Классификация стран мира по индексу развития человеческого потенциала
 
 
 
КСР
по предмету «Экономическая и социальная география западных стран» 
 
 
 
Тема:
«Типология
стран мира. Классификация стран мира по индексу развития человеческого
потенциала» 
 
 
               
       
 
 
 
 
 
 
 
 
                     
Подготовил
студент 1 курса, 2-й группы МО ФМО 
               
   Николаев Василий 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
                                    
     Минск,
2006 
Для наиболее чёткого представления об уровне
развития той или иной страны и всех стран в целом были введены различные
системы классификации. В основу каждой из них положены определённые
характеристики, по которым страны можно сравнить между собой. Основные
рейтинговые классификации следующие: 
 
1.     
по
уровню социально-экономического развития; 
2.     
по
индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП); 
3.     
по
форме правления и государственного устройства; 
4.     
по уровню
производительности труда; 
5.     
по
объёму ВВП на душу населения; 
6.     
по
уровню конкурентоспособности экономики; 
7.     
по
уровню инвестиционного риска; 
8.     
по
экономическому росту промышленности страны за определённый период времени и
т.д. 
 
Ранее основным показателем высокого уровня
развития страны являлся, по общему мнению, её высокий промышленный потенциал
(ПП) и стабильно высокий экономический рост.  
С течением времени всё большее число учёных
склоняется к тому, что определение уровня развития любой страны следует делать,
исходя из комплекса характеристик, которые учитывали бы и другие аспекты
развития социальной, экономической и даже духовной сферы жизни общества и
государства.  
Одной из таких комплексных оценок является, наряду
с индексами устойчивого экономического благосостояния и гуманитарного развития,
индекс развития человеческого потенциала. 
Основными показателями в ИРЧП являются: 
 
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 
- уровень грамотности взрослого населения; 
- совокупный валовой показатель числа поступивших
в учебные                       заведения первого, второго и третьего уровней; 
- реальный ВВП на душу населения, ППС в долларах
США; 
- скорректированный ВВП на душу населения, ППС в
долларах США; 
- индекс ожидаемой продолжительности жизни; 
- индекс уровня образования; 
- индекс ВВП; 
- собственно ИРЧП. 
 
Среднемировой ИРЧП на конец ХХ века составил 0,764. 
Раз уж мы заговорили о численном значении ИРЧП, то
стоит отметить, что оно может быть от 0 до 1. То есть единица в
данной системе оценки взята в качестве недостижимого идеала или эталона. 
В соответствии с этим абсолютно все страны мира
можно поделить на группы по ИРЧП: 
 
1) благополучные (в них индекс от 0,799 и выше;
среднее значение – 0,911), до пятидесяти стран мира; 
2) средние (в них ИРЧП колеблется от 0,798 до
0,500; где среднеарифметическое – 0,576), 78 стран; 
3) неблагополучные (ИРЧП составляет менее 0,500; в
основном же – 0,366). 
 
В целом, анализируя статистические данные, ИРЧП
даёт схожие с уровнем экономического развития результаты. К примеру, в
неблагополучные зачислены все страны с низким уровнем развития промышленности
(Африка к югу от Сахары, некоторые страны Азии).  
Схожесть классификации характерна и для остальных
групп, так как показатели ИРЧП и уровня экономического развития тесно
взаимосвязаны друг с другом. Большинство стран с наибольшей в мире годовой
выработкой (до 40 тысяч долларов) соответственно входят и в «Топ-20» наиболее развитых
государств по ИРЧП (США, Швейцария, Люксембург, Канада, Бельгия, Швеция, Дания,
Нидерланды, Япония, Австралия). 
Это ещё раз подтверждает идею максимально большего
развития ПП в средне- и слаборазвитых странах, ведь только наиболее
урбанизированные, индустриальноразвитые государства с открытой рыночной
экономикой могут повысить свой ИРЧП до уровня «золотого миллиарда».  
Правда, следует отметить и тенденцию ко всё
большему отставанию слаборазвитых стран от наиболее богатых 20% населения мира.
Тем самым это будет вести и к изменениям в классификации стран по индексу
развития человеческого потенциала, полностью в соответствии с принципом о том,
что богатые становятся богаче, а бедные – ещё беднее.  
Наиболее полной и достоверной в плане
аналитического сравнения я считаю классификацию стран по уровню развития как
таковому, предложенную в качестве дополнительной в книге Алисова и Хорева,
ибо она включает в себя и индекс развития человеческого потенциала, и уровень
экономического развития - два наиболее полных и разносторонних статистических показателя
во всей их взаимосвязи и перекрёстном сравнении. Эта классификация делит все
страны на шесть классов: 
 
1.     
Первый,
«наивысший» – 10 стран (Канада, Франция, Норвегия, Япония, Новая
Зеландия, Финляндия, Нидерланды, Швеция, США, Исландия), это страны, далеко
оторвавшиеся в своём развитии от следующего класса. 
2.     
Второй,
«высший» – 19 стран (в основном европейские страны с развитыми
капиталистическими отношениями, а также Израиль и Беларусь). 
3.     
Третий,
«выше среднего» – 36 стран (это страны либо с высоким ИРЧП и
средним УЭР, либо наоборот: со средним ИРЧП и высоким уровнем экономического
развития; в целом многие страны СНГ, Латинской и Южной Америки, новые
индустриальные страны). 
4.     
Четвёртый,
«дополнительный» – 11 стран (малые страны Карибов и Океании,
вследствие своих размеров не играющие существенной роли). 
5.     
Пятый,
«средний» – 40 стран (в них средний уровень ИРЧП сочетается со
средним же уровнем экономического развития, это в основном Азиатский и
Африканский регионы). 
6.     
Шестой,
«ниже среднего» – 8 стран (страны с низким ИРЧП, но средним УЭР;
среди них: Нигерия, Индия, Пакистан [три мировых демографических гиганта],
Гана, Камерун, Кения, Сенегал, Берег Слоновой Кости). 
7.     
Седьмой,
«низший» – 37 стран (страны с низкими ИРЧП и УЭР, преимущественно
тропики Восточного полушария). 
 
Несмотря на кажущуюся универсальность, полноту и
научную достоверность оценки индекса развития человеческого потенциала, не
стоит всё же забывать о некоторой условности этой классификации. 
Наверное, не стоит напоминать и о том, что все
явления и факты следует рассматривать максимально полно, с привлечением
наибольшего количества фактического и аналитического материала с целью
объективного, точного и непредвзятого подхода к анализу степени развития той
или иной страны мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             Список литературы 
 
Максаковский, В. П. Географическая
картина мира: в 2 кн. / В. П. Максаковский. М., 2003. Кн.1: Общая
характеристика мира. 
  
Алисов, Н. В. Экономическая и
социальная география мира (общий обзор): учеб. для вузов /
Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. М., 2001. 
 
Весь мир в таблицах.
Справочник. – Минск; М., 2001. 
Отчёт о мировом развитии.
– М.: Прайм-ТАСС, 1997. 
Любимов И. М. Общая политическая,
экономическая и социальная география: Учебное пособие. – М.: Гелиос, 2001. 
Доклад о развитии
человека за 2005 г. – Нью-Йорк, 2005. 
 
 
 
 
 
   
  
   
 
     
   
 |