Для Калининградской области
характерен высокий миграционный прирост. Коэффициент миграционного прироста,
составлявший в 1999 году 3,8 человека на 1 тыс. населения (в среднем
по России - 1,1), в 2000 году вырос на 39,5 процента. Пик миграционного
прироста приходился на 1994 год (20 человек на 1 тыс. населения).
Таблица 13
Основные демографические показатели
|
1998 год
|
1999 год
|
2000 год
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения (на конец года), тыс. человек
|
951,3
|
948,5
|
946,7
|
Родившиеся, тыс. человек
|
7,6
|
8,4
|
7,9
|
Умершие, тыс. человек
|
12,6
|
15,7
|
14
|
Естественный прирост, тыс. человек
|
-5
|
-7,3
|
-6,1
|
Коэффициент естественного прироста, человек на 1 тыс. населения
|
-5,3
|
-6,8
|
-7,3
|
Коэффициент миграционного прироста, человек на 1 тыс. населения
|
13,7
|
3,8
|
5,3
|
По охвату детей дошкольными
учреждениями (49,5 процента) область занимает 45-е место среди регионов
Российской Федерации, по обеспеченности местами детей в этих учреждениях - 66-е
место.
Численность врачей на 10 тыс. жителей
сократилась с 37,7 человека в 1992 году до 34 человек в 1999 году (57-е место),
среднего медицинского персонала - со 109,1 до 101,1 человека (69-е место),
число больничных коек - со 135,9 до 119,9 человека (45-е место).
По целому ряду показателей
заболеваемости Калининградская область значительно превосходит среднероссийский
уровень и уровень сопредельных государств (Литвы и Польши). Наблюдается рост
заболеваемости туберкулезом: областные показатели превышают среднероссийские и
составляют 91,5 человека на 100 тыс. населения, заболеваемость детей - 69,6
человека на 100 тыс. детского населения. В регионе сложилась эпидемическая
ситуация по ВИЧ-инфекции. Отмечается увеличение онкозаболеваемости. Ухудшается
наркологическая ситуация. Данные факторы обуславливают необходимость развития
материально-технической базы здравоохранения.
Бюджетные расходы на душу населения
(с учетом прожиточного минимума) остаются ниже среднероссийского уровня. Ниже
среднего и удельные расходы на образование, культуру и искусство,
здравоохранение и физическую культуру, средства массовой информации, социальную
политику, а также на жилищно-коммунальное хозяйство. В расчете на душу
населения капитальные вложения не превышают 26 процентов от
среднероссийского уровня.
Таблица 14
Структура доходов и расходов
консолидированного бюджета Калининградской области
(процентов к итогу)
|
1998 год
|
1999 год
|
2000 год
|
|
|
|
|
Доходы - всего
|
100
|
100
|
100
|
в том числе:
|
|
|
|
налоговые
из них:
|
75,5
|
78,9
|
78,6
|
налог на прибыль
|
20,1
|
30,8
|
27,3
|
подоходный налог
|
27,7
|
20,7
|
21,5
|
НДС
|
12
|
9,5
|
8,6
|
акцизы
|
2
|
3,4
|
6,4
|
неналоговые
из них:
|
13,8
|
8,2
|
7,5
|
доходы от аренды
|
15,7
|
25,8
|
25
|
доходы от продажи имущества
|
2,3
|
6,5
|
1,6
|
Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений
|
10,7
|
11
|
13,9
|
Расходы
|
100
|
100
|
100
|
в том числе:
|
|
|
|
управление
|
10,5
|
8,6
|
9,1
|
промышленность, энергетика и строительство
|
1,2
|
0,9
|
0,9
|
сельское хозяйство и рыболовство
|
2,7
|
2,6
|
3,1
|
транспорт и связь
|
2,8
|
2,3
|
1,8
|
жилищно-коммунальный комплекс
|
25,9
|
29,9
|
33,0
|
социально-культурные мероприятия
из них:
|
47
|
46,1
|
45
|
здравоохранение и физическая культура
|
14,4
|
14,5
|
15,8
|
образование
|
23,0
|
22,3
|
20,2
|
культура
|
2,1
|
2
|
2,5
|
социальная политика
|
7,5
|
7,3
|
6,5
|
Обслуживание государственного долга
|
0,0
|
0,0
|
0,2
|
Финансовая помощь бюджетам других уровней
|
24,9
|
13,2
|
16,7
|
Прочие расходы
|
7,5
|
6,2
|
3,8
|
Глава 3. Культура
Калининградской области
В 2003 г. Калининградскому областному
управлению культуры исполнилось 50 лет, что было отмечено торжественных
мероприятий и подведением итогов деятельности.
Сейчас в Калининграде действует ряд
художественных студий, кружков, секций, работают дворцы культуры, дворец
творчества детей и юношества.
Помимо областного Драматического
театра, работают Театр на Бассейной, Тилизит-театр Марчелли (г. Советск), театр
«Зеркало», ряд студенческих и самодеятельных театров и театральных студий,
принимающих участие в ежегодном областном фестивале «Равноденствие».
Активно ведется музейная деятельность
в рамках Историко-Художествненого музея и его филиалов, Музея Янтаря и музеев
городов области. В ряде городов на базе местных памятников культуры работают
исторические общества (напр., при замке Инстенбург в г. Черняховске).
Активно развиваются культурные связи
с Москвой, Санкт-Петербургом, другими городами России, а также с Польшей, Германией,
Швецией, Данией и др. странами. Постоянно проходят дни национальной культуры
различных народов.
Полностью охватить весь спектр
культурной деятельности области в рамках одной работы не представляется
возможным. Главным вопросом на сегодняшний момент является подготовка к
юбилейным торжествам в честь 750-летия города.
Заключение
В заключение хотелось бы высказать
некоторые соображения относительно перспектив дельнейшего развития
калининградской области.
Федеральная политика в отношении
Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской
области как неотъемлемой части Российской Федерации, на развитие интеграционных
связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного
положения в общеевропейском хозяйственном пространстве, трансформацию
экономической структуры региона в направлении развития экспортного потенциала.
Позитивное влияние может также
оказать достижение между Российской Федерацией и Европейским союзом
договоренностей о развитии Калининградской области как региона сотрудничества.
Важным моментом представляется
обеспечение устойчивого функционирования энергетического комплекса региона,
поскольку
Калининградская область
характеризуется почти полной зависимостью от поставок энергоносителей в регион.
Отсутствие прямых связей с российской
энергосистемой и стремление стран Балтии перевести электростанции на синхронную
работу в энергосистеме Европейского союза в связи с вхождением в эту
организацию существенно снижают энергетическую безопасность области.
Положение осложняется отсутствием
долгосрочных соглашений с Литвой и Белоруссией о транзитном энергоснабжении
Калининградской области, что может привести к полной энергетической изоляции
региона от энергосистем России.
Благодаря своему географическому
положению Калининград имеет предпосылки для превращения в крупный узел связи и
телекоммуникаций, соединяющий не только Россию и Европу, но и различные страны
Балтийского региона. Для этого необходимо наличие достаточно мощных, имеющих
большую пропускную способность систем связи, позволяющих обеспечить высокое
качество услуг с использованием всего спектра передовых технологий.
Наконец, важной задачей является
создание условий для развития туристско-рекреационного комплекса, способного
стать одним из эффективных рычагов структурной перестройки экономики.
Целью государственной политики в
сфере туризма и рекреации в Калининградской области является создание и
развитие на ее территории конкурентоспособной туристско-рекреационной
индустрии.
Достижение этой цели предполагает:
- совершенствование
нормативно-правовой базы развития туризма и рекреации;
- развитие межрегионального и
международного сотрудничества;
содействие развитию инфраструктуры
туризма;
- создание системы информационного
обеспечения сферы туризма, в том числе путём широкого внедрения новых
информационных технологий, проведение активной рекламной деятельности по
продвижению туристских продуктов Калининградской области на внутренний и
внешний рынки;
- дальнейшее совершенствование
региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
туристских кадров.
Реализация указанных мер будет
способствовать переходу от фрагментарного к комплексному подходу решения
проблем туристистско-рекреационного комплекса области.
Устойчивое развитие отрасли окажет
стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность
и сельское хозяйство, объекты культуры. В результате этого будут привлечены
дополнительные финансовые ресурсы в экономику области, обеспечена занятость
значительной части населения, а также повышен спрос на транспортные
пассажирские перевозки, продукцию местных товаропроизводителей.
Список источников и литературы
1. Статистический сборник
Госкомстата РФ. Калининград, 2001.
2. Статистический сборник
Госкомстата РФ. Калининград, 2003.
3. Федеральная Целевая Программа
развития Калининградской области на 2000 – 2010 гг.
Страницы: 1, 2, 3
|