И сейчас в мордовских селениях продолжают
праздновать Пасху. Обязательно красят яйца.
Ходят семьями на кладбище поминать умерших.
Насыщены обрядами были дни перед началом сева,
когда устраивали кереть озкс — моление плуга
— первое весеннее моление. В некоторых селениях на общественные деньги
покупали быка, резали его и варили мясо для
общей трапезы. В мокшанском селе Урюм Татреспублики резали селезня, из которого тут же варили суп, из каждого
дома выносили по караваю хлеба.
Назначенные для моления старики становились возле скатерти лицом к
востоку и один из них произносил молитву: «Шкай - паз кормилец, тряй — паз кормилец, тебе мы молимся с печеным хлебом, с яичницей из белых яиц, с мясом живой души и с
коровьим и с овечьим. Молимся, вниз
поклоны делаем, ты прими наши поклоны, услышь твоим слышащим ухом, взгляни
видящим оком твоим, открой широкую твою дверь, взгляни в светлое окно свое, дай нам урожай хлеба, что посеют в землю, какое зерно бросят - дай им широкий корешок,
толстую соломушку, длинный колосок,
полное зернышко. Дай, шкай кормилец, сверху дождичка,
теплую росицу» [8, с. 397]. После моления
все приступали к угощению, а потом назначали день сева и
выбирали человека, который должен был выехать первым.
Наряду с общественным
молением началу сева посвящались семейные и родовые озксы.
Вечером все члены семьи запирались в избе, хозяин
зажигал свечу и клал под образами горсть зерен из предназначенных для сева. Затем он усердно молился об успешном севе и богатом урожае,
для себя, на долю нищих и безродных.
Перед севом в жертву
божествам приносили хлеб, пироги, блины, гуся или
курицу, яйца. Так, в Саранском уезде после окончания сева на поле оставляли корзину с яйцами. Во многих местах перед началом сева зарывали
яйцо около межи, чтобы зерна были такой же величины. Яйца закапывали в землю и перед посадкой огородных культур, чтобы был обильный урожай. То есть яйцо воплощало собой идею плодородия [13, с. 214].
После окончания посевных
работ мордовские крестьяне совершали ряд молений, которые
должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший
урожай, здоровье людям и скоту, благополучие в хозяйстве. Проводились
моления или всей общиной (велень озкс), или отдельными группами
мужчин (атянь озкс) и женщин (бабань озкс или бабань каша).
Самым главным молением было
обще сельское: велень озкс или велень пуре. Оно могло
проводиться как на троицкой неделе, так и после нее - вплоть до Петрова дня.
К нему тщательно готовились — подбирали жертвенных
животных, готовили пищу, варили от 200 до 400 ведер пуре. Обычно моление длилось три дня. В первые два дня
молились верховному богу и
покровителям различных природных стихий, а на третий день устраивали солдат - озкс - просили здоровья и
легкой службы для солдат [19, с.
32].
Кульминацией всей
весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы, который впитал прежние
дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности,
которая в это время распускалась и цвела.
Зеленью и цветами во время
летних праздников украшали дома, улицы, церкви. Девушки всю
троицкую неделю ходили в венках из листьев и цветов. Центральным
предметом троицкого цикла была украшенная березка, вокруг которой
развивались основные события; ее называли «кизень чи» (летний день) и как будто «приводили» в деревню. Перед этим ее несколько раз окунали в реку, прося Ведь аву «вымыть летний день», чтобы он стал белым
и красивым. Затем березку проносили по всему селу.
В конце троицкой недели
устраивался традиционный массовый карнавал Тундонь ильтямо —
который и сейчас проводится во многих мордовских селах. Для него опять наряжали
березку. Главным персонажем здесь выступала
Весна - девушка с большим венком на голове. В некоторых селениях каждый конец выбирал свою Весну и наряжал
свою березку. У мордвы Саратовского уезда Весну олицетворял большой
крест из цветов, который одевали в женскую
одежду [22, с. 136]. Ряженых угощали,
а они пели и плясали, разыгрывали сценки, имитирующие трудовые процессы.
При движении процессии ее участники обливали зрителей вином или пивом. Заканчивался обряд на ржаном поле или
у речки. Здесь бросали березку и ритуальный венок Весны. На поле девушки
разбрасывали и свои кольца. Таким образом они стремились передать земле
свою молодую силу, что должно было
способствовать хорошему произрастанию растений.
Мордовские девушки украшали
себя зеленью и цветами и в Петров день. Накануне они топили
баню, где мылись мочалками из растений и цветов, а затем
раскидывали их на полу бани. В этот праздник молодые люди хлестали
друг друга зелеными ветками. Все это должно было обеспечить им здоровье,
красоту и плодовитость.
В начале лета проводились
обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов.
Мордва считала, что возделанная земля имеет специальных духов-покровителей. Во
время цветения ржи она (богиня пашни, или урожая) в
полночь дает знать о предстоящем урожае свистом, о неурожае
воплем. Рассердить ее в это время очень опасно. В старину мордва всячески старалась не производить шума в это время - не
выходила
на двор и сидела по избам с закрытыми окнами. Пакся-ава сама строго блюла тишину
и старалась охранить нивы в том случае, когда начинался
ветер, упрашивая Варм-аву поберечь хлеб. Подобно домовым,
богиня полей тесно связывает свои интересы с интересами
селения, которому принадлежат поля [25, с. 190-191].
Между Троицей и Петровым
днем пожилые женщины совершали моление на меже - грань
озкс. Оно проводилось с целью задобрить Мода аву и
Модань паза (богиню и бога земли), которые обеспечивали плодородие, чтобы они не «ушли» на соседние поля. Для этого их «угощали» различными блюдами и медовым
квасом. В засушливое время устраивали моления о дожде - пиземе озкс. С молитвой о дожде обращались к богине воды Ведь аве. При этом проводилось оно около ручья, реки,
озера и т.п. Ходили молиться о
ниспослании дождя и на кладбище. Для усиления молитвы нередко обливали водой друг друга, прохожих или
могилы, причем наиболее старые из
них.
В течении лета проводились
также моления перед началом сенокоса -«лайме озкс», на
котором резали двух овец и просили богов помочь вовремя скосить
сено, сметать его в стога, и чтобы оно пошло на пользу скоту. Перед началом прополки полей молились богине поля Пакся аве, прося ее помочь в
работе.
В весенне-летний период
возрастала обрядовая роль девушек и женщин, которые являлись
олицетворением плодоносящих сил. Причем, весной
главенствующее место занимали девушки, подчеркивающие своей молодостью и
красотой пробуждающиеся силы природы. А поздней весной и в
начале лета основные обрядовые функции переходили к замужним женщинам. Именно в
это время, от конца сева до колошения хлебов, проходили
в мордовских деревнях женские братчины - «авань поза», «авань брага», «авань пия». Во время них обязательна была трапеза, на которой употреблялись
мучные блюда и каша, а также напитки, приготовленные на основе ржаного солода: пива, брага.
Участницы молили богов об
удачном урожае, благополучии своих семей. Они также принимали в
свое сообщество молодушек, вышедших замуж в течение последнего
года. Одна из старших женщин, ударяя молодушку по спине
три раза кнутиком, приговаривала: «алыяк! алыяк!» (т.е. несись,
несись) [8, с. 362], желая ей таким образом иметь побольше
детей. После того женщины обрызгивали ритуальным напитком посевы, скот, людей,
чтобы они лучше росли и плодились.
Таким образом, в весенне-летних праздниках
применялись многие символы плодородия,
использовавшиеся и в зимнем цикле: зерно, хлеб, изобилие мучных блюд (блинов, лепешек, пирогов, каш). Но весной и летом
использовались и другие элементы: растительность, сельскохозяйственные орудия,
яйца - как важный ритуальный символ плодородия.
2.3. Осенние праздники и
обряды
В осеннем цикле самое
важное место занимают обряды, посвященные началу
и окончанию уборочных работ и сбора плодов. По народным поверьям
боги не всегда охотно расставались с дарами земли. Поэтому перед началом сбора
фруктов, овощей и злаков в их честь устраивались моления.
Первым осенним праздником
был яблочный спас. В этот день каждый хозяин брал яблоки
для осв щения в церковь, а потом в своем доме совершал моление в честь
покровителя яблонь, чтобы тот сохранил зеленые яблоки от бури и ураганов, от мышей
и зайцев, чтобы яблоки уродились сладкие и их было
много. Затем все садились за стол и ели яблоки, отделяя кусочки для умерших предков.
Устраивались моления и в
честь богинь земли - Мода авы, поля — Пакся авы, плодородия
- Норов авы. Им молились перед началом жатвы, прося
их благополучно провести ее, чтобы не порезать руки серпом, чтобы не получить солнечный удар. После окончания жатвы проводили «тарваз озкс» - моление серпа. Пакся ава, по верованиям мордовского крестьянства, жила во ржи. Оставив в стороне восхода солнца полоску несжатой ржи,
связывали колосья вместе, под ними стелили белое полотенце с хлебом и солью на
нем, серпы втыкали в землю у этого клочка, сами садились на последний сноп, и старшая из женщин благодарила хозяйку поля за урожай:
Милостивая мать поля,
Дала ты нам зерна,
Не обижая наши сердца,
Колосья ржи полны
Серебряным, золотым зерном
[11, с. 312].
После молитвы старшая из
женщин навертывала колосья на серп и вырывала их с
корнем. Зерна с этих колосьев скармливали курам, чтобы у них
было много яиц.
Одним из самых
торжественных, многолюдных и архаичных обрядов осеннего
цикла был большой трехдневный праздник «велень озкс» - сельское моление. По-другому его называли «паронь пандома» - буквально: плата за добро. На нем выполнялось множество ритуальных действий: зажжение
родовых свечей — «штатолов»,проведение обрядовой трапезы, пение молитвенных песен — «пазморот», приношение жертвы божествам и т.д.,
чтобы заручиться благоволением покровителей, добиться от них содействия в получении необходимых благ [24, с. 80].
Руководили этим молением
выбранные старики — «озатя». Они благодарили богов за хороший
урожай, за дождь и солнце, просили сохранить собранный хлеб от
пожаров, от грызунов, от гниения. В благодарность они отламывали
от каждого кушанья по кусочку и зарывали их в землю, бросали в
воду или вешали в специальном туеске на дерево - для богов.
После этого все приступали к общему обеду.
Примерно через неделю после
велень озкса устраивали семейное моление, в котором принимали
участие и замужние дочери. Оно посвящалось домовому Керень
шочконь (м.) и покровительнице дома и двора Куд-Юрт
аве (э.). Для них резали две овцы - черную и белую, варили пиво. Все кушанья ставили на стол и просили у покровителей дома здоровья и благополучия для хозяев, благодарили их за помощь. Затем всех присутствующих обносили пивом и едой, которую клали на горбушку хлеба. Часть еды отделяли под порог — домовому и в подпол — Куд—Юрт аве [16, с. 402-403].
Иногда в начале осени
проводили озим озкс (моление озимых). Его обязательно делали, если озимые плохо
всходили. Устраивали это моление прямо на поле. В жертву
Пакся аве приносили корову или двух овец. Ее молили
защитить хлеб от ветра, града, мороза и сильной жары.
В начале октября праздновался
Покров. Этот праздник считался женским. Мордовки проводили
обряд «покров баба». На каждой улице одна из
женщин надевала вывернутую шубу, обувала худые лапти, на шею вешала пучок
пеньки, из пеньки же делала бороду, садилась верхом на палку, брала в руки веник и так ходила из дома в дом. Войдя в дом, она плясала и пела, веником проводила по стенам и потолку комнаты, как бы выгоняя тараканов и сверчков:
О чем поет покров баба?
О чем пляшет покров баба?
Об овине, о двух,
О двух хвостах белок,
О блохе, прицепившейся к
платью,
О клопе, прилипшем к стене
[11, с. 313-314].
Таким образом, одной из целей
этого обряда было уничтожение насекомых, но она не
единственная. Покров баба высказывала пожелание женить
сына. В каждом доме женщине давали пирог, за который она благодарила:
«Пусть уродится хлеб, чтоб на будущий год еще больше был пирог».
Так же, как и при проведении
других мордовских обрядов, исполнение покров бабы разрешало несколько задач:
семейно-бытовых и аграрных.
Начиная с Покрова в
мордовских селениях проводился праздник, который был
своеобразным ритуалом перехода девушек в старшую молодежную
группу. Назывался он «Тейтерень пия кудо» - девичий дом пива.
Название его отражало как основной состав участников-девушек, достигших брачного возраста, так и основное угощение - пиво, которое варилось из собранных продуктов в специально нанятом доме. В больших
населенных пунктах нередко было несколько таких изб.
Проводился праздник в
течение семи - десяти дней. Задолго готовились к празднику:
варили брагу, вкусную еду, вышивали подарки к будущей
свадьбе, учились причитывать, осваивали искусство многоголосного
пения, составляли к предстоящим вечерам отдельные программы
для стариков, молодых женщин, молодежи, изготавливали костюмы
и реквизит для персонажей народных представлений (Покров Баба, Адямот, Казаки и
т.д.) [5, с. 310].
«Девичий праздник» как бы
завершал весенне-летний цикл молодежных гуляний, во время
которых молодые и их родители присматривали будущих
супругов. Для тех, кто не успел этого сделать, данное
празднество было хорошим шансом наверстать упущенное перед зимним свадебным сезоном.
Тема брака присутствовала на
всем протяжении праздника. Так, в один из дней девушки разыгрывали свадебный
ритуал, причем в роли «невесты» выступала одна из девушек,
первый раз пришедшая в «девичий дом».
С темой брака тесно
переплеталась тема плодородия, которая присутствовала
здесь, как и в других традиционных праздниках мордвы. Тем более,
что основные участницы праздника - зрелые девушки, будущие матери, олицетворяли репродуктивные силы природы. Поэтому их обрядовые действия имели, по народным поверьям, особую силу. Так как праздник «Тейтерень пия кудо» проходил после окончания основных полевых работ, то его участницы часто исполняли песни и припевки, в которых отражена забота об урожае. Перед началом праздника руководительницы праздника — «Отоманки» или «Покшкеть» ездили на озимое поле, где благодарили богиню плодородия Норов аву за собранный
урожай и просили не оставлять людей своими милостями в будущем.
Спасибо тебе за урожай
хлебов, Спасибо за богатство ржаного поля.
Помоги уродиться хлебам и на
будущий год, Подними поля наши и в следующее лето
[5, с. 313].
Девушки также ходили по
утрам провожать за околицу стадо, желая скоту уберечься от
хищников и принести своим хозяевам больше молока, шерсти
и т.п.
Не последнюю роль играли в
«девичьем празднике» и развлекательные моменты. Это было
настоящим зрелищем с музыкой, песнями, танцами, играми, ряжением. Оно собирало
множество зрителей, которые и сами
принимали участие в веселье.
В конце октября проходило семейное моление в
овине. Хозяин и его жена приносили в жертву
Авын аве - держательнице овина, курицу или красного петуха за то, чтобы она помогла им благополучно обмолотить собранный
хлеб, не сжечь его при сушке. По наступлении морозов хозяева молились Мороз ате
- старику Морозу. Для него варили кисель из овса, ржи или гороха и выставляли его на окно. «Старика» просили принять угощение и не бить озимые посевы. На этом осенние
земледельческие ритуалы заканчивались.
Итак, осенние
земледельческие обряды и праздники мордвы также отличались большим
разнообразием.
Заключение
На основании всего
вышесказанного можно сделать следующие выводы:
-традиционная
обрядность мордвы представляет собой самобытное явление, имеет корни, восходящие к глубокой древности, и является
неотъемлемой частью народной культуры. Являясь отражением общественно-бытового уклада, трудовой
деятельности, знаний о жизни и природе,
эстетических, нравственных представлений народа, обряды являются важным фактором сохранения и развития
этнического самосознания мордвы;
- в
этнографической науке имеется множество точек зрения о критериях классификации традиционных обрядов; в
данном исследовании
рассматриваются календарные –
связанные с трудовой деятельностью (а именно - с земледелием) обряды и
праздники мордвы;
- в основе всех общественных и семейных праздничных обрядов
мордвы лежат хозяйственные занятия, и
прежде всего земледельческая деятельность; земледелие издревле было
основным занятием мордвы, поэтому обряды
земледельческого цикла занимали ведущее место в ее культуре.
Во всех традиционных праздниках мордовского
народа мы видим сочетание христианских элементов с языческими, и почти во всех
языческое сочеталось в большом количестве.
Следует отметить, что ни одно общественное
или семейное мероприятие не обходилось без проведения моляна зимнего, весенне-летнего или осеннего сезона
с определенным ритуалом, который
включал в себя и религиозно-магические обряды, и словесно-заклинательные
песнопения, и музыку.
Народные праздники мордвы были тесно связаны с ее
жизненным укладом. Они привлекали людей не
только своим магическо-утилитарным назначением,
но и зрелищностью, интересом к определенному сюжету, желанием каждого человека
повеселиться, показать свои способности в плясках, хороводах, песнях. Полный цикл земледельческих праздников
полностью отмечался примерно
до начала XX века. Они являлись своеобразными
вехами, которые делили трудовой год крестьянина на определенные
периоды. Теперь они утратили эту функцию регулятора трудовых
процессов, их число намного сократилось. Многие традиционные праздники сейчас
преобразуются в праздники проводов зимы, встречи лета, Нового года, праздники урожая и т.п. То есть постепенно из сезонных обрядов выветривалось прежнее их содержание,
некогда вполне серьезное и даже
жизненно важное, и они превращались в чисто увеселительные действия или даже в детские развлечения. Старый
магический смысл обрядов и лежащие в их составе хозяйственные мотивы
забываются.
Традиционные обычаи и обряды
несут в себе огромный гуманистический потенциал. Они являются
могучим средством национального воспитания и сплочения народа, приобщения
молодежи к культуре предков, богатой и
самобытной, а через это и к общечеловеческим ценностям.
Выпадение обрядовых ценностей из культурного
комплекса народа негативно отражается на
целостности этноса. Поэтому культуру предков надо сохранять для будущих потомков.
В последнее время много пишут и говорят о
сохранении духовного наследия мордовского
народа, в том числе его лучших обычаев и традиций. Много делают в этом
плане Институт национальной культуры, Поволжский центр культур финно-угорских народов и другие учреждения культуры Республики
Мордовия. В программу всех учреждений образования включен национально-региональный компонент. Главным на
сегодняшний день является решение
вопросов сохранения и развития самобытности, традиций, языка, культуры,
образования мордовского народа.
Страницы: 1, 2, 3
|