неопуссенист» Жан-Луи Давид (1748 – 1825), Дидро переменил свою точку зрения.
Если судить по картине «Смерть Сократа», написанной в 1787 году, Давид является
большим «пуссеном», чем сам Пуссен. Композиция разворачивается, как в рельефе,
параллельно плоскости картины, а фигуры монументальны и неподвижны, словно
статуи. Давид внёс в картину неожиданную деталь – освещение, оно резко
сфокусировано и создаёт чёткие тени. Этот вполне реалистический приём он
заимствовал у Караваджо. Таким образом, картины приближаются к жизни, что
несколько удивляет в столь доктринерском воплощении нового идеального стиля. Восприняв
античность как пример гражданственности и свободолюбия, стал основоположником
т.н. революционного классицизма конца 18 в., исполнил строгие по композиции и
по ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев»,
1784), портреты («Врач А. Левуа», 1783). В годы Французской революции
организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, в
т.ч. посвящённых актуальным современным событиям («Смерть Марата», 1793). С
1804 «первый художник» Наполеона I, писал эффектные парадные композиции («Коронование Жозефины», 1805 –
1807). В 1816 эмигрировал в Бельгию.
Мировая
литература.
Классицисты
стремились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным
античными теоретиками искусства (Аристотелем и Горацием). Классицизм поражает
гражданственность, масштабностью, торжественностью, гармоничностью форм.
Цель искусства
классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного.
Классицисты выдвигают метод его достижения, основываясь на трёх центральных
категориях своей эстетики: разум, образец, вкус. Все эти категории считались
объективными категориями художественности. С точки зрения классицистов, великие
произведения - плод не таланта, не вдохновения, нехудожественной фантазии, а
упорного исследования велениям разума, изучение классических произведений
древности и знания правила вкуса. Таким образом, классицисты сближают
художественным деятельностью с научной. Вот почему для них оказался приемлемым
философский рационалистический метод французского философа Рене Декарта(1596 –
1650), ставший основой художественного познания в классицизме.
Вторая
важнейшая категория классицистической эстетики – образец. Классицисты считали,
что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он
был воплощён в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь
воспроизвести идеал нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить
его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем
оригинальное творчество. Обратившись к античности, классицисты тем самым
отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов
Возрождения за искусство, свободного от религиозной догматики.
Культ разума
потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов
типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания
природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с
политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание подлинного
гражданина своей страны. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются
проблемы, представляющие общенациональный интерес.
В искусстве
классицизма внимание уделяется не частному, единичному, случайному, а общему, типическому.
Поэтому характер героя в литературе не имеет индивидуальных черт, выступая как обобщение
целого типа людей. Принцип классической типизации приводит к резкому разделению
героев на положительных и отрицательных, на серьезных и смешных. При этом смех
всё больше становиться сатирическим, ибо в основном направляется именно на
отрицательных персонажей.
Категория разума
оказывается центральной и в формировании нового типа художественного конфликта,
открытого классицизмом: конфликта между разумом, долгом перед государством – и
чувством, личными потребностями, страстями. Обнаружив в человеке как бы два
существа – государственного и частного человека, писатели искали и пути
согласования разума и чувства, верили в конечное торжество гармонии. Это один
из главных источников оптимизма классической литературы.
Большое влияние
уделяли классицисты теории жанра. Они руководствовались принципами иерархии,
есть жанры главные и неглавные. К середине XVII века утвердилось мнение, что самым главным литературным жанром является
трагедия (в архитектуре – дворец, в живописи – парадный портрет и т.д.). Проза
считалась ниже поэзии, особенно художественная. Поэтому распространение
получили такие прозаические жанры, как проповеди, письма, мемуары, как правило,
не рассчитанные на эстетическое восприятие, художественная проза, в частности
роман, оказывается в забвении. Принцип иерархии делит жанры на «высокие» и
«низкие», причём за жанрами закрепляются определённые художественные сферы.
Так, за «высокими» жанрами (трагедия, ода и др.) закреплялась
общегосударственная проблематика, в них могло говориться только о королях,
полководцах, вышей знати, язык этих произведений носил приподнятый,
торжественный характер («высокий штиль»). В «низких» жанрах (комедия, басня,
сатира и т.д.) можно было касаться только частных проблем или абстрактных
пороков (скупости, лицемерия, тщеславия и т.д.), выступающих как
абсолютизированные частные черты человеческого характера. Героями в «низких»
жанрах могли быть представители низов общества, выведение же знатных лиц
допускалось лишь в исключительных случаях (тем выше можно оценить смелость
Мольера, сделавшего постоянной комической фигурой образ маркиза). В языке таких
произведениях допускались грубости, двусмысленные намёки, игра слов («низкий
штиль») использование слов «высокий штиль» носило здесь, как правило,
пародийный характер. Сообразуясь с принципами рационализма, классицисты
выдвинули требование чистоты жанров. Смешанные жанры, например трагикомедия,
вытесняются. Этим наноситься удар по способности того или иного жанра
всесторонне отображать действительность. Отныне только вся система жанров
способна выразить многообразие жизни.
Классицизм как
стиль – это система изобразительно-выразительных средств, типизирующих
действительность сквозь призму античных образцов, воспринятых как идеал
гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной симметрии. Таким образом, этот
стиль воспроизводит лишь рационалистически упорядоченную внешнюю оболочку
античной культуры, не передавая её языческой, сложной и нерасчленимой сущности.
Не в античном наряде, а в выражении взгляда на мир человека абсолютической
эпохи заключается суть стиля классицизма. Он отличается ясностью,
монументальностью, стремлением убрать всё лишнее (принцип экономии средств),
создание единое и цельное впечатление. Классицизм как направление по-разному
развивался в странах Европы. Так, во Франции он складывался к 1590-м годам,
становиться господствующим направлением к середине XVII века, достигает наивысшего расцвета
в 60 - 70-е годы, затем испытывает некоторый кризис. В Англии, напротив, его
влияние отчётливо проявляется лишь в конце столетия.
Творчество
крупнейшего английского поэта XVII века Джона Мильтона (1608 – 1674) может рассматривать как
пример английского классицизма (особенно его поздние поэмы). Мильтон родился
в Лондоне, в семье нотариуса, формировался как личность под влиянием пуритан (в
семье, в школе св. Павла, в Кембриджском университете). После окончания
университета в 1632 г. Мильтон поселился в местечке Хортон, где начал литературную
деятельность. Здесь он написал диптих «L’allegro» (Жизнерадостный) и «Il penseroso»(Задумчивый), где живописал
согласие чувств и разума, отдавая разуму пальму первенства. В 1638 - 1640 гг.
Мильтон путешествует по Европе, в Италии его принимают как крупного поэта и
учёного. Но весть о созыве парламента в Англии, начале революции заставляет его
вернуться на родину и активно включиться в борьбу за обновления общества.
Второй период
в творчестве Мильтона (1640 – 1660) связан, прежде всего, с его участием в английском
буржуазной революции и публистической деятельностью.
Мильтон был
замечательным поэтом. В его стихах ощущается влияние классической эстетики.
Так, в стихотворении «Шекспиру» Мильтон повторяет образ «Памятник» Горация:
Шекспир воздвиг себе памятник выше и прочнее пирамид. Поэт сравнивает
творчество Шекспира с современной литературой, о которой говорит с грустью: «С
твоей свободной песней что сравниться? // А в наши дни искусство только мниться
// Свободным быть».
Последний
период творчества Милтона охватывает 1660 – 1674 гг. С поражением революции и
началом реставрации Стюартов для поэта наступает мрачное время. Он едва
избегает казни и тюрьмы. В августе 1660 г. По указу короля публично сжигаются
публицистические книги Мильтона «Иконоборец» и «Защита английского народа». В
этот период написаны самые знаменитые произведения писателя – поэмы «Потерянный
рай! (1658 – 1667) и «Возвращённый рай» (1671), трагедия «Самсон-борец» (1671).
Неоклассицизм
против романтизма.
История этих двух
течений, охватывает, грубо говоря, целое столетие, примерно с 1750 по 1850 год.
Как ни парадоксально, неоклассицизм с оной стороны считается всего лишь
аспектом романтизма, а с другой стороны – течением, ему противостоящим.
Трудность состоит в том, что два эти термина так же плохо согласуется друг с
другом, как, скажем, «четвероногие» и «плотоядные». Неоклассицизм представляет
собой новое возрождение классической античности, он более последователен, чем
прежние классические направления и, по крайне мере на первых порах, был связан
с идеями эпохи Просвещения. Романтизм же, напротив, не относиться к какому-то
определённому стилю, а обозначает скорее образ мыслей, который может выражаться
по-всякому, в том числе и в духе классицизма. Поэтому романтизм – гораздо более
широкое понятие, и, следовательно, подобрать для него определение значительно
труднее. Сложность углубляется ещё и тем, что неоклассицисты и романтики жили в
одно и тоже время, а заявили о себе ещё в период расцвета стиля рококо. Так,
например, Гойя и Давид родились с разрывом всего в несколько лет, а в Англии
ведущие представители рококо, неоклассицизма и романтизма – Рейнольдс, Уэст и
Фюзели – во многом разделяли идеи друг друга, хотя при этом решительно
отличались по своим позициям и стилю.
Страницы: 1, 2
|