где и
Соединив полюс PV с точкой е, получают вектор скорости точки Е, т.е.
VE = VO . e результате
построения треугольник cde должен быть подобен треугольнику CDE. Все стороны их должны
быть взаимно перпендикулярны и сходственно расположены.
На основании подобия треугольников cde и CDE положение точки е на плане скоростей можно
определить путем построения от линии cd треугольника cde подобного
треугольнику CDE, не решая двух
уравнений.
Положение точки е на плане скоростей можно найти также методом
засечек.
Скорость движения точки В игловодителя определяют путем решения двух
векторных уравнений:
(15)
В соответствии с правилами сложения векторов
из конца первого вектора проводят линию действия скорости . Далее из полюса проводят линию действия скорости в направлении перемещения
игловодителя (вертикально), так как первый вектор . Пересечение линий действия скоростей и определить положение точки в
на плане скоростей.
3
Определение ускорений звеньев механизмов иглы и нитепритягивателя и построение
плана ускорений
(16)
(17)
При ω=const касательная составляющая ускорений = 0, = 0.
Для построения плана ускорений выбирается масштаб ускорений Ka, м/(с2*мм), который рассчитывается как:
Ka = (18)
Из произвольно выбранной точки - полюса плана ускорений откладывают
(Ра) - откладывают вектор ac = направленный по линии CO1 к полюсу вращения О1
. В результате на плане ускорений получают точку с, к которой
направлен вектор aoC = ac .
Линейное ускорение точки D определяют путем решения следующих векторных уравнений:
, (19)
где a02 = 0 (точка О2 неподвижна).
Величины нормальных составляющих ускорений,
входящих в систему уравнений (19) определяют по формулам:
= = = ; (20)
= (21)
Векторы
касательных составляющих ускорений, входящих в систему уравнений (10) на плане
ускорений направляют следующим образом:
В соответствии с
уравнением (10) из конца вектора , т.е. точки с, на плане ускорений проводят
вектор параллельно
линии CD в направлении от точки D к полюсу вращения – точке С (вниз).
Далее из конца вектора проводят
перпендикуляр – линию действия .
Во втором
векторном уравнении (10) вектор , поэтому из полюса ускорений проводят вектор параллельно линии в направлении от точки к точке (влево). Из конца этого
вектора проводят перпендикуляр к нему – линию действия . Пересечение линий действий
касательных ускорений определяет положение точки d на плане ускорений.
Соединив полюс
плана ускорений точку с
точкой d, получают вектор ускорения . При этом все ранее
построенные векторы направлены к точке d.
Теорема подобия
справедлива и для плана ускорений. Поэтому значительно проще найти положение
точки е на плане ускорений, построив от линии cd треугольник cde,
подобный треугольнику CDE на схеме механизма и
сходственно с ним расположенный.
Для нанесения на
план ускорений точки е можно использовать метод засечек так же, как и при
построении плана скоростей. Для этого соответственно из точек d и c в нужном направлении делают засечки дуг радиусами, равными
длине векторов и
, мм:
(22)
На следующем
этапе кинематического анализа из полюса плана ускорений откладывают вектор направленный по линии ОА1
к полюсу вращения О1. В результате на плане ускорений получают точку
а, к которой направлен вектор .
Линейное
ускорение точки В определяют путем решения следующих векторных уравнений:
(23)
где =0 (точка О1 неподвижна).
Вектор нормальный
составляющей ускорения ,
входящей в систему уравнений (23) определяют по формулам:
. (24)
Вектор
касательной составляющей ускорения , входящих в систему уравнений (23) на плане
ускорений направляют следующим образом: .
В соответствии с
уравнениями (14) из конца вектора , т.е. точки а, на плане ускорений проводят
вектор параллельно
линии АВ в направлении к полюсу вращения – точке . Далее из конца вектора проводят перпендикуляр – линию
действия .
Во втором
векторном уравнении (14) вектор , поэтому из полюса ускорений проводят вектор параллельно линии в направлении к точке . Пересечение линий
действий касательного ускорения и ускорения определяет положение точки в на плане
ускорений.
Для нанесения на
план ускорений точек центров тяжести, можно воспользоваться теоремой подобия.
Например, для точки -
центра тяжести звена 5 – можно составить пропорцию:
(25)
и полученный
отрезок отложить из полюса по направлению к точке .
План ускорений
позволяет определить линейное ускорение любой точки на всяком звене, , используя следующие
формулы:
(26)
Построив план
линейных ускорений, можно определить угловые ускорения, , звеньев механизма:
(27)
Таблица 3: данные
для построения ускорений механизмов иглы и нитепритягивателя
|
|
|
|
|
|
11
|
0,54
|
3,4
|
64
|
106
|
0,028
|
1
|
2,9
|
1,9
|
43
|
70
|
0,058
|
2
|
45,4
|
2
|
64
|
106
|
0,008
|
4
Силовой анализ механизма
Силовой анализ
выполняется с целью определения усилий между звеньями в кинематических парах и
уравнивающей силы и момента на главном валу. Эти задачи имеют большое
практическое значение. На основании первой задачи решается вопрос о
коэффициенте полезного действия машины, вторая задача позволяет определить
необходимую мощность двигателя для приведения в действие машины.
Силовой анализ
необходим для расчета прочности звеньев, кинематических пар и станин механизмов
или машин при их проектировании.
Силовой анализ
проводят в порядке, обратном кинематическому анализу, т.е. начинают с наиболее
удаленных от ведущего звена структурных групп и заканчивают структурной группой
первого класса, состоящей из стойки и ведущего звена, т.е. кривошипа.
Началом силового
анализа является определение сил, действующих на звенья механизмов. Такими
силами являются силы тяжести звеньев , силы полезного сопротивления , силы инерции и другие внешние силы.
Силы тяжести
обычно определяются взвешиванием звеньев. Эти силы прикладываются в центрах
тяжести звеньев. Силы полезного сопротивления зависят от выполняемого
технологического процесса. Они устанавливаются экспериментально и
прикладываются в рабочих точках механизма.
Силы инерции
рассчитываются по формуле
,
(28)
где m – масса звена, г;
- ускорение центра тяжести
звена, .
Силы инерции
приложены в центре тяжести звена и направлены в сторону, противоположную его
ускорению.
Если звено
находится в сложном (плоскопараллельном) движении, то одновременно возникает
сила инерции, направленная против ускорения центра тяжести, и момент пары сил
инерции, направленный против углового ускорения звена.
Эта сила и момент
заменяются одной результирующей силой инерции, равной произведению массы звена
на ускорение его центра тяжести и приложенной в некоторой точке k.
Положение точки k, к которой приложена результирующая
сила инерции, определяет плечо h,
величина которого вычисляется по формуле
,
(29)
где Мu – момент сил инерции
Is – момент инерции звена относительно
оси, проходящей через центр тяжести звена; для стержня постоянного сечения;
(30)
- длина звена, м;
- угловое ускорение звена,
;
m – масса звена, кг;
- ускорение центра тяжести
звена, .
Подставим числа в
(30) формулу:
Подставим все в (29) формулу:
Для выполнения
силового анализа строят схему механизма в определенном масштабе длин , мм/мм, м/мм, и
прикладывают в соответствующих точках звеньев действующие силы. После этого
приступают к определению реакций в кинематических парах. Для швейных машин
силовой анализ, как правило, выполняют без учета сил трения. Их учитывают при
определении момента движущих сил, вводя коэффициент, равный 1,2-1,4.
Наиболее просто
силовой анализ можно выполнить графическим способом – путем построения планов
сил в некотором масштабе ,
Н/мм. Поскольку при силовом анализе в расчет вводят силы инерции и реакции
связей, то все силы, действующие на структурные группы 2 класса 2 порядка,
находятся в равновесии. Поэтому векторное уравнение этих сил, равняется нулю, а
многоугольник сил замкнут. Необходимо помнить, что кинематические цепи, имеющие
степень подвижности w=0, в силовом отношении
являются статически определенными. Условие статической определимости плоских
кинематических цепей записывается в виде:
,
(31)
где n - число подвижных звеньев;
- число кинематических пар 5 и 4 классов;
3 – число уравнений статики, которое
можно составить для каждого подвижного звена в плоскости.
В общем случае реакция
в поступательной кинематической паре 5 класса известна лишь по направлению
(перпендикулярно к направляющей), величина и точка ее положения неизвестны. Во
вращательной кинематической паре 5 класса известна точка приложения реакции (в
центре шарнира), величина же и направление ее неизвестны. В кинематической паре
4 класса известны точка приложения (в точке касания) и направление
(перпендикулярно касательной к профилям кривых) реакции. Неизвестна лишь ее
величина.
Для
уравновешивания кинематической цепи 1 класса вводят уравновешивающий момент или уравновешивающую силу . Связь между и устанавливается уравнением:
,
(32)
где - плечо силы относительно оси вращения
кривошипа.
При силовом
анализе при вращательном движении кривошипа вводят уравновешивающий момент.
Применительно к
механизму иглы универсальной швейной машины 1022 класса силовой анализ
выполняется в следующей последовательности.
Силовой анализ
начинают со структурной группы наиболее удаленной от ведущего звена, т.е. со
звена II класса, 2 порядка А-2--3-В. Эту цепь мысленно
отсоединяют от ведущего звена 1 и стойки 0, при этом вводятся реакции и . Индексы на обозначениях реакций и
кинематических пар принято ставить со стороны отсоединенного звена на
рассматриваемое. Реакция неизвестна
по величине и направлению, реакция приложена в точке В и линия ее действия
перпендикулярна направляющей ползуна.
Реакцию раскладывают на две
составляющие: по звену АВ и перпендикулярно этому звену, т.е.
.
(33)
Векторное
уравнение сил, действующих на рассматриваемую кинематическую цепь имеет вид:
. (34)
Сила полезного
сопротивления действует
не во всех положениях механизма, а лишь при рабочем ходе иглы.
Как видно из уравнения
(34) силы известны
полностью по величине, направлению и точке положения. В случае, когда силы
тяжести малы по сравнению с другими силами, их можно не учитывать.
В уравнении (34)
не вошли реакции ,
действующие между звеньями 2 и 3, приложенные в точке В. Эти реакции взаимно
уравновешиваются внутри структурной группы. Они относятся к разряду внутренних
сил. Эти силы определяются на последующих этапах силового анализа.
В уравнении (34)
имеются три неизвестные силы, и для их определения рассматривается равновесие
звена 2. Для этого звена векторное уравнение сил имеет следующий вид:
(35)
Для определения необходимо составить
уравнение моментов сил относительно точки В:
(36)
Моменты сил и равны нулю, так как их плечи равны
нулю. Тогда:
(37)
Для получения
составляющей реакции с
минусом следует повернуть ее на .
Далее приступают
к построению плана сил. Выбирают произвольную точку и откладывают от нее в соответствии
с уравнением (34) поочередно в масштабе векторы известных сил.
Модули (величины)
векторов сил зависят от выбранного масштаба сил , Н/мм, т.е.
(38)
Из конца
последнего вектора силы проводят
линию действия силы перпендикулярно
направляющей игловодителя (горизонтально), а из начальной точки проводят линию действия параллельно АВ. Точка пересечения последних двух
линий будет концом вектора силы и началом составляющей реакции. В соответствии с
уравнением (34) заменяют составляющие и на полную величину реакции . Из плана сил получают:
Затем определяют
реакцию ,
приложенную в шарнире .
Для этого используют имеющийся уже план сил и уравнение (36). Очевидно, реакция
будет направлена
по прямой линии, замыкающей начало и конец . Тогда
На следующем
этапе силового анализа рассматривают структурную группу 1 класса . Векторное уравнение сил
записывают в следующем виде:
(39)
где , равная .
Для определения сразу строят план сил в
том же масштабе .
Начиная от точки проводят
векторы , , . Конец последнего вектора соединяют
с точкой -
началом вектора .
Значение реакции составляет:
Величину
уравновешивающего момента определяют, составив уравнение моментов сил,
действующих на первое звено относительно точки , т.е.
(40)
Знаки «+» и «-»
показывают истинное направление .
Планы сил строят
для нескольких положений механизма, из которых находят наибольшее значение сил
и реакций. Эти значения сил используют в расчетах на прочность деталей
механизмов и кинематических пар машины.
Таблица 4: данные
для силового анализа механизма и для построения плана сил
|
|
|
|
|
|
|
h
|
11
|
86
|
41
|
-51,6
|
316,8
|
-6536
|
-186663,9
|
0,0014
|
1
|
60
|
50
|
-68,4
|
316,8
|
-456
|
-12943,9
|
0,0024
|
2
|
61
|
88
|
-103,2
|
316,8
|
-463
|
-13119,9
|
0,0042
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполняя курсовой
проект, я обобщила, углубила и закрепила знания, полученных мною на лекциях и
при выполнении лабораторных работ по дисциплине «Оборудование для швейного
производства и основы проектирования оборудования», и их применение при решении
технических, технологических, научных и экономических задач, возникающих при
проектировании швейного оборудования.
Также в процессе
работы я ознакомилась с основными этапами проектирования швейного оборудования,
изучила технологический процесс, осуществляемый на универсальной швейной
машине, научилась составлять и анализировать кинематические схемы
исполнительных механизмов. Еще я освоила методику проведения перемещений,
скоростей, ускорений звеньев механизмов и их отдельных точек, научилась
устанавливать законы изменения во времени этих величин, определять силы,
действующие на звенья механизмов, реакции в кинематических парах и давления на
станину машины. Таким образом, я научилась решать задачи кинематического и
динамического анализа механизмов, необходимого для выполнения расчетов
проектируемого швейного оборудования.
При выполнении
курсового проекта я учитывала основные задачи, стоящие перед швейной
промышленностью по техническому перевооружению производства, применению
современных средств механизации и автоматизации оборудования, созданию
конкурентоспособного оборудования, экономному использованию материальных и
трудовых ресурсов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теория механизмов
и механика машин [Текст]: учеб. для втузов/К. В. Фролов [и др.]; Изд. 4-е,
испр.; М.: Высш. шк., 2003. 496 с.: ил.
2. Иосилевич Г.
Б. Прикладная механика [Текст]: учеб. для вузов/ Под ред. Г. Б. Иосилевича; М.:
Высш. шк., 1989. 351 с.: ил.
3. Оборудование
швейного производства [Текст]: учеб. для вузов/ Вальщиков Н. М.; М.: Легкая
индустрия, 1977, 520 с.: ил.
4. Вальщиков Н.
М. Расчет и проектирование машин швейного производства [Текст]: учеб. для
вузов/ Н. М. Вальщиков; Л.; Машиностроение, 1973, 343 с.
5. Гарбарук В. П.
Расчет и конструирование основных механизмов челночных швейных машин [Текст]:
учеб. для вузов/ В. П. Гарбарук; Л.; Машиностроение, 1977, 231 с.
6. Лабораторный
практикум по машинам и аппаратам швейного производства [Текст]: учеб. пособие/
Б. А. Рубцов; М.: Легпромбытиздат, 1995, 256 с.
Рисунок 1.1
Пространственная кинематическая схема механизмов иглы и нитепритягивателя
машины 1022 кл.
1 – главный вал
2 – втулки
направляющие – подшипники скольжения
3 – шкив
(маховик)
4 – кривошип
игловодителя с противовесом
5 – палец
кривошипа
6 – шатун
7 – поводок
(шарнирная шпилька)
8 – стягивающий
винт
9 – ползун
10 – направляющий
паз
11 – игловодитель
12, 13 – втулки
игловодителя (верхняя и нижняя)
14 –
иглодержатель
15 – упорный винт
для крепления иглы
16 – игла
17 – рычаг
нитепритягивателя, надетый на внутреннее плечо пальца 5
18 –
соединительное звено
19 – шарнирный
палец
20 – установочный
винт для закрепления пальца в корпусе машины
21 – игольчатый
подшипник
Страницы: 1, 2
|