Идею самоокупаемости конверсии
осуществить нелегко, поскольку:
во-первых, государственный заказ на производство оружия
в экспортном исполнении составляет в некоторые годы не более 10% экспортных
возможностей российских предприятий;
во-вторых, доля России в мировой торговле оружием в последние
годы сократилась с 38 до 17%; вместо 3–4 млрд. долларов США поступления от
продажи составляют менее 2 млрд. долл. США;
в-третьих, на рынке вооружений царит ожесточенная конкурентная
борьба.
Поэтому поиск свободных ниш на
рынках вооружений необходимо совмещать с активным привлечением инвестиций из
местных и западных источников финансирования с целью ускорения процесса
перепрофилирования предприятий ВПК на выпуск гражданской продукции.
В соответствии с Законом «О
конверсии» были предусмотрены следующие статьи расходов:
• финансирование конверсируемых предприятий оборонного
комплекса (осуществляется дотированием; прежде всего, дотируются расходы на
содержание социальной сферы и уникального испытательного оборудования, незагруженного
в связи со снижением оборонного заказа);
• финансирование НИОКР гражданского назначения, выполняемых
по государственным конверсионным программам.
Отдельно финансируются две
государственные научно-технические программы, в которых велика роль и участие
конверсируемых предприятий:
• российская государственная космическая программа;
• программа развития гражданской авиации. Технология
производства на предприятиях оборонной промышленности опирается на мощный
научно-технический потенциал, который располагает фундаментальными и прикладными
исследованиями, зачастую превосходящими мировой уровень. Это создает
возможность для решения проблем перевода производства на новый
научно-технический уровень в гражданские отрасли. Поэтому инвестиции в
оборонную промышленность могут в широком смысле способствовать модернизации
технологий во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства, развитию
коммунального хозяйства городов и населенных пунктов, решению проблем
оздоровления окружающей среды и переводу производств на экологически чистые
технологии.
4. Производство традиционных и новых
конструкционных строительных материалов и тенденции их расхода в производстве
Производство конструкционных и
строительных материалов сосредоточено в нескольких отраслях промышленности –
черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов и
химико-лесном комплексе.
Предстоящий цикл обновления
основных фондов может стать «инвестиционным бумом» в России и вызвать положительные
сдвиги в производстве традиционных и новых конструкционных материалов. Как
известно, в прежние века главный конструкционный поделочный материал
олицетворял век, в котором из него производились орудия и предметы труда. Человечество
пережило Века камня, бронзы, железа. С конца XIX века основной конструкционный
материал – сталь. В середине XX века в экономической жизни высокоразвитых
стран все большую роль стали играть новые кострукционные материалы:
пластмассы, синтетические волокна, синтетический каучук, легкие металлы. Новые
качества приобрел камень – каменное литье, пиленые облицовочные блоки, керамика
и др. В новом виде предстал древний конструкционный материал – дерево: широкое
применение получили древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, клеевые
деревянные конструкции и т.д.
Изменится ли в XXI веке судьба
стали? Анализ развития мирового производства стали показывает, что за
двадцатилетие (с 1951 по 1970 гг.) производство стали, а также ее потребление
увеличились с 200 млн. почти до 600 млн. т, или в три раза. По десятилетиям
прирост производства составил: с 1951 по 1960 гг. – 80%, а за период с 1961 по
1970 гг. – 73%.
Несмотря на некоторое снижение
объема производства стали в СССР и за рубежом в этот период были построены
новые металлургические предприятия, введены крупные металлургические агрегаты,
усовершенствованы технологии, интенсифицированы металлургические процессы. По
прогнозам специалистов, в США, Японии, ФРГ и др. странах в перспективный
период производство стали в мире возрастет.
Еще до спада производства, в 90-х
гг. XX века, в СССР и в ряде других стран коренным образом изменилось
соотношение
темпов роста выплавки стали и
промышленного производства в целом. До первой мировой войны выплавка стали в
индустриальных странах росла более высокими темпами, чем промышленное
производство. В период между первой и второй мировыми войнами эти темпы были
примерно равны, а после второй мировой войны темпы роста производства начали
значительно отставать от темпов роста промышленности. В США выплавка стали в
некоторые годы даже снижалась, но объем производства в отраслях, потребляющих
сталь, – промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство –
непрерывно рос.
Причины этого экономического
явления заключались в том, что снижался расход стали на единицу промышленной
продукции и развивалось производство и применение заменителей. В
машиностроении нет ни одной отрасли, в которой не наблюдалось бы сокращение
расхода металла на единицу продукции. Этому способствовали и металлурги
развитием производства профилированного проката, а машиностроители – увеличением
доли штамповки и т.д. Например, использование толстого листа из
низколегированной стали толщиной 37,5 мм вместо листа из углеродистой
стали позволяет сэкономить 35% металла (по массе).
Сокращение потребления стали
произошло в результате уменьшения доли железнодорожного машиностроения – весьма
металлоемкой отрасли промышленности, а также применения нержавеющих и
легированных сталей, что позволило удлинить сроки эксплуатации машин.
Процесс увеличения мощности
турбин, генераторов, трансформаторов убедительно показывает, что расход
металла на единицу мощности сокращается. Резко сократился расход металла в
дизелестроении.
Некоторое снижение расхода стали
в ряде стран объясняется заменой ее алюминием, но выплавка алюминия по массе и
объему составляет в развитых странах 1–3% массы и объема стали. Алюминий
вытесняет главным образом медь, дерево, свинец и даже в перспективе не будет
оказывать большого влияния на тенденцию замены стали другими конструкционными
материалами.
Доля производства пластмасс также
незначительна по сравнению с выплавкой стали. Стоимость же пластмасс во
много раз выше стоимости стали, что отражается в соотношении цен на эти
материалы.
В будущем процесс замены стали
алюминием, магнием, пластмассами будет происходить более интенсивно, чем в XX
веке. Это повлечет за собой сокращение расхода стали. Однако не следует
переоценивать значение этого явления: роль стали как главного конструкционного
материала будет сохраняться и в XXI в.
Однако будущий век будет не
только веком стали, но и алюминия, пластмасс, композиционных материалов и т.д.
Время, когда один материал олицетворял собой «век», кончилось. Расширится
производство сплавов различных металлов, увеличится производство
композиционных материалов.
Композиционные материалы,
образованные объемным сочетанием химически разнородных материалов с четкой
границей раздела между ними, характеризуются свойствами, которыми не обладает
ни один из компонентов, взятый в отдельности.
Композиционные материалы можно
классифицировать по типу наполнителя: волокнистые, упроченные волокнами или
нитевидными кристаллами, дисперсно-упрочненные (упрочнитель в виде дисперсных
частиц) и слоистые, полученные прокаткой или прессованием разнородных
материалов. По прочности, жесткости и другим физико-химическим свойствам
композиционные материалы превосходят обычные конструкционные материалы.
Приведенные выше тенденции в
применении традиционных и новых материалов выдвигают перед экономической наукой
задачу глубокого изучения и прогнозирования развития прогрессивных направлений
производства материалов для всех отраслей народного хозяйства и приоритеты
инвестирования соответствующих производств.
5. Инвестиции в сферу услуг
В период перехода к рыночной
экономике в России динамично развивалось частное предпринимательство в сфере
услуг. Разгосударствление и приватизация проходили более динамично, чем в
сфере материального производства. Торговля, общественное питание, служба быта и
остальные услуги быстро приобрели новые формы экономической деятельности.
Низкая капиталоемкость услуг, невысокая стоимость инвестиционных проектов,
короткие сроки их реализации и высокая окупаемость вложений снизили степень
инвестиционного риска по сравнению с риском вложений в материальное
производство.
Частная инициатива, активность и
предприимчивость хозяйственных субъектов позволили найти решение
инвестиционной проблемы в этой сфере. В отличие от сферы материального
производства инвестирование в услуги не сдерживалось неопределенностью
рыночных условий и перспектив, а крупномасштабное скопление финансового и
торгового капитала, получение немалых прибылей облегчили инвестирование
капитальных вложений. Благодаря этому доля услуги жилья в общем объеме
капитальных вложений выросла с 27–28% в середине 80-х гг. до 44% в 1994 г. Это
объясняется тем, что в условиях плановой экономики этот сектор развивался
плохо. Потребности не удовлетворялись. Россия начинает сокращать огромный
разрыв в развитии этой сферы с ведущими зарубежными странами, где объем
капитальных вложений достигает 60–70%.
Развитие сферы услуг идет по пути
экономических решений. В мелкорозничной торговле в короткие сроки возникли
Отсутствовавшие ранее мелкие и мельчайшие формы ее организации – палатки,
лавки, киоски, павильоны легких конструкций и ярмарочного типа.
С помощью мелких торговцев в
короткие сроки решена проблема наполнения потребительского рынка, покупатель получил
возможность выбора товара. В последние годы произошло интенсивное насыщение
рынка современной информационной техникой, средствами связи. Вместе с тем
нужно отметить, что с потребительского рынка вытеснены товары отечественного
производства, особенно большой удар нанесен сельскому хозяйству вследствие
замены отечественной продукции импортными продовольственными товарами.
Намного ухудшились инвестиционные
возможности в службе быта. Большой скачок цен на услуги из-за их либерализации
в 1992 г. и дальнейший рост. В последующие годы привели к резкому падению потребительского
спроса на услуги службы быта и, как следствие этого, к сокращению объемов
реализации услуг, доходов предприятий и инвестиционных средств в сельской
местности свертывается сеть предприятий или меняется профиль услуг.
Большую тревогу вызывает
значительное сокращение инвестиций, вызванное острейшим бюджетным дефицитом в
социально-культурном направлении (образование, здравоохранение, театр,
социальные услуги и т.п.). В доперестроечный период материальная база этих
отраслей находилась в неудовлетворительном состоянии, а в последнее
десятилетие она заметно деградировала, что нанесло удар по социальному
прогрессу страны.
В последние годы очень динамично расширяются финансово-кредитные
учреждения. Количество коммерческих банков к началу 1995 г. достигло 2, 5 тыс.,
а число их филиалов превысило 5 тыс., страховых фирм 2, 5 тыс., 7–8 тыс.
туристических агентств. По темпам роста услуг в лидирующую группу входят
инвестиционные фонды и компании, фирмы, занятые операциями с недвижимостью,
ремонтом и реконструкцией помещений, предоставляющие услуги менеджмента,
маркетинга, рекламы, а также гостиничный бизнес, инновационные компании.
Коммерческие банки,
инвестиционные компании обходятся без крупных капитальных вложений они
расходуют инвестиции преимущественно на реконструкцию и модернизацию действующего
фонда нежилых помещений. Много помещений арендуется, что сокращает расходы
государства на содержание, бюджет получает дополнительные средства за счет
развития этой сферы. Кредитно-финансовые учреждения и фирмы деловых услуг
лидируют в компьютеризации управленческих работ.
Таким образом, в экономике
стремительно развивается сектор услуг, роль которого в настоящее время трудно
оценить, так как наряду с положительными фактами имеются и отрицательные. Именно
через этот сектор идет утечка финансовых ресурсов за рубеж, и вместо
отечественного производителя финансируется промышленность и сельское хозяйство
других стран. Всему этому сектору следует повернуться к нашим производителям и
через кооперативные формы организовать конкуренцию импортным товарам нашими
товарами, гарантирующими высокое качество, высокую моду и экологическую чистоту
технологий производства и самих потребительских товаров.
В развитии сферы услуг, ее
инвестировании в настоящее время есть недостатки, связанные с неравномерным
размещением услуг по территории России. Многие виды услуг сконцентрированы в
нескольких крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем
Новгороде. Уровень технической оснащенности сферы услуг в других городах и
регионах до сих пор остается крайне низким. Даже банковская система по
научно-техническому уровню на порядок отстает от зарубежных стран. Крупные
коммерческие банки создают современные расчетные центры, а множество мелких
банков, филиалов, особенно периферийных, оснащены самым примитивным
оборудованием.
В отличие от материальной сферы
производства, где падение инвестиций было повсеместным явлением, падение инвестиций
в сфере услуг в одних отраслях сочеталось с подъемом инвестиций в других.
В каждой отрасли услуг и на
каждом предприятии необходим поиск новых путей и средств преодоления
инвестиционных трудностей и обеспечения финансовыми ресурсами.
В социально-культурных отраслях
решение этой проблемы должно быть связано с повышением доли финансирования за
счет бюджета и благотворительства (меценатства). Бюджетные средства необходимо
в значительных размерах дополнять внебюджетными. На инвестиционные цели
следует мобилизовать средства частных предпринимателей и фирм других отраслей
хозяйства, фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, иных
фондов, благотворительные взносы и пожертвования, иностранные инвестиции. С
углублением коммерциализации социально-культурных услуг крупным источником
финансирования должны стать собственные накопления предприятий и учреждений, а
также кредитные ресурсы.
Может дать большой экономический
эффект практика многоканального финансирования инвестиционных программ и
проектов при различных комбинациях бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов.
За рубежом такая практика существует давно, в наших условиях она пока не нашла
широкого распространения. При этом привлечение внебюджетных ресурсов для
инвестирования социально-культурных объектов не должно вести к сокращению
бюджетного финансирования, которое следует увеличивать как из бюджетов
субъектов Федерации, так и из федерального бюджета.
Большое значение для нормализации
инвестиционного климата в сфере услуг имеет дальнейшее развитие мелкого и
среднего предпринимательства, которые должны занять основные позиции в
большинстве отраслей услуг. Только на этой основе может формироваться
конкуренция, без которой немыслим рынок с его механизмами, создание
экономической мотивации в развитии производства, обновление технологий и
технических средств, переход к интенсивному использованию основных фондов и
преодоление монополизма.
Расширению сферы услуг, мелкого и
среднего предпринимательства должны способствовать льготы по налогообложению,
кредитным операциям, регистрационный принцип организации бизнеса.
6. Заключение
В Российской банковской
энциклопедии, под реакцией О.И. Лаврушина, термин “инвестиции” трактуется как
долгосрочное вложение капитала внутри страны и за рубежом в виде реальных и
финансовых инвестиций. Под реальными понимают инвестиции, в результате которых
происходит приращение капитала (вложение в новые здания, оборудование,
товарно-материальные ценности и т. п.), под финансовыми — вложение капитала в
акции и другие ценные бумаги. В зависимости от субъекта, составители энциклопедии
различают инвестиции частные (полностью сосредоточенные на получении прибыли) и
государственные (помимо получения прибыли направлены на регулирование экономики
и проведение определенной структурной политики).
Изложенные точки зрения
далеко не исчерпывают разброс мнений по проблеме классификаций инвестиций.
В заключение отметим, что
характеристикой инвестиционной деятельности является инвестиционная
активность, отражающая в динамике размер и структуру инвестиционного портфеля.
Здесь под понятием портфель мы понимаем всю совокупность собранных воедино
различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения
конкретной цели субъекта инвестиционной деятельности. И чем больше объем
портфеля, чем разнообразнее его структура, тем для хозяйствующего субъекта, а
также инвестора, яснее стратегическая перспектива. Общественное значение
инвестиционной активности определяется ее содержанием (структурой инвестиций),
направленностью и тем, насколько она отвечает объективным потребностям
экономики в стратегической перспективе.
Список использованной
литературы:
1. С.И. Абрамов
«Инвестирование». – М.: Центр экономики, 2001 г.
2. Л. Дж. Гитман, М. Джонк
«Основы инвестирования». – М.: Дело, 1999 г.
Страницы: 1, 2, 3
|